Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности

Группа Геометрическая форма Сигнальный цвет Смысловое значение
Запреща­ющие знаки Круг с попереч­ной полосой Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности - student2.ru Красный Запрещение опасного поведения или дей­ствия
Предупреж­дающие знаки Треугольник Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности - student2.ru Желтый Предупреждение о возможной опасно­сти. Осторожность. Внимание
Предписы­вающие знаки Круг Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности - student2.ru Синий Предписание обяза­тельных действий во избежание опас­ности
Знаки по­жарной безо­пасности Квадрат или прямоугольник   Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности - student2.ru Красный Обозначение и ука­зание мест нахожде­ния средств противо­пожарной защиты, их элементов
Эвакуаци­онные знаки и знаки меди­цинского и са-нигарного на­значения Квадрат или пря­моугольник   Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности - student2.ru Зеленый Обозначение направ­ления движения при эвакуации, спасении, первая помощь при авариях или пожарах. Надпись, информа­ция для обеспечения безопасности
Указатель­ные знаки Квадрат или пря­моугольник Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности - student2.ru Синий Разрешение. Указа­ние. Надпись или ин­формация

Безопасность эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин обеспечивается сле­дующими методами:

— определением размера опасной зоны ПТМ;

— расчетом на прочность канатов и грузозахватных устройств;

— определением устойчивости кранов;

— применением средств защиты от механического трав­мирования механизмами ПТМ;

— применением специальных устройств обеспечения без­опасности;

— регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.

Эксплуатация грузоподъемных кранов определяется нор­мативным документом ПБ 10-382—2000 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окруж­ности R, в пределах которой может упасть груз, определяется по формуле

R = rc + 0,5 lг + 0,3 H

где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и коз­ловых кранов rс = 0); lг — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с паде­нием на всю длину); Н — высота подъема груза.

Расчет канатов на прочность осуществляется по фор­муле

K >P/S,

где К — коэффициент запаса прочности каната при разрывном уси­лии; Р — допустимое разрывное усилие каната, Н, определяемое по сертификату на канат; S — наибольшее натяжение каната (без учета динамических нагрузок), Н.

Величина К определяется правилами Ростехнадзора и зави­сит от типа каната и ПТМ, условий его работы. Так, для про­мышленных кранов в зависимости от условий работы каната К= 3,5...6, для грузовых лифтов без проводника К= 8...1З, для грузовых лифтов с проводником и пассажирами К = 9...15.

Для защиты от механических травмирований человека

механизмами приводов ПТМ (зубчатые, цепные, червячные передачи, валы механизмов ПТМ, соединительные муфты, барабаны, ходовые колеса и т.п.) применяются средства, ана­логичные средствам защиты, используемым для технологи­ческого оборудования. Прежде всего для защиты человека от травмирования используются ограждения.

К специальным устройствам безопасности ПТМ отно­сятся ограничители грузоподъемности. Они автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превы­шает предельное значение более чем на 10%. В стреловых кра­нах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента, учиты­вающие не только массу поднимаемого груза, но и величину вылета стрелы. Имеется много видов ограничителей, различаю­щихся по принципу действия и конструктивному исполнению.

Противоугонные устройства предназначаются для удер­жания крана, работающего на открытом воздухе, от самопро­извольного перемещения по рельсовому пути под действием ветра. Основным элементом противоугонных устройств явля­ются рельсовые захваты (рельсозажимные клещи), посред­ством которых кран вручную или автоматически закрепляется за рельсы.

Применяются и другие специальные устройства безопасно­сти, такие, как блокировка люка и дверки кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах, изме­рители крена на самоходных кранах, ограничители перекоса на мостовых кранах и др.

Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности - student2.ru

Рис. 11.61. Грузозахватные приспособления:

а — крюк; б — электромагнитная шайба: 1 — электромагнит, 2 — корпус; в — грейфер; г, д, е — клешневые захваты для валов, слитков, рулонов

Такие грузозахватные устройства, как крюки, электромаг­нитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты (рис. 11.61) являются особо ответственными деталями ПТМ и изготав­ливаются под форму перемещаемых с их помощью грузов. При их использовании необходим периодический контроль за состоянием рабочих поверхностей (износ, отсутствие тре­щин и дефектов).

Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ является важнейшим методом обеспечения подъемно-транспортного оборудования и подъ­емно-транспортных машин. Надзор за безопасностью ПТМ осуществляет Ростехнадзор. Регистрация объектов, где экс­плуатируются краны, должна производиться в соответствии с Правилами регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371. Каждая изготовленная заводом-изготовителем грузоподъ­емная машина должна быть принята отделом технического контроля и снабжена паспортом, инструкцией по монтажу и эксплуатации и другой технической документацией, пред­усмотренной ГОСТ или ТУ. До пуска в работу грузоподъем­ная машина подлежит регистрации в органах Ростехнадзора, которые выдают разрешение на ввод ее в эксплуатацию. Регистрация кранов в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорта крана. Гру­зоподъемная машина подлежит перерегистрации после про­ведения реконструкции машины, ремонта, передачи машины другому владельцу, перестановки на новое место.

Все вновь устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию. Первичное освидетельствование проводится отделом технического контроля пред­приятия-изготовителя перед отправкой кранов потребителю. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны подвергаться периодическому частичному освидетельствова­нию через каждые 12 месяцев, а полному — через три года. Редко используемые машины (например, краны, обслуживающие про­изводственные помещения только при ремонте) подвергаются полному техническому освидетельствованию через пять лет.

При полном техническом освидетельствовании грузо­подъемная машина подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям; при частичном техническом освидетельствовании — только осмотру. При осмотре уста­навливается надежность каждого узла и элемента машины, степень износа канатов, цепей, крюков, зубчатых и червячных передач, тормозов, аппаратов управления и других устройств, определяется работоспособность приборов и устройств безо­пасности, крепление канатов, наличие и исправность зазем­ления и электрических блокировок, состояние ограждений, перил, лестниц и т.п.

Статическое испытание грузоподъемной машины имеет целью проверку ее прочности в целом и прочности отдельных элементов. У стреловых кранов проверяют грузовую устой­чивость под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную. Испытание стреловых кранов проводят при максимальном и минимальном вылете стрелы в положении, отвечающим наименьшей устойчивости крана, при этом груз поднимается на высоту 100—200 мм. Кран считается выдержавшим испыта­ние, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на землю, а также при осмотре крана и грузозахватных устройств не обна­ружено трещин, деформации и других повреждений.

Грузоподъемная машина, выдержавшая статическое испы­тание, подвергается динамическому испытанию с целью про­верки действия механизмов, тормозов, устройств безопасности. При динамическом испытании масса груза должна превышать номинальную на 10%.

Требования к операторам средств транспорта и ПТМ.При эксплуатации средств транспорта и ПТМ необходимо обес­печивать:

— соответствие квалификации оператора уровню тре­бований, предъявляемых к ведению безопасной эксплуата­ции ПТМ;

— тестирование операторов на их профессиональную при­годность перед началом конкретного вида деятельности;

— медицинский контроль состояния оператора перед нача­лом его взаимодействия с технической системой.

Наши рекомендации