Руководство и организация работы над дипломным проектом

Приказом ректора по представлению кафедры назначаются руководители дипломных проектов, как правило, из преподавателей, имеющих ученую степень или звание. Руководителями могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других вузов и учреждений, а также наиболее опытные преподаватели НИУ «БелГУ».

Руководитель дипломного проекта:

- разрабатывает тему дипломного проекта и аргументирует ее актуальность на заседании кафедры;

- разрабатывает задание по проекту совместно со студентом;

- оказывает студенту помощь в разработке плана выполнения дипломного проекта и календарного графика работы на весь период ее выполнения;

- рекомендует литературные источники по теме дипломного проекта;

- проводит систематические консультации со студентом, назначаемые по мере надобности;

- проверяет периодически соблюдение графика выполнения проекта в соответствии с календарным планом;

- проверяет качество выполнения дипломного проекта (по частям или в целом);

- проверяет наличие в пояснительной записке иллюстративных материалов, используемых при защите дипломного проекта.

Научный руководитель постоянно контролирует состояние выполнения студентом работы, а после ее завершения дает письменный отзыв, в котором указывает:

- как студент относился к выполнению работы, навыки его работы с литературой, умение анализировать практический материал;

- степень самостоятельности при выполнении работы;

- соответствие уровня общей и специальной подготовки выпускника получаемой им квалификации.

Научный руководитель не должен в своем отзыве давать оценку работы, но должен отметить, что работа может быть допущена к защите или она не допускается по той или иной причине.

При необходимости консультантами для отдельных разделов дипломного проекта могут быть назначены другие преподаватели кафедры технологии продуктов питания и сферы услуг или других кафедр университета. Разделы проекта считаются выполненными, если они подписаны консультантами данных разделов.

Успешное и качественное выполнение дипломного проекта в значительной степени зависит от отношения студента, его инициативы и от организации работы. Для этого необходимо, чтобы студент работал систематически и планомерно во время преддипломной практики и в течение всего периода, отведенного для дипломного проектирования.

Перед началом выполнения выпускной квалификационной работы студент должен разработать календарный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и, после одобрения руководителем, представить на утверждение заведующему выпускающей кафедрой. Календарный план выполнения дипломного проекта определен учебным планом. Работа над дипломным проектом начинается в период преддипломной практики, когда студент подбирает необходимые материалы для последующего выполнения проекта в соответствии с программой практики и методическими указаниями для выполнения технико-экономического обоснования проекта.

Все студенты обязаны представить выполненную работу для промежуточного контроля, которая организуется не реже трех раз за весь период дипломного проектирования в сроки, указанные в календарном плане. В случае немотивированного отсутствия студента во время контроля он должен представить объяснения на заседании кафедры.

Дипломный проект должен быть представлен на окончательный контроль, по меньшей мере, за месяц до начала защиты. В случае выявления несоответствия студент должен выполнить необходимые исправления.

За принятые в дипломном проекте решения и за правильность всех расчетов и результатов отвечает студент – автор работы.

Требования к структуре и содержанию дипломного проекта

Дипломный проект в общем случае квалифицируется как техническая документация на стадии технического проекта. Содержание, оформление и объем дипломного проекта должны соответствовать настоящим указаниям и не могут быть изменены без согласования с руководителем проекта и утверждения заведующим кафедрой.

Дипломный проект состоит из расчетно-пояснительной записки (ПЗ) объемом от 100 до 120 страниц рукописного или компьютерного текста, на бумаге формата А4 (210×297мм) и из иллюстративных презентационных материалов (чертежей на листах формата А1 (594×841 мм) и слайдов).

Дипломный проект строится по следующей схеме:

- титульный лист дипломного проекта (приложение 1);

- аннотация (приложение 2);

- задание на проектирование (выдается на кафедре);

- ведомость дипломного проекта (приложение 3);

- пояснительная записка, которая включает в себя:

- содержание;

- введение;

- основные разделы пояснительной записки;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (если есть в них необходимость).

- графические и демонстрационные материалы (чертежи и слайды).

Расчетно-пояснительная записка состоит из следующих, логически связанных, разделов: обоснование проекта, технологический, архитектурно-строительный, безопасность жизнедеятельности и организация охраны труда, экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия. Эти разделы должны иметь сквозную нумерацию в содержании.

Введение должно содержать обоснование выбора темы дипломного проекта. Обоснование включает аргументацию актуальности избранной темы как для состояния общественного питания в настоящее время, так и для конкретного предприятия, по материалам которого разрабатывается проект.

Для повышения конкретности приводимых аргументов во введении можно дать краткую характеристику отрасли, задачи и перспективы ее развития с учетом современной нормативной документации. Важно показать практическую значимость выбранной темы. Введение завершается формулировкой цели дипломного проектирования. Она должна быть ясной, лаконичной (не более двух-трех предложений) и корреспондироваться с темой дипломного проекта. Затем приводятся 5-7 задач дипломного проекта, вытекающие из цели и конкретизирующие ее. Цель и задачи дипломного проектирования должны представлять основные пути выполнения темы, заявленной в названии дипломного проекта.

Введение должно занимать не более 3-4 страниц машинописного текста и не должно содержать иллюстраций.

Обоснование проекта состоит из двух частей: маркетингового и технико-экономического обоснования.

Маркетинговое обоснование строится на основании проведенных маркетинговых исследований предполагаемого района строительства проектируемого предприятия и направлено на обосновании целесообразности строительства (реконструкции) предприятия общественного питания. Для этого необходимо привести характеристику маркетинговой среды проектируемого предприятия, осуществить анализ рынка и выбор целевого рынка предприятия, анализ окружения предприятия, позиционирование проектируемого предприятия на рынке продукции и услуг.

В технико-экономическом обосновании указывается необходимость и экономическая целесообразность строительства проектируемого предприятия общественного питания в определенном месте (город, район, предприятие, организация и т.д.) в соответствии с расчетными нормативами развития сети. В начале указываются перспективы развития и экономическая характеристика района города, где планируется строительство данного объекта, численность населения, климатические условия и географические данные, доступность к сети дорог, к транспорту или присутствие других предприятий общественного питания. Также дается обоснование вместимости зала предприятия по действующим нормативам, обоснование выбора типа проектируемого предприятия, формы и метода обслуживания, режима работы. Определяются основные источники снабжения сырьем и полуфабрикатами, обосновывается техническая возможность строительства проектируемого предприятия, разрабатывается рациональная схема технологического процесса и приводятся сводные технико-экономические показатели проектируемого предприятия.

В дипломных проектах, где предусматривается реконструкция, необходимо провести анализ проектирования и организации работы действующего предприятия, описать основные недостатки в организации производства и обслуживания, показать возможность и необходимость реконструкции. На основе норм проектирования и размещения сети предприятий общественного питания и учитывая технико-экономическое обоснование, выбирается место расположения и тип проектируемого предприятия, устанавливается количество мест, режим работы, определяется примерный обслуживаемый контингент, устанавливается количество и ассортимент реализуемой продукции, полуфабрикатов и т.д.

Требования к содержанию основных разделов пояснительной записки изложены в соответствующих методических указаниях к выполнению курсового проекта (различные цеха) и в учебном пособии «Дипломное проектирование предприятий общественного питания» (под общ. ред.
Л.З. Шильмана, 2010 г.).

В заключении формулируются краткие выводы и итоги разработки дипломного проекта, отражающие состояние проработки основных разделов, результаты анализа принятых организационных и технологических схем, выявленные недостатки и предлагаемые пути их устранения. Заключение строится как авторская аннотация выполненных работ с указанием экономической значимости предлагаемых решений. Данный раздел расчетно-пояснительной записки необходимо рассматривать как основу для последующего выступления перед ГАК с презентацией результатов дипломного проектирования.

Заключение не должно превышать 4-5 стр. машинописного текста.

В список использованных источников включаются основные использованные законодательные, нормативные документы, технологические документы, справочники и другие литературные источники, используемые при выполнении дипломного проекта.

Материал, дополняющий текст пояснительной записки, помещают в приложениях. Приложениями могут быть, например, анкеты, иллюстрации, таблицы большого формата, не основные расчеты, описания и характеристики оборудования и т.д.

Объем и содержание демонстрационных и графических материалов определяет руководитель в задании на дипломный проект. Это могут быть:

- генеральный план участка предприятия, фасад (или разрез) здания;

- поэтажные планы предприятия с расстановкой оборудования в основных помещениях и производственных цехах;

- технологическая схема и (или) технико-технологическая карта приготовления какого-либо блюда или кулинарного изделия, полуфабриката, представляющего особый интерес в производственной программе проектируемого предприятия;

- план предприятия с нанесением всех основных технологических потоков сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, чистой посуды, использованной посуды, отходов и т.д.;

- таблица основных показателей экономической деятельности предприятия.

Допускается для демонстрации во время защиты представлять иллюстративные материалы как в виде плакатов в формате А1, так и в виде слайдов. Архитектурно-строительный, планировочный и монтажный чертежи представляются не менее, чем тремя листами формата А1, выполненными от руки или на плоттере.

Оформление дипломного проекта

При выполнении и оформлении дипломных проектов необходимо руководствоваться Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), системой проектной документации для строительства (СПДС), строительными нормами и правилами (СНиП, ВСН, ВНТП), которые распространяются на все виды проектной документации.

Оформление пояснительной записки производят в соответствии с требованиями, изложенными в «Методических рекомендациях по оформлению курсовых, дипломных проектов (работ) и магистерских диссертаций» (http://fbs.bsu.edu.ru/pages/index_6.html)

Рукописный текст в титульных листах дипломного проекта и пояснительной записки выполняют чертежным шрифтом ручкой черного цвета.

Оформление чертежейпроизводится в соответствии с правилами выполнения чертежей, изложенными в стандартах всех групп ЕСКД и СПДС. В настоящей части методики представлены в основном общие правила выполнения и оформления чертежей. Объем графической части дипломного проекта представлен в задании на дипломный проект.

В соответствии с ГОСТами 21.101 и 2.305 чертежи следует выполнять в минимальном объеме, достаточном для производства строительно-монтажных работ, и не давать в чертежах излишней детализации.

Чертежи выполняют на листах чертежной бумаги формата А1 (594×841 мм). Чертежи оформляют рамкой внутри границ формата сверху, справа и снизу – на расстоянии 5 мм, слева – 20 мм (для брошюровки чертежа). В правом нижнем углу чертежа размещают штамп.

Чертежи могут быть выполнены в карандаше, туши или отпечатаны на плоттере. Чертежи проекта выполняют на листах чертежной бумага марки В (высшая) или марки О (обыкновенная), обладающей должной прочностью и белизной. Для выполнения диаграмм, графиков, эскизов, черновых вариантов компоновок и планировок удобно пользоваться миллиметровой бумагой.

Чтобы чертеж был выразительным и легко читался, он должен быть оформлен линиями различной толщины и начертания согласно ГОСТ 2.303.

Нумерация основных координационных осей на плане здания по горизонтали осуществляется арабскими цифрами слева направо, 1, 2, 3 и т.д. По вертикали буквами русского алфавита снизу вверх – А, Б, В и т.д. Нумерация помещений на плане здания – арабскими цифрами в кружочках, диаметром от 8 до 10 мм, нумерация оборудования на плане помещений проектируемого предприятия также арабскими цифрами.

На листе формата А4 основную надпись помещают только вдоль короткой стороны листа. Форма, содержание и размеры граф основной надписи для чертежей должны соответствовать ГОСТам 2.104 и 1.107.

Масштабы изображений на чертежах выбирают из следующего ряда, установленного ГОСТом 2.302: масштабы уменьшения 1:10, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 3:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000.

Надписи на чертежах должны быть выполнены чертежными шрифтами типа А или Б, установленными ГОСТом 2.304, с наклоном букв и цифр к основанию строки около 75°. Наименования, заголовки, обозначения в основной надписи и на поле чертежа допускается писать без наклона. Высота букв и цифр на чертежах, выполненных тушью и отпечатанных на плоттере, должна быть не менее 2,5 мм, а на чертежах, выполненных в карандаше, не менее 3,5 мм. Надписи на поле чертежа допускается выполнять размером шрифта 7, заголовки чертежей, демонстрируемых ГАК, рекомендуется выполнять шрифтом 20 с размером прописных букв 20 мм и строчных – 15 мм.

Надписи, относящиеся непосредственно к изображению, могут содержать не более двух строк, располагаемых над полкой линии-выноски и под ней.

Размерные числа должны соответствовать действительным размерам независимо от того, в каком масштабе и с какой точностью выполнен чертеж.

Линейные размеры и предельные отклонения линейных размеров на чертежах указывают в миллиметрах без обозначения единицы измерения.

При нанесении размера диаметра во всех случаях перед размерным числом наносят знак Ǿ. Размер знака равен высоте размерной цифры. Так же наносят знак радиуса (R).

Не допускается для размерных чисел применять простые дроби, за исключением размеров в дюймах.

Расстояние между размерной и контурной линиями должно быть не менее 10 мм, а минимальное расстояние между параллельными размерными линиями – 7 мм. Выносная линия должна выступать за размерную на расстояние от 1 до 5 мм. Размерные и выносные линии не должны пересекаться и выносить их надо, как правило, вне контура изображения.

В строительных чертежах согласно ГОСТу 21.105 размерную линию на ее пересечении с выносными линиями, линиями контура, или осевыми линиями ограничивают засечками в виде линии длиной от 2 до 4 мм, проводимой с наклоном вправо под углом 45° к размерной линии.

Генеральный план выполняется в масштабе 1:500 или в необходимом другом масштабе согласно ГОСТу 2.302.

В верхнем левом углу чертежа генерального плана вычерчивают «Розу ветров» или стрелку, показывающую ориентацию участка застройки по странам света.

На чертеже генерального плана графически изображают проектируемое и существующие здания (предприятие общественного питания и его окружение); подсобные сооружения и устройства; дороги и тротуары; зеленые насаждения; ограждения всех видов. На этом же листе обычно выполняют чертеж фасада здания, используя более крупный масштаб.

Контуры проектируемых объектов, а также инженерных сетей обводят линиями толщиной от 0,6 до 0,8 мм; контуры остальных зданий и внутриквартальных проездов, расположенных в пределах участка застройки, – линиями толщиной от 0,3 до 0,4 мм. Стрелками указывают входы и выходы из производственных помещений.

Каждому объекту генерального плана присваивают позиционный номер, который пишется арабскими цифрами (одинаковым объектам присваивают единый номер).

На чертеже генерального плана приводят перечень объектов и их характеристику в виде таблицы. Таблицы размещают на свободном месте поля чертежа справа от изображения или ниже его. Таблица должна содержать графы: «Номер позиции», «Наименование объекта», «Характеристика». В графе «Характеристика» указывают объем или площадь объекта (элемента генплана).

Перечень объектов в таблице приводят сверху вниз в порядке чисел позиционных номеров.

Планы зданий и сооружений располагают, как правило, длинной стороной вдоль горизонтальной стороны листа.

На чертежах расположения технологического, санитарно-технического другого оборудования указывают:

- оборудование в виде условных графических изображений сплошной основной линией (толщиной 0,6 до 0,8 мм);

- строительные конструкции в виде упрощенных контурных очертаний тонкой линией (от 0,3 до 0,4 мм);

- координационные оси здания или сооружения в расстояние между ними и крайними координационными осями;

- привязку оборудования к координационным осям или к элементам конструкций.

На плане здания дается расположение отдельных помещений, оконных и дверных проемов, расположение лестниц и перегородок, а также всего технологического и санитарно-технического оборудования.

Наименование помещений, их площади и категории размещаемых в них производств приводится в экспликации помещений, тогда номера помещений или технологических участков на планах проставляют арабскими цифрами в кружках диаметром от 7 до 8 мм.

Нумерация помещений или технологических участков на всех чертежах комплекта должна совпадать. Наносимому на план оборудованию присваивают позиционное обозначение арабскими цифрами, проставляемыми на полках линий-выносок.

Спецификацию технологического и санитарно-технического оборудования составляют на том же листе чертежа на каждую единицу или на отдельном листе.

Перечень объектов в таблицах «Экспликация помещений» и «Спецификация оборудования» приводят сверху вниз в порядке чисел позиционных номеров. Законченные чертежи после проверки подписываются в основных надписях исполнителем (студентом), консультантом по отдельным разделам и руководителем.

Подготовка к защите и защита дипломного проекта

Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, за месяц до его защиты представляется студентом руководителю. После просмотра и одобрения дипломного проекта руководитель подписывает его и, вместе со своим письменным отзывом, представляет на рассмотрение кафедре, но не позднее, чем за 20 дней до защиты. В отзыве должна содержаться характеристика проделанной работы по всем разделам дипломного проекта. На основании этих материалов кафедра решает вопрос о допуске студента к защите проекта. Дипломный проект допускается к защите заведующим кафедрой, о чем делается специальная запись на титульном листе пояснительной записки и в основных надписях текстового документа и чертежей.

Если кафедра не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, в этом случае устанавливается срок устранения недостатков и представления работы на повторное рассмотрение кафедры. Если студент не успевает устранить замечания по работе или на повторном заседании кафедры не получает рекомендации к защите, это не лишает права студента быть допущенным к остальным аттестационным испытаниям. При их успешной сдаче, но без защиты дипломного проекта, государственные аттестационные испытания считаются не завершенными. Срок защиты дипломного проекта в этом случае устанавливается Государственной Аттестационной Комиссией (ГАК) и утверждается председателем.

Дипломный проект, допущенный к защите, подлежит обязательному рецензированию. Рецензирование осуществляется за 10 дней до защиты дипломного проекта. При экспертизе дипломного проекта рекомендуется привлечение внешних рецензентов, предварительно ознакомленных с требованиями кафедры к выполнению дипломного проекта. Внешними рецензентами могут быть специалисты отрасли, сотрудники других кафедр университета. В случае отсутствия специалистов по данной тематике на других кафедрах или в других доступных учреждениях, рецензентом может быть специалист данной кафедры.

Рецензия на дипломный проект должна содержать следующую информацию:

- соответствие дипломного проекта заданию;

- актуальность темы;

- практическая значимость;

- новизна работы;

- умение выпускника обосновывать целесообразность принятых в проекте решений

- уровень теоретической и практической подготовки студента;

- анализ недостатков;

- общий вывод;

- оценка работе.

В рецензии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, должность, место работы рецензента. Подпись внешнего рецензента (если внешний отзыв из другой организации) заверяется печатью.

К защите дипломных проектов допускаются студенты, выполнившие учебный план по одной из основных образовательных программ, не имеющие академических задолженностей и успешно прошедшие предварительную защиту.

Кафедра технологии продуктов питания и сферы услуг организует предварительную защиту дипломных проектов и готовит представления на студентов в приказ о допуске к защите не позднее, чем за неделю до защиты.

В ГАК предоставляются следующие документы:

- справка о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по дисциплинам, курсовым проектам, учебной, производственной и преддипломной практике;

- зачетная книжка студента;

- дипломный проект (пояснительная записка, чертежи и электронный носитель слайдов);

- отзыв руководителя проекта;

- рецензия на дипломный проект специалиста производства, НИИ или вуза.

В ГАК могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность дипломного проекта, статьи по теме проекта, и документы о практическом применении проекта.

Защита дипломных проектов проводится публично на заседании ГАК в соответствии с предварительно утвержденным графиком. Студент-дипломник должен четко и кратко изложить комиссии суть выполненной работы: актуальность, технико-экономическое обоснование, планировочное решение с организацией технологических процессов, организацию труда, основные экономические показатели и т.д.

Для доклада студенту представляется от 10 до 15 минут и столько же для ответов на вопросы членов ГАК и на замечания рецензента. Задаваемые вопросы могут относиться к содержанию дипломного проекта и программам специальных дисциплин.

Результаты защиты дипломных проектов обсуждаются на закрытом заседании ГАК. При оценке защиты дипломного проекта учитывается умение четко и логично излагать свои представления, вести аргументированную дискуссию, качество выполнения и оформления дипломного проекта, содержание ответов на вопросы членов ГАК, отзывы руководителей и рецензентов, степень реальности проектов, уровень профессиональной подготовки студентов.

По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка и заполняется Протокол заседания ГАК.

В тех случаях, когда защита работы признается неудовлетворительной, ГАК указывает в книге протоколов, что студент может представить к повторной защите на следующий год ту же тему работы с обновленным материалом, дополненным или же обязан разработать новую тему, которую установит кафедра.

Студент, не защитивший дипломный проект, отчисляется из университета. Повторное прохождение итоговой государственной аттестации назначается не более двух раз, не ранее, чем через три месяца и не позднее чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

После защиты дипломные проекты возвращаются на кафедру технологии продуктов питания и сферы услуг, регистрируются и сдаются на хранение в архив факультета техническим секретарем ГАК. Срок хранения дипломных проектов не менее пяти лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается организуемой по распоряжению декана комиссией, которая представляет предложения о списании дипломных проектов. Списание дипломных проектов оформляется соответствующим актом.

Дипломные проекты, представляющие учебно-методическую ценность, по заявлению заведующего выпускающей кафедрой с разрешения декана факультета, могут выдаваться на кафедру для использования в учебном процессе.

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

Наши рекомендации