Виды незапрограммированных решений

1) Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее такое решение не занимается при этом сознательным взвешиванием всех «за» и «против» по данной альтернативе, он просто делает выбор. Иногда такие решения называют озарением или 6 чувством.

2) Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Суждение полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Главное его достоинство – это быстрота и дешевизна его принятия. Недостаток – из-за опоры на опыт очень часто можно упустить новую альтернативу, иногда более эффективную.

3) Рациональные решения – обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, состоящего из следующих этапов:

- диагностика проблемы

- формулировка ограничений и критериев принятия решения

- выявление альтернатив

- оценка альтернатив

- окончательный выбор

Диагностика проблемы

Проблема – это ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Первая фаза в диагностике – осознание и установление симптомов затруднений имеющихся возможностей.

Формулировка ограничений и критериев принятия решения

Перед тем, как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Важный ограничитель – полномочия менеджера. Желательно определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативы (критерии принятия решений).

Определение альтернатив

Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого стоит или труден. Вместо этого они обычно выбирают решение, которое позволит снять проблему. При этом желательно учесть достаточно широкий спектр возможных решений.

Оценка альтернатив

Для оценки необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерять альтернативы, т.е. критериями принятия решений. Все решения следует выражать в определенных формах, желательно в тех, в которых выражена цель.

Выбор альтернативы

Если альтернативы были правильно взвешены и оценены, то руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Чаще всего из-за дефицита времени выбирается не оптимальное, а приемлемое решение.

Формы разработки и реализации управленческих решений (УР)

Формы разработки УР

В зависимости от условий разработки и реализации УР могут использоваться различные формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

Указ – решение главы государства, утвержденное парламентом. Например, Указ Президента РФ, утвержденный Государственной Думой РФ. Указ имеет силу закона.

Указание – решение, носящее методический, технологический характер. Реализуется в форме наставления или разъяснения.

Закон – решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер (например, Конституция РФ).

Акт – решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.

Приказ – решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном подразделении. Может быть письменным или устным и обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве, он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.

Распоряжение – решение руководителя, не наделенного высшими административными функциями. Может касаться организации труда или технологии в подразделениях. Обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать распоряжение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации.

Договор – это решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в различных сферах деятельности. Например, учредительный договор о создании компании.

Соглашение – это решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях.

Протокол – решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол собрания.

Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий. Например, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция и т.д.

План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план.

Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Является подвидом соглашения. Например, на поставку чего-либо.

Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта. Например, оферта на оптовые закупки или поставки.

Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта. Оферта и акцепт составляют контракт.

Положение – это решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, положение об отделе.

Правила – это решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила внутреннего распорядка.

Модель какого-либо процесса или явления – это решение, включающее набор определенных элементов и связей, которые с заданной точностью воспроизводят реакции реального процесса или явления на входные воздействия. Например, имитационная модель организации.

Формы реализации УР

К ним относятся деловая беседа, совет, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет, деловое слово.

Предписание – это официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.

Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой, или с приглашенными специалисты для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.

Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятными суть и содержание управленческого решения.

Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его выполнения.

Принуждение – это деловая беседа, проводимая, с целью осознано заставить работника выполнять управленческое решение путем угроз или повышенного вознаграждения.

Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управленческого решения.

Сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем, с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения управленческого решения.

Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения управленческого решения.

Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения управленческого решения.

Совет – деловая беседа, проводимая руководителем, с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения управленческого решения. Совет не является обязательным для исполнения.

Деловая игра (тренинг) – это специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации управленческих решений на основе имитационных моделей реальных процессов.

Совещание – коллективные деловые беседы, проводимые с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использование коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.

Заседание – узко профессиональное совещание для решения в основном организационных вопросов.

Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Может быть письменным или устным.

Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя так среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.

Одной из наиболее популярных форм реализации УР является деловая беседа. В деловой беседе принимают участие, с одной стороны, руководитель или команда специалистов, с другой – потенциальный исполнитель или группа исполнителей. Деловая беседа включает 6 этапов:

- создание взаимно заинтересованной обстановки беседы

- согласование основных целевых установок будущего задания

- ознакомление исполнителей с необходимой информацией

- обоснование задания и аргументирование неясных положений

- корректировка задания с учетом предложений исполнителей

- принятие окончательного решения

Принципы деловой беседы:

- внимательно выслушивать собеседника до конца

- избегать недоразумений и неверных толкований

- изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным

- уважать личность собеседника

- быть вежливым, дружелюбным, дипломатичным

- любыми способами постараться облегчить собеседнику восприятие ваших предложений как не навязанных ему

Наши рекомендации