Пять правил применения ТРКМ в профильной школе

• Правило первое: если хочешь узнать, что такое ТРКМ — при­меняй ее в своей практике и только после этого делай выводы. Правило яблока 1: разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал?

• Правило второе: применяй технологию, если у тебя есть потреб­ность.

Правило яблока 2: если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдет впрок.

• Правило третье: применение отдельною приема или стратегии
без осознания целостной теории непродуктивно.

Правило яблока 3: если ты откусил яблоко и проглотил, не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насы­тишься?

• Правило четвертое: отдельный прием или стратегия могут не
совпадать с индивидуальным стилем преподавателя, ищи свои
приемы. То, что хорошо получается у одного преподавателя, мо­
жет совсем не получиться у другого. Мы разные.





Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Технология развития критического мышления



Правило яблока 4: яблоки бывают разные, надо многое попро­бовать, чтобы найти свой сорт.

• Правило пятое: помни, что преподавание требует меры, меры
между репродукцией и творчеством. Освой ТРКМ сначала на
репродуктивном уровне, а затем твори.

Правило яблока 5: если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты можешь быть Мичуриным?

Рекомендуем!

Рекомендуем обратить внимание на то, что основными целя­ми занятия с применением технологии развития критического мышления являются:

• развитие критического мышления;

• развитие творческого потенциала будущего исследователя;

• развитие умений сотрудничать и работать в группе;

• развитие умений самостоятельно систематизировать информа­цию;

• развитие умения решать учебные проблемы.

Учебное содержание, изучаемое при помощи данной техно­логии:

• информационные учебные тексты;

• повествовательные тексты;

• проблемные тексты.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Урок химии по теме «Научные принципы организации химическо­го производства»

Задачи учебного занятия:

• познакомить учащихся с принципами организации химическо­го производства. Развивать представления о закономерностях протекания реакций;

• развивать коммуникативные навыки учащихся при изучении но­вого материала;

• воспитывать ответственность за выполнение учебного задания;

• изучить возможность стратегии «обучение сообща» — чтение — суммирование в парах.

Технологическая карта урока

Вызов Осмысление Рефлексия
Концептуальное колесо Чтение — суммирова­ние в парах Презентация результатов работы

Вызов

Подумайте, что необходимо для проведения химического опыта? Как вы думаете, в чем заключается отличие проведения хими­ческого опыта от организации химического производства? Какие задачи необходимо решить при организации химическо­го производства?

Высказанные учащимися предположения учитель записывает на доске. Форма записи — концептуальное колесо.

Пять правил применения ТРКМ в профильной школе - student2.ru

Комментарии: этот прием дает возможность привлечь внима­ние учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия. При этом





Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Технология развития критического мышления



Пять правил применения ТРКМ в профильной школе - student2.ru такой план не декларируется преподавателем, а становится резуль­татом совместного размышления.

2. Осмысление

Работа с текстом будет проводиться в парах. Так как количество пар учащихся на занятии больше, чем число учебных текстов, учитель отбирает учеников с помощью карточек с номерами от 1 до 4.

Затем учитель подчеркивает, что но окончании занятия ученики должны будут знать содержание всего параграфа целиком, а для чтения каждая пара получит только небольшой фрагмент пара­графа. Это необходимо сделать для повышения ответственнос­ти каждой пары за свою работу, а также сохранения высокой активности в течение всего занятия.

Следует отметить целесообразность работы нескольких разных пар над одним и тем же фрагментом текста. Разные пары по-своему будут представлять классу свои работы, дополняя друг друга, обращая внимание на различные, с их точки зрения, ас­пекты.

Комментарии: перед началом чтения текста необходимо разъяс­нить учащимся, какие роли они будут выполнять. Каждый фрагмент параграфа разбит на две части А и Б. Чтение фрагмента происходит последовательно каждым участником пары. В процессе чтения и обсуждения каждый ученик из пары выполняет две роли: докладчика и корреспондента. Докладчик читает свою часть, а потом пересказывает ее содержание партне­ру своими словами. Корреспондент слушает докладчика и фор­мулирует вопросы для прояснения смысла прочитанного, а так­же выявление аспектов, на которые особо обращал внимание учитель при формулировке задания. Сами вопросы корреспон­дент готовит в процессе доклада, используя таблицу «тонких» и «толстых» вопросов (такая таблица должна быть на столе у каждой пары).

Учащиеся сами договариваются, в какой последовательности они будут выступать в роли докладчика и корреспондента. Пос­ле того, как оба прочли отрывок А, один из пары пересказыва­ет другому содержание прочитанного, второй задает вопросы.

После чтения отрывка Б ученики меняются ролями. (Текст §30 «Общие научные принципы химического производства» из учеб­ника Р. Г. Ивановой. Химия 10. М.: Просвещение, 1999, с. 88.) После того как пары прочитали свой текст полностью, они го­товят его презентацию для всего класса.

3. Рефлексия

На первом этапе каждая из пар проводит презентацию своей работы у доски. Так как с одинаковыми фрагментами работало несколько нар, то их функции делятся. Одна пара докладывает содержание, следующая дополняет и отвечает на возникшие у учащихся вопросы, третья задает вопросы учащимся. На втором этапе учащиеся оценивают работу своих товарищей, отмечая лучших докладчиков, пары, которые составили лучшие вопросы.

Домашнее задание: Составить по 2 «толстых» вопроса к тем фрагментам параграфа, с которыми учащиеся не работали. Комментарии: работа в нарах имеет свои преимущества. В каж­дой паре сложится свой темп работы, который будет способ­ствовать лучшему усвоению материала. Проговаривание мате­риала своими словами способствует его лучшему пониманию. В процессе, парной работы проясняется большое количество вопросов, режим «чтение — суммирование в парах» позволяет не упустить из вида большее число аспектов, которые могли и не быть замечены при индивидуальной и коллективной деятель­ности. Важной стороной работы в предложенном режиме явля­ется использование основных процедур и операций мышления (запоминание, воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка).

Литература

Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? // Жури. "ALMA MATER". 1999. № 10.

Генике Е. Портрет на фоне профессии // Газета «Первое сентября» от 15 мая 2001 г.

Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.



Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Загашен И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыс­лить критически. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке XXI века: методические материалы для учителя. Под общей редак­цией Крыловой О. Н. СПб.: Аграф, 2004.

Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.

Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Газета «Первое сентября» от 16 января 2001 г.

ХалпернД. Психология развития критического мышления. СПб.: Пи­тер, 2000.

Содержание

Раздел I. Современные педагогические технологии как отражение парадигмальных изменений в образовании

Парадигма учения как основа педагогических технологий XXI в.......... 7

Эволюция становления понятия технологии в образовании.................. 11

Классификация технологий профильного обучения................................. 20

Наши рекомендации