Пять правил применения ТРКМ в профильной школе
• Правило первое: если хочешь узнать, что такое ТРКМ — применяй ее в своей практике и только после этого делай выводы. Правило яблока 1: разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал?
• Правило второе: применяй технологию, если у тебя есть потребность.
Правило яблока 2: если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдет впрок.
• Правило третье: применение отдельною приема или стратегии
без осознания целостной теории непродуктивно.
Правило яблока 3: если ты откусил яблоко и проглотил, не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишься?
• Правило четвертое: отдельный прием или стратегия могут не
совпадать с индивидуальным стилем преподавателя, ищи свои
приемы. То, что хорошо получается у одного преподавателя, мо
жет совсем не получиться у другого. Мы разные.
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Технология развития критического мышления
Правило яблока 4: яблоки бывают разные, надо многое попробовать, чтобы найти свой сорт.
• Правило пятое: помни, что преподавание требует меры, меры
между репродукцией и творчеством. Освой ТРКМ сначала на
репродуктивном уровне, а затем твори.
Правило яблока 5: если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты можешь быть Мичуриным?
Рекомендуем!
Рекомендуем обратить внимание на то, что основными целями занятия с применением технологии развития критического мышления являются:
• развитие критического мышления;
• развитие творческого потенциала будущего исследователя;
• развитие умений сотрудничать и работать в группе;
• развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;
• развитие умения решать учебные проблемы.
Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:
• информационные учебные тексты;
• повествовательные тексты;
• проблемные тексты.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Урок химии по теме «Научные принципы организации химического производства»
Задачи учебного занятия:
• познакомить учащихся с принципами организации химического производства. Развивать представления о закономерностях протекания реакций;
• развивать коммуникативные навыки учащихся при изучении нового материала;
• воспитывать ответственность за выполнение учебного задания;
• изучить возможность стратегии «обучение сообща» — чтение — суммирование в парах.
Технологическая карта урока
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Концептуальное колесо | Чтение — суммирование в парах | Презентация результатов работы |
Вызов
Подумайте, что необходимо для проведения химического опыта? Как вы думаете, в чем заключается отличие проведения химического опыта от организации химического производства? Какие задачи необходимо решить при организации химического производства?
Высказанные учащимися предположения учитель записывает на доске. Форма записи — концептуальное колесо.
Комментарии: этот прием дает возможность привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия. При этом
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Технология развития критического мышления
такой план не декларируется преподавателем, а становится результатом совместного размышления.
2. Осмысление
Работа с текстом будет проводиться в парах. Так как количество пар учащихся на занятии больше, чем число учебных текстов, учитель отбирает учеников с помощью карточек с номерами от 1 до 4.
Затем учитель подчеркивает, что но окончании занятия ученики должны будут знать содержание всего параграфа целиком, а для чтения каждая пара получит только небольшой фрагмент параграфа. Это необходимо сделать для повышения ответственности каждой пары за свою работу, а также сохранения высокой активности в течение всего занятия.
Следует отметить целесообразность работы нескольких разных пар над одним и тем же фрагментом текста. Разные пары по-своему будут представлять классу свои работы, дополняя друг друга, обращая внимание на различные, с их точки зрения, аспекты.
Комментарии: перед началом чтения текста необходимо разъяснить учащимся, какие роли они будут выполнять. Каждый фрагмент параграфа разбит на две части А и Б. Чтение фрагмента происходит последовательно каждым участником пары. В процессе чтения и обсуждения каждый ученик из пары выполняет две роли: докладчика и корреспондента. Докладчик читает свою часть, а потом пересказывает ее содержание партнеру своими словами. Корреспондент слушает докладчика и формулирует вопросы для прояснения смысла прочитанного, а также выявление аспектов, на которые особо обращал внимание учитель при формулировке задания. Сами вопросы корреспондент готовит в процессе доклада, используя таблицу «тонких» и «толстых» вопросов (такая таблица должна быть на столе у каждой пары).
Учащиеся сами договариваются, в какой последовательности они будут выступать в роли докладчика и корреспондента. После того, как оба прочли отрывок А, один из пары пересказывает другому содержание прочитанного, второй задает вопросы.
После чтения отрывка Б ученики меняются ролями. (Текст §30 «Общие научные принципы химического производства» из учебника Р. Г. Ивановой. Химия 10. М.: Просвещение, 1999, с. 88.) После того как пары прочитали свой текст полностью, они готовят его презентацию для всего класса.
3. Рефлексия
На первом этапе каждая из пар проводит презентацию своей работы у доски. Так как с одинаковыми фрагментами работало несколько нар, то их функции делятся. Одна пара докладывает содержание, следующая дополняет и отвечает на возникшие у учащихся вопросы, третья задает вопросы учащимся. На втором этапе учащиеся оценивают работу своих товарищей, отмечая лучших докладчиков, пары, которые составили лучшие вопросы.
Домашнее задание: Составить по 2 «толстых» вопроса к тем фрагментам параграфа, с которыми учащиеся не работали. Комментарии: работа в нарах имеет свои преимущества. В каждой паре сложится свой темп работы, который будет способствовать лучшему усвоению материала. Проговаривание материала своими словами способствует его лучшему пониманию. В процессе, парной работы проясняется большое количество вопросов, режим «чтение — суммирование в парах» позволяет не упустить из вида большее число аспектов, которые могли и не быть замечены при индивидуальной и коллективной деятельности. Важной стороной работы в предложенном режиме является использование основных процедур и операций мышления (запоминание, воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка).
Литература
Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? // Жури. "ALMA MATER". 1999. № 10.
Генике Е. Портрет на фоне профессии // Газета «Первое сентября» от 15 мая 2001 г.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.
Раздел III. Сквозные технологии современной школы
Загашен И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.
Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке XXI века: методические материалы для учителя. Под общей редакцией Крыловой О. Н. СПб.: Аграф, 2004.
Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.
Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Газета «Первое сентября» от 16 января 2001 г.
ХалпернД. Психология развития критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
Содержание
Раздел I. Современные педагогические технологии как отражение парадигмальных изменений в образовании
Парадигма учения как основа педагогических технологий XXI в.......... 7
Эволюция становления понятия технологии в образовании.................. 11
Классификация технологий профильного обучения................................. 20