По информатике и информационным технологиям
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
Знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· программный принцип работы компьютера;
Уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
Контроль уровня обученности включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета. Контроль уровня обученности запланирован проводиться в завершении каждого конкретного раздела в форме тестового среза и проверки практических навыков работы за компьютером, применяя современные информационные в практической деятельности и повседневной жизни представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося
Учебно–тематический план
№ | Тема курса: | Количество часов | В том числе: | |
Практических работа | Контрольных работ | |||
8 класс: общее число часов – 31 ч. Резерв учебного времени на проведение контрольной работы за год – 3 ч. | ||||
Введение | ||||
Информация и информационные процессы | ||||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | ||||
Кодирование информации в компьютере | ||||
Технология обработки числовой информации | ||||
Технология хранения и обработки информации | ||||
Всего: | 5 + 1 за год |
Календарно - тематический план | |||||||||||
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Д/З | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
Информация и информационные процессы | Правила работы за компьютером. Стартовый контроль | контроль знаний и умений | Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером. Иметь представление об информации и знаниях Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Знать свойства информации. Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Уметь определять длину кода | тест | стр. 5 - 8 | ||||||
Информация в природе, обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. | урок повторения/объяснения нового материала | Информация в природе, обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. | зачет, подпись в журнале по ТБ; практическая работа | § 1, 2, 3 стр. 10 - 21 | |||||||
Количество информации | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации | Иметьпредставление об измеримости информации. Знать существенные характеристики содержательного, вероятностного и алфавитного подхода к измерению информации. Иметь представление о равновероятностных событиях. Уметь устанавливать случаи, в которых сообщение содержит информацию для конкретного человека. Иметь представление о скорости передачи информации и единицах ее измерения. Уметь переводить единицы количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта. Уметь определять количество информации в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах. | опрос, решение задач | § 4 стр. 22 - 27 | ||||||
Измерение количества информации (содержательный и алфавитный подход) | Комбинированный: объяснение нового материала, проверка изученного (повторение) | опрос, решение задач | § 4 стр. 22 - 27, 148 - 153 | ||||||||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Устройство компьютера. Определение характеристик компьютера | урок обобщения и систематизации знаний | Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода-вывода. Оперативная и долговременная память. | Знатьосновные функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции. Уметь определять характеристики компьютера. | беседа, практическая работа | § 5 - 47 стр. 32 - 47 | |||||
Файловая система. Работа с файлами с использованием файлового менеджера | урок обобщения и систематизации знаний и умений | Файл, имя файла, расширение, папка. Полное имя файла, путь к файлу. Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система. Менеджеры. | Знатьпринцип хранения информации в виде файлов, правила составления имени файла, виды файловых систем и операции, которые можно выполнить над файлами. Уметь форматировать дискету, выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера, определять тип файла по расширению | беседа, практическая работа | Файловые менеджеры | § 9 - 12 стр. 47 - 63 | |||||
Архивация файлов и дефрагментация диска | урок объяснения нового материала | Архивы. Архивация файлов и дефрагментация диска | Знатьсуть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментацию диска. Уметь архивировать/разархивировать файлы, выполнять дефрагментацию | практическая работа | лекция | ||||||
Контрольная работа | контроль знаний и умений | тест | |||||||||
Анализ контрольной работы | урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||||
Представление информации | Кодирование информации | урок объяснения нового материала | Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Кодирование текстовой, числовой, графической и звуковой информации | Иметь представление об языке как способе представления информации. Уметь приводить примеры естественных и формальных языков. Иметь представление о кодировании текстовой, графической, звуковой и числовой информации. Знать формы представление информации. | беседа | лекция | |||||
Кодирование числовой информации | урок объяснения нового материала | Системы счисления, непозиционные системы счисления, позиционные системы счисления, основание системы, разряд, развернутая форма записи чисел | Приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, объяснять отличия. Называть основные позиционные системы счисления | фронтальный опрос | § 16 стр. 100 - 101 9класс | ||||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, решение задач | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. | Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления. | опрос, решение задач | § 16 стр. 100 - 101 9класс | ||||||
Перевод чисел в позиционных системах счисления | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, решение задач | опрос, решение задач | § 16 стр. 101 - 103 9класс | ||||||||
Арифметические вычисления в различных системах счисления. | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, решение задач | опрос, решение задач | § 16, 17 стр. 103 - 109 9класс | ||||||||
Контрольная работа за 1-е полугодие | контроль знаний и умений | тест | |||||||||
Анализ контрольной работы | урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||||
Технология обработки числовой информации | Общая характеристика табличного процессора. Создание и редактирование табличного документа | урок объяснения нового материала | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).Типы данных:числа, формулы, текст. Применение электронных таблиц. | Знатьназначение и функции электронных таблиц. Иметь представление об элементах электронных таблиц. Уметь вводить данные (числа, текст, формулы) и изменять данные в таблице | беседа | § 18, 19 стр. 110 - 118 9класс | |||||
Представление о формуле. Вычисление по формуле. | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | практическая работа | § 18, 19 стр. 110 - 118 9класс | ||||||||
Вычисление с использованием в формулах относительной, абсолютной и смешенной адресации | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Относительная, абсолютная и смешенная адресация. Встроенные функции (математические, логические и другие) | Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации в виде формул. Уметь использовать относительную, абсолютную и смешенную адресацию; вводить математические формулы, содержащие функции, используя встроенные в табличный процессор функции | практическая работа | § 20 стр. 119 - 118 9класс | ||||||
Использование в формулах встроенных функций | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | практическая работа | § 20 стр. 119 - 118 9класс | ||||||||
Выполнение расчетов в электронных таблицах и математическое моделирование | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Математическая модель. Этапы математического моделирования. | Иметьпредставление о математической модели, этапах математического моделирования. Уметь создавать математические модели решения задач | практическая работа | § 23 стр. 131 - 137 9класс | ||||||
Логические функции в электронных таблицах | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Запись и выполнение логических функций | Иметьпредставление о логических функциях (ЕСЛИ, И, ИЛИ). Уметь выполнять вычисления, используя логические функции | беседа | Режим отображение формул | § 22 стр. 127 - 131 9класс | |||||
Представление данных в виде диаграмм | практическая работа | Построение диаграмм и графиков | Уметьстроить диаграммы и графики, используя возможности табличного процессора | практическая работа | § 21 стр.124 -127 9класс | ||||||
Контрольная работа | тестовая программа | тест, практическая работа | |||||||||
Технология хранения и обработки информации | Представление о базе данных и ее объектах. Проектирование, создание однотабличной БД | урок объяснения нового материала | База данных, классификация БД, табличная БД, поле, запись, СУБД, форма БД | Иметь представление о назначении СУБД. Приводить примеры БД. Знать основные объекты таблицы БД. Уметь создавать БД в среде MS Access, создавать формы БД | беседа | Информационная система, реляционная БД. Первичный ключ | § 10, 11, 12 стр.62 -76 9класс | ||||
Заполнение, редактирование базы данных. Создание формы. | Комбинированный: объяснение нового материала, практическая работа | беседа, практическая работа | |||||||||
Обработка базы данных: сортировка, фильтрация | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Поиск, сортировка, фильтрация (простое и сложное условие) | Уметьвыполнять поиск информации по заданному значению, производить сортировку данных, создавать простые и сложные фильтры | беседа, практическая работа | § 13, 14, 15 стр. 76 - 94 9класс | ||||||
Создание запросов по базе данных | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | простой и сложный запрос | Уметь создавать простой и сложный запрос по БД | беседа, практическая работа | |||||||
Создание и редактирование отчетов | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Отчет, классификация отчетов | Уметь создавать отчеты по готовой БД | практическая работа | § 13, 14, 15 стр. 76 - 94 9класс | ||||||
Создание проекта | практическая работа | практическая работа | |||||||||
Контрольная работа | контроль знаний и умений | тестовая программа | тест, практическая работа | ||||||||
Повторительно - обобщающий | обобщение | ||||||||||
Годовая контрольная работа | контроль знаний и умений | тестовая программа | тест, практическая работа | ||||||||
Анализ контрольной работы | работа над ошибками |
Содержание обучения
Класс
Введение — 1 ч.
Содержание базового курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Стартовый контроль.