По информатике и информационным технологиям

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

Знать/понимать

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

· программный принцип работы компьютера;

Уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Контроль уровня обученности включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета. Контроль уровня обученности запланирован проводиться в завершении каждого конкретного раздела в форме тестового среза и проверки практических навыков работы за компьютером, применяя современные информационные в практической деятельности и повседневной жизни представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося

Учебно–тематический план

Тема курса: Количество часов В том числе:
Практических работа Контрольных работ
8 класс: общее число часов – 31 ч. Резерв учебного времени на проведение контрольной работы за год – 3 ч.
Введение  
Информация и информационные процессы    
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Кодирование информации в компьютере
Технология обработки числовой информации
Технология хранения и обработки информации
  Всего: 5 + 1 за год



  Календарно - тематический план      
                       
Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Элементы дополнительного содержания Д/З Дата проведения
план факт
Информация и информационные процессы Правила работы за компьютером. Стартовый контроль контроль знаний и умений   Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером. Иметь представление об информации и знаниях Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Знать свойства информации. Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Уметь определять длину кода тест   стр. 5 - 8    
Информация в природе, обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. урок повторения/объяснения нового материала Информация в природе, обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. зачет, подпись в журнале по ТБ; практическая работа   § 1, 2, 3 стр. 10 - 21    
Количество информации Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала (повторение) Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации Иметьпредставление об измеримости информации. Знать существенные характеристики содержательного, вероятностного и алфавитного подхода к измерению информации. Иметь представление о равновероятностных событиях. Уметь устанавливать случаи, в которых сообщение содержит информацию для конкретного человека. Иметь представление о скорости передачи информации и единицах ее измерения. Уметь переводить единицы количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта. Уметь определять количество информации в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах. опрос, решение задач   § 4 стр. 22 - 27    
Измерение количества информации (содержательный и алфавитный подход) Комбинированный: объяснение нового материала, проверка изученного (повторение) опрос, решение задач   § 4 стр. 22 - 27, 148 - 153    
Компьютер как универсальное устройство обработки информации Устройство компьютера. Определение характеристик компьютера урок обобщения и систематизации знаний Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода-вывода. Оперативная и долговременная память. Знатьосновные функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции. Уметь определять характеристики компьютера. беседа, практическая работа   § 5 - 47 стр. 32 - 47    
Файловая система. Работа с файлами с использованием файлового менеджера урок обобщения и систематизации знаний и умений Файл, имя файла, расширение, папка. Полное имя файла, путь к файлу. Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система. Менеджеры. Знатьпринцип хранения информации в виде файлов, правила составления имени файла, виды файловых систем и операции, которые можно выполнить над файлами. Уметь форматировать дискету, выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера, определять тип файла по расширению беседа, практическая работа Файловые менеджеры § 9 - 12 стр. 47 - 63    
Архивация файлов и дефрагментация диска урок объяснения нового материала Архивы. Архивация файлов и дефрагментация диска Знатьсуть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментацию диска. Уметь архивировать/разархивировать файлы, выполнять дефрагментацию практическая работа   лекция    
Контрольная работа контроль знаний и умений     тест        
Анализ контрольной работы урок обобщения и систематизации знаний              
Представление информации Кодирование информации урок объяснения нового материала Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Кодирование текстовой, числовой, графической и звуковой информации Иметь представление об языке как способе представления информации. Уметь приводить примеры естественных и формальных языков. Иметь представление о кодировании текстовой, графической, звуковой и числовой информации. Знать формы представление информации. беседа   лекция    
Кодирование числовой информации урок объяснения нового материала Системы счисления, непозиционные системы счисления, позиционные системы счисления, основание системы, разряд, развернутая форма записи чисел Приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, объяснять отличия. Называть основные позиционные системы счисления фронтальный опрос   § 16 стр. 100 - 101 9класс    
Представление числовой информации с помощью систем счисления Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, решение задач Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления. опрос, решение задач   § 16 стр. 100 - 101 9класс    
Перевод чисел в позиционных системах счисления Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, решение задач опрос, решение задач   § 16 стр. 101 - 103 9класс    
Арифметические вычисления в различных системах счисления. Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, решение задач опрос, решение задач   § 16, 17 стр. 103 - 109 9класс    
  Контрольная работа за 1-е полугодие контроль знаний и умений     тест        
  Анализ контрольной работы урок обобщения и систематизации знаний              
Технология обработки числовой информации Общая характеристика табличного процессора. Создание и редактирование табличного документа урок объяснения нового материала Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).Типы данных:числа, формулы, текст. Применение электронных таблиц. Знатьназначение и функции электронных таблиц. Иметь представление об элементах электронных таблиц. Уметь вводить данные (числа, текст, формулы) и изменять данные в таблице беседа   § 18, 19 стр. 110 - 118 9класс    
Представление о формуле. Вычисление по формуле. Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа практическая работа   § 18, 19 стр. 110 - 118 9класс    
Вычисление с использованием в формулах относительной, абсолютной и смешенной адресации Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа Относительная, абсолютная и смешенная адресация. Встроенные функции (математические, логические и другие) Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации в виде формул. Уметь использовать относительную, абсолютную и смешенную адресацию; вводить математические формулы, содержащие функции, используя встроенные в табличный процессор функции практическая работа   § 20 стр. 119 - 118 9класс    
Использование в формулах встроенных функций Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа практическая работа   § 20 стр. 119 - 118 9класс    
Выполнение расчетов в электронных таблицах и математическое моделирование Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа Математическая модель. Этапы математического моделирования. Иметьпредставление о математической модели, этапах математического моделирования. Уметь создавать математические модели решения задач практическая работа   § 23 стр. 131 - 137 9класс    
Логические функции в электронных таблицах Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа Запись и выполнение логических функций Иметьпредставление о логических функциях (ЕСЛИ, И, ИЛИ). Уметь выполнять вычисления, используя логические функции беседа Режим отображение формул § 22 стр. 127 - 131 9класс    
Представление данных в виде диаграмм практическая работа Построение диаграмм и графиков Уметьстроить диаграммы и графики, используя возможности табличного процессора практическая работа   § 21 стр.124 -127 9класс    
Контрольная работа   тестовая программа   тест, практическая работа        
Технология хранения и обработки информации Представление о базе данных и ее объектах. Проектирование, создание однотабличной БД урок объяснения нового материала База данных, классификация БД, табличная БД, поле, запись, СУБД, форма БД Иметь представление о назначении СУБД. Приводить примеры БД. Знать основные объекты таблицы БД. Уметь создавать БД в среде MS Access, создавать формы БД беседа Информационная система, реляционная БД. Первичный ключ § 10, 11, 12 стр.62 -76 9класс    
Заполнение, редактирование базы данных. Создание формы. Комбинированный: объяснение нового материала, практическая работа беседа, практическая работа    
Обработка базы данных: сортировка, фильтрация Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа Поиск, сортировка, фильтрация (простое и сложное условие) Уметьвыполнять поиск информации по заданному значению, производить сортировку данных, создавать простые и сложные фильтры беседа, практическая работа   § 13, 14, 15 стр. 76 - 94 9класс    
Создание запросов по базе данных Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа простой и сложный запрос Уметь создавать простой и сложный запрос по БД беседа, практическая работа      
Создание и редактирование отчетов Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа Отчет, классификация отчетов Уметь создавать отчеты по готовой БД практическая работа   § 13, 14, 15 стр. 76 - 94 9класс    
Создание проекта практическая работа     практическая работа        
Контрольная работа контроль знаний и умений тестовая программа   тест, практическая работа        
  Повторительно - обобщающий обобщение              
  Годовая контрольная работа контроль знаний и умений тестовая программа   тест, практическая работа        
  Анализ контрольной работы работа над ошибками              

Содержание обучения

Класс

Введение — 1 ч.

Содержание базового курса информатики. Правила техники безопасности и эргономики при ра­боте за компьютером.

Стартовый контроль.

Наши рекомендации