Профиль: Шахтное и подземное строительство
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра социологии и политологии
Утверждаю: Зав. кафедрой СиП _________________ И.А. Батанина «___»____________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины (модуля)
«ПОЛИТОЛОГИЯ»
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет
Квалификация выпускника: бакалавр, специалист, инженер
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная, заочная (ускоренная)
Тула 2015
ЛИСТ
согласования рабочей программы дисциплины (модуля)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Политология» разработана доц. А.В. Махриным и обсуждена на заседании кафедры СиП института ИГСН (протокол заседания кафедры №____ от «____» ________ 2015 г.)
Разработчик(и) рабочей программы дисциплины (модуля) ___________________________.
личная подпись(и)
СОГЛАСОВАНО:
Директор института ___ИПМКН_________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Директор института ___ИЕ______________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Директор института ___ ПТИ____________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Директор института ____ИВТС__________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Директор института____ИПУ___________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Директор института ____ИФКСТ________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Директор института ____ТППиЗИ _______ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Директор института ____ИГСН _________ ____________ _________________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 4
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) 4
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) 28
4.1. Содержание разделов учебной дисциплины.. 28
4.2. Распределение часов по семестрам и видам занятий. 31
4.3. Темы, выносимые на лекционные занятия. 31
4.4. Лабораторные работы.. 49
4.5. Практические занятия (семинары) 55
4.6. Самостоятельная работа студента. 55
5 Образовательные технологии. 85
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 94
6.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий. 94
6.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся. 94
6.3. Требования к специализированному оборудованию.. 94
6.4. Требования к программному обеспечению учебного процесса. 94
7 Порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 94
7.1. Шкала академических оценок освоения дисциплины.. 94
Система оценки достижений обучающегося по дисциплине (модулю) 94
7.3. Система оценки компетенций или их элементов, сформированных у обучающихся в ходе освоения дисциплины по направлениям подготовки. 106
8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. 127
9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 129
9. 1. Основная литература. 129
9.2. Дополнительная литература. 129
9.3. Периодические издания. 129
9.4. Интернет-ресурсы.. 129
9.5. Методические указания к лабораторным занятиям.. 129
9.6. Методические указания к практическим занятиям.. 129
9.7. Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы.. 130
1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)
Целью изучения дисциплины является формирование целостного представления о политологии, ее роли в познании общества, а также формирование представления о политологии как науке, обладающей уникальной способностью – видеть мир политики как целостную систему, используя научные понятия и категории.
Задачами изучения дисциплины являются:
– обеспечить целостное представление о политологии как отрасли социального и гуманитарного знания через понимание ее объекта и предмета;
– сформировать представление о методах политологического познания;
– добиться понимания содержания основных этапов развития политической мысли;
– обеспечить представление о политике как целостной системе, и политических институтах как важнейших элементах политической системы;
– добиться понимания сущности политических процессов и технологий политической деятельности;
–сформировать представление о современной системе мировой политики и международных отношениях;
– способствовать осмыслению целей, задач и функций прикладной политологии.
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Политология» относится (в зависимости от учебных планов на разных направлениях подготовки):
а) к дисциплинам учебного циклам Б1 (С1) Гуманитарный, социальный и экономический» либо в базовой части,
б) к дисциплинам по выбору вариативной части учебного циклам Б1 (С1) Гуманитарный, социальный и экономический»
в) к вариативной части Блока 1 Дисциплины (модули).
Для успешного освоения учебной дисциплины «Политология» достаточны знания, умения и владаения, продемонстрированные обучающимся при поступлении в ВУЗ. Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с «Философией», «Правоведением»», «Экономикой», «Историей», «Социологией» и др.
Знания, умения и владения, сформированные при изучении данной учебной дисциплины, необходимы для успешного освоения следующих дисциплин: «Правоведение», «Педагогика», «Психология», «Психология», «Социология», «Основы социального государства», «Менеджмент» и ряд других дисциплин, предусмотренных в учебном плане по каждому направлению подготовки.
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки:
Направление подготовки: 09.03.03 Прикладная информатика
Профиль подготовки: Прикладная информатика в экономике
а) общекультурных (ОК)
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-6).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-6)
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-6).
Направление подготовки: 21.05.04 Горное дело
Профиль: Земельный кадастр
а) общекультурных (ОК)
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики (ОК-9).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-3, ОК-9).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-3, ОК-9).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-3, ОК-9).
Направление подготовки: 08.03.01 Строительство.
Профили подготовки: Автомобильные дороги, Промышленное и гражданское строительство; Теплогазоснабжение и вентиляция; Водоснабжение и водоотведение; Городское строительство и хозяйство
Квалификация: Инженер
а) общекультурных (ОК):
- способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
- демонстрацией гражданской позиции, интегрированностью в современное общество, нацеленностью на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-2, ОК-4).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-2, ОК-4).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-2, ОК-4).
Направление подготовки: 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами.
Профиль подготовки: Системы управления движением летательных аппаратов.
Квалификация: инженер.
а) общекультурных (ОК):
Способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);
- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защиты интересов личности, общества и государства, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности (ОК-5);
- способностью к работе в многонациональном коллективе, к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в ситуациях риска и нести за них ответственность, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);
б) профессиональных (ПК), универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6).
Направление подготовки: 01.03.02 Прикладная математика и информатика.
Профиль подготовки: Прикладная математика и информатика.
а) общекультурных (ОК):
- способностью владеть культурой мышления, умением аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерарантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-2);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5);
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-6);
- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- способностью и готовностью к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10);
б) профессиональных (ПК), универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-2,ОК-5, ОК-6, ОК-9);
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-1, ОК-2,ОК-5, ОК-6, ОК-9);
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-1, ОК-2,ОК-5, ОК-6, ОК-9).
Направление подготовки: 02.03.01 Математика и компьютерные науки.
Профиль подготовки: Математическое и компьютерное моделирование
а) общекультурных (ОК):
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1) категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-6);
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-6);
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-6).
Направление подготовки: 04.03.01 Химия.
Профиль подготовки: Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность:
а) общекультурных (ОК):
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-5);
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-1, ОК-5);
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-1, ОК-5).
Направление подготовки: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.
Профили подготовки: Автоматизированные системы обработки информации и управления, системы автоматизированного проектирования, программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем; Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
а) общекультурных (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-9);
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-3);
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-9).
Направление подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии
Профиль подготовки: Информационные системы
а) общекультурных (ОК):
- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-4);
- осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-8);
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-4, ОК-8).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-4, ОК-8).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-4, ОК-8).
Направление подготовки: 10.03.01 Информационная безопасность.
Профиль подготовки: Организация и технология защиты информации
а) общекультурных (ОК):
- способность осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1);
- способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2);
- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);
- способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5).
Направление подготовки: 12.03.01 Приборостроение.
Профиль подготовки: Бортовые приборы управления.
а) общекультурных (ОК):
- способность к работе в коллективе и кооперация с коллегами (ОК-3);
- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые процессы и явления (ОК-10);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознание опасности и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны(ОК-11).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-11).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-11).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-11).
Направление подготовки: 15.03.01 Машиностроение
Профили подготовки: Машины и технология литейного производства; Машины и технология обработки металлов давлением; Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов; Оборудование и технология сварочного производства
а) общекультурных (ОК):
- владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
- способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК-8);
- целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-8, ОК-9).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-1, ОК-8, ОК-9).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-1, ОК-8, ОК-9).
Направление подготовки: 15.03.02 Технологические машины и оборудование
Профиль подготовки: Машины и аппараты пищевых производств, бытовые машины и приборы.
а) общекультурных (ОК):
- готов к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-3);
- умеет руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться (ОК-4);
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-3, ОК-4).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК- 3, ОК-4).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК- 3, ОК-4).
Направление подготовки: 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Профили подготовки: Технология машиностроения, инструментальное обеспечение машиностроительных производств, инструментальные системы машиностроительных производств
а) общекультурных (ОК):
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-12);
- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-13);
- способностью использовать свои права и обязанности как гражданина своей страны, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-14);
- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК- 13, ОК-14, ОК-15 ).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК- 13, ОК-14, ОК-15 ).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК- 13, ОК-14, ОК-15 ).
Направление подготовки: 15.03.06 Мехатроника и робототехника
Профиль подготовки: Мехатроника, промышленная и специальная робототехника
а) общекультурных (ОК):
- - способность уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-3, ОК-4).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-3, ОК-4);
3. предотвращать и разрешать социально-политические конфликты (ОК-3, ОК-4).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-3, ОК-4).
Направление подготовки: 19.03.01 Биотехнология
Профиль подготовки: Экобиотехнология
а) общекультурных (ОК):
- быть способным и готовым к соблюдению прав и обязанностей гражданина (ОК-5);
- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готовым к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-11).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-11).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-11).
Направление подготовки: 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов
Профиль подготовки: Материаловедение и технология новых материалов
а) общекультурных (ОК):
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- сознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- владением основными положениями и методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социально-общественных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
б) универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-8 , ОК-9).
Уметь:
1. самостоятельно анализировать политически значимые процессы и явления, в т.ч. современные политические конфликты (ОК-1, ОК-8 , ОК-9).
Владеть:
1. навыками культурного мышления, толерантного восприятия социальных и культурных различий, в т.ч. в своей будущей профессии (ОК-1, ОК-8 , ОК-9).
Направление подготовки: 23.03.01 Технология транспортных процессов
Профиль подготовки: Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте; Организация и безопасность движения
а) общекультурных (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умеет к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-2);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить путь и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
б): универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и дополнительных компетенций (ДК)учебным планом не предусмотрено.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. категориальный аппарат дисциплины, природу возникновения политической власти и государственной власти, тенденции развития современных государств и политических институтов (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9).
Уметь:
1. самостоятельно