Тюменского областного союза потребительских обществ
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Производственной практики (по профилю специальности)
В рамках профессионального модуля ПМ 04 Выполнение работ по профессиям
Продавец продовольственных товаров и 17351 Продавец непродовольственных товаров
Тюмень 2015
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего специального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по программе базовой подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года №835
Организация-разработчик:
ЧПОУ СПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
Разработчик:
Биченкова Ирина Владимировна, преподаватель технологических дисциплин ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
Антипина Марина Анатольевна преподаватель ОКД, ПМ 04, ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания цикловой комиссии товароведно-технологических дисциплин от 31. 08. 2015 протокол № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по маркетингу ________________ Н. Г. Марданова от __________ _______ |
СОГЛАСОВАНО Генеральный директор ООО «Вернисаж» г. Тюмень ____________ И. Н.Муравьева от __________ ______ |
Пояснительная записка
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего специального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по программе базовой подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года №835 и рекомендована к использованию в учебном процессе.
Производственная практика является обязательной и одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса в рамках профессионального модуля ПМ 04, цель которой – освоение основных видов профессиональной деятельности (ВПД) по профессиям 17353 Продавец продовольственных товаров и 17351 Продавец непродовольственных товаров, а также соответствующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, в том числе:
Код | Наименование компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 4.1. | Соблюдать и применять правила охраны труда, техники безопасности и требования санитарно-гигиенических норм при выполнении профессиональных работ. |
ПК 4.2. | Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования. |
ПК 4.3. | Применять правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. |
ПК 4.4. | Оформлять документы по кассовым операциям. |
ПК 4.5. | Осуществлять приёмку товаров по количеству и проверять качество товаров по органолептическим показателям. |
ПК 4.6. | Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку в торговом зале. |
ПК 4.7. | Обслуживать покупателей, консультировать и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров. |
ПК 4.8 | Применять Правила торговли и закон РФ «О защите прав потребителей» в профессиональной деятельности. |
ПК 4.9. | Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. |
По итогам производственной практики студент должен:
иметь практический опыт:
- продажи различных групп продовольственных и непродовольственных товаров и обслуживания покупателей при различных методах продажи товаров;
- эксплуатации торгово-технологического оборудования для подготовки к продаже, хранения, выкладки и демонстрации товаров;
- эксплуатации весоизмерительного оборудования и обслуживания покупателей с его применением;
- эксплуатации контрольно-кассовой техники и осуществления расчётов с покупателями.
уметь:
- выполнять профессиональные работы с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
- подготавливать торгово-технологическое оборудование к работе и осуществлять его эксплуатацию;
- работать на контрольно-кассовой технике и весоизмерительном оборудовании;
- соблюдать правила эксплуатации торгово-технологического оборудования;
- выполнять расчётные операции с покупателями при различных формах оплаты товаров;
- проверять платёжеспособность государственных денежных знаков;
- оформлять документы по кассовым операциям;
- идентифицировать (распознавать) продовольственные и непродовольственные товары по ассортиментной принадлежности;
- оценивать качество товаров по органолептическим показателям;
- выполнять производственные операции по подготовке рабочего места продавца, кассира-операциониста;
- выполнять производственные операции по приёмке, подготовке к продаже, выкладке и хранению товаров;
- выполнять производственные операции по продаже товаров и обслуживанию покупателей при различных методах продажи;
- составлять торговую характеристику товаров для консультирования покупателей;
- консультировать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве и потребительских свойствах товаров;
- оформлять товарные чеки, паспорта и гарантийные талоны на товар, имеющий гарантийные сроки пользования;
- применять Правила торговли и Закон РФ «О защите прав потребителей» в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность специалистов;
- оформлять документы по обмену и возврату товара покупателем в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»;
- определять и создавать оптимальные условия хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
- использовать необходимую документацию в профессиональной деятельности.
знать:
- общую классификацию и ассортимент различных товарных групп продовольственных и непродовольственных товаров;
- органолептические показатели качества, упаковку, маркировку продовольственных и непродовольственных товаров;
- основные признаки торговой характеристики продовольственных и непродовольственных товаров;
- основы организации труда в розничном торговом предприятии;
- понятие и виды материальной ответственности;
- правила техники безопасности и охраны труда, санитарии и гигиены в торговом предприятии;
- должностные обязанности продавца и кассира-операциониста;
- виды, назначение и характеристику торгово-технологического оборудования;
- правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и весоизмерительного оборудования;
- правила эксплуатации и техники безопасности при работе с разными видами оборудования;
- правила и порядок расчёта с покупателем, особенности безналичных расчётов;
- порядок документального оформления кассовых операций;
- признаки платежеспособности государственных денежных знаков;
- общую схему технологических процессов в магазине, формы и методы продажи товаров;
- технику выполнения основных производственных процессов;
- элементы и алгоритм обслуживания покупателей;
- основные элементы организации изучения покупательского спроса в магазине;
- понятие культуры торгового обслуживания;
- Правила торговли, Закон РФ «О защите прав потребителей»;
- правила и организацию проведения инвентаризации в магазине;
- организацию хранения продовольственных и непродовольственных товаров в магазине, общую характеристику видов товарных потерь и способы их сокращения.
Производственная практика проводится концентрировано после освоения обучающимися теоретической части профессионального модуля ПМ 04. Освоение теоретической части курса и успешная сдача экзаменов по МДК являются обязательным условием допуска к практике. Во время производственной практики (по профилю специальности) проводятся консультации по написанию и оформлению дневника-отчета. которая проводится концентрированно
Базами производственной практики являются современные розничные торговые предприятия (далее РТП), независимо от форм собственности, по договорам между розничным торговым предприятием и колледжем. Непосредственное руководство производственной практикой возлагается на заместителя директора по маркетингу и преподавателей технологических дисциплин колледжа. Руководство практикой на местах осуществляют специалисты РТП. Продолжительность практики – 144 часа (4 недели). График выхода на работу и режим труда практикантов определяются в соответствии с трудовым законодательством и режимом работы торгового предприятия.
Для организации практики преподаватель – руководитель проводит инструктаж для обучающихся о прохождении производственной практики (по профилю специальности) и рекомендует им примерный тематический план, корректировка которого производится студентами совместно с руководителем практики от РТП с учётом специфики деятельности предприятия. Окончательный вариант тематического плана утверждается руководителем практики от предприятия – базы практики. Студенты – практиканты обязаны соблюдать планы – графики прохождения практики, выполнять производственные задания руководителя практики по месту работы.
Во время прохождения практики студенты оформляют Дневник о прохождении производственной практики, Отчет о производственной практике по утверждённой форме в соответствии с методическими рекомендациями. Записи выполняются ежедневно с указанием выполненных производственных работ за смену, с изложением изученного материала по вопросам тематического плана и систематически проверяются руководителем практики на местах. Все документы, прилагаемые к Дневнику и Отчёту, заполняются на предприятии по месту практики. Изложение ведётся применительно только к месту практики.
В конце каждой смены руководитель практики от торгового предприятия оценивает по 5-балльной системе выполнение студентом производственных заданий и оформление Дневника и Отчёта, а по окончании производственной практики дает письменную характеристику на практиканта. Общая (итоговая) проверка Дневника и Отчёта осуществляется руководителями от колледжа и предприятия. Аттестация по производственной практике проводится в форме дифференцированного зачёта - защиты Дневника-отчёта, с учетом результатов работы практиканта, подтверждённых характеристикой, составленной руководителем практики от РТП.
В последние дни практики, за счёт часов практики, на базе торгового предприятия проводится квалификационный экзамен, по результатам которого квалификационной комиссией оценивается уровень освоения студентами общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю и присваиваются квалификационные разряды по профессии Продавец. Квалификационные разряды по профессиям 17353 Продавец продовольственных товаров и 17351 Продавец непродовольственных товаров присваиваются в соответствии с квалификационными характеристиками, изложенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС, Выпуск 51), утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. № 30, и в соответствии с Положением «О присвоении квалификационных разрядов по профессиям 17353 Продавец продовольственных товаров и 17351 Продавец непродовольственных товаров студентам специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка) в рамках профессионального модуля 04 «Выполнение работ по профессиям 17353 Продавец продовольственных товаров и 17351 Продавец непродовольственных товаров», утверждённым директором колледжа. (Приложения № 7,8)
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Примерный объём времени, отведенный на освоение тем (час.) | Количество дней |
1. | Характеристика предприятия розничной торговли и организации труда в магазине | ||
2. | Характеристика и эксплуатация торгово-технологического оборудования | ||
3. | Технология товародвижения в магазине | ||
4. | Культура торгового обслуживания покупателей и правила торговли | ||
5. | Учёт и отчётность в магазине | ||
6. | Квалификационный экзамен по профессиям: 17353 Продавец продовольственных товаров 2 – 4 разрядов 17351 Продавец непродовольственных товаров 3 – 5 разрядов. | ||
Всего |
Содержание практики
Коды компетенций | Виды работ по освоению компетенций |
ОК 1.- 9. ПК 4.1. | Тема 1. Характеристика предприятия розничной торговли и организации труда в магазине. 1. Ознакомиться с торговым предприятием и составить его общую характеристику с указанием наименования магазина, адреса (место расположения), с описанием товарного профиля, фирменного знака, основных функций и задач, организационной структуры. 2. Охарактеризовать организацию труда в магазине: режим работы магазина, продолжительность рабочего дня, рабочей недели, сменности труда продавцов. 3. Ознакомиться с организацией материальной ответственности в магазине. 4. Пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности, ознакомиться с правилами соблюдения санитарно-гигиенических норм, противопожарного режима в торговом предприятии, изучить соответствующие инструкции по охране труда. 5. Изучить должностные обязанности продавца продовольственных и непродовольственных товаров, кассира-операциониста по должностным инструкциям. |
ОК 1.- 9. ПК 4.2 . ПК 4.1 . ПК 4.2. ПК 4.2. ПК 4.3 ПК 4.4. | Тема 2. Характеристика и эксплуатация торгово-технологического оборудования. 1. Ознакомиться с видами торгового оборудования в торговом зале и кладовых магазина, составить краткую характеристику: торговой мебели; торгового инвентаря; весоизмерительного оборудования; контрольно-кассовой техники; фасовочно-упаковочного оборудования; холодильного оборудования; подъёмно-транспортного оборудования; оборудования для приготовления полуфабрикатов, напитков, кулинарной продукции и выпечки; оборудования для контроля сохранности товаров; торговых автоматов. 2. Изучить правила техники безопасности при работе с оборудованием и инвентарём. 3. Отработать умения и навыки подготовки торгово-технологического оборудования к работе и освоить приёмы работы на основных видах оборудования при приёмке, хранении, подготовке к продаже и продаже товаров. 4. Отработать умения и навыки работы на весоизмерительном оборудовании. 5. Отработать умения и навыки работы на контрольно-кассовой технике, в том числе при наличных и безналичных расчётах с покупателями, распознавания платёжеспособности государственных денежных знаков и документального оформления кассовых операций (журнала кассира-операциониста, сдачи выручки). |
ОК 1.- 9. ПК 4.5. ПК 4.5. ПК 4.5. ПК 4.5. ПК 4.9. ПК 4.9 ПК 4.1. ПК 4.6. ПК 4.9. ПК 4.6. ПК 4.6. ПК 4.9. ПК 4.7. ПК 4.8. ПК 4.7. ПК 4.7. ПК 4.8. | Тема 3. Технология товародвижения в магазине. 1. Изучить ассортиментный перечень магазина (содержание, кем и когда разработан и утверждён). Составить общую характеристику ассортимента торгового предприятия. 2. Изучить общую схему торгово-технологических (производственных) процессов в магазине. 3. Ознакомиться с организацией доставки товаров в магазин от поставщиков, с содержанием заявок на завоз товаров. Принять участие в составлении заявок на поставляемые товары. 4. Изучить порядок приёмки товаров в магазине по количеству и качеству от различных поставщиков. Изучить приёмку товаров продавцами для отдела (секции) со склада торгового предприятия. Ознакомиться с сопроводительными документами на товар, подтверждающими количество и качество поступивших товаров. 5. Принять участие в приёмке продовольственных и непродовольственных товаров и дать описание выполненной работы с указанием вида приёмки, места приёмки товаров, кто осуществляет приёмку, наименования поставщиков, вида транспорта, вида тары и упаковки, маркировки товаров, какие операции выполнялись в процессе приёмки товаров. Приложить копию сопроводительных документов. 6. Изучить организацию хранения товаров в магазине: назвать способы укладки товаров на складе, температурный режим, сроки хранения товаров. Указать особенности хранения отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, какие мероприятия проводятся по контролю качества товаров в процессе хранения. 7. Ознакомиться и отработать навыки подготовки рабочего места продавца: контроль чистоты и порядка на рабочем месте, проверка наличия и исправности инвентаря и оборудования, наличия товаров и ценников на них, пополнение рабочего запаса товаров, проверка сроков годности отдельных видов товаров, получение и подготовка упаковочного материала, уборка порожней тары. 8. Изучить правила подготовки товаров к продаже. Отработать практические умения и навыки по освобождению товаров от тары, предварительной фасовки и маркировки товаров, сортировки и проверки качества, комплектности, количественных характеристик и цен, подготовки отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров к продаже, оформления подарочных наборов и комплектов товаров. 9. Проанализировать оформление ценников, составить их описание и приложить их образцы. Разработать и оформить свои образцы ценников для магазина: информационного и рекламного. 10. Ознакомиться с организацией размещения и выкладки товаров в торговом зале, оформлением витрин. Охарактеризовать основные принципы определения мест выкладки товаров и оформления витрин различных видов. Отработать навыки размещения и выкладки продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе декоративной выкладки и оформления витрин. 11. Изучить методы продажи товаров, элементы обслуживания покупателей (в том числе консультирование по отдельным видам товаров), технику расчётов за покупку. 12. Составить текст торговой характеристики продовольственных и непродовольственных товаров для консультирования покупателей (минимально по два примера). 13. Отработать навыки обслуживания покупателей: - предложение и показ продовольственных товаров, помощь в выборе, консультирование покупателей о свойствах, вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности отдельных видов продовольственных товаров, приготовление, нарезка, взвешивание, упаковка, подсчёт стоимости покупки; - предложение и показ непродовольственных товаров, демонстрация непродовольственных товаров в действии, помощь в выборе товаров, консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве, конструктивных особенностях непродовольственных товаров, правилах ухода за ними, оформление паспорта и гарантийного талона на товар, имеющий гарантийные сроки пользования, упаковка, подсчет стоимости покупки, выписывание чека; - предложение новых, взаимозаменяемых товаров и товаров сопутствующего ассортимента; - выдача покупки или передача ее на контроль. |
ОК 1.- 9. ПК 4.8. ПК 4.7. | Тема 4. Культура торгового обслуживания покупателей и правила торговли. 1. Охарактеризовать правила продажи отдельных видов товаров (по ассортименту торгового предприятия). 2. Изучить основные права потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителя». 3. Проанализировать соблюдение Правил работы розничного торгового предприятия, обмена и возврата товаров. 4. Дать оценку оформления «Уголка покупателя», рекламно-информационного оформления магазина. 5. Ознакомиться с перечнем контролирующих органов, организацией контроля работы предприятия. 6. Ознакомиться с ведением книги отзывов и предложений, контрольного и санитарного журналов. 7. Изучить виды дополнительных услуг в магазине и дать их характеристику; разработать свои предложения по организации дополнительных услуг. 8. Проанализировать и дать оценку уровню обслуживания покупателей в магазине. Перечислить элементы культуры обслуживания в торговле. |
ОК 1.- 9. ПК 4.9. | Тема 5. Учёт и отчётность в магазине. 1. Изучить порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в магазине. 2. Ознакомиться с правилами оформления следующих документов: 1) приходные и расходные документы (счёт-фактура, накладная, кассовый ордер); 2) товарный (товарно-денежный) отчёт; 3) инвентаризационная опись, сличительная ведомость; 4) расчёт на списание естественной убыли; 5) акт о бое, порче, ломе товаров; акт о завесе тары; 6) документы приёмки товаров на комиссию; 7) документы по оформлению продажи товаров в кредит. 3. Принять участие в инвентаризации и оформлении соответствующей документации. |
Примечание: во время прохождения практики возможна корректировка видов работ практикантов, а также согласование календарно-тематического плана с учетом особенностей деятельности предприятия и объемов выполняемых производственных заданий.
Требования к ведению Дневника по производственной практике:
- Дневник является документом, по которому студент подтверждает выполнение программы практики;
- Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать перечень выполненных работ за день;
- Дневник ежедневно просматривает руководитель практики от предприятия ставит оценку и заверяет подписью;
- По окончании практики дневник заверяется печатью организации, где проходил практику студент;
- Дневник прилагается к отчету по практике и сдается для проверки руководителю практики от колледжа.
Структура Дневника производственной практике:
· Форма титульного листа (Приложение 1)
· Форма дневника (Приложение 2)
· Приложения (В качестве приложения к Дневнику практики студенты оформляют графические, аудио-, фото-, видео - материалы, подтверждающие практический опыт, полученный на практике).
Методические рекомендации по написанию отчета
по производственной практике
Отчет по производственной практике является одной из форм контроля учебно-практической работы студентов колледжа. Цель написания отчета – систематизация и закрепление освоенных компетенций, а также выяснение уровня подготовки обучающегося к самостоятельной работе по специальности.
Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом. Для составления, редактирования и оформления отчета студентам рекомендуется отводить последние 2-3 дня производственной практики. Отчет студента о практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материалы.
По окончании практики студент должен сдать зачет.Основанием для допуска студента к зачету по практике является полностью оформленный отчет по производственной практике в соответствии с программой производственной практики.
При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и колледжа. Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и дневник студента по практике. Оценку зачета по практике вносят также в приложение к диплому специалиста.Защита работы проходит непосредственно на квалификационном экзамене в присутствии комиссии.
Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен из колледжа за академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично, в свободное от учебы время.Ниже приведены содержание отчета, требования к его оформлению.
Содержание отчёта
Написание отчета выполняется в строгом соответствии с календарно-тематическим планом. Основная часть отчета состоит из практического материала по изучению тем и вопросов плана на основе анализа деятельности предприятия – базы практики. Источником информации служат документация магазина, его основные экономические показатели, консультации работников предприятия и руководителей практики.
Структура отчета:
1. Титульный лист;
2. Договор на практику;
3. Содержание;
4. Введение;
5. Основная часть;
6. Выводы;
7. Список использованных источников;
8. Приложения.
Оформление отчёта по производственной практике
Титульный лист - это первая (заглавная) страница работы, на нем необходимо указать наименование вида производственной практики - по профилю специальности, указывается название профессионального модуля (Приложение 3).
Договор на практику – юридический документ установленной формы, на основании которого колледж направляет обучающегося для прохождения практики на указанное в договоре предприятие. Договор должен быть оформлен в двух экземплярах, подписан директором колледжа и руководителем предприятия по месту практики, заверен печатями. Один экземпляр договора остаётся на базе практики, второй – прилагается к отчёту студента.
Содержание. Перечисление информационных блоков отчёта с указанием соответствующих страниц.
Введение. Перед началом практики руководитель выдаёт студенту задание на практику, содержащее цели и задачи её прохождения. Именно они включаются в введение отчёта. Здесь же следует аргументировать актуальность темы исследования и указать, какие нормативно-правовые документы предприятия вы использовали. Объём введения не превышает 2-х страниц.
Основная часть. Оформляется согласно темам, предложенным в программе практики по специальностям колледжа. Содержит исследование деятельности предприятия и анализ полученных результатов.
В данном разделе студент даёт подробный отчёт о выполнении ежедневных производственных заданий и описывает изученные и отработанные вопросы, предложенные в программе практики.
Выводы Раздел отчёта, в котором студент высказывает своё мнение о предприятии, об организации и эффективности практики в целом, социальной значимости своей будущей специальности. На основе изученного практического материала во время практики студенту следует выявить как положительные, так и отрицательные стороны деятельности организации базы- практики, а также предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию работы организации. Формулировать их нужно кратко и чётко. В конце заключения ставится дата сдачи отчёта и подпись автора.
Список использованных источников начинается с перечня нормативно-правовых документов. За ними располагаются методические и учебные пособия, периодические издания, адреса веб-сайтов. Все источники перечисляются в алфавитном порядке, иностранные материалы следуют после русских. Минимальное количество источников – 15.
Приложения - заключительный раздел Отчёта, содержащий образцы и копии документов, рисунки, таблицы, фотографии и т.д., по перечню приложений, указанному в программе практики.
При написании отчёта изученный материал должен быть изложен своими словами, без дословного заимствования из учебников и других литературных источников. Особое внимание необходимо обратить на грамотность изложения. Нормативно-справочные документы предприятия, должны соответствовать году прохождения практики.
Объём отчёта по производственной практике по профилю специальности – от 10 до 15 листов формата А4 (без учёта приложений).К отчёту прилагаются:
· Дневник по производственной практике.
· Характеристика от предприятия.
В характеристике необходимо указать – фамилию, инициалы студента, место прохождения практики, время прохождения. Также в характеристике должны быть отражены:
- полнота и качество выполнения программы практики, отношение студента к выполнению заданий, полученных в период практики, оценка результатов практики студента;
- проявленные студентом профессиональные и личные качества;
- выводы о профессиональной пригодности студента.
Характеристика с места прохождения практики должна быть написана на бланке организации (учреждения, органа) и подписывается руководителем практики от организации (учреждения, органа) и заверяется печатью.
Форма характеристики (Приложение 5).
Образец характеристики (Приложение 6).
· Аттестационный лист, в котором содержатся сведения об уровне освоения студентом профессиональных компетенций.
Формирование аттестационного листа осуществляют совместно руководитель практики от колледжа и от организации.Форма аттестационного листа (Приложение 4).
Примерный перечень приложений к Отчету:
1. Заявки на текущий завоз товаров
2. Акты приёмки товаров по количеству и качеству
3. Товаросопроводительные документы (счета-фактуры, накладные, сертификаты и т.д.)
4. Образцы маркировки товаров, тары и упаковки
5. Анкеты по изучению покупательского спроса
6. Ассортиментный перечень
7. Фотографии, эскизы витрин, торгового оборудования
8. Образцы ценников, товарных чеков, копии гарантийных талонов
9. Образцы документов по обмену и возврату товаров покупателям
10. Фото, эскизы «Уголка покупателя»
11. Рекламные проспекты, буклеты, листовки
12. Журнал кассира – операциониста (обложка, одна страница)
13. Приходные и расходные кассовые ордера
14. Товарно–денежный отчёт
15. Инвентаризационная опись, сличительная ведомость
16. Акт о бое, порче, ломе
17. Акт о завесе тары
18. Расчёт естественной убыли
19. Документы приёмки товаров на комиссию
20. Документы по оформлению продажи товаров в кредит
Оформление текста отчета по производственной практике
Отчет по производственной практике оформляют с использованием средств, которые предоставляются текстовым процессором MS Word (различными версиями) и распечатывают на принтере с хорошим качеством печати.
1. Титульный лист
Титульный лист набирается в текстовом процессоре MS Word. Форма титульного листа приведена в приложении.
2. Содержание
Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется прописными буквами и выравнивается по центру строки.
Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени следует смещать вправо относительно заголовков предыдущей. Напротив каждого заголовка ставят номер начальной страницы. Строка заголовка связывается с номером страницы отточием (рядом точек). Названия разделов, введение, заключение, библиографический список и приложения пишутся прописными буквами.
3. Заголовки
Текст разбивается на разделы, подразделы. Они должны иметь названия, четко и кратко отражающие их содержание. Разделы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Их номера состоят из номера раздела и порядкового номера, отделенного от номера раздела точкой, слова «раздел» и «подраздел» не пишутся.
Пояснительная записка, заключение, библиографический список и приложения не нумеруются.
Заголовки следует располагать по центру строки – без точки в конце и без переносов, печатать прописными буквами, не подчеркивать. Если заголовок не помещается в строке, то при разбивке его следует учитывать смысловую и логическую связь.
Заголовки разделов и подразделов следует отделять от основного текста тремя межстрочными интервалами. Такое же расстояние выдерживается между заголовками разделов и подразделов. Интервал между строчками заголовка – одинарный.
Каждый раздел, введение, заключение, библиографический список, приложения начинаются с новой страницы.
4. Оформление текста отчета по производственной практике
Текст должен располагаться на одной стороне листа бумаги формата А4 (210.297 мм), иметь книжную ориентацию для основного текста, и альбомную, если это необходимо, – для размещения схем, рисунков, таблиц и т.п.
Для страниц с книжной ориентацией рекомендуется устанавливать следующие размеры полей:
• верхнее – 2 см,
• нижнее – 2,5 см,
• левое – 2,5 см,
• правое – 1,6 см.
Для страниц с альбомной ориентацией рекомендуется устанавливать следующие размеры полей:
• верхнее – 2,5 см,
• нижнее – 1,6 см,
• левое – 2,5 см,
• правое – 2 см.
Для ввода (и форматирования) текста используют:
• шрифт – Times New Roman,
• размер – 14 п,
• межстрочный интервал – полуторный,
• способ выравнивания – по ширине для основного текста (для заголовков, списков и других элементов текста можно выбирать другие способы выравнивания, например, заголовки можно размещать по центру),
• начертание – обычное,
• отступ первой строки (абзацный отступ) – 1 см.
Для выделения заголовков, ключевых понятий допускается использование других способов начертания (курсив, полужирное).
В тексте следует использовать автоматическую расстановку переносов.
Кавычки в тексте оформляются единообразно (либо « », либо “ ”).
Инициалы нельзя отрывать от фамилии и всегда следует размещать перед фамилией (исключением являются библиографические списки, внутритекстовые и подстрочные примечания, в которых инициалы стоят всегда после фамилии).
5. Таблицы и иллюстрации
В отчете по производственной практике можно использовать таблицы, которые помогают систематизировать, структурировать и наглядно представлять материалы.
Ссылка на таблицу в тексте обязательна. Таблицу следует располагать в тексте лишь после её упоминания.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, рисунки) также следует располагать в