Третий урок – таттва дхарана

Каждая чакра имеет свои собственные вибрационные характеристики звука, формы и цвета. Использование определенных техник также помогает регулировать и контролировать деятельность ида и пингала нади (энергетических потоков, идущих через чакры), которые в свою очередь обеспечивают проходимость сушумна нади. Ида нади активна, когда разум занят духовной деятельностью и во время ментальной концентрации; пингала нади работает, главным образом, во время физической и сенсорной активности тела. И сушумна нади – это канал, по которому поднимается кундалини.

Четвертый урок – пранаяма

Связь жизненной энергии (праны) с разумом неразрывна. Нестабильность дыхания – это нестабильность разума, и наоборот. Когда дыхание контролируется научным процессом пранаямы, контролируется также и разум и, следовательно, возрастает ментальная сила и концентрация разума во время медитации. Правильное применение пранаямы также включает в себя повторение ишта-мантры в чакрах. Различные техники пранаямы имеют разную силу, поэтому необходимо, чтобы этим техникам обучал ачарья, иначе они могут нанести вред разуму и телу.

Пятый урок – чакра шодхана

Чакры являются точками, которые контролируются разумом. Чакры контролируют психическую деятельность и тело. Используя мантру особым образом, можно заставить чакры вибрировать так, чтобы тело и разум очищались.

Шестой урок – дхьяна

Дхьяна – еще одна форма медитации (как и первый урок), которая направляет к Цели каждую наклонность разума. Она особенно эффективна, когда глубокие личные взаимоотношения ученика и гуру превратились в отношения космической Любви. Любовь – самая могущественная психическая сила, и когда она пробуждается, медитация перестает быть усилием, и превращается в естественное влечение к Высшему. Словно железная стружка, притягиваемая силой магнита, духовный искатель достигает своей желанной Цели.

Третий урок – таттва дхарана - student2.ru

КУНДАЛИНИ, ЧАКРЫ И РАЗУМ

Кундалини

Неотъемлемой частью тантры является наука о кундалини. Нельзя сказать, что кундалини-йога, присуща одной только тантре, однако ни один другой духовный путь не обеспечил ей такой выдающейся позиции и в идеологическом выражении, и в практическом применении.

Из-за неправильного понимания кундалини-йога считалась таинственным феноменом. При глубоком рассмотрении кундалини можно увидеть в ее истинной перспективе, как аспект человеческого существования: кундалини является выражением человеческого духовного потенциала внутри психического бытия индивидуума.

До момента инициации человека кундалини пребывает в дремлющем состоянии. Кундалини – это не физическая, а психо-духовная сила. И хотя у нее нет физической формы, она все же имеет свое физическое местоположение в теле; в своем дремлющем, невыраженном состоянии она расположена в основании позвоночника. Она находится там до тех пор, пока не будет разбужена.

Психическая форма кундалини в ее дремлющем состоянии напоминает свернувшуюся змею («кула») отсюда название кундалини («сила свернувшейся змеи»). Во время инициации кундалини пробуждается духовной силой гуру, это может вызвать различные ощущения, такие как чувство блаженства или, наоборот, несчастья (в зависимости от невыраженных ментальных тенденций индивидуума, его самскар). В большинстве же случаев ученик не замечает никаких необычных чувств, пока не начнет выполнять практики. Вне зависимости от ощущений вследствие пробуждения кундалини инициация считается духовным рождением искателя истины.

Как уже упоминалось, инициация включает в себя получение особой звуковой вибрации, мантры, от квалифицированного учителя. Повторение этого звука про себя способствует духовному проявлению кундалини, не позволяет ей снова уснуть. Если мантра не используется должным образом, кундалини возвращается в свое дремлющее состояние. Каждое повторение мантры является ударом по кундалини, и способность формировать идею мантры позволяет удерживать ее в пробужденном состоянии.

Чакры

Третий урок – таттва дхарана - student2.ru Пробудившись, кундалини начинает открывать потаенные коридоры разума. Она делает это, поднимаясь вдоль позвоночника, проходя через «ворота» психического тела; эти ворота называются чакрами. Чакры расположены в различных точках вдоль позвоночника и являются, прежде всего, точками, контролирующими наши психические выражения, наши наклонности (вритти).

Всегда, когда мы испытываем какую-либо мысль или чувство, работает одна из наклонностей. Эти наклонности определяют линии и модели нашей психической и физической деятельности. У каждого человека 50 таких наклонностей, но выражаются они в различных формах и направлениях, внутренне или внешне, поэтому общее число проявлений равно тысяче. Контролирующими точками этих наклонностей являются первые шесть чакр. С помощью медитации мы достигаем контроля над чакрами, и, соответственно, над различными наклонностями, которые направляем к космическому Сознанию.

Еще один аспект наклонностей представлен их связью со звуком. Каждой наклонности соответствует определенный звук; эти звуки можно услышать в интуитивном состоянии во время медитации. Из этих звуков древние йоги создали язык санскрит. Каждая из 50 звуков санскритского алфавита является фонетическим выражением одной из наклонностей, или вритти; таким образом, сам язык выражает определенное чувство. Мантра, используемая в медитации, составлена из этих звуков и заряжена силой гуру, поэтому она оказывает необходимое вибрационное воздействие на медитирующего.

У каждого человека есть определенная чакра, которая является доминирующей, она определяется в соответствии с особыми присутствующими в ней вибрациями; подобным образом выбирается и мантра. Чем глубже человек уходит в медитацию, тем сильнее становится его разум и контроль над чакрами и вритти. Этот контроль помогает создать подобие вакуума, который тянет кундалини вверх, вызывая в нас чистое духовное переживание, известное как самадхи, или духовный экстаз.

Нижние пять чакр также имеют другие функции, они контролируют пять фундаментальных факторов, из которых состоит тело (эфирный, воздушный, световой, жидкостный и твердый).

Нижняя чакра, расположенная у основания позвоночника, контролирует твердый фактор. Она известна как муладхара чакра и связана непосредственно с выделительной функцией. Выше находится свадхиштхана чакра, контролирующая жидкостный фактор, она связана с сексуальной функцией тела. Еще выше расположена манипура чакра, находящаяся на уровне пупка. Эта чакра контролирует световой фактор (энергию, огонь) и пищеварение. Четвертая чакра, анахата чакра, находящаяся в центре груди между сосками, контролирует воздушный фактор и связана с дыхательной функцией тела и кровообращением. Пятая чакра, вишуддха чакра находится на уровне адамова яблока в горле и контролирует эфирный фактор. Это самый тонкий элемент из пяти, он отвечает за речь. Эта чакра контролирует все нижние чакры и поэтому координирует все энергии в теле. Агья чакра, известная также, как «третий глаз», расположена между бровями. Точнее это проекция чакры, так как сама чакра находится в центре головы. Она представляет собой точку, контролирующую человеческий разум, являющийся не чем иным, как микрокосмической копией космического Разума. Сахасрара чакра, седьмая и высшая чакра находится на макушке головы и является местом чистого Сознания, высшей Сущности.

Физическое, психическое и духовное здоровье человека зависит от равновесия между этими семью чакрами. Болезни возникают из-за слабости или разбалансированности энергетического потока одной или нескольких чакр.

Коши – слои разума

Первым пяти чакрам соответствуют пять слоев разума, известных как коши. По мере того, как разум расширяется, он проходит сначала грубые слои и движется далее, пока не достигнет самого тонкого, глубокого слоя. Таким образом, мы видим, что процесс расширения является, в сущности, процессом погружения в свое истинное «я».

Ниже описываются пять пластов слоев и их свойства:

Первый слой: сознательный разум (слой желания).

Сознательный разум имеет три функции: 1) чувственное восприятие; 2) желание или отвращение; 3) действие. Чувственное восприятие стимулов внешнего мира с помощью пяти органов чувств (глаз, ушей, носа, языка и кожи); формирование желания или отвращения, как реакции на этот стимул; и действие, направленное на осуществление этого желания или отвращения, при помощи пяти моторных органов (рук, ног, голосовых связок, половых и выделительных органов).

Например, ребенок слышит (1 – при помощи своих слуховых органов) заманчивый звук колокольчика продавца мороженого. Сильное желание попробовать прохладную сладость мороженого на своем языке заполняет разум ребенка (2 – желание). Он бежит к отцу (3 – с помощью ног) и умоляет (3 – с помощью голосовых связок) дать ему несколько монет, возвращается к продавцу, подает ему деньги (3 – с помощью рук), хватает лакомство и ест его.

Другой пример: вы сидите под деревом у ручья. Вдруг вы почувствовали (1 – вашей кожей), как что-то мягкое упало вам на шею. Когда вы вспоминаете, что это место славится ядовитыми пауками, ваш разум заполняет волна отвращения (2 – отвращение). Вы вскакиваете и начинаете бегать (3 – с помощью ног), неистово с криком (3 – с помощью голосовых связок) смахивая с шеи это нечто (3 – с помощью рук).

Итак, на этом сознательном уровне инстинктивного желания или отвращения человек больше напоминает животное, движимое четырьмя основными инстинктами, которые управляют всеми низшими существами: инстинктами голода, сна, страха, половым инстинктом, представляющими собой инстинкты самосохранения и воспроизведения.

Многие религиозные традиции на протяжении веков учили: для того, чтобы быть «святым», нельзя выражать физические инстинкты, напротив, нужно презирать и подавлять их. Но эти инстинкты естественны, и вместо того, чтобы отрицать, их следует контролировать и направлять в нужное русло.

Второй слой: подсознательный разум (мышление и память).

Слой подсознательного разума шире, чем сознательного, этот разум имеет две функции: глубокое мышление, или размышление, и память. Большая часть мыслительного процесса людей происходит на этом уровне – это место всех интеллектуальных, аналитических и научных рассуждений, решения задач. Почти все решают свои и общественные проблемы именно на этом уровне, на уровне информации, управления и расчета. Он также является уровнем глубокой философской мысли. Различия в мировой философии, включая религиозные расхождения, обусловлены психическими различиями подсознательных слоев разума своих основателей.

Этот слой также является слоем памяти. Йога считает, что память бывает двух видов: «церебральная», связанная с мозгом, и «экстрацеребральная», действующая за его пределами.

Другой функцией подсознательного ума является сновидение. Сны помогают нам перерабатывать ежедневный опыт или удовлетворять сокровенные желания, которые не находят воплощения в нашей обычной сознательной жизни.

Но этот процесс требует огромного расхода энергии. Сновидение – это поистине «внутреннее безумие»: закрытые глаза быстро бегают, учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление, увеличивается потребление кислорода, резко подскакивает содержание гормонов в крови, температура мозга опасно возрастает. И такое телесное возбуждение может происходить пять или шесть раз за одну ночь!

Большинству людей необходимо видеть сны, чтобы снять нервное возбуждение, которое каждый день образуется в организме, и если им несколько ночей подряд не позволять видеть сны, это может закончиться серьезным психическим расстройством. В снах не нуждается только тот, кто практикует глубокую медитацию, так как медитация выполняет ту же функцию психического катарсиса, что и сны для спящего. Если человек будет сохранять чистоту мысли и придерживаться диеты, он будет пребывать в состоянии глубокого сна без сновидений всю ночь и проснется полностью отдохнувшим, даже если спал всего несколько часов.

Гипнотизм – это еще один феномен подсознательного разума, когда мощный подсознательный разум одного человека влияет на сознательный разум другого, и последний воспринимает все, что представляет подсознательный разум гипнотизера или делает все, что хочет разум гипнотизера.

Третий слой: первый уровень сверхсознательного разума – сверхпсихический разум (уровень интуиции).

Древние мудрецы и современные физики говорят о космическом Разуме – бесконечном хранилище всех знаний, где прошлое, настоящее и будущее сливаются в один высший слой реальности, реальности вне пространства и времени. Тот, кто может выйти за пределы нижних уровней сознательного и подсознательного ума, постигает этот сверхсознательный космический Разум, потому что единичный сверхсознательный разум и космический сверхсознательный Разум – одно и то же. В этот момент человек становится всезнающим и может «заглянуть» в прошлое, настоящее и будущее, и в тайны жизни.

Сверхпсихический разум – это царство интуиции и творческого озарения, где нет логики и рационализма подсознательного разума.

Немногим смельчакам удается проникнуть в эту тонкую психическую сферу, и один лишь мимолетный взгляд на его сияние приносит им озарения. Эти люди – вдохновенные художники и ученые, восторженные святые и мистики.

Третий урок – таттва дхарана - student2.ru Художники и поэты, поднимаясь над обычными тревогами и беспокойством, достигают уровня сверхсознания, созерцая удивительную красоту природы. Возможно вы тоже испытывали это счастливое состояние пребывания «выше себя», находясь в тишине природы, когда границы низшего эго растворяются, и ваш разум вливается в высокое трансцендентальное состояние.

В наше время растворимого кофе, экономящей время техники и фаст-фудов люди становятся нетерпеливыми. Они хотят быстрых результатов – мгновенного просветления. Поэтому они обращаются к психотропным (расширяющим разум) лекарствам, чтобы химически инициировать мгновенный переход на более высокий уровень сознания. Однако все большее число людей начинают понимать, что наркотики – не способ самореализации. Это лишь слабое отражение, неясный отблеск блаженного, полностью расширенного состояния сознания.

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что медитация – самый лучший заменитель наркотического «блаженства». До 85 % употребляющих наркотики, включая закоренелых наркоманов, начав медитировать, полностью отказываются от применения наркотических веществ (психоделиков, амфитаминовых, опиумных, алкоголя и т. п.). Один учёный прокомментировал это так: «Можно встретить много наркоманов со стажем, бросающих наркотики ради медитации, но вы никогда не увидите, чтобы человек, долгое время занимавшийся медитацией, отказался от нее, чтобы стать наркоманом. Это наблюдение еще раз свидетельствует о том, что наслаждение, получаемое от медитации сильнее того, которое дают наркотики».

Как и гипноз, измененное наркотиками состояние сознания не избавляет от оков, но ведет к еще большей зависимости. Целью каждого человека является освобождение посредством достижения высочайшего самоконтроля.

Четвертый слой: второй уровень сверхсознательного разума – возвышенный разум(совесть и непривязанность).

Обычно наш разум ограничен физическим миром, в то время как океан вибраций, о котором мы совершенно не подозреваем, течет около нас бесконечным потоком. Наши несовершенные органы чувств воспринимают только узкий диапазон электромагнитного спектра, а частоты выходящие за пределы нашего восприятия –ультрафиолетовые, гамма-лучи, рентгеновские лучи, космические лучи (более чем 99 % вибраций Вселенной) – невидимы и скрыты от нас «нормальным» состоянием сознания. Поэтому физики говорят: «Я очень сомневаюсь, имеет ли кто-нибудь из нас хоть малейшее представление о реальности, невидимой для наших глаз».

Но когда разум расширился до возвышенного уровня сверхсознательного разума, он вливается в безграничное море вибраций и переносится из мира чувств в царство бесконечности. Те редкие люди, которые достигают этого возвышенного состояния, чувствуют все многообразие волн вселенной, вечно текущих вне и внутри нас во всех направлениях, без начала и конца, и воспринимают все творение от камней до звезд как волновое движение в пустоте. В своем состоянии за пределами пространства-времени они видят на сцене своего раскрепощенного разума грандиозный панорамный танец Вселенной – от вращения галактических туманностей до вихрей электронов и позитронов, кружась, двигающихся вперед и назад во времени.

Для них мир со всеми его печалями и радостями, удовольствиями и болью не более чем игра вибраций, преходящее шоу. Они слишком мудры, чтобы привязываться к какой-либо временной форме. Они прикоснулись к Вечному.

Но непривязанность не означает отказа от всех удовольствий и пребывание в состоянии сухого безразличия к миру. Многие религии ошибочно толковали отсутствие привязанности как болезненное отречение. Их последователи умерщвляли плоть, чтобы устоять перед временными искушениями тела, или вырабатывали отвращение к естественным инстинктам: голоду, сну, половому инстинкту; они бежали от мира в далекие джунгли или горные пещеры, подальше от искушений чувств. Пытаясь уйти от удовольствий, они отвергали саму жизнь.

Тот, кто поистине непривязан, не отрицает жизни, он принимает ее, потому что чувствует прикосновение вечности, скрытой во всех меняющихся формах жизни.

Кроме того, такие люди развивают истинную способность различать: способность подняться над иллюзиями жизни и видеть то вечное, что лежит в основе меняющихся форм. Обладая разумом, постигшим абсолютную Реальность, и понимая, что все в этом преходящем мире однажды закончится, они не жалеют об утратах и не боятся смерти.

Пятый слой: высший уровень сверхсознательного разума – тонкий причинный разум (желание Бесконечного).

Когда эта любовь, это божественное притяжение к бесконечному Великолепию становится столь сильным, что выплескивается из сердца и наполняет все существование человека, когда все тенденции разума сливаются в один поток сильнейшего желания, все человеческое бытие переполняет лучезарный поток света. Это высший уровень сверхсознательного разума, «золотая сфера» разума.

Иногда даже тело отражает сияние разума. В этом состоянии кожа индийского святого Рамакришны становилась настолько лучезарной (словно «золотое украшение»), что приковывала всеобщее внимание. Он оборачивался покрывалом и молил Бога: «Забери эту внешнюю красоту и дай мне внутреннюю, дай мне чистоту духа!» Он бил свое тело и кричал: «Иди внутрь! Иди внутрь!» Он делал это до тех пор, пока его тело снова не стало тусклым. Таков путь святых – всегда внутрь.

Тонкий причинный (космический) разум – это последняя дверь к совершенству, последнее тонкое покрывало разума, скрывающее сияние души. Когда человек переживает сверкающее золотое сияние этого слоя разума, он чувствует, что находится очень близко к бесконечной Душе внутри себя, и желание высшего единения становится почти невыносимым.

Поскольку тантра является наукой, все ее практики должны быть направлены на то, чтобы помочь глубже погрузиться внутрь себя и постичь нашу наполненную блаженством Душу. Практики, приводящие к этой трансформации, очищают слои разума, пробуждая весь их потенциал. Каждая из практик Ананда Марги оказывает свое воздействие на определенный слой, а именно:

– асаны в сочетании с правильной диетой влияют на физическое тело, которое мы можем рассматривать, как добавочный слой – дополнение к разуму;

– практика воздержания и контроля в личной и социальной жизни: джама и нияма оказывает влияние на первый слой;

– правильное дыхание и контроль над жизненной энергией, пранаяма, влияет на второй слой;

– отвлечение разума от мысли о внешнем мире во время медитации, пратьяхара, влияет на третий слой;

– концентрация разума на духовной идее, дхарана, влияет на четвертый слой.

– течение разума в космическом сознании, дхьяна, влияет на пятый слой.

Совершенствуя все слои разума, человек достигает непроявленного, бесконечного Сознания, находящегося за пределами разума. Делая эти практики частью своей жизни, мы стараемся достичь этого духовного осознания. Посредством систематического и сбалансированного подхода каждый может войти в это состояние, это усилие называется садхана, буквально «усилие достичь совершенства».

СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ

Вопрос о Боге и Его творении волновал человечество на протяжении многих веков. В тантре этот вопрос получил ясный научный ответ. Речь идет о концепции «Брахмачакры» («брахма» значит «космос», «чакра» – круг, т. е. «цикл творения»).

Третий урок – таттва дхарана - student2.ru Весьма интересно то, что теория творения была получена не из умственных или философских спекуляций, а является результатом духовного постижения, в котором единичное сознание достигло единства с космическим Сознанием. Трансцендентальное осознание, полученное в этом высшем состоянии, было концептуализировано на нетрансцендентальном плане и переведено на уровень интеллектуального понимания.

Мастера тантры представили эту теорию своим сподвижникам и ученикам. Они поощряют попытки всех наук, будь то астрономия, физика, химия, биология, ядерная физика, археология, психология, религиозная наука и т. п., проверять истинность этой теории. И это сейчас происходит: то, что духовные мастера осознали тысячи лет назад, теперь шаг за шагом подтверждается все новыми мировыми научными открытиями.

Чтобы понять концепцию Брахмачакры необходимо сначала осознать, что такое Брахма, потому что именно на этом строится вся духовная философия.

Брахма – это сочетание Сознания (Пуруши) и энергии (Пракрити). Хотя философски это два разных понятия, в действительности они составляют единое целое, подобно двум сторонам одной монеты, молоку и его белизне, огню и его свойству жечь; они двойственны в теории, но на самом деле едины.

Брахма – это совокупность всего проявленного и непроявленного космоса. Это бесконечная сущность. Пуруша, или бесконечное сознание – это познающий принцип Брахмы; сознание, свидетельствующее творение; фундаментальная субстанция, из которой проявляется все сотворенное; первопричина творения.

Пракрити, или космическая энергия – это действующее Начало. Это сила, с помощью которой Пуруша творит и руководит Вселенной. Созидательная способность Пракрити выражается посредством трех сковывающих начал (гун): это осознающее начало (саттва); динамичное начало (раджас) и статичное начало (тамас). Эти три сковывающих начала характеризуются следующими свойствами:

Осознающее начало

а) формирует в космическом Сознании чувство существования, чувство «я есть».

б) создает чувство огромного облегчения или счастья, подобное чувству избавления от бремени или унижения, а также порождает желание достичь освобождения.

в) является силой духовного знания, света и жизни.

Динамичное начало

а) формирует чувство действия «я делаю», то есть эго.

б) создает способность и желание включиться в работу и действовать.

Статичное начало

а) формирует чувство объективности, чувство «я сделал», создает ментальную пластину, или «вещество разума» (читту), в которой может быть проявлена всякая деятельность, форма и цвет.

б) это сила огрубления, застоя, тьмы и невежества.

В различных проявлениях творения одно из начал играет ведущую роль, тогда как другие представлены в меньшей степени. Например, в духовно ориентированном человеке доминирует осознающее начало, в активном, энергичном и эгоистичном человеке ведущим будет динамичное начало, а пассивный, ленивый человек с тусклым разумом находится под влиянием статичного начала.

Как все началось

Третий урок – таттва дхарана - student2.ru

Представьте Брахму как бесконечный океан. Его Сознание будет водой, а космическая Энергия (действующее Начало) температурой воды (в данном случае «холодом»). Когда температура воды в море падает до точки замерзания или ниже (в силу все возрастающего влияния холода), часть океана постепенно затвердевает и становится льдом.

Точно также, когда Сознание (Пуруша) позволяет одной из связывающих нитей (гун) космической энергии (Пракрити) подчинить Его своему влиянию, эта область сознания уплотняется и становится проявленной. Так происходит творение.

Первая фаза творения начинается, когда осознающее начало обусловливает, или сковывает Сознание и посредством этого передает ему чувство существования «Я есть». Эта часть Брахмы известна как космическое «Я-чувство» (Махаттаттва).

В следующей фазе творения фракция космического «Я-чувства» (Махаттаттвы) подвергается воздействию динамичного начала, которое создает чувство действия (эго), или чувство «Я делаю». Это космическое чувство деятельности называется Ахамтаттва. Наконец, когда на часть Ахамтаттвы воздействует статичное начало, возникает чувство «Я сделал», и это называется космической ментальной пластиной (Читта). И именно в этой космической Читте проявляется Вселенная.

Сочетание космической Махаттаттвы, Ахамтаттвы и Читты образует космический Разум, или Сагуна Брахму («сагуна» значит «наделенный качествами»). Та часть Брахмы, которая не подверглась влиянию сковывающих начал Пракрити, называется Ниргуна Брахма («ниргуна» значит «не имеющий качеств»).

Пять элементов Вселенной

Космический разум нельзя воспринять, поэтому он представлен прямой линией, иллюстрирующей отсутствие видимой вибрации, он слишком тонок. С возрастающей активностью статичной силы возникает форма эфирного фактора.

Эфирный фактор. Это первый фактор, в котором проявляется наиболее тонкая вибрация – звук. Эфир – это состояние, предшествующее созданию атомов. Он не имеет массы, о нем можно думать, как о чистом пространстве, его нельзя назвать «ничто». Тот факт, что он может передавать космические звуковые волны, говорит о присутствии элемента. Дальнейшая активность огрубляющей статичной силы создает воздушный фактор, или атомы.

Воздушный фактор. Кроме того, что это пространство несет в себе качество проводить звук (космический звук, т. е. космические волны, радиоволны и т. п.), воздушный фактор можно не только услышать, но и определить, почувствовать. Этот фактор – первое проявление, в котором мы можем «осязать» атомы. С возрастающей активностью статичного начала все больше и больше атомов водорода формируют водородные облака. Когда облака, обладающие огромной массой, сближаются, возникает колоссальная центростремительная гравитационная сила, вызывающая сплавление облаков, при этом выделяется огромное количество энергии и образуется новый фактор – световой.

Световой фактор. Это первое проявление света, он добавляет качество видимости к звуку и осязаемости. С возрастающей активностью огрубляющей силы, когда создается все большее и большее число атомов, атомы тех облаков, которые недостаточно велики, чтобы начать термоядерную реакцию, начинают сближаться друг с другом. При этом уменьшается межмолекулярное пространство, атомы очень сильно приближаются друг к другу и, в конце концов, сливаются в один поток, образуя жидкостный фактор.

Жидкостный фактор.Крометрех предыдущих характеристик, обладает качеством вкуса. Когда статичное начало достигает своего максимального выражения, жидкостный фактор превращается в твердый.

Твердый фактор. Ондополняет все предыдущие характеристики качеством запаха.

Мы познакомились с тантрической теорией сотворения пяти фундаментальных факторов материального мира.

Твердый фактор – самое грубое проявление статичной силы читты. Процесс огрубления Сознания от тонкого (Ниргуна Брахмы или чистого Сознания) до грубого (твердого фактора) называется санчара. В момент творения, когда сформирована твердая материя, статичная сила Пракрити продолжает действовать. И развитие может пойти в одном из двух направлений:

1. Если окружающая среда не способствует зарождению жизни, из-за давления Пракрити твердый объект теряет свою структурную целостность и, либо постепенно, либо мгновенно, распадется на пять отдельных фундаментальных факторов. Мгновенный распад случается при взрыве сверхновых звезд. Любое нарушение равновесия пяти основных факторов в твердой материи происходит только в мертвых или умирающих звездных телах.

2. Создание микрокосмического разума. Микрокосмический разум формируется, если в твердом объекте пять фундаментальных факторов должным образом сбалансированы и окружающая среда (прана) является благоприятной. В силу того, что статичный принцип продолжает оказывать влияние на твердый фактор, происходят очень частые столкновения и сцепление друг с другом внутренних частиц, в результате чего часть твердого объекта «растирается» в эктоплазму. Эктоплазма тоньше эфира и является основой единичной читты, или грубым веществом разума.

Создание единичного разума из материи – начало движения от грубого к тонкому (к сознанию). Этот процесс известен как пратисанчара.

Третий урок – таттва дхарана - student2.ru При наличии этого нового свойства единичной читты на земле появляются низшие формы жизни – одноклеточные организмы. Вследствие постоянного конфликта и взаимодействия с внешними силами происходит дальнейшее развитие жизни в виде многоклеточных форм. С этого времени постепенно появляются различные формы жизни: растения, насекомые, земноводные, низшие животные, высшие животные, обезьяны, человекообразные обезьяны, примитивный человек (homo sapiens) и современный цивилизованный человек.

По той же модели происходит психическая эволюция. Психические проявления вплоть до стадии животного не являются яркими. До этого уровня вряд ли можно говорить о каких-либо независимых действиях, все действия ведомы инстинктами. В процессе постоянного конфликта и трения часть читты трансформируется в более тонкую ахамтаттву (эго). В конце этой стадии и в начале стадии возникновения высших форм жизни, то есть обезьян и человекообразных обезьян, начинает развиваться чувство «я есть», чувство существования (махаттаттва). На уровне человека это важная составляющая личности получает полное выражение – человек осознает факт своего существования и свои действия. Он способен судить о том, что правильно, а что неправильно, что можно делать, а что нельзя. И поэтому он является хозяином своего выбора и, следовательно, становится ответственным за свои действия и поступки; он может решать, продолжать двигаться к космическому Сознанию или от Него в противоположную сторону.

Способ, позволяющий человеку ускорить движение к высшей цели, называется садхана, что буквально значит «усилие завершения». Это завершение эволюции человека состоит в воссоединении с высшим Сознанием.

Выводы

Чистое, не имеющее характеристик, Сознание (Ниргуна Брахма) и проявленное Сознание (Сагуна Брахма) вместе называются Брахма.

Сагуна Брахма, будучи творцом (англ. generator), управителем (англ. operator) и разрушителем (англ. destroyer) Вселенной, может быть назван Богом (англ. GOD).

Брахму можно разделить на три аспекта: Сознание; Разум; объективный или физический мир (пять фундаментальных факторов).

Третий урок – таттва дхарана - student2.ru Философски говоря, Сознание, связанное с творением, или свидетельствующее Сознание, или ядро, называется Пурушоттама (оттама значит «величайший» или «самый высший»), а когда оно связано с индивидуумами, оно называется Параматма. (Парам значит «высший», а атман – «душа»). В писаниях говорится, что Бог создал человека по своему образу и подобию, и мы видим, что человек также состоит из этих трех аспектов: души (сознания), разума и физического тела.

Вся Вселенная создана в космическом Разуме, и является ничем иным, как мыслепроекцией Бога, несмотря на то, что кажется нам реальной. По мере того, как человек прогрессирует в медитации, он становится ближе к высшему Сознанию. Медитирующий расширяет свой единичный разум, пока не достигнет единства с высшим Сознанием.

Теория Брахмачакры описана здесь кратко, однако эта теория очень глубока, и для более полного ее понимания мы рекомендуем прочитать книгу «Ананда Марга: элементарная философия».

Наши рекомендации