Трудный синтез статики и динамики
Неискушенный зритель, впервые попавший на гимнастические соревнования высокого ранга, бывает поражен тем, как мастера чувствуют себя на бревне: двигаются быстро, свободно, под ноги себе не
смотрят... Не говоря уж об ошеломляющих трюках. И никаких этих осторожных балансирующих действий с заранее раскинутыми в стороны руками! Правда, всё это до тех пор, пока трюки удаются...
Действительно, как и всякое высокое мастерство, мастерство в движениях на бревне «освобождает» гимнастку от ненужной осторожности, сообщает ей уверенность в действиях, дает возможность выбора вариантов реакции на ту или иную двигательную ситуацию. Но легкость и естественность движений, которые непосвященному кажутся следствием простой «непринужденности» и безумной смелости, на самом деле — плод предельно рационального поведения на снаряде, когда гимнастка, увы, заученно переходит от одной фазы действия-движения к другой и «свободна» лишь настолько, насколько полученный результат не отличается от ожидавшегося.
В этой связи полезно было бы различать три условные категории упражнений на бревне, техника сохранения равновесия и устойчивости в которых показательным образом различаются в зависимости от скорости характерного для них двигательного действия и инерционного движения.
Первая категория—малоинерционные движения и фиксированные позы. Это любые равновесные положения: стойки, силовые выходы в них, изменения позы в этих положениях, несложные «спокойные» перемещения по бревну и простейшие повороты. В физическом смысле это упражнения, базирующиеся на механизме «статического» (с известными нам оговорками) равновесия. Здесь важны, прежде всего, такие технические факторы, как правильная осанка и «охранный» мышечный тонус (162,163) при точном расположении проекции ОПТ тела относительно реальной площади опоры (172, 173). При этом, чем меньше движений совершает гимнастка, тем надежнее равновесие.
Вторая категория — высокоинерционные движения. Эта категория — антипод первой. В нее входят все скоростные, остро динамические движения типа прыжков с быстрыми поворотами, шагами, бег по бревну и, разумеется, прыжковая акробатика. Соответственно этому, здесь на первый план выходят закономерности динамического равновесия, когда адекватность расположения тела гимнастки относительно опоры обеспечивается благодаря выраженному инерционному движению. В отличие от малоинерционных движений, в которых точность равновесного положения тела должна контролироваться постоянно, быстрые движения носят импульсный характер: получив от опоры мощный начальный импульс, тело гимнастки или ее звено в дальнейшем движется по инерции как после выстрела, и
БРЕВНО
Поперек и продольно
даже если опора о снаряд сохраняется, скорректировать такое движение, если оно оказалось неточным, либо трудно, либо вообще не возможно. Вот почему при исполнении сальто, быстрых переворотов, кувырков, прыжков с широким шагом, инерционными поворотами и т. п. чрезвычайно важен правильный начальный «посыл» движения, его точная пространственная «привязка», по возможности, к самому снаряду (а не к привычным ориентирам в привычном зале). Хотя одной такой ориентировки, разумеется, недостаточно; она попросту не сработает, если гимнастка не выработает высокостабильные подготовительные действия, контролируемые ощущениями. Здесь, как раз, должны сыграть свою важную роль чувственные «опорные точки» (164).
Биомеханические различия, характерные для медленных и быстрых, импульсных движений, существенно меняют и настройку на выполнение тех и других. Если малоинерционным движениям свойственна определенная осторожность в действиях, постоянное «прощупывание» ситуации (подчас буквальное), то импульсным движениям это решительно противопоказано. Дело не только в том, что «медленно прыгать» вообще не возможно, но и в том, что сдержанность, скованность, как правило, приводят в этих случаях не только к потере мощности (высоты, скорости передвижения и вращения), но и провоцируют нестабильность движения, увеличивают плохо поддающийся контролю, непредсказуемый разброс в результатах действия. Ведь чем медленнее тело движется (перемещается, вращается), тем ниже его инерционная устойчивость, тем легче внешним сбивающим факторам сломать, исказить верный начальный импульс к движению. Так что, идя на сальто, быструю «перекидку», действовать надо, с одной стороны, хорошо сконцентрировавшись, с ясными головой и глазами, но — смело, свободно, раскрепощенно!
Третья категория — умеренно инерционные движения. Это нечто среднее между медленными и быстрыми движениями. К ним относятся все те же передвижения по бревну, шаги, повороты, непрыжковая акробатика типа «перекидок» и т. п. упражнения, выполняемые на средней скорости. Особенность упражнений этой промежуточной категории заключается в том, что они неприятным образом синтезируют в себе невыгодные свойства элементов двух полярных категорий, и это порождает некоторые неудобства. Движения эти достаточно энергичны, и по ходу их исполнения практически не возможно сохранять «вязкое» состояние мышечного аппарата, способное гасить паразитные колебания тела (89,106,162), но и недостаточно быстры, чтобы в этом случае в полной мере можно было пользоваться
преимуществами импульсного действия и инерционности движения. Получается, что кумулируя в себе недостатки медленных и быстрых движений, умеренные движения ничего не получают от их достоинств. При исполнении таких «простых» элементов гимнастка должна быть очень внимательна, не должна терять бдительности; особенно важно в этих случаях держать под сознательным контролем все необходимые чувственные «опорные точки» и «не расслабляться». Как часто мы видим, что гимнастка, сконцентрировавшись на исполнении трудного трюка, успешно проходит его и «валится на пустяке»! Очень часто это бывает, как раз, элемент из нашей третьей категории.
И последнее. Мы уже упоминали о трудностях переключения с одной настройки, в том числе тонической, на другую (163). Это имеет прямое отношение и к задаче перехода от одного элемента связки к другому, если они относятся к разным инерционным категориям и, соответственно, к элементам, базирующимся либо на «статическом», либо на «динамическом» равновесии. Навык перехода от одного к другому — важнейшая задача специальной технической подготовки на бревне.
ПОПЕРЕК И ПРОДОЛЬНО
Если все перемещения вдоль бревна, включая переворотные акробатические элементы, для гимнастки вполне естественны, и при известном уровне мастерства даются ей почти также свободно, каки на полу, то поворот на 90° сразу превращает любое упражнение в цирковой эквилибр.
Интересно сравнить технику и ощущения гимнастки, исполняющей одно и то же упражнение из стоек поперек и продольно. На рис. 165-а показано одно такое упражнение — медленный переворот вперед. Не комментируя все детали этого известного движения, сразу заметим, что в обычной ситуации гимнастка действует, в общем, как на полу: начиная движение из стойки на одной (к. Г), она с махом одной и толчком другой ставит впереди от себя руки (к.к. 1—2), продолжая смещаться и вращаться вперед, проходит стойку на руках с разведенными ногами (к. 3) и, прогибаясь, посылает маховую ногу вперед-вниз к опоре (к.к. 3—5). При этом тело также продвигается в этой фазе вперед-вниз не только благодаря силе тяжести (проекция которой ушла вперед от площади опоры руками), но и за счет отталкивания руками: нажимая на опору назад, гимнастка тем самым посылает себя вперед, смещая в этом же направлении и все массы тела
БРЕВНО___________________________________________________________
(к. 4). Это действие характерным образом продолжается и тогда, когда маховая нога находит поверхность бревна (к. 5). В этом «замкнутом» на опоре положении гимнастка продолжает смещать, «сваливать» себя вперед усилиями рук и опорной ноги, а ведущим звеном становится таз (к.к. 5—6). Это позволяет в финале упражнения полностью перенести тяжесть на опорную ногу (или обе ноги) и встать (к.к. 6—7). Таким образом, и объективно, и субъективно действия спортсменки направлены на одновременное перемещение и вращение вперед.
Иначе действует и ощущает себя гимнастка при исполнении аналогичного переворота продольно (б). В этом случае, делая «то же самое», нельзя позволить себе никаких смещений в переднезаднем направлении. То есть тело в целом, его ОЦТ, не могут уходить за пределы площади опоры руками о бревно, тогда как звенья тела, конечно, могут и будут смещаться в сагиттальной плоскости.
Пока гимнастка делает начальный наклон вперед, поднимая одну ногу вверх (к.к. 1—2), все обстоит относительно обычно, хотя уже
Поперек и продольно
здесь никакого смещения вперед быть не может. Возможен легкий наклон плечами вперед (компенсирующий движение назад свободной ногой), но не больше. Переход из упора и стойки на к. 2в стойку ноги врозь (к.к. 2—3) здесь происходит примерно так же, как при силовой работе, только быстрее, а основные трудности начинаются во второй половине переворота (к.к. 3—5). Гимнастка не должна, вращаясь вперед и находя ногой опору, смещаться вперед, так как ей необходимо остаться над бревном и сохранить равновесие. Этого можно достичь только тем, что в положении сильного прогиба (к.к. 4—5) плечевой пояс и туловище будут смещаться в направлении, противоположном перевороту, то есть назад, для чего — в отличие от обычного движения — нужно будет активно нажимать руками вперед (ср.к.к. 4 на фиг. а, б). Именно в этой фазе упражнения гимнастка ощущает всю разницу действий из стоек поперек и продольно. Естественная в обычном перевороте и понятная исполнительнице настройка на общее движение вперед сменяется здесь парадоксальным ощущением, когда кажется,что тело движется назад. Впрочем, взна-чительной мере так оно и есть, поскольку в решающей фазе упражнения (к.к. 4—5) руки и туловище, действительно, смещаются в направлении, разноименном перевороту.
Заметим, что все сказанное об упражнениях из стоек поперек и продольно, в равной мере относится как к вращению вперед, так и вращению назад. Более того, можно почти без ущерба для описания техники «читать» изображение этих движений в обратном порядке (см. движения на рис. 165 к.к. 7— 7).49
В заключение воспользуемся удобным случаем и обратим внимание читателя на «постороннюю» техническую деталь — действия гимнастки головой в финальной фазе переворотов вперед (или, что принципиально то же, в начальной фазе переворотов назад). Биомеханика настоятельно требует здесь сильного наклона головы назад, ее «разгибания». Причем в финале переворота вперед голова завершает, вместе с руками, волнообразное выпрямление тела, начинающееся от опорных звеньев. Она должна быть, строго говоря, предпоследним звеном, при вставании достигающим опорной плоскости, так как самыми последними здесь будут руки гимнастки (к.к. 6— 7).
Это замечание звучало бы совершенно банально, если бы мы не видели, как, сплошь и рядом, даже опытные гимнастки торопятся восстанавливать зрительный контроль движения и поднимают голову раньше, чем нужно. При этом обзор, конечно, улучшается, но од-
49 Ср. также эти движения с «цыганским» фляком, исполняемым на месте (160).
БРЕВНО___________________________________________________________
новременно существенно ухудшается распределение тонуса крупных мышечных групп. Наиболее характерная ошибка при этом, вызванная неуместной здесь активизацией сгибателей туловища — отведение таза назад, могущее привести к нарушению равновесия или, по крайней мере, к потере темпа движения. Не говоря уже о том, что ломается правильное волнообразное движение от стоп к кистям.