Два «темпа» на «оберучный»: по теории и «против»
Техника традиционного «оберучного» поворота {рис. 76-а на с. 202) давно сложилась. Она отвечает всем основным положениям теории построения динамического движения: есть «подготовительная стадия» движения (к.к. 1—3). Есть бросковое движение ногами по ходу маха (к.к. 3—5), поддерживающее и организующее по параметрам «основную стадию» упражнения. Есть «стадия реализации» (к.к. 5— 6), когда гимнаст, продолжая по инерции подниматься, делает поворот кругом, и, наконец, — «завершающаястадия» (к.к. 6—7), которая заканчивается фиксацией стойки на руках.
Поворот, входящий в «оберучный» и решенный с помощью такой техники, с одной стороны, вполне традиционен (исполняется на фоне разгибания в тазобедренных суставах «винтообразным» движением от стоп к плечам), с другой примечателен тем, что является иллюстрацией к классической технике универсального «хула-хупного» поворота, широко используемого в полетных движениях, но способного давать эффект и в движениях на опоре. На той же технической основе базируются и другие разновидности поворотов этого профиля, в том числе — «диомидовский».
Традиционный «оберучный» всем, казалось бы, хорош, но, совершенствуя движение, гимнасты всегда стремились к повороту с возможно более прямым телом.
Но каким образом делать в этом случае сам поворот? Сохранение тела в прямом положении означает исключение того самого «хула-хупного» механизма и переход на какой-то другой способ исполнения поворота. И такой способ есть, более того, он всегда «под рукой». Если вы имеете достаточно мощный мах, которым вас выносит вверх,
БРУСЬЯ___________________________________________________________
к стойке на руках, то даже при сохранении прямого тела (рис. 76-6) в одноопорной части движения (к.к. 5—6) гимнаста автоматически разворачивает в направлении опорной руки, так как в этом случае возникает момент силы инерции относительно продольной оси тела. Этому содействует и морфология плечевых суставов: тело гимнаста, находящееся в упоре или висе сзади (как, например, нарис. 73, к. 6, пунктир), как бы скручено относительно продольных осей каждой руки, и как только тело высвобождается из двухопорного положения, начинается его непроизвольный поворот со стремлением вернуться в нормальное анатомическое положение (ср. это движение с поворотом, естественно получающимся в любом висе сзади, если гимнаст отпускает одну руку).
____________________ 84. Смелый мах — враг перекосов
Итак, существует способ исполнения поворота махом вперед с выпрямленным телом. Тут педант, придирчиво читающий наши тексты, скажет: позвольте, а как же ваша же теория структурности движения? Гимнаст уходит из стойки с прямым телом, не делает никаких подготовительных действий; пройдя вертикаль, он не использует никаких «бросков» и даже поворачивается без всяких «винтообразующих» действий и — оказывается в стойке! И при этом может добиться более эффектного результата, чем в движении, выстроенном «по науке»?
Но наш воображаемый оппонент ничего не опроверг.
Во-первых, подготовительные действия в «прямом оберучном» были, да еще какие! Достаточно вспомнить то, что мы говорили о форсированном спаде: вся организация и дальнейшее осуществление этого движения {рис. 76-6, к.к. 1—3) в дальнейшем с лихвой обеспечивающего весь энергозапрос на упражнение, есть не что иное как форма подготовительных действий — во многом более тонких и трудных, чем обычные.
Во-вторых, в этом упражнении есть и основная стадия, связанная с разгонным движением тела под действием силы тяжести {б, к.к. 3—5). Ее особенность лишь в том, что здесь энергонасыщение движения осуществляется в большей, чем обычно, степени за счет внешних сил, хотя и активная работа гимнаста тут имеет место (гимнаст совершает мощное тяговое движение руками «к себе» и «за спину», то есть на разгибание в плечах).
Что касается «стадии реализации», то она и здесь представлена вполне классически, так как начинается лишь после того, какв полной мере обеспечено достаточное движение вперед-вверх до высокого упора сзади (к.к. 5—6).
Приведенный пример с «оберучным», однако, скорее — исключение из общего правила, так как в подавляющем большинстве случаев действия внешних сил недостаточно, чтобы обеспечить всё программное движение, и поэтому решающую роль играют хорошо организованные собственные действия гимнаста.
СМЕЛЫЙ МАХ - ВРАГ ПЕРЕКОСОВ
Одна из неприятных категорий ошибок на брусьях — перекосы в движении, чреватые ударом о жерди. Особенно часто эти неполадки возникают при исполнении движений с поворотами. Это происходит, прежде всего, оттого, что большинство поворотов на брусьях выполняется с попеременной постановкой рук, провоцирующей смещение тела в сторону опорной руки.
БРУСЬЯ
Смелый мах -
Враг перекосов
Классический пример — уже комментировавшийся нами «оберуч-ный», то есть поворот кругом махом вперед из упора, название которого идет из 50-х годов, когда появились первые энтузиасты этого поворота, полагавшие, что делать его нужно именно с одновременным отпусканием обеих рук. В действительности биомеханика этого поворота (втомчисле опорная биомеханическая специфика) вынуждает гимнаста, снимая одну руку, возможно, дольше опираться другой (рис. 76-а).
Как только это было осознано в практике, возникли и представления о том, что долгая опора на руку будто бы означает перенос тяжести тела в сторону опорной жерди, например, на левую жердь при одноименном повороте. Казалось бы, четкое ощущение давления руку логически подтверждает эту точку зрения... Но так ли это?
Действительно, повороты типа «оберучного» иногда следует выполнять с четким и точным выходом на одну жердь и с соответствующим смещением всех масс тела в сторону. Но это лишь тогда, когда там же, на одной жерди, движение и заканчивается! Таковы все повороты в стойку продольно — на 90,270,450°.
Но что касается поворотов, кратных 180°, то в них все обстоит пря-^ мо противоположным образом. Начальные и конечные положения этих движений (то есть обычная стойка на руках или упоры поперек) располагаются в общей, продольной плоскости, в которой и должно протекать все движение — точно посередине жердей и без всякого смещения в сторону!
Читатель удивится: как же это возможно, чтобы, сосредоточив вес тела на одной руке, при боковой опоре, все-таки двигаться всем телом все время в средней плоскости? Недоумение это понятно, но вопрос нашего воображаемого читателя неверно поставлен.
Дело в том, что, как уже и было отмечено выше, никакого перемещения тяжести тела на одну жердь при правильной работе не бывает. Чтобы это произошло, нужно было бы сместиться вбок, так, чтобы проекция ОЦТ тела оказалась над опорной кистью, например, как при простом поворотеиз стойки поперекв стойку продольно (рис. 76-г). На самом же деле ОЦТ тела, инерционно двигаясь в махе, остается в продольной плоскости снаряда, хотя приопорные звенья оказываются несколько наклоненными к центру (в). В этих условиях жердь только частично загружена весом тела, не говоря уже о том, что при «подлете», сопровождающем смену положения рук на жердях, кисть, одноименная повороту, разгружается полностью.
Нотогдане понятно другое, скажет скептик; если тело наклонено куда-то к центру, то как же удается сохранить устойчивость? Почему гимнаст не падает внутрь жердей?
Как же не падает, ответим мы, падает! Гимнаст «падает» с опорной руки на «оберучном» точно в такой же степени, в какой идущий человек «падает», совершая каждый свой шаг. Попробуйте, уравновешенно стоя на ногах, слегка разведенных врозь, внезапно убрать из-под себя одну из них. Естественно, вы начнете падать в эту же сторону. Нечто подобное происходит и во время ходьбы: в любой одноопор-ной фазе вы каждый раз «падаете» и в сторону, и вперед, но — сохраняя инерционное движение и работая ногами — успеваете вновь и вновь вовремя «подставлять» очередную опорную ногу, предотвращая заметную потерю равновесия. Это то, что называется динамическим равновесием, то есть устойчивостью, поддерживаемой благодаря вполне определенному движению.
Но вернемся к теме перекосов. Вдумавшись в уже сказанное, можно понять, что точное, устойчивое движение при поворотах типа «оберучного», «диомидовского» поворотов или «заножки» становится возможным только тогда, когда гимнаст ни в коем случае не пытается уравновешиваться на одной жерди, а смело «проскакивает» свободным, инерционным движением одноопорное положение, удерживая при этом ОЦТ тела в одной, неизменной (для снаряда — продольной, для тела — сагиттальной) плоскости. И напротив: излишне осторожное, «зажатое», несвободное движение почти всегда оказывается неустойчивым, ОЦТ тела может легко при этом отклониться от нужной плоскости движения, что и приводит к видимым перекосам маха, ударам ногами о снаряд. И уже тем более грубыми становятся подобные ошибки, если гимнаст стремится по ходу маха «притянуться» к опорной жерди и уравновеситься на ней.
То же самое можно проследить при поворотах махом назад (74). Наиболее типичный пример — темповые повороты через стойку (рис. 76-д). Хрестоматийная «заножка» (махом назад поворот кругом через стойку) оказывается надежной и точной лишь в том случае, если гимнаст не боится работать динамично, не «зажимает» мах и — боже упаси! — не смещает тела в сторону поворота13, как это часто хочется сделать. Впрочем, возможен и медленный поворот махом назад через стойку, который делается с более или менее выраженным переносом тяжести на жердь, который зависит, опять-таки, от темпа движения. Но это — уже совсем другое упражнение, которое основывается на закономерностях статического равновесия (как на
13 Отметим, что повороты кругом на продольной опоре (перекладина, брусья р/в), выполняемые вокруг опорной руки, всегда требуют смешения тела в сторону поворота, тогда как на поперечной опоре брусьев — всё наоборот.
БРУСЬЯ___________________________________________________________
рис. 76-г), тогда как «заножка» — пример динамической устойчивости движения.
Наконец, самый современный и характерный пример — «обратный диомидовский», то есть махом назад поворотна 360° через стойку. Здесь тоже важно (особенно при разучивании упражнения) двигаться без явных замедлений, но, естественно, толькотогда, когдас самого начала маха точность сохранения плоскости движения верно задана.