Ткачевский»: клубок противоречий

Эффект новизны появившегося в свое время «перелета Ткачева» обусловливался, по крайней мере, двумя факторами. Первый из них тот, что до «ткачевского» перелеты махом вперед были, в сущности, неизвестны. Другой заключался в том, что это было упражнение с «контртемпом», с переменой начального направления вращения тела, что — применительно к махам вперед — также практически не использовалось, если не считать простых соскоков махом вперед и соскоков дугой. Однако, помимо этой специфики, обсуждаемое уп­ражнение имеет ряд других особенностей, иногда затрудняющих как его понимание, так и реальное исполнение.

Нарис. 28яас. 104 показан традиционный «ткачевский» в том его виде, в каком это упражнение вошло в широкую практику. Отвлека­ясь до поры от технической конкретики, вспомним самые принци­пиальные моменты, связанные с этим упражнением и выглядящие как противоречия.

1. Движение построено по схеме «вращение — контрвращение». Это означает, что чем сильнее будет исходное вращение назад на опо­ре (к.к. 1—7), тем труднее будет гимнасту получить последующее контрвращение вперед (к.к. 10—14). Это первое противоречие.

2. Таким образом, гимнаст должен стремиться всемерно «поощ­рять» контрвращение, так как именно от него зависит прежде всего успех исполнения упражнения — наличие достаточного вращения вперед в полете, возможность меньше сгибаться в безопорном поло­жении, раньше дохватиться и др. Если же, пытаясь облегчить реше-





ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________

ние этой задачи, ослабить бросок ногами (к.к. 4—7), то работать на контртемпе будет, действительно, легче, но... чем слабее бросок, тем более вялым, при прочих равных условиях, будет и контртемп, так как биомеханически он оказывается хуже подготовленным. Это — второе противоречие.

3. Кроме того, что бросковое движение естественным образом подготавливает действия контртемпа, оно совершенно необходимо и как средство подъема, ведь гимнаст должен быстрым движением «выбросить» свое тело вверх-назад через перекладину (к.к. 6—10). Но чем активнее и выше подъем, чем позднее гимнаст теряет связь с опо­рой, тем больше тело успевает повернуться назади тем больше и бы­стрее придется гимнасту поворачиваться затем в обратном направле­нии — вперед. Таким образом, бросок одновременно и нужен и — «вреден». Это — третье противоречие.

Мы могли бы добавить к этому перечню и другие «неувязки» в структуре и технике данного движения (например, широкий спад, как и бросок, помогает подъему, но препятствует контрвращению), но ограничимся сказанным.

Как же лучше преодолевать упомянутые трудности? Нет ли воз­можности разом снять их?

ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru


К сожалению, радикальных средств преодоления всех этих «за» и «против» только одной техникой движения (о которой мы еще будем говорить в следующих сюжетах) у нас нет, поскольку они заложены в

____________________ 42. « Т к а ч е в с к и й » : п роблема спада

принципиальной структуре упражнения, в его типологии, от кото­рой и зависят особенности элемента, его своеобразие и, если угодно, привлекательность.

Главное же направление совершенствования этого движения свя­зано с его общей мощностью. В принципе, какими активными ни были бы спад и бросковое движение ногами (к.к. 1— 7), они не созда­дут гимнасту неприятностей, если контрдействия (к.к. 7—10) будут носить еще более мощный, «перекрывающий» характер. Правда, это легче сказать, чем сделать... Но, безусловно, у большинства гимнас­тов есть неиспользованные ресурсы повышения мощности движе­ний типа «ткачевского». Они связаны с наращиванием скоростно-силовых возможностей спортсмена при исполнении тесно связанных действий в «броске» (к.к. 4—7)я «подрыве» (к.к. 7—10).

Но простого увеличения мощности (что само по себе нелегко) не­достаточно: действия должны сохранять высокую скоординирован-ность, точность, а это обычно удается тем хуже, чем выше скорость движения. Поэтому процесс наращивания энергетики движения должен идти параллельно с совершенствованием его техники.

ТКАЧЕВСКИЙ»: ПРОБЛЕМА СПАДА

Существует громадная группа разнообразных гимнастических упражнений, в которых едва ли не самой важной задачей является выполнение полноценного спада. Достаточно назвать все оборото-вые движения, особенно такие, как большие обороты на брусьях раз­ной высоты (особенно в их старой форме), где вся филигранная точ­ность техники направлена на то, чтобы повысить эффективность спада и энергонасыщение движения в целом (175).

Но все это справедливо только по отношению к движениям с так называемым моновращерием, то есть к упражнениям, в которых тело гимнаста в целом должно от начала до конца иметь угловую скорость неизменного направления (однонаправленные махи, обороты, саль­то и проч.). В движениях же с контрвращением, к которым относится и «ткачевский» (см.также 45—47,50,98,137), все наоборот. Сильный спад здесь возможен теоретически, но практически его обычно при­ходится сдерживать, используя те или иные приемы. Обсудим неко­торые из них.

Прежде всего отметим, что всякий спад это своего рода «черный ящик», на выходе из которого у нижней вертикали гимнаст получает движение, на котором «не написано» как именно оно было получено. Если мы не видели сами действия спада, то на глаз можем судить об

ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________

их результате только по тому как тело ведет себя при прохождении вертикального виса {рис. 28, к. 5и далее). Главное здесь — с какой скоростью происходит движение в целом. А скорость эта зависит от трех основных факторов, действующих на спаде. Это: высота исход­ного положения, начальная скорость движения и степень оттяжки в ходе движения вниз (включая действия сгибания-разгибания). Та­ким образом, гимнаст может пользоваться разными приемами «успо­коения» спада. Например, реальное движение можно начинать из более низкого исходного положения (рис. 29-а); можно притормажи­вать предшествующее движение так, чтобы к началу очередного спа­да скорости почти не было (б); можно, наконец, использовать утри­рованные сгибания-разгибания, которые суть не что иное как умень­шенная оттяжка, приводящая, следовательно, к снижению энергии спада (в). Эти приемы используются и совокупно: гимнаст может медленно и невысоко пройти верхнюю вертикаль, а затем, утриро­ванно сгибаясь и разгибаясь, выполнить спад. Разумеется, эти при­емы должны быть взвешенными, ими бессмысленно злоупотреб­лять, поскольку скорость можно погасить настолько, что сразу после нижней вертикали всё вообще остановится...

Современные исполнители «ткачевского» лишь частично пользу­ются описанными приемами и, конечно, правы, так как главная стратегия ведь не в том, чтобы бесконечно сбавлять мощность движе­ния, а, напротив, в доступной мере наращивать или, хотя бы, сохра-

ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru

_____________ 43. «Ткачевский»: тонкости кон т р т е м п а

нять ее! Но, тем не менее, в последние годы стали модными некото­рые характерные приемы сдерживания спада перед «ткачевским», особенно в его «люкинской» форме. Так, многие применяют искус­ственную задержку темпа в начале спада, когда после стойки гимнаст сдерживает уход вниз, как бы добиваясь паузы перед спадом. Физи­чески этот прием не имеет никаких преимуществ перед другими, но более или менее эффектен внешне, так как «фигура ожидания» здесь предшествует контрастным по характеру, предельно мощным контр­действиям перед вылетом; кроме того, задержка движения избавляет гимнаста от необходимости пользоваться таким приемом как силь­ные сгибания-разгибания на спаде (физически дающими тот же эф­фект); получается, что исполнитель действует широко, на более им­позантной оттяжке. Наконец, «люфтпауза» в начале спада помогает гимнасту лучше сосредоточиться перед основными действиями уп­ражнения.

Но возможны и другие схемы построения «пригашенного» спада. Так, описанный выше специфический спад в «китайском» движении (7) во многом соответствует нужным здесь требованиям (рис. 29-в): он начинается не слишком быстро, на сильном сгибании (то есть из низкого исходного положения) и протекает с предельно выраженны­ми сгибаниями-разгибаниями тела. Загвоздка лишь в том, что такая подготовительная стадия, снижая физическую мощность спада, од­новременно активизирует собственные действия гимнаста, прежде всего бросок ногами. Однако, если учесть, что существенно повыша-

к

ется и эффективность следующего за броском разгибания тела, то, следовательно, и важнейшее для всех перелетов этого типа действие I контртемпа будет выполняться в технически достаточно выгодных условиях. Эта схема довольно перспективна, и гимнастам, хорошо владеющим «китайским» спадом, а также обладающим должными физическими качествами, чтобы справляться с очень резкими кон­трдействиями в «подрыве» грудью и животом, описанная техника будет вполне подходящей. И здесь открываются возможности ис­полнения целого ряда наиболее сложных вариантов движений этого профиля, о чем — дальше.

Наши рекомендации