Ткачевский»: клубок противоречий



Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru Ткачевский»: клубок противоречий - student2.ru были подробно описаны в форме, позволяющей шаг за шагом разу­чивать движение на основе методологии программированного обу­чения. Программа была издана для служебного пользования и на­правлена в сборную команду СССР, где кем-то была поднята на смех, а кое-кем, как выяснилось позднее, была без особого шума принята на вооружение.

Ради исторической справедливости следует уточнить, что после М. Питомцева (делавшего перелет на тренировках) первым исполни­телем подобного движения в широкой практике, но в форме соскока, был гимнаст из Ташкента Геннадий Якунин, который разучил тогда по нашей программе так называемый «обратный лет» (45). А в 1977 году, в Вильнюсе уже «выстрелил» Александр Ткачев, блестяще вы­игравший эти конкурсные соревнования, а потом и многие другие.

Последующая жизнь элемента на практике оказалась довольно счастливой: движение осваивалось все большим числом гимнастов, оно технически совершенствовалось, его стали выполнять и гимнас­тки на брусьях разной высоты (180), появились каскадные соедине­ния с «ткачевским», втом числе, что принципиально важно, из обо­ротов в обороты, «ткачев — ткачев», «ткачев — гингер» и др.

Но самым важным был переход от начальной формы «согнувшись ноги врозь» к форме «выпрямившись ноги вместе», так как это столь же принципиальное, этапное изменение, как восхождение от груп­пированного сальто к сальто с прямым телом, поскольку это свиде­тельствует о возрастании энергетики движения до уровня, позволя­ющего освоить более сложные варианты упражнения. Иначе говоря, появился базовый ткачевский. Впрочем это был уже не «перелет Тка­чева», а «перелет Л юкина», показанный Валерием в 1987 году. Таким образом, гимнастам понадобилось порядка 10 лет, чтобы вполне ос­воить перелет и добраться до его базовой формы. Конечно, это не означает, что для таких изменений нужно трудиться десять лет; здесь многое связано не только, а в чем-то и не столько с физически­ми и техническими возможностями гимнастов, сколько с конъюнк­турой, сзапросом на новое движение.

Эволюция технических признаков движений типа «ткачевского» на первом этапе развития носила количественный характер и каса­лась высоты подлета и мощности контрвращения вперед: перелет со­гнув ноги (М. Питомцев) — согнувшись ноги врозь (А. Ткачев) — в обороты — «ткачевский-ткачевский» и др. Но на следующем этапе это были уже изменения качественные, так как на основе «люкинс-кого» можно делать перелет с поворотом на 360° (что и пробовал де­лать сам Валерий) или другие движения, одним из которых стал под-




лет по типу «махом вперед сальто вперед в вис». В западных источни­ках этот своеобразный элемент получил наименование «Яо Руичи», по имени китайского гимнаста, показавшего подлет в 1986 г. Но в СССР это движение появилось опять таки раньше, и мы будем име­новать его в честь нашего, отечественного гимнаста «маринич».

История контрдвижений типа «ткачевского» не закончена. Воз­можности этого профиля элементов далеко не исчерпаны. Об этом говорит не только продуктивное развитие данного мотива движений на перекладине, но и появление его аналогов на брусьях разной высо­ты и даже — на мужских брусьях.

Однако, главные события нас ожидают все-таки на турнике. Сей­час появились, наконец, прекрасные исполнители и перелета с пово­ротом на 360°, например—А. Георгадзе, техника которого полностью соответствует представлениям автора об этом движении (41—44).

Наши рекомендации