Сальто выпрямившись. но как выпрямляться?

«накат» и бросок из виса (20) и чем плотнее и дольше гимнаст намерен сгибаться в полете (к.к. 7—8и далее), тем сильнее должен быть кон­тртемп. Если эти условия выполняются, то получается высокий, эф­фектный соскоке замедленным вращением «по сальто», позволяю­щим выполнить четкую «щучку». По такой же схеме выполняется и так называемое «затяжное» сальто, для которого характерно очень медленное вращение в полете с «зависанием», из которого гимнаст выходит предельно поздней, но быстрой и плотной группировкой.

Побочная деталь: обратите внимание на то, что в обычном сальто выпрямившись (рис. 25) тоже есть разгибание при отходе (к.к. 2—3), но — более умеренное по силе и по углам — только до выпрямления тела. Это означает, что и здесь есть элемент контртемпа, из-за кото­рого вращение в обычном «бланше» — не самое активное. Но оно здесь и не требуется.

Остается последний вопрос: почему же в таком движении, где гимнаст гасит избыточное вращение, может возникать особенно вы­сокое, эффектное движение по траектории?

Дело в том, что, как мы уже говорили и будем еще повторять, энергия, затраченная гимнастом на реальное движение, никогда не пропадает. В таком упражнении, как сальто сгибаясь-разгибаясь, она, благодаря усиленному отталкиванию от опоры, выливается в форме более мощного, чем обычно, переместительного движения с высоким вылетом.

... Известен случай, когда гимнаст, смело пошедший на выполне­ние «щучки», в зале старого образца вылетел до потолочной балки и, разгибаясь, оттолкнулся от нее ногами... А вообще, не стоило бы за­бывать гимнастическую классику! Сальто сгибаясь-разгибаясь с по­воротом на 720°, которое чуть ли не тридцать лет назад демонстриро­вал японский мастер Сигеру Касамацу, стоит любого нынешнего двойного сальто!..

САЛЬТО ВЫПРЯМИВШИСЬ. НО КАК ВЫПРЯМЛЯТЬСЯ?

Работа с прямым телом — знак современной гимнастики. С одной стороны это, безусловно, красиво; это символ движения широкого, стильного, не стесненного ограничениями. С другой стороны — это признак высоких технических возможностей. Достаточно сказать, что на базе профилирующего «бланша» (25) можно сразу же сделать Двойное сальто в группировке. Еще более высокий потенциал у Двойных сальто с прямым телом (26). Наконец, полет выпрямившись создает идеальные условия для выполнения поворотов.

ПЕРЕКЛАДИНА

25. Что такое «профилирующее сальт о » ?



           
    сальто выпрямившись. но как выпрямляться? - student2.ru
  сальто выпрямившись. но как выпрямляться? - student2.ru
      сальто выпрямившись. но как выпрямляться? - student2.ru
 
 



сальто выпрямившись. но как выпрямляться? - student2.ru

Понимая все это, догадываясь об этом, гимнасты всегда стреми­лись «тянуться». Особенно остро потребность перейти на стиль дви­жения с прямым телом была осознана гимнастами и тренерами где-то в середине 70-х годов, и коснулось это, прежде всего, сальтовых дви­жений.

Но что значит «выпрямившись»? Имеет ли значение кок гимнаст приходит в прямое положение или это не важно, и главное лишь быть прямым в полете?

Однажды автор наблюдал, как в зале ЦСКА группа ведущих со­ветских гимнастов со спорами пробивалась к своему пониманию «сальто выпрямившись». Тон задавали двое братьев, младший из ко­торых — в подтверждение своей точки зрения — демонстрировал на перекладине «бланш» как на рис. 20. Что мы там видим? Гимнаст вы­полняет традиционный отход (к.к. 1—2), при вылете продолжая раз­гибаться (к.к. 1—3) и несколько прогибается (к. 3), а затем, реализуя идею «выпрямления», действительно выпрямляется (к.к. 3—4). Но поскольку к прямому положению он идет уже из положения с проги­банием, то, таким образом, выпрямляясь, он сгибается.

Ну и что? — Скажет читатель. — Какая разница, сгибается он или прогибается, главное — выпрямляется!

Однако, разница есть, и существенная. Во-первых, гимнаст сде­лал, ни много, ни мало, два совершенно лишних, пустых движения:

он зачем-то прогнулся при отходе (к. 3), а затем вынужден был воз­вращаться в прямое положение с помощью того самого сгибания (к.к. 3—4). Это не только лишняя «дерготня» в полете, но также трата драгоценного времени, потеря темпа, а также частичная потеря «крутки» (20). Во-вторых, и это главное, прямое тело очень важно для техничного выполнения пиру-этных движений, а повороты в этой ситуации практически всегда начинаются от разгибания, кото­рое гимнаст зря «израсходовал» еще при отходе.

Правильную схему движения можно проследить по рис. 18-г: разгибаясь после броска на опоре и

выталкиваясь от нее (к.к. 4—6), гимнаст выпрямляется, не делая больше никаких лишних движений. Если ему при этом нужно делать «ранним темпом» поворот (31), он начнет его, входя в прямое поло­жение (к. 6) и уже практически потеряв связь с грифом.

Конечно, выполнение поворота по описанной схеме — не догма. Современный хорошо «обкрученный» гимнаст должен уметь входит в пируэт откуда угодно, хоть от бокового изгибания тела, но биоме­ханика тела человека и конкретная техническая ситуация с отходом на сальто (в данном случае — назад) таковы, что наиболее верное и перспективное решение описанной задачи — именно такое, как было показано в сюжете. Работа мастера с учетом подобных «мелочей» и есть путь к виртуозности.

Наши рекомендации