Сальто выпрямившись. но как выпрямляться?
«накат» и бросок из виса (20) и чем плотнее и дольше гимнаст намерен сгибаться в полете (к.к. 7—8и далее), тем сильнее должен быть контртемп. Если эти условия выполняются, то получается высокий, эффектный соскоке замедленным вращением «по сальто», позволяющим выполнить четкую «щучку». По такой же схеме выполняется и так называемое «затяжное» сальто, для которого характерно очень медленное вращение в полете с «зависанием», из которого гимнаст выходит предельно поздней, но быстрой и плотной группировкой.
Побочная деталь: обратите внимание на то, что в обычном сальто выпрямившись (рис. 25) тоже есть разгибание при отходе (к.к. 2—3), но — более умеренное по силе и по углам — только до выпрямления тела. Это означает, что и здесь есть элемент контртемпа, из-за которого вращение в обычном «бланше» — не самое активное. Но оно здесь и не требуется.
Остается последний вопрос: почему же в таком движении, где гимнаст гасит избыточное вращение, может возникать особенно высокое, эффектное движение по траектории?
Дело в том, что, как мы уже говорили и будем еще повторять, энергия, затраченная гимнастом на реальное движение, никогда не пропадает. В таком упражнении, как сальто сгибаясь-разгибаясь, она, благодаря усиленному отталкиванию от опоры, выливается в форме более мощного, чем обычно, переместительного движения с высоким вылетом.
... Известен случай, когда гимнаст, смело пошедший на выполнение «щучки», в зале старого образца вылетел до потолочной балки и, разгибаясь, оттолкнулся от нее ногами... А вообще, не стоило бы забывать гимнастическую классику! Сальто сгибаясь-разгибаясь с поворотом на 720°, которое чуть ли не тридцать лет назад демонстрировал японский мастер Сигеру Касамацу, стоит любого нынешнего двойного сальто!..
САЛЬТО ВЫПРЯМИВШИСЬ. НО КАК ВЫПРЯМЛЯТЬСЯ?
Работа с прямым телом — знак современной гимнастики. С одной стороны это, безусловно, красиво; это символ движения широкого, стильного, не стесненного ограничениями. С другой стороны — это признак высоких технических возможностей. Достаточно сказать, что на базе профилирующего «бланша» (25) можно сразу же сделать Двойное сальто в группировке. Еще более высокий потенциал у Двойных сальто с прямым телом (26). Наконец, полет выпрямившись создает идеальные условия для выполнения поворотов.
ПЕРЕКЛАДИНА
25. Что такое «профилирующее сальт о » ?
Понимая все это, догадываясь об этом, гимнасты всегда стремились «тянуться». Особенно остро потребность перейти на стиль движения с прямым телом была осознана гимнастами и тренерами где-то в середине 70-х годов, и коснулось это, прежде всего, сальтовых движений.
Но что значит «выпрямившись»? Имеет ли значение кок гимнаст приходит в прямое положение или это не важно, и главное лишь быть прямым в полете?
Однажды автор наблюдал, как в зале ЦСКА группа ведущих советских гимнастов со спорами пробивалась к своему пониманию «сальто выпрямившись». Тон задавали двое братьев, младший из которых — в подтверждение своей точки зрения — демонстрировал на перекладине «бланш» как на рис. 20. Что мы там видим? Гимнаст выполняет традиционный отход (к.к. 1—2), при вылете продолжая разгибаться (к.к. 1—3) и несколько прогибается (к. 3), а затем, реализуя идею «выпрямления», действительно выпрямляется (к.к. 3—4). Но поскольку к прямому положению он идет уже из положения с прогибанием, то, таким образом, выпрямляясь, он сгибается.
Ну и что? — Скажет читатель. — Какая разница, сгибается он или прогибается, главное — выпрямляется!
Однако, разница есть, и существенная. Во-первых, гимнаст сделал, ни много, ни мало, два совершенно лишних, пустых движения:
он зачем-то прогнулся при отходе (к. 3), а затем вынужден был возвращаться в прямое положение с помощью того самого сгибания (к.к. 3—4). Это не только лишняя «дерготня» в полете, но также трата драгоценного времени, потеря темпа, а также частичная потеря «крутки» (20). Во-вторых, и это главное, прямое тело очень важно для техничного выполнения пиру-этных движений, а повороты в этой ситуации практически всегда начинаются от разгибания, которое гимнаст зря «израсходовал» еще при отходе.
Правильную схему движения можно проследить по рис. 18-г: разгибаясь после броска на опоре и
выталкиваясь от нее (к.к. 4—6), гимнаст выпрямляется, не делая больше никаких лишних движений. Если ему при этом нужно делать «ранним темпом» поворот (31), он начнет его, входя в прямое положение (к. 6) и уже практически потеряв связь с грифом.
Конечно, выполнение поворота по описанной схеме — не догма. Современный хорошо «обкрученный» гимнаст должен уметь входит в пируэт откуда угодно, хоть от бокового изгибания тела, но биомеханика тела человека и конкретная техническая ситуация с отходом на сальто (в данном случае — назад) таковы, что наиболее верное и перспективное решение описанной задачи — именно такое, как было показано в сюжете. Работа мастера с учетом подобных «мелочей» и есть путь к виртуозности.