Висы сзади: утраченная культура

В давно прошедшие годы, когда атлетические, полетные движе­ния, основанные на современной технической и физической подго­товке гимнаста, были еще недоступны, комбинации мастеров осна­щались элементами, трудность которых обеспечивалась другими средствами, в частности — использованием аномальных висов и хва­тов. Поэтому лучшие мастера 40—60-х годов прекрасно умели рабо­тать в висах сзади, владели сложными перехватами, вкручиваниями и т. д. Специальная подготовка, направленная на воспитание под­вижности в суставах, выворотности кисти, была в те времена столь же актуальной, насколько сейчас обязательна батутная «обкрутка».

Но со временем еложновисовые движения стали забываться, не­смотря даже на то, что от мастера всегда требовалось включение в произвольную комбинацию элементов такого типа. Вместо виртуоз­но исполняемых висов сзади, оборотов в них, гимнасты стали «отбы­вать повинность», выбирая для комбинации наиболее из них необре­менительные, чаще всего — большие обороты вперед с полувкручи­ванием. При этом собственно висы сзади (без вкручивания) практи­чески исчезли из репертуара.

Против истории и стихии возражать бессмысленно. Сейчас уже трудно и, быть может, вовсе не нужно пытаться возвращать гимнас­тов в старые времена и тратить время на столь же тщательное освое­ние висов сзади, как это делалось когда-то. Но нельзя не заметить, что, во-первых, целый пласт виртуозных и вполне достойных совре­менного мастера движений практически утрачен (а значит, и шанс на выигрыш благодаря этим движениям). Во-вторых, в тех случаях,



висы сзади: утраченная культура - student2.ru висы сзади: утраченная культура - student2.ru висы сзади: утраченная культура - student2.ru висы сзади: утраченная культура - student2.ru висы сзади: утраченная культура - student2.ru висы сзади: утраченная культура - student2.ru висы сзади: утраченная культура - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________

когда подобные упражнения все же оказывается необходимым учить и делать, сразу сказывается плохая, в этом отношении, подготовка даже хороших турнистов.

Есть и третье. Существует мнение, что висы сзади, будучи движе­ниями противоестественными (а что в гимнастике естественно?), вредны и опасны, и лучше без них обойтись. Это по-своему логично и напоминает времена, когда простейшее сальто в группировке назы­вали «сальто мортале», то есть «смертельным прыжком», или времена более поздние, но тоже уже прошедшие, когда «сальто Корбут» на бревне также было объявлено варварским по степени риска и обрека­ющим гимнасток на поголовную гибель...

Действительно, висы сзади опасны для тех, кто к ним не подго­товлен (автор этих строк в свое время порвал грудную мышцу, делая «итальянские обороты»), но именно поэтому любой гимнаст, ориен­тированный на высокое мастерство, просто обязан, хотя бы в целях безопасности пройти достаточную подготовку плечевого пояса, включающую вдумчивую проработку движений с разнообразными висами сзади, вкручиваниями и выкрутами, сложными хватами и перехватами. Тренеру следует знать и помнить, что своевременная, постепенная и тщательная подготовка мышечно-связочного аппара­та гимнаста не только открывает для него возможности освоения це­лого ряда эффектных, классических упражнений на перекладине, но и предохраняет спортсмена от травм, заболеваний плечевых суставов, что не менее важно, чем освоение новых упражнений в аномальных висах.



Наши рекомендации