Висы сзади: утраченная культура
В давно прошедшие годы, когда атлетические, полетные движения, основанные на современной технической и физической подготовке гимнаста, были еще недоступны, комбинации мастеров оснащались элементами, трудность которых обеспечивалась другими средствами, в частности — использованием аномальных висов и хватов. Поэтому лучшие мастера 40—60-х годов прекрасно умели работать в висах сзади, владели сложными перехватами, вкручиваниями и т. д. Специальная подготовка, направленная на воспитание подвижности в суставах, выворотности кисти, была в те времена столь же актуальной, насколько сейчас обязательна батутная «обкрутка».
Но со временем еложновисовые движения стали забываться, несмотря даже на то, что от мастера всегда требовалось включение в произвольную комбинацию элементов такого типа. Вместо виртуозно исполняемых висов сзади, оборотов в них, гимнасты стали «отбывать повинность», выбирая для комбинации наиболее из них необременительные, чаще всего — большие обороты вперед с полувкручиванием. При этом собственно висы сзади (без вкручивания) практически исчезли из репертуара.
Против истории и стихии возражать бессмысленно. Сейчас уже трудно и, быть может, вовсе не нужно пытаться возвращать гимнастов в старые времена и тратить время на столь же тщательное освоение висов сзади, как это делалось когда-то. Но нельзя не заметить, что, во-первых, целый пласт виртуозных и вполне достойных современного мастера движений практически утрачен (а значит, и шанс на выигрыш благодаря этим движениям). Во-вторых, в тех случаях,
ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________
когда подобные упражнения все же оказывается необходимым учить и делать, сразу сказывается плохая, в этом отношении, подготовка даже хороших турнистов.
Есть и третье. Существует мнение, что висы сзади, будучи движениями противоестественными (а что в гимнастике естественно?), вредны и опасны, и лучше без них обойтись. Это по-своему логично и напоминает времена, когда простейшее сальто в группировке называли «сальто мортале», то есть «смертельным прыжком», или времена более поздние, но тоже уже прошедшие, когда «сальто Корбут» на бревне также было объявлено варварским по степени риска и обрекающим гимнасток на поголовную гибель...
Действительно, висы сзади опасны для тех, кто к ним не подготовлен (автор этих строк в свое время порвал грудную мышцу, делая «итальянские обороты»), но именно поэтому любой гимнаст, ориентированный на высокое мастерство, просто обязан, хотя бы в целях безопасности пройти достаточную подготовку плечевого пояса, включающую вдумчивую проработку движений с разнообразными висами сзади, вкручиваниями и выкрутами, сложными хватами и перехватами. Тренеру следует знать и помнить, что своевременная, постепенная и тщательная подготовка мышечно-связочного аппарата гимнаста не только открывает для него возможности освоения целого ряда эффектных, классических упражнений на перекладине, но и предохраняет спортсмена от травм, заболеваний плечевых суставов, что не менее важно, чем освоение новых упражнений в аномальных висах.