Висы сзади: утраченная культура

П ЕРЕКЛАДИ НА

Висы сзади: утраченная культура - student2.ru Висы сзади: утраченная культура - student2.ru Висы сзади: утраченная культура - student2.ru Висы сзади: утраченная культура - student2.ru Висы сзади: утраченная культура - student2.ru Висы сзади: утраченная культура - student2.ru Висы сзади: утраченная культура - student2.ru значение этого «неизвестного» технического действия довольно су­щественно. С одной стороны, прогибание тела гимнаста (с физичес­кой точки зрения это приближение масс тела к опоре) на фоне макси­мально быстрого вращения в обороте дополнительно ускоряет дви­жение подобно тому, как ускоряется «крутка» при группировке. С другой стороны, это прогибание запускает цепочку активных дей­ствий подъема, а именно: возникающее в этой фазе быстрое натяже­ние мышц передней поверхности тела готовит их к последующей ра­боте в основной стадии оборота, при подъеме. Наконец, добавим, что прогибание у нижней вертикали явно не соответствует обыденным представлениям о том, что в это время нужно максимально выпрям­ляться...

Что же происходит дальше? Кажется, что теперь-то уж самое вре­мя и для рывка плечами к опоре. Но нет! Сразу после «бросочка» но­гами назад (к.к. 4—5) гимнаст, пользуясь натяжением мышц живота тут же (без паузы!), действительно, делает рывок, но — тазом, а не плечами (к.к. 5—6), тогда как плечи не только остаются в прежнем состоянии, но даже несколько «проваливаются» (к. 6). Это объясня­ется реактивным взаимодействием звеньев тела. При этом первич­ный рывок тазом не только работает на подъем тела (ведь это тоже движение масс в направлении опоры), но и становится необходимым подготовительным действием для основного рывкового движения: быстро «провалившись» в плечах и натянув мышцы-разгибатели, гимнаст немедленно начинает работать руками, посылая себя к пере­кладине (анатомически это именно разгибание), чему способствует несколько приподнятая голова.

Переход инициативы от тазового пояса к плечам отзывается реак­тивным «эхом» на работе в тазобедренных суставах: как только начи­нается уменьшение угла в плечах, возникает как бы ответное увели­чение тазобедренного угла; тело начинает выпрямляться (реактив­ность этого движения даже провоцирует у новичков «проваливание живота», то есть прогибание туловища, см. пунктир на (к. 9). В пол­ную меру отработав на рывках тазом и плечами к опоре (к.к. 5—9), гимнаст в финале оборота выпрямляется; в спокойных оборотах это происходит раньше, в активных — позже, за стойкой (к.к. 9— 1).

Итак, реальная техника оборота вперед «накатом» сильно отлича­ется от учебной, модельной. Отчего же это происходит?

Дело в том, что многие действия и движения гимнаста, в силу це­лого ряда биомеханических закономерностей самоорганизуются и мало зависят от воли гимнаста. Далеко не всякое движение удается построить так, как хочется, даже если в принципе это возможно. Но




как к этому относиться в работе? Может быть, нужно, все-таки, точ­нее, детальнее обучать? К счастью — нет! В данном случае при обуче­нии, действительно, вполне достаточно простой модели движения (как нарис. 8-а), тогда как остальное должно, в свое время, получить­ся как бы само собой!

Но тогда зачем же, скажет читатель, знать всё то, что мы сейчас изложили? Зачем «смущать умы»?

Ответ простой: тренер всегда должен знать гораздо больше своего ученика и, тонко понимая внутренний механизм движения, уметь его анализировать по ситуации; без этого трудно работать над движе­нием, вникать в причину ошибок. И еще одно: описывая движение, тренер должен уметь, до поры, упрощать картину, оставляя «в скоб­ках» то, что ученику еще трудно осмыслить умом и мышцами.

Наши рекомендации