Жизненный цикл товара, области инноваций.
Как только наступает стадия реализации жизненного цикла изделия (продукта), производимый продукт становится товаром, наступает жизненный цикл товара. Продукт ждет своя рыночная судьба с ростом или падением рынка.
Жизненный цикл товара иллюстрируется графиком объема продаж (рис. 6). На нем представлена классическая кривая жизненного цикла. График ЖЦТ – это изменение объема продаж (вертикальная ось) по времени (горизонтальная ось). По форме график содержит три логистические кривые:
Ø экспоненциального подъема (с низшей ступени равновесного устойчивого состояния на высший уровень),
Ø стабилизации – горизонтальной составляющей, включающей стадии зрелости, насыщения и спада (обратный процесс), т.е., как минимум, два переходных процесса.
ТПБ – точка простой безубыточности: момент, когда новый товар покидает зону убытков и попадает в зону прибыли – начинает приносить прибыль.
ТГБ – точка глобальной безубыточности: момент, когда приведенная общая выручка превысит приведенные суммарные затраты, когда фирма вернула свои инвестиции.
ТНПК – период накопления продуктивного капитала: с момента (А), когда новый товар принес средства, достаточные для инвестирования в проект с целью продления ЖЦТ или в другие проекты фирмы (до момента Б).
Е – зарождение, внедрение;
G – рост рынка; G1 – ускорение роста рынка; G2 – замедление роста рынка;
M – зрелость (M1), насыщение (M2);
D – спад рынка; D1 – стагнация, D2 – обвал;
А1-А и С-Е – два устойчивых состояния
На стадии спада вводятся новые продукты и новые рынки.
Зоны инноваций: 1 — продуктовые инновации: радикальные, расширение ассортимента; улучшения; дифференциация; 2 — технологические инновации: запуск изделия; ресурсосбережение
7 Жизненные циклы инновационных организаций.
Динамичное сокращение жизненного цикла продуктов заставляет производителей постоянно совершенствовать предлагаемые продукты.
При исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций применяются две модели:
модель лага;
-модель продуктового цикла;
-модель обратного продуктового цикла;
синхронная модель – подход, который предполагает одновременное осуществление продуктовых и соответствующих процессных инноваций.
Фаза развития продуктового класса | Характер преобладающих инноваций |
1. Подвижная | Радикальные продуктовые |
2. Промежуточная | Радикальные процессные |
3. Определенная | Приростные продуктовые и процессные |
В соответствии с этой моделью выделяются три фазы развития продуктового класса.
Модель обратного продуктового цикла («работает» для услуг).
На уровне организации предпочтительным может является синхронный подход к осуществлению продуктовых и процессных инноваций.
При изучении характера развития технологий, положенных в основу нововведений, их возможностей повышать эффективность в различных областях применения могут быть использованы логистические кривые.
Из рисунка видно, что затраты на разработку новшества на начальной стадии его жизненного цикла дают низкую отдачу, затем эта отдача повышается. Рано или поздно происходит исчерпание технического потенциала нововведения и снижение отдачи. При достижении технологического предела вложение ресурсов в данную технологию теряет практический смысл – надо переходить на новую технологию.
Существуют два вида технологических разрывов:
Ø технологический разрыв по результатам (1) – расстояние между параметрами результативности замещающей и замещаемой технологий, которое не может быть сокращено посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии и
Ø технологический разрыв по времени (2) – период (затраты) перехода от одной технологии к другой.
Технологические разрывы
Рассмотрим теперь жизненный цикл инновационной фирмы, создаваемой внутри большой инновационной организации.
-Фильтр инновационных проектов со стороны экспертов организации. Важнейшая функция эксперта – не пропустить на следующую стадию неперспективный проект.
-Стадия организационного оформления инновационного проекта.
-Стадия раннего роста.
-Стадия расширения, или устойчивого роста.
Рассмотрим самую инновационную часть среды – жизненный цикл малой инновационной фирмы.
Традиционным жизненным цикл малой инновационной компании, основанной на технологии хайтек-продукта, выглядит следующим образом:
-Стадия зарождения инновационной идеи
-Стадия организационного оформления инновационного проекта
-Стадия раннего роста
-Стадия расширения, или устойчивого роста
-Стадия выхода из бизнеса.
Рынок признал новый продукт, продажи продолжают устойчиво расти, и венчурный инвестор выходит из игры: либо перепродает компанию, либо, сбывает свой пакет акций через биржу.