Инновационный процесс и инновационная деятельность.

Освоение и распространением новаций неразрывно связано с инновационным процессом.

Инновационный процесс – это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации.

Целью инновационного процесса является рост эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации.

Обычно выделяют шесть этапов инновационного процесса:

-зарождение идеи инновации;

-маркетинг инновации;

-оценка экономической эффективности инновации;

-освоение инновации;

-коммерческая реализация инновации;

-продвижение инновации.

Стадии этапа освоения инновации:

инвестиции→разработка→процесс внедрения→получение качественного улучшения.

Внедрение инноваций только тогда заканчивается успехом, когда экономический эффект, превосходит текущие затраты, и инновация используется на протяжении значительного периода времени (при этом необходимо учитывать и побочные, второстепенные эффекты инновации, которые могут оказывать отрицательное воздействие, например, на окружающую среду).

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Она представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые ее осуществляют и развивают.

Диффузия инноваций – процесс, посредством которого нововведение распространяется на новые условия и места применения.

В результате диффузии возрастает число как

-производителей, так и

-потребителей и

-изменяются их качественные характеристики.

Инновац-ная инфраструктура – это информационные, организационные,маркетинговые, образовательные, научно-исследовательские и другие организации, которые помогают доводить новые идеи до своей практической реализации и находить своего потребителя.

Объекты управления инновациями:

  • Инновация

· Инновационный процесс

Основные понятия и объекты управления инновациями.

Новация – новое явление, открытие, изобретение, новая технология.

Иннова́ция – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека.

Инновационный процесс – это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации.

Целью инновационного процесса является рост эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации.

Обычно выделяют шесть этапов инновационного процесса:

-зарождение идеи инновации;

-маркетинг инновации;

-оценка экономической эффективности инновации;

-освоение инновации;

-коммерческая реализация инновации;

-продвижение инновации.

Стадии этапа освоения инновации:

инвестиции→разработка→процесс внедрения→получение качественного улучшения.

Инновац-ная инфраструктура – это информационные, организационные,маркетинговые, образовательные, научно-исследовательские и другие организации, которые помогают доводить новые идеи до своей практической реализации и находить своего потребителя.

Объекты управления инновациями:

  • Инновация

· Инновационный процесс

Классификация инноваций.

Для логистики инноваций характерно следующее:

-постановка целей и выбор стратегий инновационной деятельности

-последовательная реализация четырех обобщенных функций управления применительно к инновационной деятельности:

· планирование

· организация

· мотивирование

· контроль.

По степени значимости инновации делят на следующие группы:

Поддерживающие– предполагают производство и продажу более совершенных продуктов своим потребителям.

Прорывные нововведения основаны на использовании стратегий:

Первая стратегия основана на создании нового рынка, служащего основой для подрыва позиции конкурентов.

Вторая – предполагает разрушение превалирующего вида бизнеса путем создания растущего бизнеса на существующем рынке.

Псевдоинновации.

По сущности инновации:

1 продуктовые (технические),

2 технологические,

3 маркетинговые,

4 организационно-управленческие,

5 информационные,

6 социальные,

Относительно потребителей услуг (товаров): - создающие новые потребности

- развивающие существующие.

По степени воздействия на лог. системы:

1.Точечные инновации – совершенствование отдельных локальных элементов

2. Линейные инновации – совершенствование процессов, технологий, производственных линий и т. д.

3. Плоскостные инновации –совершенствование отдельных сфер или плоскостей деятельности организации

4. Структурные инновации – решения в области развития и совершенствования структуры бизнеса: структуры портфеля предложений, структуры рынков, структуры инвестиций, региональной и отраслевой структуры корпораций, сделки слияний и приобретений, реструктуризация предприятий.

5. Фундаментальные инновации – это инновации служащие основой развития организации бизнеса.

6. Многомерные инновации – это решения, связанные с формированием среды для развития, благоприятного климата для внедрения и реализации других инноваций.

7. Глобальные или тотальные инновации – это нововведения, связанные с коренными, кардинальными, радикальными, революционными изменениями во всей бизнес-системе.

8. Системные инновации – внедрение таких решений , которые обладают значимым влиянием на развитие организации в целом.

9. Надсистемные инновации – это нововведения в развитие надсистем бизнес-систем.

Комплексная логистика – системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления.

Жизненный цикл инноваций.

Основными параметрами, описывающими ЖЦИ, считаются следующие.

Наукоемкость фирмы, процесса создания изделия. Наукоемкость фирмы, ЖЦИ определяется долей от выручки, которую направила фирма в НИОКР, в ЖЦИ.

Состав стадий – ЖЦИ включает четыре стадии: НИОКР, производство, реализацию, сервис.

Коэффициент интенсификации (параллельности) или коэффициент сжатия процесса.

Коэффициент инновативности – продолжительность периода от зарождения идеи продукта до выхода на рынок пробной партии товара (инновационный лаг).

Коэффициент скорости адаптации и реализации «время достижения точки безубыточности».

Время ответной реакции прежде всего подразумевает (первая составляющая) быстроту реакции на происходящие на рынке изменения и понимание возможных последствий. Вторая составляющая – это скорость адаптации и реализации.

Первая часть – зарождение идеи и инновационного проекта. Она включает всего две стадии – фундаментальные и прикладные исследования.

Первая стадия жизненного цикла инноваций – это фундаментальные исследования (ФИ) во всех их трех разновидностях:

-теоретические исследования,

-экспериментальные исследов.,

-поисковые исследования.

Вторая стадия – это прикладные исследования.

Вторая часть жизненного цикла инновации — созданиеновшества. Она включает четыре стадии:

-Опытно-конструкторские разработки;

-строительная часть;

-техническая подготовка производства;

-само промышленное производство.

Третья стадия – ОКР. Это завершающая стадия научных исследований и переход от экспериментального производства к опытному, а в дальнейшем к промышленному производству.

К ним относятся:

-разработка конструкторских решений (КР) — конструкции инженерного объекта или технической системы;

-разработка проектных решений (ПР) – идей и вариантов нового объекта.

-разработка технологических процессов опытного, серийного и массового производства.

-создание опытных образцов (модели, обладающие принципиальными особенностями создаваемого новшества), их испытание в течение времени.

Четвертая стадия – строительная часть. Ведутся архитектурные и строительные работы.

Пятая стадия – техническая подготовка производства.

Шестая стадия – промышленное производство. С учетом рынка налаживается производство.

Третья часть – распределение новшества.

Седьмая стадия – маркетинг.

Восьмая стадия – логистика.

Девятая стадия – диффузия. Рыночное и нерыночное распространение новшества.

Четвертая часть – потребление новшества.

Десятая стадия – рутинизация. Здесь главное – это перенесение всего нового в жизнь организации-инноватора.

Одиннадцатая стадия – потребительский сервис.

Наши рекомендации