Различие между дзюдо и айкидо
Когда я начал учиться в додзё Уэсибы, меня поразило то, что движения Дзюдо стали для меня абсолютно бесполезны. В то время, признаю, я крайне восхищался Уэсибой Сэнсэем, однако все еще верил, что достаточно развился в Дзюдо и наивно полагал, что все будет прекрасно. Как я был неправ!
Уэсиба Сэнсэй сказал мне: "ты должен забыть все то, что делал до сих пор". Фактически, опыт Дзюдо, часто препятствует, а не помогает развитию в Айкидо. Один хороший пример этого - метод использования силы. Думаю вы знаете, что в Дзюдо в большой степени развивается физическая сила. В отличие от Дзюдо, Айкидо работает в основном, приложением силы вперед. То, что сила используется по-другому, означает, что сами техники поверхностно похожи, но они существенно различны по своей сути. Пока я не преодолел это различие, многие вещи были чрезвычайно трудны для меня. Я уверен, что даже сегодня те, кто переключается с Дзюдо на Айкидо, сталкиваются с теми же проблемами.
Кажется пришло время, чтобы затронуть тему Дзюдо немного подробнее. Между Дзюдо и Айкидо есть много различий, например расстояние между противниками и, как говорилось прежде, метод использования силы. Но в то же время, было бы неправильно думать, что они не имеют ничего общего. Они похожи в принципах кругового движения.
Из тех, кто фактически привил в Дзюдо круговые движения, мы вряд ли можем забыть Сэнсэя Мифуне Кьюзо. Смотря ценнейшие фильмы, которые остались после него, мы поражены тем, что его движения существенно отличаются, от тех, что мы видим на сегодняшних турнирах по Дзюдо.
Не сопротивляясь силе противника, он использовал сглаженные круговые движения, чтобы избежать нападения и в правильный момент резко и быстро бросал его на одном дыхании. Не было никаких столкновений. Мифуне Сэнсэй собрал этот принцип в высказывании: "Если Вас толкают, отступайте. Если Вас тянут, вращайтесь". Даже сегодня в мире Дзюдо это высказывание, вероятно, чаще всего повторяют.
"Неограниченный круг" - другой способ объяснить это. Если Вас сдвинули к краю утеса и Вы будете использовать прямолинейные движения, то несомненно упадете. Однако если Вы идете к краю утеса и можете вращаться, то способны продолжить движение, не падая. Поэтому круговые движения безграничны. Они связаны с секретами движений тела и также используются в Айкидо.
Что касается Мифуне Сэнсэя, как только Вы слышите его имя, то думаете о его специализации - "Куки Нагэ". Это не было каким-то видом таинственной техники, с помощью которой он бросал противника, не трогая его. Скорее, это - очень сложная техника, которая позволяла бросать противника, изменяя поток силы, полагаясь на собственные движения тела, а не на близкий контакт с противником.
"Вовлеченное дыхание" имеет много общего с кокю нагэ в Айкидо. Это вероятно, то же самое как "Ёбимодоси" в Сумо.
Айкидо не оригинально в использовании круговых движений, для изменения направления силы противника и бросков, не требующих больших усилий. Первоначально, это была тактика, используемая всеми боевыми искусствами. Но в других боевых искусствах, методы поединка теперь ограничены правилами и на первый план вышли подобные спортивным состязаниям соревнования. Поэтому появляется все больше и больше других, хватающих движений, которые заканчиваются тем, что оппоненты, сталкиваются друг с другом. Гораздо лучшей является мысль об овладении техниками, которые полагаются на выбор времени в пределах долей секунды и поскольку Айкидо не ограничено соревнованиями, мы можем полностью изучить те движения тела, которые являются существенным аспектом всех боевых искусств.
Как правило, для представителей других боевых искусств весьма выгодно практиковать Айкидо, чтобы изучать движения тела. Так некоторое время назад многие из практиков Дзюдо от Университета "T" изучали Айкидо в моем додзё. Хотя они были уже довольно опытны в Дзюдо, они пришли, потому что хотели изучить движения тела. После некоторого периода прилежного обучения, они приняли участие в соревнованиях по Дзюдо и сообщили мне впоследствии, что их обучение Айкидо оказалось чрезвычайно полезным. Один член группы сказал, что выиграл, двигаясь вперед и бросив противника с помощью «ирими нагэ». Однако, так как в Дзюдо нет такой техники, рефери не был уверен, как ему поступить. Когда рефери закончил обсуждение, то с немного напряженной улыбкой сказал, что победа присуждается за разновидность броска "Inner-Thigh Reaping" или броска "Hip Sweep".
Я думаю, было бы интересно, если бы через обмен опытом с Айкидо, дух "Мягкости Преодолевающей Твердость", или "Маленького Преодолевающего Большое", был восстановлен в Дзюдо. К тому же, мой друг г-н Кимера Мазахико говорил: " В условиях самозащиты, Дзюдо, в котором сегодня забыли атэми, имеет много причин, чтобы снова перенимать опыт Айкидо". Подлинный мастер, который прошел очень много поединков, знал о важности атэми в реальной схватке.
Хотя это немного не в моих принципах, я тепло приветствую любых людей занимающихся Дзюдо, которые хотят попробовать Айкидо, чтобы понять сущность боевых искусств, утраченную в современных спортивных состязаниях.
Мифуне Кьюзо Сэнсэй родился в 1883 г. в районе Кунохе Префектуры Иватэ. Он был мастером Дзюдо, доминировавшим над противниками с его Куки Нагэ (суми отоси). Говорят, что изучая движения и тайминг многих абсолютно удивительных методов, он достиг первоначального(оригинального) уровня Дзигоро Кано (основателя Дзюдо) и получил 10 дан, самый высокий ранг в Дзюдо. Он умер в 1965 г. в возрасте 83 лет [примечание Редактора]
Ёбимодоси, или "Натягивание на Бросок", является техникой, используемой в борьбе Сумо, которая полагается на тайминг, чтобы нарушить баланс противника. Вообще трудно заметить, когда проявляются различия в силе между двумя борцами. [Примечание переводчика.]
ОБУЧЕНИЕ АЙКИДО В СЁТОКАН.
Я говорил о Дзюдо довольно долго, и теперь хотел бы, не торопясь, рассказать кое-что о Каратэ. У меня были некоторые отношения с миром Каратэ, а именно с «Сётокан» Накаямы Масатоси, с которым я тесно сотрудничал на протяжении всей его жизни.
Будучи тем, кто осознавал важность фундаментальных принципов в Каратэ, как боевом искусстве, г-н Накаяма был встревожен увеличивающейся популярностью спортивных состязаний, различных соревнований и демонстраций в Каратэ, где разбивают доски и кирпичи. Этим он также подчеркнул важность базовых принципов Айкидо.
Я помню его высказывание: "Парни, которые озабочены такими вещами, как жесткость их кулаков, никогда не являются реальной проблемой. Проблему весьма часто составляет парень с мягкими руками, за которыми нужно внимательно следить". Уверен, тогда он имел в виду, что вместо развития поразительных возможностей тела можно стать гораздо более сильным, практикуя фундаментальные основы, необходимые для Каратэ, такие как передвижения и тайминг.
Г-н Накаяма видел, что Каратэ развивается на Западе и становится большой угрозой японскому Каратэ. Поскольку у европейцев длинные руки и ноги, а их верхние части тела чрезвычайно сильны, он размышлял о том, что когда они двигаются с ударом, то могут пробивать защиту на одной физической силе, даже если Вы думаете, что заблокировали атаку.
Каратэ стало спортом и молодые люди обучаются исключительно для того, чтобы выигрывать соревнования. Другими словами, они могут работать только в пределах правил, которые применяются одинаково ко всем.
Так же, как и с Дзюдо, потеря японского превосходства в Каратэ вопрос времени, так как физическая сила иностранцев, намного превышает силу японцев. Это сильно тревожило Накаяму, признанного сторонника традиционных техник Каратэ. Он умер в 1987 году в возрасте 74 лет [Примечание редактора]
Соответственно, он чувствовал, что движения тела должны быть ключевым элементом в Каратэ. Вот почему г-н Накаяма пришел ко мне и спросил: "Вы могли бы приехать к нам, чтобы преподавать передвижения Айкидо нашим инструкторам?" В ответ на эту просьбу, я провел приблизительно один месяц, преподавая в школе Сётокан.
Одним из людей, которые тогда приняли участие в изучении Айкидо, был г-н Канадзава Хирокадзу, который теперь сформировал собственную независимую организацию. В то время, уже будучи известным чемпионом по Каратэ, он также показал необычные способности к Айкидо. Он был одним из людей, которые обучались с рвением, а некоторые из последователей Каратэ окончательно перешли в додзё Ёсинкан! Когда я продемонстрировал ему свой фирменный контрудар, он удивленно спросил: "Откуда берется такая большая сила?" Я сказал ему, "Это не моя сила, а Ваша". Он был глубоко впечатлен. Я также посоветовал ему следующее: "Если Вы хотите сделать свои удары ногами более сильными, выполняйте техники сувари-вадза, чтобы укрепить бедра и колени". Ни г-н Канадзава, ни г-н Накаяма никогда не беспокоились о том, было это Каратэ или Айкидо, так как просто имели желание учиться у любого, кто мог преподавать им что-то действительно достойное изучения. Я думаю, сказанное здесь является замечательным рассказом о них.
Накаяма Масатоси родился в Префектуре Ямагучи в 1913 г. и изучал Сётокан Каратэ под руководством Фунакоси Гитина, которому он позже помогал основать Японскую Ассоциацию Каратэ, Он имел 9 дан и был Главным Инструктором JKA до самой смерти. Канчо Сиода, был его сэмпаем в университете Такусоку, и они оставались друзьями на протяжении всей жизни.[Примечание редактора]
Канадзава Хирокадзу родился в 1931 г в Префектуре Иватэ. Он вошел в JKA после окончания университета Такусоку в 1956 г. В 1957 году он выиграл первый всеяпонский Чемпионат по Каратэ в разделе спаррингов. Во Втором всеяпонском Чемпионате по Каратэ он стал абсолютным чемпионом, Он был также cо-чемпионом Третьего всеяпонского Чемпионата Каратэ. После этого, он много путешествовал, чтобы обучать на Гавайях, в Америке и в Европе. В 1977 г., он вышел из JKA и основал международную федерацию Каратэ Сётокан. В качестве главного инструктора организации он преподает приблизительно в 30 странах, где имеются подразделения организации. В настоящее время (на апрель 1991 г.) он имеет 9 дан. [Примечание редактора]