Будущих специалистов в системе

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на материале укрупненной группы специальностей и профессий

«Технологии легкой промышленности»)

Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
доцент В.Н. Кормакова

Белгород – 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВСИСТЕМЫСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
1.1. Формирование проектной компетентности как научно-педагогическая проблемасистемысреднего профессионального образования    
1.2. Сущность, структура и содержание проектной компетентности будущих специалистов швейного производства легкой промышленности  
1.3. Состояние сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства  
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ  
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА  
2.1. Структурно-динамичная модель формирования проектной компетентностибудущих специалистовшвейного производства  
2.2. Технология формирования проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды  
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды  
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Возросшие требования общества к качеству подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, обладающих профессиональной гибкостью, креативными возможностями, сочетающими в себе необходимую для компетентного специалиста рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность, способных творчески и качественно решать производственные задачи, предполагают формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательных организациях среднего профессионального образования.

На совещании по вопросам модернизации промышленностиПрезидент РФ В.В. Путин отметил, что «…нужно сделать так, чтобы молодежь видела перспективы, которые открывает среднее профессиональное образование, возможности, создаваемые новой экономикой и развитием технологий, осознала значимость и ценность для общества квалифицированного труда» [226, с. 59]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечается, что решение этой проблемы связано с переосмыслением цели и результата образования в целом, модернизацией содержания среднего профессионального образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса [97]. Поэтому актуальны ориентиры среднего профессионального образования на формирование и дальнейшее развитие профессиональной компетентности в контексте компетентностного подхода.Идея компетентностного подхода, отраженная в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года [96] и Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования[214], заключается в том, что результат образования – есть способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.Это означает, что существует потребность общества и производства в творческой личности, способной самостоятельно анализировать постоянно изменяющиеся социальные и экономические условия, ставить цели, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуациях продуктивной деятельности, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер жизнедеятельности, т.е. объективно существует потребность в личности, владеющей несколькими видами профессиональной деятельности, способной продуктивно мыслить, самостоятельно развиваться, решая производственные и проектные задачи.

В Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020года отражено, что наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейного производства [189]. Анализ профессиональной деятельности специалистов швейного производства показал, что онидолжнывладетьнесколькими видами профессиональной деятельности:современными направлениями вмоделировании и художественном проектировании (дизайне) одежды,конструировании и технологической обработке, т.е. уметь создавать эстетически выразительный и профессионально грамотный, соответствующий современным модным тенденциямдизайнерский продукт высокого качества, преобразующий внешний вид человека и подчеркивающий его индивидуальные особенности.Этот процесс эсть творческое проектирование. Проектирование одежды как один из элементов предметной среды, удовлетворяющий соответствующие материальные и духовные потребности человека, является целью дизайна одежды [64].Специалисты швейного производства(технолог-конструктор, художник по костюму),являясь дизайнерами одежды, предлагают огромный выбор образных решений костюма потребителю, проектируют новое изделие. Следовательно, учебно-профессиональная деятельность будущих специалистов дизайна одежды в швейном производстве рассматривается как проектная деятельность, направленная на формирование проектной компетентности.

Результаты проведенного нами анкетного опроса показали, что важность формирования проектной компетентности для будущей профессиональной деятельности осознается большей частью обучающихся (87% из 167 опрошенных). При этом не все обучающиеся смогли охарактеризовать проектную компетентность в содержательном плане. Большая часть респондентов (19,5%) отметила проектную компетентность как готовность специалиста к созданию проекта, 7,5% респондентов понимают ее как поиск и принятие решений профессиональных задач, 5,5% респондентов представляют ее как готовность и успешность выполнения проектной деятельности, 8% - как индивидуальные способности личности к проектированию. Остальные респонденты (59,5%) либо воздержались от ответа, либо отметили показатели, не относящиеся к проектной компетентности. Все обучающиеся единодушно признали недостаточной сформированность собственной проектной компетентности. При этом около 89% обучающихся проявили заинтересованность к проектной деятельности и подчеркнули необходимость включения в учебный процесс заданий по формированию специальных проектных умений.

Проведенный нами анализ показал, что в образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО) педагогический потенциал формирования проектной компетентности недостаточно исследован и реализован, поэтому сегодня важным и своевременным становится создание педагогических условий и организация специальной деятельности по формированию проектной компетентности будущих специалистов швейного производства. Следовательно, формирование компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования в проектной деятельности становится одной из важных задач педагогической науки.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Теоретический анализ литературы показал, что в науке накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и решения проблемы формирования проектной компетентности будущих специалистов.

Концептуальные основы образовательной политики Российской Федерации, в том числе в системе СПО, отражены в ряде нормативно-правовых документов: Федеральном Законе «Об образовании в РФ», Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) СПО, Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Различные аспекты проблемы профессионального образования будущего специалиста отражены в трудах С.Я. Батышева, Е.П. Белозерцева, А.П. Беляевой, И.А. Зимней, И.В. Ильиной, Н.И. Исаевой, В.А. Романова, Г.М. Романцева, В.А. Скакуна, В.А Сластенина, В.А. Федорова, Ю.А. Якубы и др.

Теоретические и практические основы готовности к профессиональной деятельности разрабатывались Б.Г. Ананьевым, А.А. Вербицким, Б.С. Гершунским, В.В. Давыдовым, И.Ф. Исаевым, А.Н. Леонтьевым, Н.В. Матяш, Л.И. Мищенко, А.В. Репринцевым, А.Н. Сергеевым, М.И. Ситниковой, В.А. Сластениным и др.

Вопросы повышения качества подготовки будущих специалистов в системе СПО рассматриваются в работах В.М. Зуева, Р.Ю. Евсеева, И.Н. Леденевой, А.Н. Лейбовича, Е.А. Корчагина, Э.И. Крупицкого, П.Н. Новикова, П.Н. Осипова, Л.Г. Семушиной, Л.Д. Федотовой и др.

В педагогической литературе заложены продуктивные подходы к исследованию профессионально-личностного самоопределения обучающихся, в том числе в сфере рабочих профессий (Л.И. Андреева, И.Н. Васильев, Н.Н. Захаров, В.Н. Кормакова, В.А. Поддубный, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др.).

Вопросам подготовки специалистов к профессиональной деятельности в области легкой промышленности посвящены диссертационные исследования О.П. Андреевой, Ю.И. Бородина, Ф.Р. Ковалевой, И.Ф. Леоновой, Л.Л. Никитиной, И.А. Радченко, А.М. Санько, И.Б. Торшиной и др.

Проблемы дизайнерского образования раскрыты в современных исследованиях И.Р. Абсалямовой, А.Д. Григорьева, В.П. Климова, Е.Н. Ковешниковой, С.М. Кожуховской, Л.М. Тухбатуллиной, З.Ю.Черной и др.

Возможности проектной деятельности, условия ее формирования в профессиональном образовании изучали В.И. Байденко, В.Г. Веселова, И.Ю. Малкова, Н.В. Матяш, М.В. Ретивых, А.Н. Сергеев, В.Д. Симоненко и др.

Особенности проектной деятельности, в основе которой лежит творческая активность обучающихся, рассматриваются в работах В.П. Беспалько, Г.Б. Голуб, С.С. Кашлева, И.Я. Лернера, Е.С. Полат, В.Г. Рындак, Н.Е. Сауренко и др.

Развитие проектной компетентности в проектной деятельности рассматривают в своих работах А.П. Болозович, Ю.А. Володина, Н.А. Гордеева, Н.В. Зеленко, И.В. Ильина, В.Я. Ляудис, И.А. Осадчая, Г.Н. Синицына и др.

Однако проблема формирования проектной компетентности в системе среднего профессионального образования в педагогической теории и практике в настоящее время остается недостаточно разработанной и требует дальнейшего изучения. В педагогических исследованиях уделяется недостаточно внимания проблеме использования потенциала проектной деятельности как средства формирования проектной компетентности будущих специалистов среднего звена.

Анализ научно-педагогической литературы показал, чтодо настоящего времени проблема формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в процессе профессиональной подготовки в образовательной организации СПО и технология ее формирования недостаточно исследованы. Проведенный нами анализ научных источников показал, что при реализации компетентностного подхода в системе СПО выделяются такие проблемы, как несовершенство понятийно-категориального аппарата и отсутствие нормативно закрепленной системы оценки компетенций, которыми должен обладать будущий специалист швейного производства – выпускник системы СПО. Качество труда специалистов швейного производства часто не удовлетворяет имеющуюся потребность населения в эстетически выразительном дизайнерском продукте – эксклюзивных моделях одежды. Все это указывает на недостаточный уровень изученности проблемы формирования проектной компетентности, что подтверждает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

Изучение научной литературы, результатов современных исследований, а также анализ существующего опыта работы по подготовке будущих специалистов швейного производства в организациях среднего профессионального образования позволил выделить ведущие противоречия:

- между социально-экономической потребностью в конкурентоспособных компетентных специалистах среднего звена, рабочих для швейного производства и традиционной системой их подготовки, не обеспечивающей в достаточной степени формирование проектной компетентности;

- между возрастающими требованиями к профессиональной деятельности будущих специалистов легкой промышленности в соответствии с ФГОС и недостаточным уровнем сформированности проектной компетентности выпускников образовательных организаций СПО;

- между необходимостью формирования проектной компетентности у будущих специалистов швейного производства и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.

Отмеченные противоречия, социальная и профессиональная значимость исследуемого феномена, недостаточная степень его научной разработанности обусловили выбор темыдиссертационного исследования: «Формирование проектной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования (на материале укрупненной группы специальностей и профессий «Технологии легкой промышленности»)» и определили проблему исследования: каковы педагогические условия и технология формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе среднего профессионального образования.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность педагогических условий и технологии, направленных на формирование проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе среднего профессионального образования.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования: процесс формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производствав системе среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование проектной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства в системе среднего профессионального образования будет результативным, если:

- определены сущность, структура и содержание проектной компетентности будущих специалистов швейного производства;

- выявлены и реализованы педагогические условия результативного формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства;

- разработана структурно-динамическая модель, внедрение которой позволит наиболее результативно формировать проектную компетентность будущих специалистов швейного производства;

- выявлены критерии и показатели сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства;

- поэтапно реализована технология, обеспечивающая формирование проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в процессе профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, структуру и содержание проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.

2. Выявить и обосновать педагогические условия результативного формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.

3. Разработать и экспериментально апробировать структурно-динамическую модель формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.

4. Выявить критерии и показатели сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.

5. Разработать и апробировать технологию формирования проектнойкомпетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства в системе среднего профессионального образования.

Теоретико-методологическую базу исследованиясоставили:

- на философском уровне: положения о философии и методологии образования (К.А. Абульханова-Славская [2],В.И. Загвязинский[70],В.В. Краевский[108],А.М. Новиков[138],К.Р. Поппер [152], А.П. Тряпицына[200]и др.);работы по философии и гуманизации образования (Е.В. Бондаревская[25],В.Г. Рындак[170],Э.Г. Юдин [249]и др.);

- на общенаучном уровне: положения компетентностного подхода (В.И. Байденко [7], Л.В. Елагина [62], Э.Ф. Зеер [73], И.А. Зимняя [76], О.Е. Лебедев [115], В.В. Сериков [179], Э.Э. Сыманюк [72], Ю.Г. Татур [193], А.В. Хуторской [221], В.Д. Шадриков [228] и др.); положениядеятельностного подхода (Л.С. Выготский [36], П.Я.Гальперин [38], А.Н. Леонтьев [119], С.Л. Рубинштейн [168], А.А.Смирнов [186], Б.М. Теплов [194, 195] и др.);

- на конкретно-научном уровне: теория профессионального образования (Г.В.Безюлева [12], Ю.В. Варданян [28], А.А. Деркач [53] и др.), концепции педагогической инноватики (А.А. Вербицкий [30], В.С. Лазарев [113], Л.С. Подымова [154], М.М. Поташник [158], Г.К. Селевко [172], Л.Г. Семушина [173] и др.); теория индивидуализации и личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев [3],Е.В. Бондаревская[25],В.В.Сериков[177],И.С. Якиманская [252] и др.);теория формирования профессиональной культуры будущего специалиста (Е.П.Белозерцев [15], Г.И.Гайсина[37], И.Ф. Исаев [80], Н.И. Исаева [81], М.И. Ситникова [181],В.А.Сластенин [184] и др.);концепция профессионального самоопределения (В.Н. Кормакова [100], Л.М. Митина [130], Н.С. Пряжников[160], С.Н.Чистякова [224] и др.);педагогические аспекты проектирования (Е.С. Заир-Бек [71], Е.И.Казакова [82], П.Ф. Каптерев [85], В.В. Сериков [178] и др.);

- натехнологическом уровне: сущность педагогической технологии (В.П. Беспалько[18],А.П. Виленский[196], М.В. Кларин [91], П.И. Образцов [196], А.И. Уман [196, 207, 208] и др.); основы технологии формирования проектной компетентности будущего специалиста (В.Г.Веселова [31], Ю.А. Володина [129], И.В. Ильина [77, 78], Н.В. Матяш [129], Е.С. Полат [154], Ю.Г. Татур [193], И.Д.Чечель [223] и др.); технология проектной деятельности (О.С. Гребенюк [44], М.И.Гуревич [162], И.Я.Лернер [120], И.Ю. Малкова [124],А.Н. Сергеев [174, 175]и др.); теория формирования творческих способностей личности (Д.Б.Богоявленская[19], М.И. Гуревич [162], В.С. Леднев [116], А.Н. Лук [121], В.С. Уманский [209], В.Л. Худяков [220], И.С. Якиманская [251] и др.;технология диагностики творческого развития личности (Д.Гилфорд [254], П. Торренс [261], Е.А.Туник [203, 204] и др.);теория дизайна (Н.В. Воронов [33, 34], А.Д. Григорьев [46], А.И. Ковешников [93], Е.Н. Ковешникова [93], Л.А. Соловьев[57], С.О.Хан-Магомедов [219] и др.).

Методы исследования определялись в соответствии с задачамиисследования.Использовались методы, адекватные цели, предмету и гипотезе исследования, дополняющие и взаимообогащающие друг друга: теоретические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; сравнительный анализ; обобщение, сравнение, систематизация, анализ, моделирование, проектирование); эмпирические (педагогическое наблюдение; беседа, опрос, тестирование, анкетирование, ранжирование, интервьюирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий)); статистические (методы математической статистики и обработки результатов эксперимента).Анализ результатов осуществлялся методами математическойстатистики с использованием t-критерия Стьюдента и критерия χ² Пирсона. Измерения осуществлялись с использованием программы Exel. Компьютерная обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы «IBMSPSSStatistiks 21».

Опытно-экспериментальная база исследования.В исследовании принимали участие обучающиеся и преподаватели ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» Белгородской области и ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж». В констатирующем эксперименте участвовало 397 респондентов из числа обучающихся, из них: 58 обучающихся I-III курсов специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», 156 обучающихся I-IV курсов по профессии СПО 29.01.04 «Художник по костюму», 49 обучающихся по профессии СПО 29.01.05 «Закройщик», 45 обучающихся по профессии СПО 29.01.07 «Портной» (ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» Белгородской области), 89 обучающихся I-IV курсов по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж»), 38 преподавателей и мастеров производственного обучения, а также специалисты предприятий швейного производства (ателье по изготовлению одежды по индивидуальным заказам населения и швейных фабрик). В формирующем эксперименте участвовало 89 обучающихся по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и профессии СПО 29.01.04 «Художник по костюму», а также 24 преподавателя и мастера производственного обучения. Формирующий эксперимент осуществлялся на базе ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» Белгородской области.

Этапы исследования.Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (2010-2012 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление темы исследования, определялись его цель и задачи; выявлялись педагогические предпосылки формирования проектной компетентности будущих специалистов; формулировались гипотеза и понятийный аппарат исследования; разрабатывались программы констатирующего и формирующего экспериментов, проводился констатирующий эксперимент; разрабатывалась структурно-динамическая модель формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства; определялись методы обработки результатов эксперимента.

На втором этапе (2013-2014 гг.)были определены педагогические условия формирования проектной компетентности, подвергнута проверке гипотеза исследования, разработана методика исследования; проводился формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялось внедрение структурно-динамической модели.

На третьем этапе (2015-2016 гг.) осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались и уточнялись основные положения и выводы исследования, оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определены сущность, структура и содержание проектной компетентности будущих специалистов швейного производства;

- обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия результативного формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства;

- разработана и апробирована структурно-динамическая модель формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства;

- выявлены критерии и показатели сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства;

- разработана и апробирована технология формирования проектной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства в системе среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в том, что внесен определенный вклад в развитие теории и методики среднего профессионального образования: результаты исследования дополняют научные разработки в решении вопросов формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО в контексте компетентностного и деятельностного подходов. Расширено теоретическое представление о сущности и содержании понятия «проектная компетентность будущих специалистов швейного производства», структурных компонентах, критериях, показателях и уровнях его сформированности; обоснованы педагогические условия формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, что обогащает теорию профессиональной подготовки будущих специалистов.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, чтоструктурно-динамическаямодель формирования проектнойкомпетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО внедрена в учебный процесс ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» Белгородской области.Разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.Предложена и адаптирована технология формирования проектной компетентности посредством решения проектно-творческихзаданий,создания проблемных учебных ситуаций; разработаны планы, содержание, структура учебных занятий и дидактические материалы к ним, послужившиеметодической основой формирования проектной компетентности при освоении содержания профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства в системеСПО.

Разработанный диагностический инструментарий (критерии, показатели, диагностические методики) позволяет своевременно и качественно выявить уровень сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО.

На основе выделенной совокупности педагогических условий результативного формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производстваразработаны, апробированы и внедрены материалы учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки, которые используются в учебном процессеОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» Белгородской области и ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж»:

1) учебно-методическое пособие«Технологии проектного обучения будущих специалистов дизайна одежды»для преподавателей дисциплин профессионального цикла, содержащее материалы по совершенствованию педагогических технологий в процессе формирования проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды;

2)авторский курс внеурочной деятельности «Профессионально-творческая деятельность будущих специалистов дизайна одежды», включающий программыкреатив-курса «Дизайн в одежде» и предметного кружка «Стилист», способствующие созданию условий для самосовершенствования обучающихся впроектной деятельности,творческого самовыражения и самореализации;

3) программа повышения квалификациипреподавателей и мастеров производственного обученияСПО «Профессиональная компетентность будущих специалистовв системе среднего профессионального образования», позволяющая моделировать и осуществлять подготовку будущего специалиста швейного производства в соответствии с компетентностной моделью выпускника СПО;

4)программа повышения квалификациипедагогических работников СПО «Организация проектного обучения в техникуме», направленная на ознакомление преподавателей и мастеров производственного обученияс технологией проектного обучения, на оказание помощи в освоении методики работы с учебными проектами и этапы разработки этих проектов;

5) методические рекомендации для преподавателей дисциплин профессионального цикла и мастеров производственного обучения«Технология проектированияв формировании профессиональной компетентности студентов», раскрывающие содержание и методику использования технологии формирования проектной компетентности в учебном процессе образовательных организаций СПО при подготовке будущих специалистов-дизайнеров.

Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих специалистов швейного производствасреднего профессионального образования, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Личный вкладавтора заключается в организации и проведении опытно-экспериментального исследования, в разработке и внедрении структурно-динамической модели и технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, в обосновании и проверке совокупности педагогических условий результативного процесса формирования проектной компетентности будущих специалистов; в разработке учебно-методических материалов по формированию проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, во внедрении результатов исследования в деятельность образовательных организаций СПО Белгородской области.

Достоверность и надежность полученных результатовобеспечивались обоснованностью теоретико-методологических позиций, соответствующих решению поставленной проблемы исследования, использованием методов, соответствующих цели и задачам исследования, экспериментальной проверкой положений, составляющих гипотезу исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, внедрением результатов исследования в педагогическую деятельность.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проектная компетентность будущих специалистов швейного производства – это целостное интегративное личностное образование, характеризующееся совокупностью знаний, умений и профессиональных качеств будущего специалиста в проектной дизайн-деятельности, определяющей технологию изготовления продукта проектирования, личностное отношение к проектированию, направленное на создание социально значимых проектов швейного производства (новых изделий одежды).

Структура проектной компетентности будущих специалистов швейного производства представлена мотивационным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным компонентами, содержание которых составляют следующие проектные компетенции: проектно-мотивационная, проектно-личностная, проектно-когнитивная, проектно-креативная, проектно-технологическая, организационно-проектировочная, проектно-аналитическая и проектно-рефлексивная.

2. Педагогическими условиями, способствующими результативному формированию проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, выступают: актуализация у обучающихся личностного смысла к овладению проектной компетентностью; включение будущих специалистов швейного производства в проектную деятельность на всех этапах профессиональной подготовки; организация социально-значимой учебно-профессиональной и внеурочной деятельности обучающихся по разработке проектов на основе построения индивидуальной траектории обучения; учет индивидуальных особенностей будущего специалиста швейного производства при формировании профессионально личностных качеств, необходимых для решения задач проектирования.

3. Структурно-динамическая модель формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО представляет собой систему функционально взаимосвязанных блоков (целевого, содержательного, процессуально-технологического, критериального и результативного), определяет цель и задачи (формирование общепрофессиональных и специальных знаний в области проектирования, развитие творческих способностей посредством участия в учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельности, формирование проектной компетентности на основе решения задач проектирования, развитие стремления к самообразованию, способности реализовать опыт проектирования), педагогические условия, содержание процесса формирования проектной компетентности на основе создания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; включает отбор и структурирование методов, форм и средств обучения на этапах технологии согласно уровням сформированности проектной компетентности; содержит критериально-оценочный аппарат, позволяющий осуществлять мониторинг результатов сформированности проектной компетентности.

4. Критериями оценки уровня сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства являются мотивационно-личностный, когнитивно-креативный, деятельностно-технологический и рефлексивно-аналитический, содержание которых обусловлено позитивным взглядом обучающихся на проектную дизайн-деятельность, осознанием значимости индивидуализации в создании продуктов проекта, стремлением к самовыражению и творческой самореализации; выделены также соответствующие системы показателей и диагностических методов.

5. Технология формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО предусматривает реализацию трех этапов этого процесса: личностно-побудительного, процессуально-деятельностного, аналитико-рефлексивного и представляет собой совокупность действий, форм и методов организации профессиональной подготовки, средств обучения, обеспечивающих результативное формирование проектной компетентности.

Рекомендации по использованию научных результатов.Разработанная структурно-динамическая модель формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства и полученные выводы диссертационного исследования могут найти применение в практике среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем личного участия автора исследования в опытно-экспериментальной работе по формированию проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО в качестве преподавателя дисциплин профессионального цикла в ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» Белгородской области.

Результаты исследования нашли отражение в научных статьях и материалах конференций. Они обсуждались и получили одобрение:

на Международных научно-практических конференциях «Школа, государство, общество» (Пенза, 2010г.); «Социально-экологическое образование учащейся молодежи» (Белгород, 2010г.); «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (Одесса, 2010г.); «Учитель в инновационном образовательном пространстве: историческая ретроспектива и прогностическая перспектива» (Владимир, 2010г.);«Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании» (Одесса, 2010г.); XIII заочная конференция Research Journal of International Studies(Екатеринбург, 2013г.); «Педагогическое образование: вызовы XXI века» (Белгород, 2013г.);«Vědaatechnologie: krokdobudoucnosti – 2014»(«Наука и технологии: шаг в будущее – 2014») (Чехия, Прага, 2014г.); «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты» (Воронеж, 2014г.); Международном научно-практическом конгрессе педагогов и психологов «Scientific genesis» (Женева, 2014г.);«Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2016г.);

на Всероссийских научно-практических конференциях «Научное творчество ХХI века» (Красноярск, 2010г., 2011г., 2012г.); «Инновационные направления в педагогическом образовании» (Москва, 2010г.); «Научный потенциал личности и инновационные процессы России» (Белгород, 2010г.);«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (Белгород, 2010г.); «Проблемы совершенствования подготовки учителя: теория и практика» (Ишим, 2011г.); «Организация внеурочной деятельности с учащимися в условиях реализации новых образовательных стандартов» (Белгород, 2012г.);«Самоопределение личности: история, теория и технология» (Белгород, 2013г.);«Педагогика и образование в системе научного знания», посвященной 75-летию кафедры педагогики БелГУ (Белгород, 2015г.); «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2015г.);«Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI»(Курск, 2015г.);

на Всероссийском научно-методическом семинаре «

Наши рекомендации