Плагиат - это самовольное обнародование некоторым лицом под своим именем произведения, созданного другим автором.

Плагиат означает присвоение чужого произведения, исключительных и личных неимущественных прав, прежде всего права авторства. Следует подчеркнуть, что при плагиате чужое произведение или его часть присваиваются, т.е. плагиат является хищением объекта авторского права, или литературным воровством. Заимствование частей из чужих произведений и обнародование их под своим именем без указания источника заимствования и автора произведения также признается плагиатом. Термин "плагиат" происходит от латинского "plagiatus" (похищенный), а "плагиатор" - от "plagiator" (похититель).

Плагиат настолько распространен, что даже при определении плагиата иногда прибегают к плагиату. В Википедии - "народной энциклопедии" - утверждается, что "в римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas)". Эта фраза взята из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона без указания источника заимствования. Вся остальная статья о плагиате в Википедии повторяет соответствующую статью из энциклопедического словаря, т.е. является плагиатом. Другими словами, автор статьи в Википедии совершил литературное воровство. Кстати, в словаре Брокгауза и Эфрона указан автор соответствующей статьи (Ар. Горнфельд), а в Википедии не указан ни источник заимствования, ни автор. К большому сожалению, многие статьи этой "энциклопедии" имеют аналогичный характер. В словаре Брокгауза и Эфрона содержится немало примеров плагиата, однако не упомянут плагиат российских авторов. Басни Лафонтена и иных авторов можно было свободно переводить, но неупоминание их имени означает плагиат. Количество таких плагиатных произведений бесчисленно, здесь не только "Золотой ключик" или "Волшебник Изумрудного города", но и множество других произведений.

Особый расцвет плагиат получил в перестроечное и постперестроечное время в общественных и особенно в экономических науках. Западные эксперты и консультанты старались насаждать свою модель рыночной экономики, к которой стремились "демократы". Самые находчивые аспиранты и соискатели добывали книжицы малоизвестных зарубежных авторов, с горем пополам переводили их части и издавали в качестве собственных статей в соавторстве со своими научными руководителями. Переводы книг оформлялись в качестве диссертаций и успешно защищались как новый и выдающийся вклад в отечественную экономическую науку рыночного образца. Затем такие "ученые" становились академиками и членами-корреспондентами, министрами и их заместителями, руководителями вузов и институтов, факультетов и кафедр и продолжали свое плагиатное дело.

Весьма распространен музыкальный плагиат. С этим явлением хорошо знакомы любители музыки. Очень часто "творцы" радуют своих поклонников мелодиями, которые полностью или частично заимствованы у зарубежных коллег. Особенно это явление процветало во времена "железного занавеса", когда обласканные властью "народные творцы" безнаказанно воровали западные мелодии и выдавали их за достижения социалистического реализма в музыке. Эти мелодии продолжают звучать и сейчас.

В настоящее время плагиат распространен в компьютерных сетях. В Интернете размещено множество произведений, авторы которых либо не указаны, либо указано неверное авторство. Особенно это характерно для так называемых рефератов, представляющих собой отрывки из произведений известных авторов, но без ссылки на них. Такие рефераты используют студенты вузов в качестве курсовых, дипломных и иных работ. Есть службы, которые принимают заявки на подготовку курсовых, дипломных и диссертационных работ любой направленности. Все подобные работы являются плагиатом. Преподаватели вузов оказались в сложном положении, когда они понимают, что тот или иной студент, ничем себя не проявивший и даже иногда плохо владеющий русским языком, не мог написать хорошую работу, а взял ее в Интернете, но доказать это не могут. Некоторую помощь в этом отношении может оказать сайт antiplagiat.ru, однако его возможности пока весьма ограничены. Большинство западных университетов давно используют программные средства и базы данных для борьбы с плагиатом студентов.

К сожалению, самим преподавателям тоже свойственен плагиат иных форм. Многие лекции, в основном в общественных науках, представляют собой компиляции из учебников и монографий без указания их авторов. В научных статьях приводятся отрывки из книг, которые авторы сами никогда не держали в руках.

В Интернете получили распространение и иные формы плагиата. Весьма часто используются без какого-либо разрешения и без указания источника заимствования оформление, структура и наполнение действующих сайтов.

Существует несколько неверных представлений о плагиате. Например, в некоторых случаях заявляют, что некто похитил идею или сюжетную линию некоторого произведения. Так было при обвинении в плагиате Дэна Брауна в отношении его произведения "Код да Винчи". Автор имел право использовать идеи, теории, мысли своих предшественников в иной форме. В соответствии с действующими международными нормами авторского права идеи не охраняются и поэтому они могут быть использованы любыми лицами без каких-либо ограничений. Дэн Браун не присваивал ни авторства, ни произведений иных авторов, и поэтому суд не признал его плагиатором.

В законодательстве ряда стран с переходной экономикой, например, устанавливается ответственность за нарушение права авторства, но не исполнительства.

Нарушение права авторства - это лишь часть плагиата. Второй его частью является присвоенное нарушителем исключительное право. Установление факта плагиата не является легкой задачей. Простое сличение текстов не всегда достаточно. В ряде случаев нарушитель подменяет исходный текст, дополняет его своими или заимствованными элементами, меняет имена действующих лиц и т.д.

К нарушениям права авторства относят принуждение к соавторству. Это отнюдь не редкое явление. Обычно оно не проявляется в простой и явной форме, а выражается в служебном принуждении к соавторству. Руководитель творческого коллектива явно не принуждает авторов служебных произведений включать его в число соавторов. Как правило, автор делает это сам, зная моральный облик руководителя и его желание быть соавтором всех работ, выполняемых в коллективе. Особенно распространена такая практика в научных коллективах, когда сотрудники "уговаривают" руководителя стать соавтором. Автор надеется получить благосклонность руководителя, приобщиться к "научной школе", защитить диссертацию, получить продвижение по службе и т.д. Весьма сложно доказать, что все это принуждение к соавторству. С другой стороны, без "принуждения к соавторству" ученые в расцвете лет, как правило, не могут иметь 400 - 500 и более научных работ, выполненных самостоятельно.

Весьма распространены нарушения права на защиту репутации автора или исполнителя. В некоторых случаях обвинения в ущербе репутации носят откровенно субъективный характер и отражают "микроклимат" в соответствующей творческой среде.

Типичным нарушением права на защиту репутации является переработка или перевод произведений, права на которые переданы авторами иным лицам по договору. В некоторых случаях автору может казаться, что переработка его произведения наносит моральный ущерб репутации "творца". Хотя в случае правомерных переводов произведений автор может не знать языка перевода, но и здесь у "творца" могут быть моральные терзания.

Право на защиту репутации часто используется авторами и исполнителями для получения дополнительного вознаграждения помимо установленного в договоре на передачу соответствующего исключительного права. Подобное моральное нечистоплотство весьма распространено.

Поскольку личное неимущественное право бессрочно, использование произведений, перешедших в общественное достояние, не должно нарушать это право. В законодательстве устанавливается, что личные неимущественные права умершего автора могут защищать его наследники, но сами права к ним не переходят. Если в отношении права авторства это естественно, т.е. наследник не может указать себя автором даже необнародованного произведения умершего автора, то в отношении права на защиту репутации положение иное.

В соответствии с п. 2 ст. 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица вправе осуществлять охрану неприкосновенности произведения. Это означает переход права к наследнику или иному лицу. Действительно, наследник имеет право защищать неприкосновенность произведения умершего автора, однако это и есть право на защиту репутации. Другими словами, неотчуждаемость права авторства может иметь место, а права на защиту репутации - нет, поскольку умерший автор не может защитить свою репутацию. С другой стороны, защита репутации умершего автора наследниками может выглядеть весьма странной и даже аморальной. Закон предоставляет им право оценивать использование произведений, которые они не только могут не понимать, но и вообще не знать, как и самого автора. Поэтому норма закона о защите репутации умершего автора наследниками или иными лицами не вполне проработана.

Исключительное право. Возможные виды нарушений исключительного права прямо устанавливаются в законодательстве. При обсуждении исключительных прав в настоящем издании особо отмечалось, что использование объекта интеллектуальной собственности правомерно только с разрешения правообладателя. Если объект используется без разрешения - это нарушение закона. В некоторых случаях законодательство разрешает при некоторых условиях и в определенной форме использовать объекты и без разрешения правообладателя. Кроме того, существуют разрешенные формы использования, соответствующие трехуровневому критерию для объектов авторского права и смежных прав и двухуровневому критерию для объектов промышленной собственности. Подобные использования объектов интеллектуальной собственности не считаются нарушениями закона.

Кратко рассмотрим возможные нарушения авторского права и смежных прав, патентных прав и прав на маркетинговые обозначения.

Нарушения авторского права и смежных прав. В законодательстве устанавливаются виды использования произведений литературы, науки и искусства, которые требуют разрешения правообладателя. Если же эти использования совершены некоторым лицом без разрешения правообладателя, то они являются нарушениями закона, а соответствующее лицо - нарушителем. Например, в соответствии с п. 2 ст. 1270, п. 2 ст. 1317, п. 2 ст. 1324, п. 2 ст. 1330, п. 1 ст. 1334 и п. 1 ст. 1339 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушениями авторского права и смежных прав может быть их:

- воспроизведение;

- переработка;

- распространение;

- публичный показ;

- публичное исполнение;

- сообщение для всеобщего сведения;

- доведение для всеобщего сведения;

- импорт;

- прокат.

Следует иметь в виду, что судебное рассмотрение действительных нарушений основывается в первую очередь на положениях законодательства, а не на их комментариях. Лишь в наиболее сложных и спорных случаях суд может принимать во внимание мнения специалистов, в частности обнародованные в соответствующей литературе. Такие спорные случаи весьма распространены, поскольку само законодательство содержит как неточности, так и просто ошибки, что уже в некоторой степени обсуждалось ранее.

Помимо вышеперечисленных категорий правонарушений Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам установили еще два вида действий, за совершение которых соответствующие лица могут быть привлечены к ответственности:

- удаление или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;

- удаление технической защиты объектов авторского права или смежных прав.

Необходимо отметить, что нарушением закона является не только удаление технической защиты, но и производство и распространение противозащитных устройств, а также предоставление услуг по снятию технической защиты с объектов авторского права и смежных прав. Судебных дел в отношении такой категории правонарушений немного. Более того, такие дела иногда не удается выиграть даже правительству. Причина такого положения заключается в противоречивости норм правовой охраны технической защиты объектов авторского права и смежных прав, когда разрешенные использования требуют удаления технической защиты объектов.

Как уже отмечалось, исключительное право включает не только право на использование объектов, но и право на получение вознаграждения за некоторые использования объектов. Речь прежде всего идет о вознаграждении за использование служебных объектов. Если право на вознаграждение нарушено, то лицо, совершившее такое нарушение, считается нарушителем законодательства об авторском праве и смежных правах.

Нарушения патентного права. Для всех объектов патентного права нарушения относятся, по существу, к сходным категориям.

Например, нарушениями патентного права на изобретения считаются следующие действия, совершаемые без разрешения патентообладателя или правообладателя:

- изготовление продукта;

- осуществление способа;

- введение в гражданский оборот продукта и способа;

- импорт продукта.

Для полезных моделей нарушениями исключительного права могут быть такие действия, как:

- изготовление и производство устройств;

- введение в гражданский оборот устройств;

- импорт устройств.

Аналогичные нарушения могут иметь место и при использовании промышленных образцов без разрешения патентообладателя или правообладателя:

- изготовление и производство изделий;

- введение в гражданский оборот изделий;

- импорт изделий.

Исключительное право на топологии интегральных микросхем может быть нарушено, если совершены следующие действия без разрешения правообладателя:

- изготовление и производство микросхем с воплощенной топологией;

- введение в гражданский оборот микросхем;

- импорт микросхем.

Поскольку селекционные достижения допускают несколько близких видов использований, нарушениями исключительных прав могут быть признаны следующие действия, совершенные без разрешения патентообладателя или правообладателя:

- размножение, производство и воспроизводство сортов растений и пород животных;

- введение в гражданский оборот сортов растений и пород животных;

- импорт и экспорт сортов растений и пород животных.

Следует отметить, что число судебных дел, связанных с нарушениями исключительных прав на рассмотренные объекты, гораздо меньше, чем по нарушениям авторского права или смежных прав и по нарушениям прав на маркетинговые обозначения.

Право на вознаграждение за использование служебных объектов патентного права также может нарушаться. В таком случае лицо, совершившее нарушение, является нарушителем патентного законодательства.

Нарушение права на маркетинговые обозначения. Несмотря на то что большая часть нарушений относится к неправомерному использованию товарных знаков и знаков обслуживания, нарушаются права и на иные маркетинговые обозначения, прежде всего на фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров.

Нарушения прав на фирменные наименования заключаются в их неправомерном использовании. Поскольку фирменные наименования не подлежат регистрации, доказать факт нарушения права на фирменное наименование не всегда просто. Подобно однофамильцам, существует много предприятий и организаций, имеющих одинаковые фирменные наименования. Несомненно, если некоторый производитель использует зарубежное фирменное наименование, то такие действия могут быть признаны нарушением при отсутствии лицензии на право использования такого фирменного наименования.

Нарушения прав на наименования мест происхождения товаров относятся в основном к неправомерному использованию наименований винно-водочной продукции, а также некоторым товарам сельскохозяйственного производства, продукции народных промыслов и т.д. Как уже отмечалось, неразрешенные использования мест происхождения товаров могут считаться нарушениями национального законодательства, если соответствующее наименование зарегистрировано в стране использования. Без регистрации неразрешенное использование не может быть признано нарушением, несмотря на желание многих стран установить экстерриториальную охрану наименований места происхождения своих товаров.

Перечень видов использования охраняемых товарных знаков включается в законодательство в отношении товаров или их упаковки, обозначенных товарным знаком:

- изготовление товара;

- ввоз товара;

- применение товара;

- хранение товара;

- предложение товара к продаже;

- продажа товара;

- иное введение в гражданский оборот.

Следовательно, любое такое использование, выполненное без разрешения правообладателя, является нарушением законодательства, а лицо, совершившее такое использование, - нарушителем. Существуют и нарушения прав на знаки обслуживания, которые явно не установлены в законодательстве. Нарушения прав на товарные знаки являются одними из самых массовых.

Наши рекомендации