Охрана места происхождения товаров
Понятие "географическое указание" сформировалось в последние годы, тогда как ранее использовалось и продолжает использоваться словосочетание "наименование места происхождения товара". Международная охрана "указания происхождения или наименования места происхождения" закреплена в п. 2 ст. 1 Парижской конвенции. Из содержания этой статьи не ясно, к чему относится происхождение или наименование - к товарам или к иным объектам. Лишь ст. 10(1) устанавливает, что речь идет об указаниях происхождения продуктов, но это ошибка в официальном русском тексте, поскольку в английском тексте используется слово "goods", которое переводится как товары, а не как продукты. В иных международных договорах используется термин "товары".
Несмотря на то что Парижская конвенция декларирует охрану указаний происхождения или наименований места происхождения товаров, в ст. 10 заявлено о защите указаний, поскольку сделана отсылка к ст. 9, которая требует наложения ареста на товары, незаконно снабженные товарным знаком или фирменным наименованием. Применяя mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения ст. 9 Парижская конвенция требует, чтобы на любой товар, незаконно содержащий указание о его происхождении, налагался арест в странах Союза, в которых это указание имеет право на охрану. Таким образом, Конвенция признает, что защита указаний, в том числе и в форме ареста товаров, не является экстерриториальной и страны не обязаны ее осуществлять, если это не установлено в национальном законодательстве.
В Парижской конвенции заявлено о защите от ложных указаний мест происхождения товаров, но не от указаний, вводящих в заблуждение относительно мест происхождения товаров. Для того чтобы обеспечить защиту и от таких указаний, в 1891 г. было принято Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах <1>, которое изменялось в 1911, 1925, 1934, 1958 и 1967 гг. Соглашение устанавливает нормы по пресечению использования вышеназванных указаний, в частности наложение ареста на любой товар, содержащий ложное или вводящее в заблуждение указание происхождения. Сфера действия Соглашения ограничивается ст. 4, которая предоставляет судебным органам право решать, какие наименования не относятся сложным или вводящим в заблуждение, за исключением наименований вин. По состоянию на начало 2007 г. членами этого Соглашения были 35 стран, однако Российская Федерация в их число не входит, т.е. для нее положения этого Соглашения не имеют силы.
В 1958 г. было заключено и в 1966 г. вступило в силу Лиссабонское соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации <1>, пересмотренное в 1967 и 1979 гг. Соглашение содержит нормы, которые, по мнению ВОИС <2>, препятствуют расширению членства в этом международном договоре. По состоянию на начало 2007 г. членами Соглашения являлись 25 стран, причем Российская Федерация в их число не входит, т.е. она не связана обязательствами в отношении этого Соглашения.
Новый подход к охране указаний происхождения и наименований мест происхождения дан в ст. ст. 22 - 24 Соглашения ТРИПС, в котором введен новый термин "географическое указание", подразумевавшийся, но не использовавшийся ранее в международных договорах. При введении новых норм охраны сделаны ссылки на Парижскую конвенцию, но не на Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах и не на Лиссабонское соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации. Это можно объяснить тем, что, как уже отмечалось, Соглашение ТРИПС создавалось в основном специалистами США, которые не являются членом названных договоров.
Необходимо подчеркнуть, что во всех упомянутых международных договорах в особое положение поставлены вина и спиртные напитки. Даже названия конвенций указывают на крупнейших европейских производителей винодельческой продукции (Франция, Испания, Португалия), которых поддерживали и другие производители, прежде всего Италия.
Национальное законодательство стран с переходной экономикой в той или иной мере содержит положения об охране наименований мест происхождения товаров или географических указаний с учетом в основном положений Парижской конвенции и Соглашения ТРИПС и в меньшей мере - Мадридского и Лиссабонского соглашений. В Российской Федерации охрана географических указаний началась с принятием Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в 1992 г. и с 2008 г. регламентируется положениями Гражданского кодекса.
Объект охраны. В настоящее время объектом охраны признаются географические указания происхождения товаров. В соответствии со ст. 22(1) Соглашения ТРИПС географические указания - "это указания, которые определяют товар как происходящий с территории члена или региона, или местности на этой территории, при этом особое качество, репутация или другая характеристика данного товара главным образом приписывается его географическому происхождению".
Следовательно, понятие "географическое указание" включает:
- указание происхождения товаров;
- наименование места происхождения товара.
Несмотря на то что эти понятия на первый взгляд выглядят синонимами, в действительности это не так.