Национальная инновационная система

Многие страны используют инновационную активность как глав­ный фактор экономического роста. Сравнительно недавно появи­лась концепция национальных инновационных систем (НИС). Это совокупность взаимодействия государственных, частных, общест­венных организаций и структур, в рамках которой осуществляется деятельность по созданию, развитию, сохранению, распростране­нию новых знаний и преобразованию их в технологии, продукты и услуги.

JB НИС входят научно-производственные структуры: универси­теты, государственные научные учреждения, лаборатории, тех­нопарки, инкубаторы, а также мелкие и крупные производствен­ные и исследовательские компании.

Наука является стратегическим ресурсом и инструментом ин­новаций. Она становится органичным элементом происходящих в государстве, экономических отраслях, крупных корпорациях и мелких компаниях экономических процессов.

В наиболее простой модели взаимодействия элементов НИС роль государства состоит в содействии производству фундаментальных знаний и комплексу технологий стратегического характера, а так­же в создании инфраструктуры и благоприятного институциональ­ного климата для инновационной деятельности частных компа­ний.

Роль частного сектора заключается не только в использовании фундаментальных знаний и создании технологий на основе соб­ственных исследований и разработок, но и в рыночном освоении инноваций, их коммерциализации.

Таким образом, в НИС сочетаются исследовательская среда, предпринимательская среда и механизм их полномасштабного взаимодействия.

Исследовательская среда обладает высокой квалификацией, творческим духом, стимулами к сотрудничеству с предпринима­тельской средой.

Национальная инновационная система - student2.ru

Рис. 3.1. Схема национальной инновационной системы

Предпринимательская среда стимулирует инновации, страте­гическое мышление, стремление к обучению, адсорбции и при­менению знаний.

Механизм взаимодействия исследовательской и предпринима­тельской сред обеспечивает, с одной стороны, передачу знаний, их распределение и трансформацию в технологии, а с другой сто­роны, ориентацию на удовлетворение возникающих инноваци­онных потребностей развития производства. Схема НИС представ­лена на рис. 3.1.

Развитие национального инновационного механизма — масш­табная и сложнейшая задача, решить которую невозможно без хорошо продуманных и согласованных эффективных действий со стороны государства, экономического и научного сообщества.

Приоритет государственной политики в отношении развития НИС вывел многие страны в число лидеров по ряду принципи­ально важных сегодня направлений.

Для сравнения уровня развития инновационных систем и ко­ординации усилий стран по единому подходу к стандартизации статистики науки и инноваций в рамках Организации экономи­ческого сотрудничества и развития (ОЭСР) была разработана се­рия методологических руководств, так называемая «Семья Фраскати», в том числе «Руководство Осло» (1992), ставшее главным международным стандартом в данной области.

Государственная поддержка и стимулирование

Инновационных процессов

Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось уси­лением регулирующих функций государства путем создания ве­домственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосудар­ствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооруже­ний», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначе­ния обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие воз­можности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

В настоящее время индустриально развитые страны направля­ют усилия на обеспечение долгосрочного и устойчивого эконо­мического роста путем перехода на инновационный путь разви­тия, который заключается в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Осо­бое внимание уделяется информационным технологиям, микро­процессорной и энергосберегающей технике, новым материалам, нано- и биотехнологиям — всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.

Развитые страны начали использовать науку как средство про­изводства богатств. Область инновационной политики охватила структурные соотношения в системе «наука — производство»; формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственный оборот; ресурсное обеспечение сферы нововведе­ний (включая систему непрерывного образования); организаци­онно-правовые и экономические формы инновационной деятель­ности.

В развитых странах значительную часть национальных расходов на науку составляют средства из государственного бюджета. В 2004 г. участие государств в финансировании общенациональных иссле­дований и разработок, по разным источникам, составляло (%):

США..............................................................31,0

Япония..........................................................17,7

Германия.......................................................30,4

Франция........................................................39,0

Великобритания...........................................31,3

Республика Корея........................................23,9

Канада...........................................................35,4

Россия...........................................................60,6

В связи с тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных

сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществле­ния государственной поддержки. Для этого используются три схемы.

1. Прямое участие государства в реализации специальных целе­вых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предо­ставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

2. Предоставление субсидий и грантов для осуществления кон­кретных проектов в области науки, культуры, образования.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата.

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представи­телю государства контролировать и корректировать ход выполне­ния разработок.

Государственные субсидии предоставляются и на других усло­виях. В некоторых странах они выделяются с условием возмеще­ния затрат государства только в случае достижения коммерческо­го успеха или составляют до 50 % стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание — он регулярно отчитывается о ходе иссле­дований, а все полученные результаты открыто публикуются.

3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизне­су, вкладывающему средства в научные исследования и приобре­тение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и га­рантии, а также финансирование через участие государства в ак­ционерном капитале.

В ряде случаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это — форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным сектора­ми. Соглашением четко определяются вклады участников соглаше­ния и права, в том числе и право контроля со стороны государства. Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей нацио­нальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секто­ров экономики. В связи с этим государственная поддержка стала

более избирательной и концентрируется на конкретных направ­лениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития ма­лого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Развитие экономики, основанной на знаниях, процесс глоба­лизации товарного и финансового рынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственного регулиро­вания новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящих в эту организацию, около 20 % своих исследова­ний проводят за границей. Это вызвано тем, что фирмы привле­кает высокая квалификация иностранных работников в сочета­нии с дешевой рабочей силой.

В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала в инноваци­онную сферу при соблюдении общих условий развития нацио­нального предпринимательства.

Наши рекомендации