Ремонт лентопротяжных механизмов

Магнитафон

Серьез­ные труд­но­сти воз­ни­кают при обес­пе­че­нии высо­кой ста­бильности ско­ро­сти маг­нит­ной ленты. С одной сто­роны, она зави­сит от ста­биль­но­сти частоты вра­ще­ния элек­тро­дви­га­теля, а с дру­гой—от целого ряда при­чин: плав­но­сти вра­ще­ния всех узлов ЛПМ в своих под­шип­ни­ках, плав­но­сти работы фрик­ци­он­ных муфт, одно­родности исполь­зу­е­мых рези­но­вых или пласт­мас­со­вых пас­си­ков, от­сутствия ради­аль­ных бие­ний веду­щего узла, про­ме­жу­точ­ных роли­ков, веду­щих и ведо­мых шки­вов пода­ю­щего и при­ем­ного узлов, при­жимного ролика; одно­род­ность рези­но­вой поверх­но­сти при­жим­ного ролика или обре­зи­нен­ных поверх­но­стей шки­вов фрик­ци­он­ных пере­дач. Кроме того, в ЛПМ кас­сет­ных маг­ни­то­фо­нов нельзя при­ме­нять махо­вики боль­шого диа­метра и массы, как это обычно делают в бытовых кату­шеч­ных магнитофонах.

Кас­сет­ные маг­ни­то­фоны с авто­ном­ным пита­нием должны нор­мально рабо­тать в любом поло­же­нии, что накла­ды­вает определен­ный отпе­ча­ток на кон­струк­ции узлов и дета­лей ЛПМ кас­сет­ного маг­ни­то­фона. Ско­рость маг­нит­ной ленты не должна зави­сеть от по­ложения рабо­та­ю­щего кас­сет­ного магнитофона.

Обес­пе­чить высо­кую эко­но­мич­ность кас­сет­ного маг­ни­то­фона можно лишь при мак­си­маль­ном исполь­зо­ва­нии емко­сти авто­ном­ных источ­ни­ков пита­ния. Однако по мере раз­ряда источ­ни­ков их напря­жение падает, а внут­рен­нее сопро­тив­ле­ние уве­ли­чи­ва­ется, что оказы­вает вли­я­ние на основ­ные каче­ствен­ные пока­за­тели всего кас­сет­ного маг­ни­то­фона в целом.

Для того чтобы исполь­зо­вать 85% емко­сти хими­че­ского источ­ника пита­ния, его необ­хо­димо раз­ря­дить до напря­же­ния 0,8 В, если напря­же­ние све­жего эле­мента состав­ляет 1,5—1,6 В. В про­цессе ра­боты напря­же­ние пита­ния изме­ня­ется почти в 2 раза. При этом час­тота вра­ще­ния элек­тро­дви­га­теля должна оста­ваться прак­ти­че­ски неиз­мен­ной, а его мощ­ность не должна умень­шаться ниже опреде­ленного предела.

Регу­ли­ровку ЛПМ целе­со­об­разно начи­нать с элек­тро­дви­га­теля. Основ­ным тре­бо­ва­нием, предъ­яв­ля­е­мым к элек­тро­дви­га­телю кассет­ного маг­ни­то­фона, явля­ется малая потреб­ля­е­мая мощ­ность на хо­лостом ходу. Кроме того, тре­бу­ется высо­кая ста­биль­ность частоты вра­ще­ния при изме­не­нии нагрузки на ±15% и одно­вре­мен­ном коле­бании напря­же­ния пита­ния на ±50%.

После­до­ва­тельно с элек­тро­дви­га­те­лем вклю­чают миллиампер­метр на 100—200 мА и подают номи­наль­ное напря­же­ние пита­ния, из­меряя при этом сред­ний ток элек­тро­дви­га­теля. Зна­че­ние этого тока у хоро­ших элек­тро­дви­га­те­лей не должно пре­вы­шать 20—30 мА. Если ток пре­вы­шает ука­зан­ное зна­че­ние, необ­хо­димо разо­брать элек­тро­дви­га­тель, тща­тельно про­мыть кол­лек­тор спир­том, про­шли­фо­вать его и при­те­реть щетки к поверх­но­сти, а шари­ко­вые под­шип­ники про мыть в авиа­ци­он­ном бен­зине. После этого сма­зы­вают под­шип­ник костя­ным мас­лом и соби­рают электродвигатель.

Если сред­ний ток не умень­шился, то ослаб­ляют дав­ле­ние щеточ­ных пру­жин. Если после сборки мощ­ность элек­тро­дви­га­теля окажет­ся меньше пас­порт­ной, необ­хо­димо снова разо­брать его и намагни­тить посто­ян­ные маг­ниты статора.

После тща­тель­ной регу­ли­ровки элек­тро­дви­га­теля путем умень­шения дав­ле­ния щеточ­ных пру­жин и выпол­не­ния ука­зан­ных опера­ции можно сни­зить ток холо­стого хода у элек­тро­дви­га­те­лей типа ДКС-8, 4ДКС-8 и 2ДКС-7 до 10–15 мА. Хоро­шие резуль­таты можно полу­чить при регу­ли­ровке элек­тро­дви­га­те­лей серии ДПМ и ДП ток холо­стого хода кото­рых воз­можно сни­зить до 15—30 мА.

Обычно в боль­шин­стве элек­тро­дви­га­те­лей, при­ме­ня­е­мых в раз­личных систе­мах элек­тро­при­во­дов, перед­ний шари­ко­вый под­шип­ник имеет боль­шие раз­меры, чем зад­ний. При жела­нии можно про­то­чить или про­шли­фо­вать ось элек­тро­дви­га­теля и уста­но­вить шарико­вый под­шип­ник мень­ших раз­ме­ров, напри­мер типов 2000083 или 2000092. При этом при­дется изго­то­вить спе­ци­аль­ный вкла­дыш, встав­ля­е­мый в крышку элек­тро­дви­га­теля. Ука­зан­ная пере­делка элек­тро­дви­га­теля, кроме умень­ше­ния потреб­ля­е­мого тока в режиме холо­стого тока, в зна­чи­тель­ной сте­пени сни­жает уро­вень акусти­ческого шума.

Пред­ва­ри­тель­ную регу­ли­ровку элек­тро­дви­га­те­лей, име­ю­щих цен­тро­беж­ные регу­ля­торы частоты вра­ще­ния (серий ДПМ и ДП), необ­хо­димо про­из­во­дить с отклю­чен­ным регу­ля­то­ром, сни­мая щетки цен­тро­беж­ного регу­ля­тора, поскольку послед­ний вклю­чен непосред­ственно в цепь пита­ния якоря элек­тро­дви­га­теля. В спе­ци­аль­ных элек­тро­дви­га­те­лях, раз­ра­бо­тан­ных для пор­та­тив­ных маг­ни­то­фо­нов, цен­тро­беж­ные регу­ля­торы пред­на­зна­чены для работы сов­местно с тран­зи­стор­ными схе­мами. Эти регу­ля­торы прак­ти­че­ски не увеличи­вают ток, потреб­ля­е­мый элек­тро­дви­га­те­лем, так как в них применя­ются сла­бо­точ­ные пру­жин­ные про­во­лоч­ные кон­такты. Ослаб­ляя дав­ление пру­жин щеток цен­тро­беж­ного регу­ля­тора, умень­шая пло­щадь сопри­кос­но­ве­ния этих щеток с кол­лек­тор­ными коль­цами регулято­ров, доби­ва­ются суще­ствен­ного сни­же­ния потреб­ля­е­мого тока от ис­точников питания.

В связи с малым диа­па­зо­ном изме­не­ния уси­лий при протягива­нии маг­нит­ной ленты в кас­сет­ных маг­ни­то­фо­нах в послед­нее время стали отка­зы­ваться от при­ме­не­ния элек­тро­дви­га­те­лей с центробеж­ными регу­ля­то­рами частоты вра­ще­ния. Для под­дер­жа­ния тре­бу­е­мой ста­биль­но­сти ско­ро­сти дви­же­ния маг­нит­ной ленты при­ме­няют спе­циальные элек­трон­ные регу­ля­торы частоты вра­ще­ния электродвигателей.

Обес­пе­чив малое потреб­ле­ние тока от источ­ника пита­ния, пере­ходят к пред­ва­ри­тель­ной регу­ли­ровке ско­ро­сти дви­же­ния маг­нит­ной ленты, точ­нее, к уста­новке номи­наль­ной частоты вра­ще­ния якоря элек­тро­дви­га­теля. Для этого, изме­рив пере­да­точ­ное отно­ше­ние вал элек­тро­дви­га­теля — веду­щий вал и зная диа­метр веду­щего вала, опре­де­ляют необ­хо­ди­мую частоту вра­ще­ния элек­тро­дви­га­теля. Если исполь­зу­ется регу­ля­тор частоты вра­ще­ния цен­тро­беж­ного типа, то, вра­щая регу­ли­ро­воч­ный винт регу­ля­тора, доби­ва­ются полу­че­ния тре­бу­е­мой частоты вращения.

Для изме­ре­ния частоты вра­ще­ния элек­тро­дви­га­теля при­ме­няют тахо­метр или уста­нав­ли­вают спе­ци­аль­ный дат­чик на оси электро­двигателя. Частоту вра­ще­ния опре­де­ляют срав­не­нием ее с часто­той гене­ра­тора зву­ко­вых частот. Если при­ме­ня­ется элек­трон­ный ре­гулятор частоты вра­ще­ния элек­тро­дви­га­теля, то уста­новку требуе­мой частоты вра­ще­ния про­из­во­дят с помо­щью име­ю­ще­гося регулиро­вочного эле­мента. Боль­шин­ство элек­тро­дви­га­те­лей, при­ме­ня­е­мых в пор­та­тив­ных кас­сет­ных маг­ни­то­фо­нах, рабо­тают с часто­той враще­ния 1000—3000 об/мин. При мень­ших зна­че­ниях элек­тро­дви­га­тель начи­нает вра­щаться нерав­но­мерно, рыв­ками, кото­рые трудно сгла­дить при махо­ви­ках неболь­шого раз­мера. При боль­ших резко уве­ли­чи­ва­ется уро­вень аку­сти­че­ского шума.

Окон­ча­тель­ную регу­ли­ровку частоты вра­ще­ния электродвигате­ля про­из­во­дят при нала­жи­ва­нии ЛПМ, изме­ряя сред­нюю ско­рость дви­же­ния маг­нит­ной ленты. Для сни­же­ния помех, созда­ва­е­мых ис­крением щеток элек­тро­дви­га­теля и кон­так­тов цен­тро­беж­ного регуля­тора частоты вра­ще­ния, обычно исполь­зуют маг­нит­ные экраны раз­личной кон­струк­ции. Заме­тим, что в зави­си­мо­сти от кон­струк­ции ста­тора элек­тро­дви­га­теля маг­нит­ный экран может зна­чи­тельно увели­чить потреб­ля­е­мый элек­тро­дви­га­те­лем ток от источ­ника пита­ния. Это объ­яс­ня­ется тем, что маг­нит­ный экран замы­кает на себя неко­торую часть маг­нит­ного потока маг­ни­тов ста­тора. Удач­ное распо­ложение элек­тро­дви­га­те­лей, осо­бенно типов ДКС-8, 4ДКС-8, серии ДПМ на плате ЛПМ, как пра­вило, не вызы­вают необ­хо­ди­мо­сти при­менения спе­ци­аль­ных экра­нов. При необ­хо­ди­мо­сти раз­меры экрана выби­рают такими, чтобы холо­стой ток элек­тро­дви­га­теля, помещен­ного в экран, не пре­вы­шал пер­во­на­чаль­ного зна­че­ния тока на 10— 30%.

После уста­новки элек­тро­дви­га­теля на плату ЛПМ про­ве­ряют потреб­ля­е­мый ток послед­него в раз­ных режи­мах работы ЛПМ (без кас­сеты). При рабо­чем ходе потреб­ля­е­мый ток не дол­жен увели­читься более чем на 20 мА (напря­же­ние источ­ника пита­ния 8—12 В), а режи­мах пере­мотки 20—30 мА. Если ток пре­вы­шает ука­зан­ные пре­делы, то необ­хо­димо про­ве­рить плав­ность и лег­кость вра­ще­ния ве­дущего узла, сте­пень натя­же­ния веду­щего пас­сика, работу приемно­го узла и т. д. Для умень­ше­ния потреб­ля­е­мого тока ино­гда исполь­зуют веду­щий пас­сик боль­шего раз­мера или умень­шают его натяже­ние ослаб­ле­нием натяж­ной пру­жины натяж­ного ролика.

При исполь­зо­ва­нии капро­но­вых или лав­са­но­вых пас­си­ков про­веряют тща­тель­ность уста­новки под­шип­ни­ков веду­щего узла, когда он выпол­нен в виде закры­той или полу­за­кры­той кон­струк­ции. Это же сле­дует про­де­лать, если в про­цессе сборки узла был допу­щен пе­рекос шари­ко­вых под­шип­ни­ков. Если кон­струк­ция поз­во­ляет, то пра­вильное поло­же­ние ниж­него под­шип­ника отно­си­тельно верх­него оп­ределяют по мини­маль­ному потреб­ля­е­мому току элек­тро­дви­га­теля путем пере­ме­ще­ния ниж­него под­шип­ника и изме­не­ния его угло­вого поло­же­ния. При этом сле­дует обес­пе­чить пер­пен­ди­ку­ляр­ность веду­щего вала отно­си­тельно платы ЛПМ кас­сет­ного маг­ни­то­фона. Пос­ле напрес­совки шари­ко­вые под­шип­ники про­мы­вают в авиа­ци­он­ном бен­зине и сма­зы­вают костя­ным мас­лом.

Если в кон­струк­ции исполь­зо­ваны под­шип­ники сколь­же­ния (хо­тя в радио­лю­би­тель­ских кон­струк­циях сле­дует отдать пред­по­чте­ние под­шип­ни­кам каче­ния из-за более высо­кой надеж­но­сти и про­стоты изго­тов­ле­ния узлов), целе­со­об­разно пред­ва­ри­тельно при­ра­бо­тать ве­дущий вал в под­шип­ни­ках. Эту опе­ра­цию про­из­во­дят сле­ду­ю­щим об­разом. Махо­вик веду­щего узла с помо­щью пас­сика соеди­няют со шки­вом доста­точно мощ­ного высо­ко­обо­рот­ного элек­тро­дви­га­теля. Под­шип­ники (сколь­же­ния) сма­зы­вают костя­ным мас­лом с добавле­нием обыч­ного зуб­ного порошка. Вклю­чают элек­тро­дви­га­тель и да­ют воз­мож­ность про­ра­бо­тать веду­щему узлу от двух до четы­рех ча­сов. После этого узел раз­би­рают, под­шип­ники и веду­щий вал про­мывают бен­зи­ном, снова соби­рают, сма­зы­вают и про­ве­ряют каче­ство работы с элек­тро­дви­га­те­лем ЛПМ. При необ­хо­ди­мо­сти указан­ную опе­ра­цию повто­ряют несколько раз, доби­ва­ясь мини­маль­ного потреб­ле­ния тока элек­тро­дви­га­те­лем при допу­сти­мой неравномерно­сти дви­же­ния маг­нит­ной ленты.

После регу­ли­ровки веду­щего узла пере­хо­дят к отла­жи­ва­нию при­ем­ного узла. Для этой цели на шпин­деле при­ем­ного узла поме­щают сер­деч­ник от ста­рой кас­сеты, а сер­деч­ник пода­ю­щего узла с маг­нит­ной лен­той уста­нав­ли­вают на тех­но­ло­ги­че­скую пло­щадку, рас­положенную вне платы ЛПМ кас­сет­ного маг­ни­то­фона на одном уровне с при­ем­ным сер­деч­ни­ком. Вклю­чают ЛПМ в режим рабо­чего хода и заме­ряют дина­мо­мет­ром натя­же­ние маг­нит­ной ленты. Сила натя­же­ния маг­нит­ной ленты должна нахо­диться в пре­де­лах 0,5— 1 Н, а ток, потреб­ля­е­мый элек­тро­дви­га­те­лем, не дол­жен пре­вы­шать 45—60 мА. При несо­от­вет­ствии зна­че­ния силы натя­же­ния указанно­му регу­ли­руют уси­лия пру­жины фрик­ци­он­ной муфты при­ем­ного узла.

Далее регу­ли­ровка ЛПМ должна про­во­диться сов­местно с уси­лителем вос­про­из­ве­де­ния (уни­вер­саль­ным). Наи­бо­лее ответ­ствен­ным момен­том явля­ется пра­виль­ная уста­новка маг­нит­ных голо­вок по вы­соте и по угло­вому поло­же­нию рабо­чего зазора уни­вер­саль­ной головки. Слож­ность этой опе­ра­ции объ­яс­ня­ется тем, что маг­нит­ная лента нахо­дится внутри кас­сеты. Можно пред­ло­жить сле­ду­ю­щие спо­собы уста­новки головки. Пер­вый из них заклю­ча­ется в уста­новке на ЛПМ кас­сеты со сня­той верх­ней крыш­кой и лен­то­при­жи­мом и регу­лировке поло­же­ния маг­нит­ных голо­вок по высоте таким обра­зом, чтобы ниж­ний край сер­деч­ника уни­вер­саль­ной головки сов­па­дал с ниж­ним краем маг­нит­ной ленты, а ниж­ний край сер­деч­ника стира­ющей маг­нит­ной головки высту­пал ниже края маг­нит­ной ленты на 0,15—0,25 мм.

Ремонт (миливольтметров, потенциометров, логометров, измерительных мостов).

Миливольтметр

  Регулирование потенциала осуществляется через блок управления 1. Вторые электроды сравнения Э2, Э , Эб) находятся в цепях контроля и сигнализации. Сигнал от каждого из них через обегающее устройство 2 и высокоомный преобразователь потенциала 3 подается на многоточечный милливольтметр 4 и записывается на ленточной диаграмме. Высокоомный преобразователь потенциала служит для согласования входа потенциометра с электродами сравнения и представляет собой генератор высокой частоты. В случае выхода потенциала на объекте защиты из заданных пределов в результате выхода из строя любого из узлов аппаратуры или вспомогательного оборудования милливольтметр выдает команду на включение резервного регулятора потенциала 5 и вводит в действие сигнализацию 6 на щите оператора. Логический блок 7 выбирает соответствующую сигнальную лампу и через блок управления 1 подключает к объекту резервный регулятор потенциала.

Система предусматривает ручной перевод защищаемого аппарата на резервный источник тока для смены или ремонта основного оборудования.

 Основными неисправностями приборов являются износ керна и камней нарушение балансировки подвижной системы ослабление крепежных винтов спадание подвижной системы с подпятников затирание и заедание подвижной системы обгорание изоляции проводов рамок подвижной и неподвижной систем, компенсационного и добавочного сопротивлений трещины в корпусе. Поврежденные рамки амперметров перематывают. После ремонта прибор собирают и определяют уравновешивание подвижной части при вертикальном положении оси. При этом стрелку корректором устанавливают против нулевого деления шкалы. Затем прибор поворачивают так, чтобы ось подвижной части была в горизонтальном положении, а стрелка острием направлена вниз. Стрелка должна находиться на нулевом делении. При отклонении стрелки перемещением грузиков ее устанавливают на нуль. Показания отремонтированного амперметра сравнивают по образцовому милливольтметру класса 0,5 или 1

 В самом конце производят поверку сопротивления изоляции электрической цепи относительно корпуса милливольтметра для приборов, вышедших из ремонта. Поверку ведут мегомметром в течение 1 мин при напряжении переменного тока 500 в. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40 Мом при температуре окружающего воздуха 20° С и относительной влажности 80%. Если корпус милливольтметра из изоляционного материала, то сопротивление изоляции не подлежит поверке.

Логометр

Для ремонта снимают кожух и осматривают детали логометра.

Наблюдают за перемещением рамок в кольцевом зазоре и стрелки относительно других частей логометра.

Произведя соответствующую замену изношенных деталей, логометр собирают.

Для балансировки логометр устанавливают в нормальное положение и подключают питание, после чего на магазине сопротивлений, подключенном вместо термометра, вводят сопротивление, соответствующее средней отметке шкалы, с учетом сопротивления внешней цепи.

Замечают положение стрелки относительно отметки и поворачивают логометр на 90° так, чтобы ось и острие стрелки были в горизонтальном положении.

Для того чтобы определить, каким из грузиков пользоваться при балансировке, логометр поворачивают на 90° в той же плоскости так, чтобы стрелка была направлена вертикально вниз, и отмечают ее положение.

После перемещения грузиков логометр снова поворачивают в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и при необходимости вновь передвигают тот или иной грузик.

Балансировку считают законченной, если при повороте логометра в указанные при поверке положения отклонения стрелки не будут выходить за пределы допустимой погрешности.

В соответствии с пределами измерения регулируемого логометра на магазинах М4 и М2 устанавливают расчетные значения сопротивлений катушек /?

4 и Rti согласно данным градуировки, приведенным в инструкции на логометр.

На магазине Мз устанавливают сопротивление, равное сопротивлению термометра для начальной отметки шкалы (по градуи-ровочным таблицам) плюс половина сопротивления линии, указанного на шкале логометра; включают ток и наблюдают за положением стрелки.

Логометр

Схема юстировки логометра.

Подгонку сопротивлений Mi и М2 прои вводят поочередно до тех пор, пока при соответствующих значениях сопротивления Rt стрелка логометра не будет устанавливаться на контрольных отметках.

4, изготовляют катушки резисторов Ri и Ri и'помещают их в логометр.

В случае необходимости переградуировки шкалы логометра на другие пределы измерения подбирают сопротивления катушек резисторов по таблице, прилагаемой в инструкции на логометр.

Поверке подлежат логометры, бывшие в эксплуатации и вышедшие из ремонта.

117), маркировку логометра.

Затем проверяют сопротивление изоляции электрической цепи логометра, для чего к одному зажиму мегомметра подключают соединенные концы измерительной цепи, а другой зажим соединяют с корпусом логометра.

где Ri — сопротивление термометра в поверяемой точке; Rn — сопротивление внешней линии, указанное на шкале логометра (при двухпроводной схеме включения термометра).

Рубильник 3 замыкают и реостатом R по вольтметру 4 устанавливают номинальное напряжение питания логометра.

Изменения показаний, вызванные наклоном логометра, поверяют при положении указателя в начале, середине и конце шкалы.

Для этого, установив стрелку в одно из требуемых положений, подкладывают клин с определенным для данного логометра углом наклона под стойку, на которой укреплен логометр, так, чтобы прибор был поочередно наклонен вперед, назад, влево и вправо.

Изменение показаний логометра не должно превышать допустимой основной погрешности.

У логометров, вышедших из ремонта, определяют влияние изменения напряжения питания на показания прибора в трех отметках шкалы — начале, середине и конце.

Наши рекомендации