Ремонт лентопротяжных механизмов
Магнитафон
Серьезные трудности возникают при обеспечении высокой стабильности скорости магнитной ленты. С одной стороны, она зависит от стабильности частоты вращения электродвигателя, а с другой—от целого ряда причин: плавности вращения всех узлов ЛПМ в своих подшипниках, плавности работы фрикционных муфт, однородности используемых резиновых или пластмассовых пассиков, отсутствия радиальных биений ведущего узла, промежуточных роликов, ведущих и ведомых шкивов подающего и приемного узлов, прижимного ролика; однородность резиновой поверхности прижимного ролика или обрезиненных поверхностей шкивов фрикционных передач. Кроме того, в ЛПМ кассетных магнитофонов нельзя применять маховики большого диаметра и массы, как это обычно делают в бытовых катушечных магнитофонах.
Кассетные магнитофоны с автономным питанием должны нормально работать в любом положении, что накладывает определенный отпечаток на конструкции узлов и деталей ЛПМ кассетного магнитофона. Скорость магнитной ленты не должна зависеть от положения работающего кассетного магнитофона.
Обеспечить высокую экономичность кассетного магнитофона можно лишь при максимальном использовании емкости автономных источников питания. Однако по мере разряда источников их напряжение падает, а внутреннее сопротивление увеличивается, что оказывает влияние на основные качественные показатели всего кассетного магнитофона в целом.
Для того чтобы использовать 85% емкости химического источника питания, его необходимо разрядить до напряжения 0,8 В, если напряжение свежего элемента составляет 1,5—1,6 В. В процессе работы напряжение питания изменяется почти в 2 раза. При этом частота вращения электродвигателя должна оставаться практически неизменной, а его мощность не должна уменьшаться ниже определенного предела.
Регулировку ЛПМ целесообразно начинать с электродвигателя. Основным требованием, предъявляемым к электродвигателю кассетного магнитофона, является малая потребляемая мощность на холостом ходу. Кроме того, требуется высокая стабильность частоты вращения при изменении нагрузки на ±15% и одновременном колебании напряжения питания на ±50%.
Последовательно с электродвигателем включают миллиамперметр на 100—200 мА и подают номинальное напряжение питания, измеряя при этом средний ток электродвигателя. Значение этого тока у хороших электродвигателей не должно превышать 20—30 мА. Если ток превышает указанное значение, необходимо разобрать электродвигатель, тщательно промыть коллектор спиртом, прошлифовать его и притереть щетки к поверхности, а шариковые подшипники про мыть в авиационном бензине. После этого смазывают подшипник костяным маслом и собирают электродвигатель.
Если средний ток не уменьшился, то ослабляют давление щеточных пружин. Если после сборки мощность электродвигателя окажется меньше паспортной, необходимо снова разобрать его и намагнитить постоянные магниты статора.
После тщательной регулировки электродвигателя путем уменьшения давления щеточных пружин и выполнения указанных операции можно снизить ток холостого хода у электродвигателей типа ДКС-8, 4ДКС-8 и 2ДКС-7 до 10–15 мА. Хорошие результаты можно получить при регулировке электродвигателей серии ДПМ и ДП ток холостого хода которых возможно снизить до 15—30 мА.
Обычно в большинстве электродвигателей, применяемых в различных системах электроприводов, передний шариковый подшипник имеет большие размеры, чем задний. При желании можно проточить или прошлифовать ось электродвигателя и установить шариковый подшипник меньших размеров, например типов 2000083 или 2000092. При этом придется изготовить специальный вкладыш, вставляемый в крышку электродвигателя. Указанная переделка электродвигателя, кроме уменьшения потребляемого тока в режиме холостого тока, в значительной степени снижает уровень акустического шума.
Предварительную регулировку электродвигателей, имеющих центробежные регуляторы частоты вращения (серий ДПМ и ДП), необходимо производить с отключенным регулятором, снимая щетки центробежного регулятора, поскольку последний включен непосредственно в цепь питания якоря электродвигателя. В специальных электродвигателях, разработанных для портативных магнитофонов, центробежные регуляторы предназначены для работы совместно с транзисторными схемами. Эти регуляторы практически не увеличивают ток, потребляемый электродвигателем, так как в них применяются слаботочные пружинные проволочные контакты. Ослабляя давление пружин щеток центробежного регулятора, уменьшая площадь соприкосновения этих щеток с коллекторными кольцами регуляторов, добиваются существенного снижения потребляемого тока от источников питания.
В связи с малым диапазоном изменения усилий при протягивании магнитной ленты в кассетных магнитофонах в последнее время стали отказываться от применения электродвигателей с центробежными регуляторами частоты вращения. Для поддержания требуемой стабильности скорости движения магнитной ленты применяют специальные электронные регуляторы частоты вращения электродвигателей.
Обеспечив малое потребление тока от источника питания, переходят к предварительной регулировке скорости движения магнитной ленты, точнее, к установке номинальной частоты вращения якоря электродвигателя. Для этого, измерив передаточное отношение вал электродвигателя — ведущий вал и зная диаметр ведущего вала, определяют необходимую частоту вращения электродвигателя. Если используется регулятор частоты вращения центробежного типа, то, вращая регулировочный винт регулятора, добиваются получения требуемой частоты вращения.
Для измерения частоты вращения электродвигателя применяют тахометр или устанавливают специальный датчик на оси электродвигателя. Частоту вращения определяют сравнением ее с частотой генератора звуковых частот. Если применяется электронный регулятор частоты вращения электродвигателя, то установку требуемой частоты вращения производят с помощью имеющегося регулировочного элемента. Большинство электродвигателей, применяемых в портативных кассетных магнитофонах, работают с частотой вращения 1000—3000 об/мин. При меньших значениях электродвигатель начинает вращаться неравномерно, рывками, которые трудно сгладить при маховиках небольшого размера. При больших резко увеличивается уровень акустического шума.
Окончательную регулировку частоты вращения электродвигателя производят при налаживании ЛПМ, измеряя среднюю скорость движения магнитной ленты. Для снижения помех, создаваемых искрением щеток электродвигателя и контактов центробежного регулятора частоты вращения, обычно используют магнитные экраны различной конструкции. Заметим, что в зависимости от конструкции статора электродвигателя магнитный экран может значительно увеличить потребляемый электродвигателем ток от источника питания. Это объясняется тем, что магнитный экран замыкает на себя некоторую часть магнитного потока магнитов статора. Удачное расположение электродвигателей, особенно типов ДКС-8, 4ДКС-8, серии ДПМ на плате ЛПМ, как правило, не вызывают необходимости применения специальных экранов. При необходимости размеры экрана выбирают такими, чтобы холостой ток электродвигателя, помещенного в экран, не превышал первоначального значения тока на 10— 30%.
После установки электродвигателя на плату ЛПМ проверяют потребляемый ток последнего в разных режимах работы ЛПМ (без кассеты). При рабочем ходе потребляемый ток не должен увеличиться более чем на 20 мА (напряжение источника питания 8—12 В), а режимах перемотки 20—30 мА. Если ток превышает указанные пределы, то необходимо проверить плавность и легкость вращения ведущего узла, степень натяжения ведущего пассика, работу приемного узла и т. д. Для уменьшения потребляемого тока иногда используют ведущий пассик большего размера или уменьшают его натяжение ослаблением натяжной пружины натяжного ролика.
При использовании капроновых или лавсановых пассиков проверяют тщательность установки подшипников ведущего узла, когда он выполнен в виде закрытой или полузакрытой конструкции. Это же следует проделать, если в процессе сборки узла был допущен перекос шариковых подшипников. Если конструкция позволяет, то правильное положение нижнего подшипника относительно верхнего определяют по минимальному потребляемому току электродвигателя путем перемещения нижнего подшипника и изменения его углового положения. При этом следует обеспечить перпендикулярность ведущего вала относительно платы ЛПМ кассетного магнитофона. После напрессовки шариковые подшипники промывают в авиационном бензине и смазывают костяным маслом.
Если в конструкции использованы подшипники скольжения (хотя в радиолюбительских конструкциях следует отдать предпочтение подшипникам качения из-за более высокой надежности и простоты изготовления узлов), целесообразно предварительно приработать ведущий вал в подшипниках. Эту операцию производят следующим образом. Маховик ведущего узла с помощью пассика соединяют со шкивом достаточно мощного высокооборотного электродвигателя. Подшипники (скольжения) смазывают костяным маслом с добавлением обычного зубного порошка. Включают электродвигатель и дают возможность проработать ведущему узлу от двух до четырех часов. После этого узел разбирают, подшипники и ведущий вал промывают бензином, снова собирают, смазывают и проверяют качество работы с электродвигателем ЛПМ. При необходимости указанную операцию повторяют несколько раз, добиваясь минимального потребления тока электродвигателем при допустимой неравномерности движения магнитной ленты.
После регулировки ведущего узла переходят к отлаживанию приемного узла. Для этой цели на шпинделе приемного узла помещают сердечник от старой кассеты, а сердечник подающего узла с магнитной лентой устанавливают на технологическую площадку, расположенную вне платы ЛПМ кассетного магнитофона на одном уровне с приемным сердечником. Включают ЛПМ в режим рабочего хода и замеряют динамометром натяжение магнитной ленты. Сила натяжения магнитной ленты должна находиться в пределах 0,5— 1 Н, а ток, потребляемый электродвигателем, не должен превышать 45—60 мА. При несоответствии значения силы натяжения указанному регулируют усилия пружины фрикционной муфты приемного узла.
Далее регулировка ЛПМ должна проводиться совместно с усилителем воспроизведения (универсальным). Наиболее ответственным моментом является правильная установка магнитных головок по высоте и по угловому положению рабочего зазора универсальной головки. Сложность этой операции объясняется тем, что магнитная лента находится внутри кассеты. Можно предложить следующие способы установки головки. Первый из них заключается в установке на ЛПМ кассеты со снятой верхней крышкой и лентоприжимом и регулировке положения магнитных головок по высоте таким образом, чтобы нижний край сердечника универсальной головки совпадал с нижним краем магнитной ленты, а нижний край сердечника стирающей магнитной головки выступал ниже края магнитной ленты на 0,15—0,25 мм.
Ремонт (миливольтметров, потенциометров, логометров, измерительных мостов).
Миливольтметр
Регулирование потенциала осуществляется через блок управления 1. Вторые электроды сравнения Э2, Э , Эб) находятся в цепях контроля и сигнализации. Сигнал от каждого из них через обегающее устройство 2 и высокоомный преобразователь потенциала 3 подается на многоточечный милливольтметр 4 и записывается на ленточной диаграмме. Высокоомный преобразователь потенциала служит для согласования входа потенциометра с электродами сравнения и представляет собой генератор высокой частоты. В случае выхода потенциала на объекте защиты из заданных пределов в результате выхода из строя любого из узлов аппаратуры или вспомогательного оборудования милливольтметр выдает команду на включение резервного регулятора потенциала 5 и вводит в действие сигнализацию 6 на щите оператора. Логический блок 7 выбирает соответствующую сигнальную лампу и через блок управления 1 подключает к объекту резервный регулятор потенциала.
Система предусматривает ручной перевод защищаемого аппарата на резервный источник тока для смены или ремонта основного оборудования.
Основными неисправностями приборов являются износ керна и камней нарушение балансировки подвижной системы ослабление крепежных винтов спадание подвижной системы с подпятников затирание и заедание подвижной системы обгорание изоляции проводов рамок подвижной и неподвижной систем, компенсационного и добавочного сопротивлений трещины в корпусе. Поврежденные рамки амперметров перематывают. После ремонта прибор собирают и определяют уравновешивание подвижной части при вертикальном положении оси. При этом стрелку корректором устанавливают против нулевого деления шкалы. Затем прибор поворачивают так, чтобы ось подвижной части была в горизонтальном положении, а стрелка острием направлена вниз. Стрелка должна находиться на нулевом делении. При отклонении стрелки перемещением грузиков ее устанавливают на нуль. Показания отремонтированного амперметра сравнивают по образцовому милливольтметру класса 0,5 или 1
В самом конце производят поверку сопротивления изоляции электрической цепи относительно корпуса милливольтметра для приборов, вышедших из ремонта. Поверку ведут мегомметром в течение 1 мин при напряжении переменного тока 500 в. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40 Мом при температуре окружающего воздуха 20° С и относительной влажности 80%. Если корпус милливольтметра из изоляционного материала, то сопротивление изоляции не подлежит поверке.
Логометр
Для ремонта снимают кожух и осматривают детали логометра.
Наблюдают за перемещением рамок в кольцевом зазоре и стрелки относительно других частей логометра.
Произведя соответствующую замену изношенных деталей, логометр собирают.
Для балансировки логометр устанавливают в нормальное положение и подключают питание, после чего на магазине сопротивлений, подключенном вместо термометра, вводят сопротивление, соответствующее средней отметке шкалы, с учетом сопротивления внешней цепи.
Замечают положение стрелки относительно отметки и поворачивают логометр на 90° так, чтобы ось и острие стрелки были в горизонтальном положении.
Для того чтобы определить, каким из грузиков пользоваться при балансировке, логометр поворачивают на 90° в той же плоскости так, чтобы стрелка была направлена вертикально вниз, и отмечают ее положение.
После перемещения грузиков логометр снова поворачивают в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и при необходимости вновь передвигают тот или иной грузик.
Балансировку считают законченной, если при повороте логометра в указанные при поверке положения отклонения стрелки не будут выходить за пределы допустимой погрешности.
В соответствии с пределами измерения регулируемого логометра на магазинах М4 и М2 устанавливают расчетные значения сопротивлений катушек /?
4 и Rti согласно данным градуировки, приведенным в инструкции на логометр.
На магазине Мз устанавливают сопротивление, равное сопротивлению термометра для начальной отметки шкалы (по градуи-ровочным таблицам) плюс половина сопротивления линии, указанного на шкале логометра; включают ток и наблюдают за положением стрелки.
Логометр
Схема юстировки логометра.
Подгонку сопротивлений Mi и М2 прои вводят поочередно до тех пор, пока при соответствующих значениях сопротивления Rt стрелка логометра не будет устанавливаться на контрольных отметках.
4, изготовляют катушки резисторов Ri и Ri и'помещают их в логометр.
В случае необходимости переградуировки шкалы логометра на другие пределы измерения подбирают сопротивления катушек резисторов по таблице, прилагаемой в инструкции на логометр.
Поверке подлежат логометры, бывшие в эксплуатации и вышедшие из ремонта.
117), маркировку логометра.
Затем проверяют сопротивление изоляции электрической цепи логометра, для чего к одному зажиму мегомметра подключают соединенные концы измерительной цепи, а другой зажим соединяют с корпусом логометра.
где Ri — сопротивление термометра в поверяемой точке; Rn — сопротивление внешней линии, указанное на шкале логометра (при двухпроводной схеме включения термометра).
Рубильник 3 замыкают и реостатом R по вольтметру 4 устанавливают номинальное напряжение питания логометра.
Изменения показаний, вызванные наклоном логометра, поверяют при положении указателя в начале, середине и конце шкалы.
Для этого, установив стрелку в одно из требуемых положений, подкладывают клин с определенным для данного логометра углом наклона под стойку, на которой укреплен логометр, так, чтобы прибор был поочередно наклонен вперед, назад, влево и вправо.
Изменение показаний логометра не должно превышать допустимой основной погрешности.
У логометров, вышедших из ремонта, определяют влияние изменения напряжения питания на показания прибора в трех отметках шкалы — начале, середине и конце.