Тест: «Оценка вашей личностной ориентации по отношению к другим»

[8, с. 582-583]

Ученые пришли к выводу, что людей можно разделить на четыре категории в зависимости от их природной предрасположенности работать вместе с другими или против них. Вот эти категории:

Конкуренты – люди, основным стремлением которых является достижение лучших результатов по сравнению с другими в открытом соревновании:

Индивидуалисты – люди, которые стремятся в большинстве случаев только к достижению максимальной выгоды, не обращая внимания на то, что кто-то может добиться лучших или худших результатов по сравнению с ними;

Кооператоры – люди, которые заботятся о достижении максимальной выгоды для всех, делая все, от них зависящее, для своей команды;

Балансиры – люди, которые заинтересованы в первую очередь в минимизации различий между ними и другими людьми.

Следующий тест разработан специально, чтобы помочь определить вашу личностную ориентацию.

Указания.

Используйте следующую шкалу баллов, чтобы обозначить, насколько верно следую­щие утверждения характеризуют вас.

1 = Не характеризуют меня совершенно / никогда

2 = Характеризуют меня отчасти / иногда

3 = Характеризуют меня в среднем / в половине случаев

4 = Характеризуют меня очень сильно / в большинстве случаев

5 = Полностью характеризуют меня / всегда

1. Меня не интересует, сколько зарабатывают мои коллеги, пока я сам в состоянии заработать столько, сколько могу.

2. Когда я играю в какую-нибудь игру со своим близким другом, я всегда стараюсь сравнять счет.

3. Если я справляюсь с работой лучше, чем кто-либо другой, то я счастлив.

4. Я с радостью откажусь от чего-нибудь, если это поможет моей команде спра­виться с работой.

5. Для меня важно быть самым лучшим в группе, даже если я лично не делаю все от меня зависящее.

6. Я себя чувствую неловко, если справляюсь с заданием намного лучше, чем мои друзья.

7. Я хочу получить оценку «отлично» в этой группе независимо от того, какие оценки получат другие.

8. Мне нравится, когда члены моей команды держатся вместе, чтобы победить другую команду.

Подсчет баллов.

Подставьте числа, соответствующие вашим ответам рядом с утверждениями. Затем добавьте числа в каждую колонку. Чем выше ваш общий балл, тем больше вы подпадаете под категорию личностной ориентации, обозначенной наверху колонки.

Конкурент Индивидуалист Кооператор Балансир
3. 1. 4. 2.
5. 7. 8. 6.
Итог = Итог = Итог = Итог =

Вопросы для самооценки:

1. Что вы узнали о себе благодаря этому упражнению?

2. Удивил ли вас результат или он соответствовал тому, что вы уже знали? Склонны ли вы придерживаться всегда одной и той же личностной ориентации или вам случалось менять одну личностную ориентацию на другую? Что, по-вашему, это означает?

Тест: “Оценка акцентуации характера (по методике Шмишека)” [12, с. 93-99]

Задание.

Вам предлагаются 97 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить «да» или «нет». Не тратьте много времени на обдумывание. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов.

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли вы плачете?

4. Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке - правильно ли все было сделано?

5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли вы во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?

12. Предприимчивы ли вы?

13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли вы?

15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?

17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?

20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли вас ваши знакомые?

22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли вы иногда?

28. Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?

30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?

33. Легко ли вы впадаете в гнев?

34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую темную комнату?

43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли вы в детстве из дома?

47. Обычно вы без колебаний уступаете в автобусе место престарелым пассажирам?

48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии прийти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли вы любите животных?

53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не забыли ли вы выключить газ, свет и т. п.?

54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-нибудь случиться?

55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили слишком много?

69. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у вас бывают головокружения?

73. Часто ли вы смеетесь?

74. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли вы?

80. Может ли употребленный вами алкоголь изменить ваше настроение?

81. Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли вы обычно на жизнь несколько пессимистично?

84. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Обработка и анализ результатов тестирования.

В таблице представлен ключ для обработки полученных результатов. Воспользовавшись им, определите свой тип акцентуации характера.

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации. Если полученный результат превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации. При этом, полученному результату можно доверять, если по позиции «ложь» вы набрали не более 5 баллов.

Таблица 3.2.

Ключ для обработки результатов тестирования

№ п/п Тип акцентуации Коэффициент “Да” Номера вопросов “Нет” Номера вопросов
Гипертимный 1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85 -
Дистимный 10, 23, 48, 83, 96 34, 58, 73
Циклоидный 6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93 -
Возбудимый 8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95 -
Застревающий 2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90 13, 51
Педантичный 4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92
Тревожный 17, 30, 42, 54, 79, 91 5, 67
Эмотивный 3, 14, 52, 64, 77, 87 28, 39
Демонстративный 7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97
Экзальтированный 11, 35, 60, 84 -
  Ложь 9, 47, 59, 68, 88 18, 27, 37, 63

Характеристика основных типов акцентуации

характера и поведения в конфликте

1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки.

Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада - дистимно. Самооценка неустойчива.

Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.

4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости.

Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях - бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим.

В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.

7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте - уход и уступка.

8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.

Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы.

Конфликтен. В конфликте активен.

10. Экзальтированный тип (от лат. Exaltation – восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.

Способен провоцировать конфликты своим эмоциональным поведением, быстро выходит из конфликтов.

Форма контроля: письменно заполненный тест и индивидуальная консультация с преподавателем по полученным результатам тестирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 464 с.

3. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. - М.: МЗ Пресс, 2001. - 182 с.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! Новосибирск. 1989. – 190 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу “Менеджмент” / Ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика, 1998. - 288 с.

6. Воловский В.А., Дорофеева В.В. Организационное поведение: Практикум. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – 70 с.

7. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.

8. Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / [Пер. с англ.: О.В. Бредихина, В.Д. Соколова]. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 912с.

9. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”. Издательство ЭКМОС, 2000.- 320 с.

10. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред.проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463 с.

11. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб: “Питер”, 2000. - 368 с.

13. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 220 с.

14. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. -302 с.

15. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 224 с.

16. Конфликтология. Серия “Учебники и учебные пособия”. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000. - 320 с.

17. Конфликтология: Учебник для вузов/ В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 512 с.

18. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

19. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с анг. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 692 с.

20. Организационное поведение: Практикум / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

21. Растов Ю.Е., Трофимова Р.А. Конфликтология: Учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 1995. 119 с.

22. Резник С.Д. Игошина И.А. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособи. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 256 с.

23. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 352 с.

24. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

25. Уизерс Б. Управление конфликтом. – СПб.: Питер, 2004. – 174 с.

26. Управление персоналом. Практикум: конкретные ситуации. / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.К. Балаханова. Под ред М.Н. Кулапова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 192 с.

27. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 2000. – 272 с.

28. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1992. – 158 с.

29. Цыбульская М.В., Яхонтова Е.С. Конфликтология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный ун-т эконмики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2001. – 114 с.

30. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение, 8-е издание. / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2004. – 637 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тематический план дисциплины

(с распределением общего бюджета времени в часах)

очная форма обучения,специальности «Управление персоналом», «Экономика труда»

Курс Семестр Тема дисциплины Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студента
Лекции Семинарские (практические) занятия
Понятие конфликта, становление и предмет конфликтологии
    Функции конфликта
    Структурные элементы конфликта
    Динамика конфликта
    Причины конфликта
    Типы и формы конфликтов
    Управление конфликтом. Подходы, способы и стили поведения в конфликте
    Предупреждение конфликтов
    Посредничество в конфликте. Технология переговорного процесса в условиях конфликта
    Итого

очная форма обучения, специальность «Менеджмент организаций»

Курс Семестр Тема дисциплины Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студента
Лекции Семинарские (практические) занятия
Понятие конфликта, становление и предмет конфликтологии
    Функции конфликта
    Структурные элементы конфликта
    Динамика конфликта
    Причины конфликта
    Типы и формы конфликтов
    Управление конфликтом. Подходы, способы и стили поведения в конфликте
    Предупреждение конфликтов
    Посредничество в конфликте. Технология переговорного процесса в условиях конфликта
    Итого

очная форма обучения, специальности «Финансы и кредит», «Государственное

и муниципальное управление»

Курс Семестр Тема дисциплины Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студента
Лекции Семинарские (практические) занятия
Понятие конфликта, становление и предмет конфликтологии -
    Функции конфликта -
    Структурные элементы конфликта -
    Динамика конфликта -
    Причины конфликта -
    Типы и формы конфликтов -
    Управление конфликтом. Подходы, способы и стили поведения в конфликте -
    Предупреждение конфликтов - -
    Посредничество в конфликте. Технология переговорного процесса в условиях конфликта -
    Итого -

заочная, заочная ускоренная формы обучения

Курс Семестр Тема дисциплины Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студента
Лекции Семинарские (практические) занятия
Понятие конфликта, становление и предмет конфликтологии 8,5 0,5 -
    Функции конфликта 0,5 0,5
    Структурные элементы конфликта 7,5 0,5
    Динамика конфликта 7,5 0,5
    Причины конфликта -
    Типы и формы конфликтов -
    Управление конфликтом. Подходы, способы и стили поведения в конфликте
    Предупреждение конфликтов - -
    Посредничество в конфликте. Технология переговорного процесса в условиях конфликта 12,5 0,5
    Итого

очно-заочная форма обучения

Курс Семестр Тема дисциплины Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студента
Лекции Семинарские (практические) занятия
Понятие конфликта, становление и предмет конфликтологии 8,5 0,5 -
    Функции конфликта 0,5 0,5
    Структурные элементы конфликта 8,5 0,5
    Динамика конфликта 8,5 0,5
    Причины конфликта -
    Типы и формы конфликтов -
    Управление конфликтом. Подходы, способы и стили поведения в конфликте
    Предупреждение конфликтов - -
    Посредничество в конфликте. Технология переговорного процесса в условиях конфликта 11,5 0,5
    Итого

Общая трудоемкость дисциплины – 70 ч.

Форма промежуточного контроля – зачет.

Формы текущего контроля: индивидуальная письменная работа, командная письменная работа, заполненные таблицы, ответы на вопросы в ходе индивидуальной консультации, устная защита результатов командной работы, устная защита результатов индивидуальной работы, участие в тренинге, письменные ответы на вопросы психологического теста, письменные ответы на вопросы теста, диагностирующего уровень знаний и мышления. Формы текущего контроля представлены после каждого задания практикума.

Приложение 2

Модели эскалации конфликта [29, с. 43]

Модель «нападение - защита». Ее сущность выражается в предъявлении требований одной из сторон, на которые другая сторона отвечает действиями по сохранению существующего положения. Невыполнение требований и фактический отказ признавать их законность настраивают субъекта на выдвижение новых, более жестких требований. Ужесточение первоначальных требований свидетельствует о переходе к преимущественно нерациональному поведению и сопровождается возрастанием негативных эмоций (злость, ярость, гнев, отчаяние и т.д.)

Модель «нападение - нападение» более типична для социального конфликта и приходит на смену вышеизложенной модели, если конфликт пускают «на самотек». Ее суть заключается в обоюдном поочередном усилении агрессивности поведения сторон. В ответ на требования или обвинения выдвигаются свои более жесткие обвинения и требования. Находясь в «плену» отрицательных эмоций и потеряв способность логически мыслить, стороны демонстративно игнорируют даже вполне «безобидные» и законные требования. Ими руководят навязчивое желание «наказать» друг друга за совершенные проступки или крамольные мысли.

Приложение 3

Типы реакций на фрустрирующие ситуации [19, с. 310]

Реакция Психологический процесс
Компенсация Погружение в работу с еще большей энергией, чтобы компенсировать чувство реального или воображаемого несоответствия требованиям
Замещение Перенос скрытых негативных эмоций на людей, идеи или предметы, которые не являются основными источниками этих эмоций
Фантазия Мечтания, чтобы, с одной стороны, спрятаться от реальности, а с другой – получить воображаемое удовлетворение
Негативизм Активное или пассивное сопротивление, осуществляемое подсознательно
Проецирование Защита себя от осознания нежелательных черт характера и неприятных чувств путем приписывания их другим людям
Рационализация Оправдание нежелательных форм поведения, мнений, мотивационных факторов путем общепринятых объяснений
Смирение, апатия и скука Разрушение психологического контакта с окружающей средой
Бегство или уход Выход из той области, в которой человек испытал фрустрацию, тревогу или участвовал в конфликте

Приложение 4

Методический материал к ролевому тренингу «Выбор тактики взаимодействия в конфликтогенной ситуации» [15, с. 178-180]

Варианты высказываний руководителя:

1. Мы оценили вашу работу, и нам показалось, что вы не знаете элементарных основ своей профессии.

2. Вам не кажется, что вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас?

3. Возникает ощущение, что из-за свойственной вам не­брежности вы способны сильно подставить нашу фирму.

4. Вы понимаете, что в связи с отсутствием у вас опыта, вы можете претендовать только на минимальную зарплату?

5. Мне кажется, у вас нет перспектив в нашей организации.

6. К сожалению, похоже, что мы с вами не сработаемся.

7. Почему вам постоянно звонят в рабочее время какие-то посторонние люди? Создается ощущение вашей неорганизованности.

8. Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с руководством.

9. Почему вы постоянно подаете в своих отчетах иска­женную информацию?

10. Почему, устраиваясь к нам на работу, вы не предупре­дили, что беременны?

11. Нам, руководству, кажется, что ваш приход в отдел плохо сказался на взаимоотношениях наших сотрудников.

12. Вам не кажется, что вы слишком часто критикуете других?

13. К сожалению, на мой взгляд, ваш конкурентоспособ­ный потенциал приближается к нулю.

14. Ох, и зануда же вы, и это не только мое мнение, но и мнение всего коллектива.

15. Вам не кажется, что надо быть более разборчивым в личных контактах?

16. Анализируя результаты вашей работы, я прихожу к вы­воду, что вы больше работаете на конкурентов.

17. По-моему, вы в последнее время меня подсиживаете? Стремитесь на мое место?

18. Знаете, ваши семейные проблемы все более негативно отражаются на вашей профессиональной успешности.

19. Такое ощущение, что вы специально отпугиваете наших покупателей.

20. С чего вы взяли, что можете мне понравиться как сотрудник и я вас возьму на работу?

21. Были мнения, что вас можно использовать в управленческой работе, но есть большие сомнения, что вы с этим справитесь.

22. Я думаю, что вы не отрабатываете свою зарплату. Вывод один: будем понижать вас в должности.

23. Наши молодые сотрудницы утверждают, что вы их сек­суально провоцируете.

24. И на какую карьеру вы рассчитываете с такой внешностью?

Приложение 5

Приемы работы с агрессией [15, с.77-82]

Приемы работы с агрессией необязательно меняют фон общения с агрессивного на нейтральный или положительный. Как и любой прием, они не являются универсальными. Но вместе с тем приемы работы с агрессией позволяют вам оста­ваться вне конфликтного взаимодействия. Если ваше сознание работает в момент конфликта с задачей подбора определенной тактики, вы уже отчасти защищены приемом рационализации.

Тем более что владение спектром возможных реакций даст вам понимание вариативности развития ситуации, позволит поработать с разными способами выхода из нее.

Некоторые из предлагаемых приемов несут на себе определенно печать искусственности, но это не снижает их возможную эффективность. В ситуации предконфликтного или конфликтного общения люди воспринимают искусственность общения собеседника как умение держать себя в руках.

Метод «прогнозируемые последствия». Используется как демонстративная тактика уверенности, позволяющая поделить ответственность с собеседником за развитие ситуации. В ситуации давления или начала конфликта человек озвучивает для агрессора возможные сценарии развития ситуации, предлагая другой стороне выбрать наиболее приемлемый. Естественно, что, формулируя варианты, можно как ввести другую сторону в растерянность, так и спровоцировать ее на активные действия (если вы к ним готовы).

Метод «кавычки».Предложен М. Эриксоном. В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица, и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное от­ношение к происходящему: «Знаешь, к моему другу подошли тоже с одной просьбой. Знаешь, что он ответил? А пошли бы вы все..! (В этой фразе человек реально, хотя и от третьего ли­ца, высказывает свое отношение к происходящему). Какие агрессивные все-таки люди стали!» Метод помогает снять негативные эмоции, высказать собственные мысли по поводу ситуации и собеседника и при этом не дать прямого повода к началу активной агрессии. Хотя умным собеседником, конечно, он воспринимается как прямая ирония.

Метод «уход в безэмоциональность». Основан на том, что в ситуации нормального общения люди говорят с достаточно большим количеством интонационных, смысловых, эмоцио­нальных акцентов. При использовании данного метода вы резко замедляете темп общения, ваши интонации становятся ровными, однотонными, смотрите слегка исподлобья, делаете четко выраженные паузы в конце фразы, убираете напряжение голоса.

Пример реакции: «Больной врывается к врачу-психотерапевту.

—Доктор, я погибаю. Жизнь теряет для меня смысл! — Теряет смысл... Понимаю.

—Да нет же! Все крайне плохо. Мне так трудно, что я даже готов покончить жизнь самоубийством!! — Самоубийством... Понимаю.

— А черт с вами со всеми!!! — С этими словами посетитель подбегает к окну кабинета и выбрасывается с высоты шестого этажа. Слышен глухой звук упавшего на асфальт тела: бум. Психотерапевт после некоторого раздумья:

— Бум... Понял!»

Метод «доведение до абсурда».В ответ на заявления следует без возражения, с некоторым согласием предлагать образ развития ситуации, рационально изложив последствия, которые явно неприемлемы для другой стороны.

Пример реакции: «Папа, я решил жениться». — «Хорошо, сынок. Но учти: семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, подумай, что тебе важней, — все или семья».

Метод «свернутый контакт».Метод заключается в умении провести демонстрацию уверенного поведения. Например, в ответ на неконструктивную критику вместо реакции обиды или ответной агрессии сказать фразу типа: «Хорошо, я над этим подумаю». Подобный ответ демонстрирует вашу защищенность и показывает, что ситуацией выбора управляете все-таки вы.

Метод «другая роль». В этом методе используется страте­гия расширения спектра игрового поведения. Человеку даются сигналы, что на самом деле у вас что-то есть «за спиной» и ему стоит подумать, прежде чем вступать с вами в конфликт.

Пример реакции: «Шмидт видит своего друга, переходящего улицу в неположенном месте. Полицейский останавливает его и требует, чтобы он уплатил штраф.

— Вам разрешено штрафовать министра? — спрашивает тот.

Полицейский, немного подумав, вежливо прощается и уходит.

— Ты министр? — спрашивает друг.

— Нет, — отвечает Шмидт, — я просто так спросил».

Метод «парадоксальная интенция»заключается в том, чтобы поступать абсолютно не соответствуя тому, чего ожидают от вас агрессоры, использовать прием, разрушающий поведение противника.

Метод «зато». Внем используется прием подбора позитивного противовеса, который помогает изменить общую оценку ситуации. В этом приеме вы как бы неявно соглашае­тесь с содержанием высказывания оппонента, но вместе с тем демонстрируете явное преимущество вашего положения: — Не слишком ли вы молоды, чтобы работать с нами? - Зато (или «и именно поэтому») мы энергичны и ориентиров<

Наши рекомендации