Заключительные заметки активного чтения
Независимо от типа читаемого материала, чем активнее Вы будете действовать, тем более беглым станет чтение, тем эффективнее окажутся действия на пути к достижению конк-ретной цели. Люди, читающие бегло, сохраняют высокую сте-пень сфокусированости, читая целенаправленно и задавая вопросы автору.
Ментальная фокусировка, или концентрация, является основ-ным условием активного чтения. Это не столько результат жёской дисциплины, сколько навык. Он состоит в том, что читать необходимо с чётко постав-ленной целью. Для большинства из нас цель чтения – это получить эмоциональную, духо-вную и интеллектуальную вы-году. Ваша цель чтения может состоять в приобретении инфор-мации, в повышении способ-ности анализировать идеи, обо-гатиться духовно или просто расслабиться и отдохнуть.
Поймите, что целенаправле-нно выбранный материал для чтения принесёт Вам выгоду. Поймите, что для Вас важно, чтобы текст содержал искомую информацию. Только после этого мозг способен сконцен-трироваться полностью.
Активные читатели управля-ют ментальной фокусировкой при помощи вопросов – воп-росов, на которые они должны получить ответы во время чтения. По мнению Эдлера, вот четыре основных вопроса, ко-торые читатель должен задать автору:
1) О чём эта книга?
Определите основную мысль книги, как автор развивает её, как подразделяет на подпукты.
2) О чём рассказано под-робно, и как это сделано?
Выявите основные идеи, утверждения и аргументы, от-ражающие основное послание автора.
3) Правдива ли книга в целом или отдельными частями?
Определив однажды, о чём говорится в тексте, Вы можете составить мнение, правда это или нет. Создайте собственную точку зрения. Знать только мнение автора не достаточно.
4) Что самое важное?
Если книга даёт Вам ин-формацию, задумайтесь над её значением. Почему автор счи-тает важным знать эти вещи? Важно ли Вам знать их? И если книга не просто информирует, а ещё и воодушевляет, ищите дальнейшего вдохновения, спросив: "Что следует дальше, что ещё хочет сказать автор?"
В завершении необходимо рекомедовать использовать дан-ные идеи, чтобы стать активным и требовательным читателем. Подготовьте мозг для чтения с высокой скоростью и эффек-тивностью. Повысьте степень понимания, выполняя этапы аналитического чтения. Но нес-мотря ни на что, используйте свой мозг на полную мощность для достижения поставленных целей.
Дж Мортимер. Эдлер и Чарльз Ван Дорен "Как читать книги". Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1972 [Adler, Mortimer J., & Van Doren, Charles. How to Read a Book. New York: Simon & Schuster, 1972]
Суперчтение и углубление
Доктор Рассел Стауфер, автор книги "Чтение как мыслительный процесс" [Dr. Russell Stauffer "Teaching Reading as a Thinking Process"] обнаружил, что лишь 4-11% текста содержит значимую информацию. Суперчтение и углубление являются техниками, с помощью которых можно быстро найти важные, ключевые концепции.
Суперчтение представляет собой быстрое продвижение по большим отрывкам текста, давая мозгу шанс отсортировать и зафиксировать слова, несущие значение. Подкрепив суперчтение чётко поставленной целью, Вы заставите мозг искать значение в ключевых словах, фразах, выбранных отрывках и идеях, а ненужная информация будет пропускаться.
Углубление позволяет читать бегло отмеченные фразы, которые, как Вам кажется, содержат ответы на вопросы. Это шанс остановиться и вкусить важные факты и идеи.
Следуйте следующим рекомендациям во время суперчтения
1) Читая книгу, переходите к разделу, привлекшему внимание. Читая статью или отчёт, можно возвращаться к началу.
2) Подготовьтесь, произнеся целевую установку, и достигните идеального состояния мозга.
3) Позвольте взгляду скользить вниз по центру страницы и замечать как можно больше слов.
4) Продолжайте набирать скорость, особенно когда начинает вмешиваться сознательное мышление. Оставайтесь расслабленными.
5) За мгновение до того, как Вы почувствуте, что получили достаточно информации, закройте глаза и позвольте мозгу зафиксировать только что изученный материал.
После суперчтения попросите себя озвучить всё, что удалось запомнить. Если ответ полон комментариев, относящихся к процессу суперчтения, а не к содержанию книги, пересмотрите цель на предмет соответствия тематике прочитанного текста. Если цель соответствует содержанию книги, но является слишком расплывчатой или обобщённой, поищите больше детальных примеров.
Перед повторным исследованием текста при помощи суперчтения, выполните апробацию мозга для материала, усвоенного при первом прочтении. Откорректируйте и конкретизируйте цель, чтобы повысить эффективность чтения.
Больше о суперчтении
Во время суперчтения плавно проводите взглядом вниз по центру страницы, обращайте внимание на слова, бросающиеся в глаза. Чем быстрее Вы будете это делать, тем проще будет оградить от отвлекающих мыслей сознательное мышление. Чувство притяжения к определённым словам – это способ мозга указать Вам, где нужная информация, а где нет. Суперчтение может требовать нескольких просмотров текста с высокой скоростью. Повторные просмотры обеспечат лучшую усваимость текста.
Первичный навык, необходимый для осуществления суперчтения – чувствительность к скрытым коммуникациям своего мозга. Подобно прохождению по горе или следованию интуиции, позвольте себе быть направленными к ответам на возникшие ранее вопросы. Может появиться обеспокоенность во время движения взгляда по какому-нибудь отрывку текста, внутреннее чувство, голос или образ будет призывать остановиться.
Контролируйте состояние расслабленной готовности, и Вам будет гораздо проще понимать значение текста. Если Вы выйдите из данного состояния, то будете совершать лишь подобие суперчтения. Нормально то выходить из идеального состояния, то достигать его вновь, поэтому необходимо научиться задавать и отвечать на вопросы, которые помогут сохранять требуемые условия во время чтения.
Если Вы начнёте беспокоиться, что после суперчтения упускаете нечто важное, выполните апробацию мозга. Апробация мозга помогает отыскать в памяти необходимую информацию. Задайте себе подобные вопросы: "Приведи пример того, что мог не усвоить". Или "Приведи ещё один пример того, что было бы важно для рассматриваемой темы". Затем выполните суперчтение и запомните то, что обнаружите.
Углубление
Используйте технику погружения, когда мозг направляет Вас к определённому слову или идее во время суперчтения. Просто углубитесь в текст и прочтите данные предложения. Углубление напоминает обычное чтение, однако, имеет несколько важных отличий. Отнеситесь к нему как к лёгкому, беглому и простому процессу. Доктор Дж. Майкл Беннетт, профессор в отставке Университета Миннесоты, называет это явление "ритмическим прочтением" и описывает его следующим образом:
• Мысленно определите цель и заголовок или подзаголовок читаемого материала в мозг.
• Расслабьте лицо и глаза, сфокусируйте взгляд таким образом, чтобы видеть лишь верхнюю часть читаемых предложений.
• Медленно, мягко просматривайте каждую строчку.
• Смотрите на источники значений – фразы.
• Читайте мысли, чувства и идеи – но не слова.
Выполняя углубление для статьи, никогда не читайте более 1-2 абзацев, перед возобновлением суперчтения. В случае с книгой, читайте не больше 1-2 старниц за раз. Как и суперчтение, углубление требует сосредоточенности на искомых ответах. Как ни на одном другом этапе, Вы ощутите, сколь важно установить чёткую цель.
Упражнение по суперчтению и погружению
Сделайте несколько просмотров статьи "Искусство чтения на полную мощность" (стр. 30-36). Выполните четыре этапа данного упражнения, чтобы почувствовать эффект от соединения техник апробации мозга, суперчтения и погружения.
1) Суперчитайте статью полностью, тратя около 15 секунд на каждую колонку. Не пытайтесь воспринимать текст частями. Обращайте внимание на слова, котовые, как Вам кажется, несут смысловую нагрузку, продолжайте спокойно передвигать взгляд вниз по колонкам.
2) Во время второго просмотра выполните суперчтение и углубление отрывков, привлекших внимание. Помните, что нельзя читать более 1-2-х абзацев. За момент до того, как почувствуете, что удовлетворены информацией, закройте глаза, чтобы закрепить материал.
3) Выполните апробацию мозга, прочитав вопросы на странице 44. Используйте их, чтобы настроить мозг таким образом, что во время следующего суперчтения и погружения, Вами будет управлять интуиция.
4) Снова выполните скорочтение и углубление для всей статьи. Проанализируйте различия в ощущениях, полученных во время каждого просмотра.
Скольжение
При помощи техники скольжения, можно достичь очень быстрого и удивительно точного понимания длинных текстов (информативного и инструктирующего характера). Термин скольжение отражает дикие, танцующие движения, подобные передвижению кругов на воде. Подобное движение взгляда позволяет мозгу видеть все слова абзаца, соответствующие основной мысли текста.
В перечне следующих указаний слово "читать" означает описанные выше ритмическое прочтение или углубление.
• Достигните идеального состояния для чтения – расслабленной готовности.
• Пересмотрите цель.
• Прочтите заголовок, подзаголовок и предисловие (если имеется).
• Прочтите несколько первых абзацев текста.
• Прочтите первое предложение абзаца, на котором желаете применить скольжение
• Быстро пробегите взглядом по словам абзаца, кроме первого и последнего предложений. Обращайте внимание на слова, которые, как кажется, содержат аргументацию или конкретную поддержку мысли, выраженной в первом предложении. Траектория движения взгляда может быть зигзагообразной: сверху вниз и снизу вверх, или циклической. Используйте наиболее продуктивный для Вас вариант.
• Прочтите последнее предложение абзаца. Продолжайте использовать данный метод для каждого необходимого отрывка, пока не достигните конца выбранного текста.
• Прочтите последние несколько предложений полностью.
• Прочтите резюме, если таковое имеется.
• Сделайте повторный обзор.
• Если желаете, составьте краткую карту памяти.
Уровни сознания
Ссылка: G. William Farthing. The Psychology of Consciousness. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1992.
Процесс Фоточтения
Этап 3: Фоточтение
Как выполнять Фоточтение
Подготовка
Прежде, чем приступать к Фоточтению (или к любому другому способу чтения), всегда устанавливайте цель. Чётко сформулируйте, что Вы ожидаете от текста.