Тема 6 Технология педагогического менеджмента

1. Понятия и функции внутришкольного управления.

2. Организационные формы управленческой деятельности.

Школа, как и любая социальная организация, является сложной целост­ной системой открытого типа, активно взаимодействующей со своим со­циальным окружением. Связь шко­лы с окружением — двухсторонняя: школа испытывает влияние социумаи сама оказывает на него воздействие, причем это взаимовлияние продол­жает расти.

Различают внешнее и внутреннее управление общеобразовательным уч­реждением (школой) как социальной организацией, которые представляют собой две взаимосвязанные стороны.

Внутришкольное управление рассматривают как разновидность самоуправ­ления, так как современная школа является автономной и самоуправляю­щейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление учениче­ское являются составными частями системы внутришкольного управления.

К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, пе­дагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль. В некоторых пособиях они называются целевыми, организационными, оперативными, контрольными функциями.

Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса вы­полняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включе­ния в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать не­формальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо созда­вать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса втворческой, исследовательской деятельности, осуществлении иннова­ционных проектов, поощрять инициативу1.

Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь ру­ководителя; личный пример компетентности, активности, честности, спра­ведливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспита­тельного процесса.

Педагогический анализ является основой управленческой деятельности. В структуре управленческого цикла педагогический анализ занимает осо­бое место. С него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, потому что остальные звенья управ­ленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование) не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа, как:

аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся; изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания; изучение особен­ностей групповой работы учащихся на уроке и т. п.);

краткий анализ — предполагает общее изучение образовательной дея­тельности;

развернутый анализ — направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение вос­питательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.).

В практике работы современной школы выделяют также:

параметрический анализ. Содержанием этого вида анализа является изу­чение ежедневной информации оходе и результатах образовательного про­цесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемо­сти уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблю­дения расписания занятий и др.);

тематический анализ. Содержанием данного анализа является изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процессов (на­пример, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры; дея­тельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.);

итоговый анализ. Проводится по завершению учебной четверти, полуго­дия, учебного года. Итоговый анализ направлен на изучение основных ре­зультатов образовательно-воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения. Информация складывается из данных параметри­ческого и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителя­ми, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций. Содержательную основу итогового анализа ра­боты школы за учебный год составляют ведущие направления, например:

• качество преподавания — соответствие профессиональной подготов­ки учителей требованиям развивающейся школы;

• выполнение образовательных программ и государственных стан­дартов;

• использование активных форм и методов обучения;

• реализация воспитательного потенциала урока;

• развитие индивидуальных задатков и способностей личности;

• соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

• качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, сис­темность, прочность, осознанность;

• типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;

• компьютерная грамотность учащихся,

• степень развития познавательных интересов;

• уровень воспитанности школьников;

• состояние и качество методической работы в школе;

• эффективность работы с родителями и общественностью;

• состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая куль­тура;

• результативность деятельности Совета школы, педагогического со­вета и др.

Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит осно­вой для разработки плана работы школы на новый учебный год.

В последнее время в ряде школ создаются компьютерные базы данных, т. е. вся тематическая информация вносится в память ЭВМ, что позволяет не только хранить ее в компактном виде, но и эффективно работать с нею, анализировать и обобщать, систематизировать и представлять в различных, удобных для подготовки управленческих решений видах.

Одной из основных характеристик педагогической системы, опреде­ляющей в итоге эффективность ее функционирования, является характе­ристика циркулирующих в школе информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений). Требования к этим характеристикам резко повышаются в условиях демократизации школы и ее модернизации в связи с переходом образования к рыночным отношениям. Поэтому очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: ин­формация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объ­ему; во-вторых, предельно конкретной.

Для создания эффективной информационной поддержки управленче­ской деятельности в школе необходимо определить содержание, объем, ис­точники информации (кто сообщает), сформировать ее потоки и вывести их на соответствующие уровни управления. Далее нужно решить, в какой форме и где эта информация будет храниться и как использоваться. Для каждой из подсистем — управляющей и управляемой — выделяются три уровня информации: административно-управленческий (директор, замес­титель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной час­ти, диспетчер и др.), коллективно-коллегиальный (Совет школы, педсовет, методический совет, методические объединения, кафедры, общественные организации), ученическое самоуправление.

Учет цикличности информационных потребностей руководителей школ, педагогов, органов общественного самоуправления позволяет заранее пла­нировать информационные процессы. Циклограмма запросов информации по той или другой теме должна найти место и применение в текущем и перспективном планировании работы школы, что положительно сказыва­ется на принятии управленческих решений.

Управленческая деятельность руководителей школы и органов само­управления формируется в процессе педагогического анализа поступающей информации о деятельности каждого звена школы в целом.

Таким образом, основное назначение анализа состоит в изучении ин­формации о состоянии и тенденциях развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов, выработке рекомендаций по упоря­дочению, сведению частей в единое целое, установлению связей системо­образующих факторов.

Функция целеполагания заключается в формировании идеального пред­ставления о конечном результате деятельности всей системы на пути к это­му результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результа­тов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней.

Одним из неизменных признаков, на который указывают при опреде­лении цели, является образ будущего результата, который может быть представлен либо в виде образов и моделей, либо в виде понятий, сужде­ний, умозаключений. Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Таким образом, цель — это осознанный желаемый результат.

Дж. Л. Морриссей показал, что цели управления должны отражать сле­дующие основные положения:

• конкретизировать требуемый конечный результат;

• конкретизировать заданный срок достижения цели;

• конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;

• давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

• оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вда­ваясь в детали, «как» и «почему» это должно быть сделано;

• отвечать непосредственно целевому назначению функциональных обязанностей данного исполнителя;

• быть понятной всем, кто будет работать для достижения цели;

• быть реальной и достижимой, но не легкой;

• обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по срав­нению с другими возможными целями;

• быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;

• исключать или делать минимальной возможность двойной ответ­ственности за результат совместных работ;

• соответствовать основным принципам и методам научной организа­ции труда;

• совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;

• фиксироваться в письменном виде;

• быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными1.
Достижение предусмотренных целей требует от субъекта целеполагания

четкого представления о тех задачах, которые он собирается решать.

Следующей функцией внутришкольного управления является планиро­вание.Планирование в управлении школой — это принятие решения на ос­нове данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:

• единство целевой установки и условий реализации;

• единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

• осуществление принципа сочетания государственных и обществен­ных начал;

• обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирова­ния;

• стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;

• целенаправленность — учет прошлого опыта работы школы, поста­новка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;

• перспективность (предусматривает направления деятельности шко­лы на будущее);

• комплексность — использование разнообразных средств, форм, ме­тодов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• объективность — учет условий функционирования школы, возмож­ностей педагогического и ученического коллективов.

Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельно­сти является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ) Школьная целевая программа составляется под реа­лизацию приоритетных проблем, причем ее ядром служит генеральная цель, трансформированная на задачи, доведенная до каждого школьного подразде­ления и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы включа­ются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешколь­ном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполне­ния программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.

В практике работы школ распространены следующие виды планиро­вания:

• перспективный план работы школы на 3—5 лет;

• план учебно-воспитательной работы школы (годовой);

• графический план организационной, методической и внеклассной работы (выписка из годового плана, например на четверть);

• план-график внутришкольного контроля;

• планы общественных организаций.

Важной функцией внутришкольного управления является функция орга­низации деятельности. Данная функция предполагает выполнение приня­тых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, пред­ставителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:

• предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;

• отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности; соот­несение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;

• мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формиро­вание убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;

• обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;

• оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;

• выбор форм стимулирования участников деятельности;

• оценка хода и результатов конкретного дела.

В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересован­ность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и доби­ваться их решения.

Завершающей функцией внутришкольного управления является конт­роль. Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся лично­сти учащегося и общегосударственным требованиям (нормативам). Он по­зволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в слу­чаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В дан ном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляю­щей системой и объектами управления (подсистемами) школы. В задачи внутришкольного контроля входит также формирование базы данных для оценки работы участников образовательного процесса и повышения каче­ства их деятельности. Кроме того, в процессе реализации контролирующей функции появляется возможность выявления передового опыта педагоги­ческой и управленческой деятельности.

Объектами внутришкольного контроля являются следующие направления:

• учебный процесс (качество и ход выполнения образовательных про­грамм и Государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми и пр.);

• воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; состоя­ние и качество организации внеурочной воспитательной работы; эффек­тивность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.);

• работа с педагогическими кадрами (исполнение нормативных доку­ментов и принятых решений; методическая работа; повышение квалифика­ции; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.);

• условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда; НОТ учителя и учащихся; санитарно-гигиеническое состояние школы; обеспеченность учебной, методической справочной литературой, наглядными пособиями, ТСО и пр.).

Широко известна классификация видов и форм внутришкольного конт­роля, предложенная Т. И. Шамовой. В ней выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. М. Л. Портнов выделяет три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Н. А. Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий. Рассмотрим наиболее часто используемые в практике школ разновидности внутришкольного контроля.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллек­тива, группы учителей или отдельного учителя. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельно­сти педагогического коллектива, методического объединения или отдель­ного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяемых при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает прак­тика, использовать не более 2—3 раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении ат­тестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитатель­ной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного об­разовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного про­цесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

• персональный контроль осуществляется за работой отдельного учите­ля, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим или фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как сред­ство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном станов­лении;

• классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупно­сти факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процес­се учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном слу­чае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе; система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения; развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся; динамика успевае­мости учащихся по годам или в течение одного года; состояние дисципли­ны и культуры поведения учащихся и др.;

• предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в од­ном классе, в параллели классов или в целом в школе. Для проведения та­кого контроля привлекаются представители как администрации, так и ме­тодических объединений школы;

• тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изу­чение работы учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческо­го материала в процессе обучения; развитие познавательных интересов уча­щихся; формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.;

• комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или не­скольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и пись­менный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т. е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Вы­бор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.

Значение контроля в управлении современной школой особенно возрас­тает в связи с расширением ее полномочий. Инспекторские функции воз­ложены на директора школы и его заместителей. В то же время управлен­ческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее дея­тельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием.

К внутришкольному контролю предъявляются следующие требования:

• систематичность (регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса);

• объективность (проверка деятельности учителя или педагогического коллектива, осуществляемая в соответствии с требованиями государствен­ных стандартов и образовательных программ на основе выработанных кри­териев);

• действенность (результаты контроля обусловливают позитивные из­менения; устранение выявленных недостатков);

• компетентность (знание предмета контроля, владение его методи­кой; умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прог­нозировать развитие результатов контроля).

В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подготовлен­ных инспектирующими органами или администрацией школы, конкрети­зируется каждое указанное направление контроля в виде различного рода планов.

В число важнейших организационных форм управленческой деятельности входят Совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, со­вещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, ме­тодические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др.

Совет общеобразовательного учреждения (школы) — коллегиальный орган управления, представляющий общественные интересы во внутри-школьном управлении, являющийся одной из форм самоуправления в школе.

Педагогический совет школы — постоянно действующий совещательный орган при директоре образовательного учреждения. Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый кол­лективом педагогических работников. В состав педагогического совета вхо­дят директор, его заместители, учителя, библиотекарь, школьный врач, пред­седатель родительского комитета. Его решения, утвержденные директором, являются обязательными для выполнения всеми работниками школы.

В школах также используется такая организационная форма, как сове­щание при директоре, периодически проводимое для обсуждения вопросов непосредственной организации учебно-воспитательного процесса (успевае­мость, соблюдение Устава школы, организация внеурочной деятельности, деятельность отдельных учителей по выполнению стандартов образования, система работы по развитию творческой активности учащихся и др.).

На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания (оперативки) являются необхо­димой формой организации образовательного процесса в школе. Их содер­жание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.

К оперативным организационным формам управленческой деятельно­сти относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортив­ных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий, встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.

Тема 7. Информационные технологии в образовании

1. Понятие «информационные технологии».

2. Использование информационных технологий в образовании

Информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

• обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

• системы для поиска информации,

• моделирующие программы,

• микромиры,

• инструментальные средства познавательного характера,

• инструментальные средства универсального характера,

• инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ, multimedia– многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет. Однако необходимо учесть, что для работы с соответствующими программными продуктами должны предъявляться весьма высокие требования к быстродействию и объему памяти компьютера, звуковым характеристикам и наличию дополнительного оборудования, в частности CD-ROM. Мультимедиа программы – это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для его разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.

Виртуальная реальность (англ, virtualreality – возможная реальность) – это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире»*. В таких системах непрерывно создается иллюзия «местонахождения» пользователя среди объектов виртуального мира.

Остановимся на описании дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания. Перечислим их:

· Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТК,определяющая реализацию интерактивного диалога, характерного тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

· визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

· моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений — как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

· архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

· автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

· автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

В современных программных разработках, предназначенных для образования, активно реализуются вышеперечисленные возможности, что позволяет организовать следующие виды учебной деятельности.

· Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде.

Интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечи­вается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие про­граммы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

Компьютерная визуализация учебной информации:

компьютерная визуализация изучаемого объекта — наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; компьютерная визуализация изучаемого процесса — наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой зако­номерности изучаемого процесса. Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъяв­ляемой к программным средствам учебного назначения пред­полагает реализацию возможностей современных средств ви­зуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, с сохранением возможности диалогового общения с программой.

· Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами.

· Управление отображением на экране моделей различных объектов, в том числе промышленных или лабораторных установок, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих.

· Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Перечисленные выше уникальные возможности информа­ционных и коммуникационных технологий позволяют реали­зовать в учебном процессе следующие основные функции этих средств:

· информационно-справочная, за счет представления разного рода информации (при использовании баз данных, средств телекоммуникаций и связи) на экране, в том числе теоретического материала, методики решения задач и т. п.;

· наглядная демонстрация материала, компьютерная визуализация изучаемого объекта и его составных частей;

· индивидуализация и дифференциация процесса усвое­ния учебного материала в ходе занятий и самостоятельной работы обучаемых, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

· оптимизация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы или работы в определенном темпе;

· контролирующая за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и на­выков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля знаний, умений, навыков;

· корректирующая за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;

· диагностирующая за счет информирования учителя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках;

· автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого ма­териала и информации по сети;

· моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных лабораторных стендов, объектов, процессов и явлений;

· автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку.

Специфика каждого занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, определяется индивидуальным опытом педагога, уровнем теоретической и практической подготовки конкретного класса и пр.

Использование в сфере образования выделенных выше ди­дактических возможностей ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей.

1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

2. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. При этом обучаемый получает возможность однов

Наши рекомендации