Устройство автоклава тупикового
Тупиковый автоклав представляет собой стальной цилиндр, склёпанный или сваренный из отдельных звеньев-обечаек. С торцов цилиндр закрыт выпуклыми днищами, из которых одно закрывается герметической крышкой (1) с помощью механизма (2). Для крепления крышек автоклава оборудуют быстродействующими байонетными затворами.
Гидроцилиндр (5) диаметром 160мм прикреплён к кронштейну (6) механизма подъёма, приваренному к корпусу автоклава с помощью цапф. Шток (4) гидроцилиндра соединён с рычагом. Поднимаясь или опускаясь, рычаг ведёт за собой крышку автоклава.
Скорость подъёма крышки регулируется сечением демпферного кольца, установленного в гидроцилиндре. На кронштейне механизма подъёма закреплён комут, который поворачивается на определённый угол гидроцилиндром диаметром 50мм и служит для фиксации крышки в поднятом положении. Подъём и опускание крышки, и поворот комута ограничивается конечными выключателями, расположенными на кронштейне механизма подъёма и входящими в систему сигнально-блокировочного устройства.
На автоклаве установлено 2 гидроцилиндра (3) диаметром 125мм с целью поворота байонетного кольца при открывании и закрывании крышки.
Внутри корпуса (9) автоклава вдоль по длине внизу укреплены рельсовый путь (20) и тепловая труба (19), по которой через просверленные отверстия поступает насыщенный пар. С помощью откидных мостиков колея автоклава шириной 750мм соединена с общезаводской системой передвижения вагонеток с кирпичом-сырцом.
Подача насыщенного пара в тепловую трубу, перепуск отработавшего пара в другой автоклав, выпуск пара в атмосферу или в утилизатор по паровпускной (21), паровыпускной (11), конденсационной (24) магистралям.
К корпусу автоклава приварены соединительные фланцы для установки манометров (7), предохранительного клапана (8), уравнительной линейки (12) и катодной защиты (23). Предохранительный клапан установлен для защиты автоклава от взрыва, в случае превышения заданного давления. Уравнительная линейка предназначена для выравнивания вагонеток в автоклаве. Катодную защиту применяют для уменьшения влияния коррозионной среды. Коррозия развивается в нижней части автоклавов, т.е там, где скапливаются водные растворы электролитов, вымываемых из силикатных изделий.
Для контроля скорости разогрева и охлаждения корпуса и контроля разности температур между верхней и нижней образующими корпуса автоклава устанавливают термоэлектрические термометры (10) и трёхточечный потенциометр, регистрирующий температуру стенки корпуса в верхней и нижней точках.
Для компенсации температурных деформаций, возникающих во время запаривания изделий, к корпусу автоклава при монтаже приваривают 8 подвижных роликовых опор (22) и 1 неподвижную опору (25).
При эксплуатации автоклава принята автоматизированная система непрерывного отвода конденсата, состоящая из сосуда (16) для накопления конденсата и отстаивания, содержащихся в нём твёрдых частиц, электродов-преобразователей верхнего, нижнего и аварийного уровней конденсата с регулятором-сигнализатором уровня (15), запорного вентиля (17) с электромагнитным приводом для выпуска конденсата из накопителя.
Электрод-преобразователь верхнего уровня через блок управления открывает вентиль (17) для стока конденсата, электрод-преобразователь нижнего уровня закрывает вентиль.
Электрод-преобразователь аварийного уровня устанавливают на высоте линии стока. Он предназначен для сигнализации в случае нарушения нормальной работы системы и возникновения опасности утечки пара.
Нижняя часть сосуда служит отстойником и сборником осадка. Накопленный осадок периодически удаляют, промывая сосуд конденсатом под давлением. Давление в паровых отсеках автоклава выправляют с помощью уравнительной линейки.
Для крепления крышек автоклава оборудуют быстродействующими байонетными затворами. Стопорное устройство и сигнально-блокировочная система автоклава обеспечивают возможность впуска пара в автоклав только при правильном и полном закрытии крышки. Чтобы между крышкой и автоклавом не оставалось щели, через которую может выходить пар, в автоклавах ставят резиновую уплотнительную прокладку. Для снижения потерь теплоты поверхность автоклавов и всех паропроводящих магистралей покрывают теплоизоляцией.
Перед загрузкой вагонетками с кирпичом-сырцом очищают автоклав от посторонних предметов, проверяют состояние рельсовых путей, очищают выходной фланец конденсатоотвода. Автоклав загружают вагонетками с кирпичом-сырцом электропередаточными мостами, оборудованными механическими заталкивателями, при помощи которых вагонетки попадают в автоклав.