С основами оценочной деятельности
Обоснование применения на первом этапе обучения трёхбалльной системы оценивания можетбыть проведено методом эвристической беседы.
Эвристическая беседа – способ активизации мышления, возбуждения к познанию, способ формирования познавательных умений, обучение учащихся приёмам активного познавательного общения. Учитель ставит перед детьми ряд вопросов, постепенно подводя их к мысли о возможности применения различных видов оценивания, в том числе и без отметок – с помощью «волшебных линеечек»; о возможности сочетания оценки учителя, самооценивания и взаимооценивания, т.е. соуправления учением.
Примерные вопросы для эвристической беседы по обоснованию применения трёхбалльной системы оценивания:
– Ребята, кто хотел бы получать пятёрки? (Все дети поднимут руки.)
– Значит отметку «5» мы оставляем? (Да!)
– В каком случае ставятся отметки 4 и 3? (Выслушивание мнений учащихся.)
Подведение учащихся к выводу – отметки 3 и 4 выставляются за выполненную работу, но с каким-то количеством недочётов, ошибок и часто очень трудно определить, какой отметки заслуживает работа – 3 или 4.
– Предлагаю за выполненную работу с недочётами ставить отметку – «+»!
– В каком случае ставятся отметки 2 и 1? (За очень плохую работу или отсутствие работы.)
– Предлагаю за невыполненную работу или очень-очень плохую работу ставить отметку «–»!
Необходимо договориться с учениками о названии уровней, соответствующих предложенным знакам оценивания:
– «5» – суперуровень;
– «+» – достаточный уровень;
– «–» – уровень тревоги.
Можно оформить названия уровней и соответствующих им знаков оценивания в виде памятки.
На наш взгляд, такой инструментарий оценивания из трёх знаков, где по сути балльной, цифровой отметкой является только «пятёрка», наиболее оптимален в начале обучения, в 1-м классе.
Такой набор оценочных знаков даёт возможность:
– удовлетворить потребность первоклассника в получении пятёрок;
– дифференцировать успехи, не унижая достоинство первоклассника («–» ставится только за невыполненную работу – «забыл!»);
– стимулировать к выполнению работы («–» при выполнении работы легко исправляется на « + »), т. е. ребёнок понимает, что исправление знака «–» вполне достижимо и зависит от него самого;
– устранить субъективность мнения учителя, заменив отметки 3 и 4 знаком «+» при оценивании выполненной работы любого качества, кроме «суперуровня».
При выставлении оценочных знаков учитель:
– опирается на выработанные совместно с учениками критерии оценивания;
– даёт устный комментарий по поводу недочётов и ошибок, над устранением которых необходимо поработать;
– обязательно отмечает лучшие части выполненной работы, находит при этом возможность оценить высшим баллом «5» даже самую маленькую часть работы, поддерживая тем самым даже самых «слабых», начинающих учеников;
– поддерживает уверенность в успехе и стимулирует у детей желание учиться и стремиться к совершенствованию знаний и умений.
Параллельно с оцениванием учитель:
– ведёт учёт успехов и устойчивых затруднений каждого ученика;
– тактично информирует ученика и его родителей о существующих проблемах;
– предлагает пути их устранения;
– отслеживает динамику исправления недостатков (заносит данные проверки в таблицы, вычерчивает диаграммы, т.е. осуществляет мониторинг);
– намечает дальнейшую работу по оказанию помощи ученикам в учении и развитии.
Таким образом, внешняя обратная связь, т.е. та информация, которая поступает от ученика к учителю, позволяет:
– диагностировать затруднения и достижения учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных способностей, качеств личности в целом;
– оценивать результаты работы;
– корректировать свои действия и действия учащихся;
– строить последующий этап обучения на основе достигнутого;
– дифференцировать задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
Обратная связь позволяет учащимся:
– видеть собственные недостатки и достижения;
– получить оценку своей деятельности;
– получить советы по корректированию работы.
В процессе обучения в первом классе можно применять различные способы оценивания в рамках не только общепринятой в России «вычитательной системы оценивания», но и «накопительной системы».
Существенным недостатком традиционной системы оценивания сторонники гуманной педагогики считают то, что она
построена по «принципу вычитания». Есть некий эталон знаний по тому или иному предмету, вопросу, учебной теме – это «пять». Если эталон не достигнут, из высшей отметки вычитаются баллы – так получаются «четыре», «три», «два», т. е. по технологии выставления отметка изначально репрессивна в отношении учащегося, которого систематически наказывают за каждую допущенную ошибку.
Ещё один недостаток заключается в том, что «эталонная» отметка нечувствительна к индивидуальным достижениям школьников. Тридцать ошибок сделал ребёнок в диктанте или десять – всё равно двойка. Хотя, казалось бы, ученик добился существенного прогресса, его нужно поощрить, но в системе «вычитания» механизм поощрения отсутствует. Противники традиционной отметки предлагают перейти к «накопительной» системе оценивания. Её суть в том, что отметка образуется не путём «вычитания», а путём «сложения». За каждое учебное достижение школьник получает балл или несколько баллов в зависимости от значимости этого достижения; затем баллы суммируются. Естественно, такая схема является более гуманной по отношению к учащемуся и позволяет эффективнее стимулировать успешную учебу.
Взяв за основу оценивания принцип «сложения», можно предложить младшим школьникам поиграть в «Фабрику звёзд». Вместо баллов ученики за каждое «достижение» (хороший ответ, хорошую работу) получают «звёзды».
Это могут быть наклейки в виде звёздочек в тетрадях, на творческих работах, звёзды, вырезанные из цветной бумаги и т. д. – все звёздочки должны быть эстетичны, чтобы стимулировать желание их получения. В нашей практике звёздочки были тематически классифицированы с помощью картинок на звёздочках и использования различного цвета – для уроков математики, русского языка, окружающего мира, труда, физкультуры и т.д. При этом велись ведомости учёта полученных звёзд каждым учеником по всем предметам. Процесс накопления шёл две недели (I тур). Затем количество звёзд суммировалось. Объявлялись пять человек, набравших наибольшее количество звёзд. Затем проводился двухнедельный II тур и двухнедельный III тур. По окончании шестинедельного марафона накопления звёзд были подведены итоги и названы пять победителей по результатам трёх туров, которые получили познавательный приз в виде похода в кино (театр, музей).
Организация учебной деятельности и стимулирование учебно-познавательной деятельности с помощью накопительного принципа вызвали большой всплеск активности, повышение успеваемости, старательности, но… дети работали за поощрение (звезда, приз), т.е. формировалась внешняя мотивация учения.
Полемизируя со шведским педагогом Г. Сильестремом, утверждавшим, что вознаграждения за хорошие успехи и поведение прямо противоречат цели воспитания, которое должно внушить бескорыстную любовь к науке и добру, К.Д. Ушинский задаётся вопросом, возможна ли такая любовь в мальчике десяти, одиннадцати лет? Способны ли внушить такую любовь сами предметы, изучаемые в этом возрасте? Великий педагог пишет: «Пусть мальчик учится вначале отчасти из-за награды: поучится больше, вырастет и полюбит науку. Главная задача учения – пробудить интерес и внимание учащихся к тому или другому предмету естественных наук».
Учитывая психологические особенности младших школьников, мы считаем, что в период знакомства с различными видами оценивания для стимулирования учебно-познавательной деятельности допустимо поощрение в виде различных знаков отличия на тетрадях (обложки «Лучшая тетрадь!», «Так держать!», поощрение хорошей работы в виде возможности заняться любимым видом деятельности (например, раскрашиванием выданных учителем картинок). В качестве поощрения за полученные подряд четыре (шесть) отличных отметок на тетрадь прикрепляется отличительный знак (звёздочка, «крепкий орешек») и ученик освобождается в этот день от выполнения домашнего задания по предмету. Чередование различных видов поощрения позволяет поддерживать стремление к успеху, качественное выполнение письменных и устных классных и домашних, творческих работ.
Однако постоянное применение поощрений нецелесообразно в силу очевидности их недостатков.
Во-первых, мы приучаем детей к мысли, что выполнение домашнего задания – это неприятная нагрузка, от которой хотя бы на день избавляют отличников, во-вторых, все преимущества получают, как правило, «сильные», способные ученики. «Слабые» учащиеся с течением времени начинают понимать, что они никогда не получат необходимое количество знаков отличия и связанных с ними преимуществ. Происходит опять-таки деление на «отличников» и «неотличников», формируется завышенная самооценка у первых и заниженная у последних, что не способствует мотивации учения «неотличников», а их в массовой школе большинство.
Нас интересуют условия развития внутренней мотивации учения, развития познавательной потребности, осознанного желания учиться не для отметки, не для «звезды», а для осознания собственного интеллектуального прогресса, нужности знаний для себя и социума.
Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах или неуспехах, т.е. осуществлять внутреннюю обратную связь.
Для реализации технологии соуправления учением необходимо параллельно с использованием трёхбалльной системы оценивания, накопительной системы оценивания систематически создавать ситуации самооценивания, взаимооценивания работ с помощью «волшебных линеечек» (хотя бы один раз в течение каждого урока).
Введение таких форм оценки, как самооценка и взаимооценка, также осуществляется методом эвристической беседы. Работа по самооцениванию и взаимооцениванию может быть начата через одну-две недели оценивания учителем работ и ответов по трёхбалльной системе.
Примерные вопросы для эвристической беседы по обоснованию применения безотметочного оценивания с помощью «волшебных линеечек»:
– Ребята, какие отметки в пятибалльной системе вы знаете? (Пятёрки, четвёрки, тройки, двойки, единицы.)
– Какие знаки мы с вами используем в нашей трёхзнаковой системе? («5», «+», «–».)
– Как вы думаете, можно ли оценивать работу без отметок? (Мнения детей.)
– Существуют такие «волшебные линеечки», с помощью которых можно оценивать письменные работы, устные ответы, собственную работу по тем критериям, которые были обозначены ранее.
– Давайте попробуем оценить, как вы старались на этом уроке.
Начиная с этого момента ученикам предлагается оценить с помощью таких линеечек аккуратность (А.), правильность (П.), красоту (К.) букв, цифр и т.д.
Письменные работы можно оценивать в тетрадях (прописях). При этом дети рисуют «волшебные линеечки» на полях или под выполненной работой. Можно использовать однокритериальные и многокритериальные шкалы.
Устные ответы и работу на уроке можно предлагать оценить на специальных «Листах достижений».
Применяются «Листы достижений» и для учёта достижений по отдельным навыкам – «Скорость счёта», «Скорость письма», «Скорость чтения», а также по любому параметру, динамику совершенствования которого можно проследить. Ученики самостоятельно вписывают в графы свои результаты и наглядно видят прогресс в учебных достижениях и свой рейтинг по данному умению в классе.
На этом же этапе учитель знакомит детей и родителей (на тематическом родительском собрании) с технологией «Портфель ученика», начиная работу по формированию самооценки и в этом направлении.
«Портфель ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.
Отбор работ может вестись либо по одному предмету (например, по математике), либо по разным в течение одного года (четверти) или на протяжении всех лет обучения (например, творческие письменные работы или проекты). «Портфель» может касаться не только академических успехов, но и коммуникативных, спортивных, культуры поведения и пр.
Главное в такой работе — самооценка ученика в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Родители тоже оценивают работу своего сына или дочери, представленную в его «Портфеле», по определенным параметрам и критериям, которые разрабатываются учителем и сообщаются родителям.
Примерные вопросы анкеты для родителей и «экспертов:
– Каково Ваше первое впечатление от «Портфеля»?
– Нравится ли вам оформлениие «Портфеля»?
– Насколько аккуратно и логично организован материал «Портфеля»?
– Насколько самостоятельно ученик создавал свой «Портфель»?
– Что Вас удивило в комментарии ученика?
– Что вызвало чувство гордости?
– Что Вы можете сделать, чтобы помочь ученику в дальнейшем? и т. д.
Результаты работы с «Портфелем достижений»:
– умения учащихся анализировать собственную работу, собственные успехи;
– умения учащихся объективно оценивать свои возможности;
– понимание способов преодоления трудностей, достижения более высоких результатов;
– осознанность учебной деятельности;
– формирование ответственности за свой труд;
– создание объективной картины продвижения ученика в той или иной области.
Таким образом, виды оценочной деятельности на первом этапе знакомства с основами оценочной деятельности таковы:
– трёхзнаковая система оценивания;
– чередование оценивания путём «вычитания» и путём «сложения»;
– применение различных видов поощрения;
– соуправление процессом оценивания на основе самооценки, взаимооценки с помощью «волшебных линеечек»;
– самооценка на основе «Портфеля достижений».
Перечисленные виды оценочной деятельности учащихся в первом классе (можно начинать работу со второго класса) начальной школы становятся подготовительным этапом для перехода к оцениванию по пятибалльной системе.