Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: кто я? какой я? в чем смысл моего существования, моей жизни? Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная по­требность в самопознании, которая отсутствует у животных.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: кто я? ка­кой я? в чем смысл моего существования, моей жизни? Разные люди по- разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характери­стику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовле­творенными своими ответами. Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная по­требность в самопознании, которая отсутствует у животных.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение до­вольно просто, исходя из состава термина «самопознание» — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми ит. п.

Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, еесамоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социаль­ное окружение. Согласно К. Роджерсу, в человеке выделяются две составляющие: Реальное Я — система представлений о себе, своих чувствах, мыс­лях, стремлениях и Идеальное Я — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания и одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние — Социальное окружение — все то, что навязывается человеку со стороны — нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т. д. Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает чувство тревоги, неадаптивные формы поведения, различные психологические проблемы, что приводит к искажению опыта либо отрицанию его. Отсюда самопознание — это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге — средство быть самим собой. Для этого необходимо осознать, как личность воспринимает себя, как ее воспринимают другие, причины, побуждающие искажать свой опыт, действовать в угоду окружению. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации, при которых возможна полнота жизни, ощущение радости жизни, осознание смысла жизни

Задание 4. Постройте собственную модель реального «Я»

В современной психологии существует множество схем, используя ко­торые можно давать развернутые характеристики другим людям, организо­вывать собственное самопознание и характеризовать самого себя. В самом общем виде можно выделить следующие сферы, которые могут быть под­вергнуты самоанализу и самопознанию

Личностно-характерологическая сфера качества личности и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям (доброжела­тельность, общительность, вежливость, уступчивость и др. ), к деятельности, труду, учебе (инициативность, исполнительность, трудолюбие и др ) самому себе (самоуважение, уверенность-неуверенность); вещам (бережливость, аккуратность, опрятность). природе, искусству, науке и т. п.

Мотивационно-ценностная сфера личности самопознание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые опреде­ляют деятельность и поведение.

Эмоционально-волевая сфера личности - познание своих эмоциональ­ных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умении мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.

Сфера способностей и возможностей — анализ своих способностей в paзных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов

Познавательная сфера личности осознание ипонимание функциони­рования психических процессов восприятия, памяти, мышления, воображе­ния; свойств и качеств своею ума, внимательности, способов решения жиз­ненных и профессиональных задач

Сфера внешнего облика — самоанализ облика, внешнего вида, походки, манеры держать себя, разговаривать, а также свойств, которые в своей сово­купности определяют темперамент.

Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — ана­лиз связей с другими людьми — близкими и не очень близкими, взаимодей­ствия стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.

Сфера деятельности — знания, умения, навыки, способности человека, их развитие и использование в жизни и деятельности.

Сфера собственного жизненного пути — умение анализировать прожи­тое, подводить какие-то итоги, строить планы на будущее, заниматься про­гнозированием личности и самопрогнозированием.

Можно говорить о самопознании себя во внешнем и внутреннем мире. Познать себя во внешнем мире — значит оценить свое поведение, свои по­ступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для общения.

К внутреннему миру принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли и многое другое. Открытие и познание своего внутренне­го мира— не менее интересное и увлекательное занятие, чем познание свое­го поведения в мире внешнем.

Итак, на вопрос «что надо познавать в себе» нет однозначного ответа. Сферы самопознания могут быть достаточно широкими. Самопознание все­гда связано с тем, что человек думает о себе, что он о себе знает, что думают о нем значимые для пего люди

В общем понимании цель самопознании - это образ результата, ко­торый человек хочет достичьЧем конкретнее и ярче он представляет себе цель, тем полнее будет достигнутый результат.

В качестве результатов самопознания выступают знания человека о себе. Эти знания группируются в конструкты по принципу близости, например:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития - student2.ru

В свою очередь названные конструкты в своей совокупности составляют образ «Я» Согласование, обосно­вание компонентов образа «Я» проясняют для человека его Я-концепцию.

Я-концепция – это система представлений индивида о самом себе, которые в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего Я-концепция менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельной начало и возможности развития в будущем.

С точки зрения эмоционально-ценностного отношения к себе, к наиболее общим результатам самопознания можно отнести чувство самодостаточности, самопринятие и в конечном итоге — самоуважение.

Однако цели самопознания могут быть широкими и узкими, реальными и нереальными, истинными и ложными.

К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом. Немало людей не задумывается над своими жизненными целями, не стремятся к самопознанию, «плывут по течению». Это обедняет их жизнь, делает ее неосмысленной, а поведение человека непредсказуемым.

К узким целям самопознания относится то конкретное содержание обра­за Я, которое становится актуальным в какой-то момент.

Возможна и системная постановка целей. Одной из самых распространенных и широко применяемых систем является триада:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития - student2.ru

Самопознание как важнейший элемент саморазвития - student2.ru встречаются барьеры, которые человеку приходится преодолевать, чтобы успешно работать над саморазвитием.

Какие цели может ставить перед собой человек?

Реальная цель ставится, когда человек анализирует в себе то, что на самом деле существует, а цель нереальная – когда пытается зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.

Истинная цель та, что отвечает внутренним побуждениям человека, ложная может быть навязана или принята под влиянием случайных обстоятельств.

Таким образом, ставить цели самопознания человека побуждают мотивы – движущая сила целеполагания и деятельности в целом. Мотивы самопознания можно разделить на две группы специфические, т.е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредовано.

В основе специфических мотивов лежит интерес к себе. Интерес – это эмоционально окрашенная потребность в познании себя. Различают несколько стадий развития интереса к себе:

1) любознательность – характеризуется стремлением узнать о себе, главным образом, то, что человеку неизвестно, но может быть известно другим людям. Любознательность может не носить стойкого характера, т.е. проявляться только как любопытство, и, когда оно удовлетворяется, человека начинают занимать другие, более насущные вопросы;

2) собственно интерес к себе – устойчивый интерес, который начинает определять новые цели самопознания, расширяет границы деятельности по познанию себя;

3) страсть самопознания – высоко эмоциональный интерес, которому человек может посвятить значительную часть своей жизни. Негативным проявлением страсти к самопознанию являются использования алкогооля и других психотических средств для проникновения в подсознание с целью поиска в себе нечто особенного.

Необходимо отметить, что мотивация человека и самопознание взаимо­связаны: без познания себя, осознавания своих мотивов невозможно в полной мере реализовать свои способности, в то же время, самопознание осуществляется при наличии у человека соответствующих мотивов.

задание: Составьте схему, отражающую цели и мотивы человека в самопознании.

Способы, средства и методы самопознания

К наиболее распространеннымспособам самопознания относятся сле­дующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование соб­ственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, по­веденческой характеристике. Рассмотрим каждый способ подробнее.

Самонаблюдение — это способ самопознания путем наблюдения за со­бой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Самона­блюдение бывает попутным, малоосознанным и целенаправленным.

Самоанализ — процесс разложения на составляющие части черт лично­сти или поведенческих характеристик, установления причинно-следствен­ных связей между ними.

Например, вы установили путем самонаблюдения и фиксации неприят­ных эмоций, что застенчивы Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т. е. каковы признаки застенчивости'’ Вы можете себе скачать:

«Я стесняюсь, я краснею, не могу внятно ответить на поставленные вопро­сы» Если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприят­ные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности.

Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, мож­но поставить вопросы: всегда ли это проявляется? застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? в общении с незнакомыми людьми? со все­ми ли или только с представителями противоположного пола и др. Может выясниться, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противо­положного пола. Можно подумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как вести себя в разных ситуациях, или неуверенность, проявля­ющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая воз­никла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве.

Как видим, приведенный алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно за­дать вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение сопоставление себя с некоторым условным (или реальным) образом, идеалом, принятыми в обществе нормативами.

Moделированиесобственнойличностипредполагаетотображениеотдельныхсвойстви характеристик личности, своих oтношений с другими в символах, знаках, объектах реальных процессов Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как студент» и др. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что могу и т д. Эффективным является и такой прием, когда символами обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, кон­фликты и т. д.

Нарисуйте возможные варианты модели собственной личности.

Осознание противоположностейотносится к способам, которые приме­няются на более поздних этапах процесса самопознания, кoгда тa или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность осуществить самопринятие. Суть его заключается в том, что отдельные качества Личности одновременно имеют и позитивные, и нега­тивные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксиру­емся только на одной стороне, воспринимая ее или как позитивную, или как негативную. Важно в позитивном качестве найти слабые стороны, а в отри­цательном — положительные стороны, так, например, ответственность — это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания от­ветственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызы­вает отрицательные переживания, так как быть ртветственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разруши­тельности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрело­сти, как неумение держать себя в руках, отсутствие выдержки и самообла­дания Но агрессивность — это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому необходимо освоить приемлемые способы ее выражения, научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями. Такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств. в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а ею отрицательные последствия сводятся к минимуму.

Одним из самых распространенныхсредств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах (устный письменный ведение дневника и др ). Самоотчет может проводится в конце какого-то периода - недели, месяца, накануне или сразу после знаменательной даты и тд. Здесь важно воспроизвести события своей жизни в этот период: проанализировать свое поведение в разных ситуациях; отметить все позитивные и негативные стороны; выявить причины, которые побудили поступить так или иначе; представить модели более эффективного поведения; выделить в себе качества и черты личности, ярко проявившиеся в «отчетном» периоде.

К средствам самопознания можно отнести просмотр фильмов, спектаклей, чтения художественной литературы, так как обращая внимание на психологические портреты и характерстики героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек осознанно сравнивает, отождествляет или противопоставляет себя героям.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога, коучинг и пр.

1.4.1.4. Самопознание как процесс и барьеры и самопознании

Самопознание реализуется через совокупность и последовательность действий в результате которых достигается цель – знание о себе, образ «Я». Поскольку самопознание представляет специфическую деятельность, то, как всякая деятельность, оно может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.

Самопознание как процесс можно представить следующим образом:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития - student2.ru

в начале человек обнаруживает в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику. Обнаружение очень важно, без него дальнейшее самопознание невозможно. В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно еезафиксировать в сознание.

Следующий шаг анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, устанавливаются причинно-следственные связи с другими свойствами и качествами

На следующем этапе человек оценивает качество, сравнивая его с неко­торым идеальным образцом, который сам создает, или с общепринятыми и усвоенными ранее образцами. И наконец, наступает очередь принятия (или непринятия) данного каче­ства. Завершение процесса самопознания одновременно начинает новый процесс — самосовершенствования.

На следующем этапе человек оцениваеткачество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом, который сам создает, или с общепринятыми и усвоенными ранее образцами.

И наконец, наступает очередь принятия (или непринятия) данного качества. Завершение процесса самопознания одновременно начинает новый процесс – самосовершенствования.

Однако процесс самопознания не обходится без трудностей, на этом пу­ти встречаются барьеры, которые человеку приходится преодолевать, чтобы успешно работать над саморазвитием.

Таких барьеров множество, их можно разделить на две группы:

- барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы в целом,

- барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

Помимо философских взглядов, существуют психологические барьеры, которые могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

К первой группе можно отнести барьеры:

- возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);

- несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия;

- неумение полноценно использовать различные средства самопознания;

- неспособность выстроить адекватный образ себя, принял, собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

Вторая группа барьероввключает препятствия, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:

— страх познания себя, возникающий в результате боязни обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказываемся обращаться к врачу, пройти обследование. Для человека более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно пе­реживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;

стремление оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиямисоциума, в результате его реальное Я все более отделяются от идеального Я, представляющего, по мнению К Роджерса, глубинные чувства переживания, опыт личности. Человек познает в себе то что отмечают в нем другие, принимает это, начинает жить в соответствии с этимнеадекватнымобразом, отходя от того, что есть на самом деле Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для удовлетворения потребности в признании.

Наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей, которые в силу своей неприемлемости являются травмиру­ющими. Поэтому осознание защит, принятие себя значительно расширяет сферу самопознания, делают личность психологически здоровой.

К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть соб­ственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, дей­ствия.

Эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как человек оказывается не способен встать на позицию собе­седника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку.

Составьте таблицу «Барьеры к самопознанию». Дайте харак­теристику каждого препятствия.

Таким образом, рассмотренные барьеры самопознания дают представле­ние об их существовании, но не исчерпывают их многообразия. У каждого человека могут быть индивидуальные барьеры, препятствующие самопозна­нию В то же время при оказании соответствующей помощи человеку эти ба­рьеры могут быть преодолены. Так, можно обучить человека способам само­познания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, помо­гать преодолевать страхи и защиты, повышать уровень самоуважения, само- принятия. Но наиболее эффективным является самовоспитание способностей к самопознанию, когда личность самостоятельно ставит цели и собственным трудом их достигает.

1.4.2. Саморазвитие и самоопределение личности

1.4.2.1. Сознание и самосознание. Структура самосознания

Обобщение определений позволяет констатировать следующее:

— сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности, благодаря сознанию окружающий мир начинает выступать как объективная реальность;

— человек обобщенно отражает окружающую действительность и, ис­пользуя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;

— люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ста­вить и достигать жизненные цели;

— люди пристрастно относятся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т. п.

В центре сознания находится Я, которое и выступает в качестве инициа­тора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отноше­ний. По мнению С. Рубинштейна, личность как Я в качестве субъекта со­знательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходя­щие от него дела, поступки и сознательно принимает на себя ответствен­ность за них в качестве их автора и творца.

Быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выде­лять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное от­ношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целена­правленные изменения. В то же время человек является объективной реаль­ностью, а значит, может осознавать самого себя.

Таким образом, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосозна­ние,т. е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отноше­нию к себе, самоконтролю и саморегулированию

Как связано сознание и самосознание?

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта и служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. Са­мосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени.

Таким образом, самосознание есть осознание самого себя, рефлексия со­знания относительно себя.

Структура самосознания

Выделение себя в качестве объекта самопознания предполагает множе­ственность Я: в структуре Я можно выделить Я как субъект, как инициа­тивное деятельностное начало и Я как объект; другими словами, Я-познающее и Я-познаваемое. Можно говорить о Я-реальном, Я-идеальном, Я в прошлом, Я в будущем и др. Все эти Я — части целостности, и в то же время каждое из них может занимать роль как познающего (субъекта), так и познаваемого (объекта).

Самопознание как важнейший элемент саморазвития - student2.ru

Тем не менее Я человека едино и неделимо. Такое единство обеспечива­ется памятью, которая «цементирует» личность во времени. Если оно нару­шается, имеет место психическое заболевание — раздвоение личности. В таких ситуациях человек проживает как бы несколько жизней, в одно вре­мя он обладает, например, уравновешенным и спокойным характером, в другое — совсем иным. Известны случаи, когда раздвоение происходит быстро, в течение нескольких часов или даже минут, причем существующая н данный момент личность не подозревает о другой личности, которая функционировала совсем недавно. У здорового нормального человека тако­го разотождествления не бывает.

В теории А АНачалджяна рассматривается соотношение изменчивости и устойчивости самосознания и делается вывод, что со временем оно приобретает относительно устойчивую структуру, «ядерные» образования и подструктуры, которые сохраняют свои характерные особенности. Цен­тром самосознания является Я-концепция, которая состоит из взаимосвязан­ных подструктур или относительно устойчивых Я-образов («актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т. п.).

Самопознание как важнейший элемент саморазвития - student2.ru

Так, телесный Я-образ личности явля­ется базисом, на котором развивается Я-концепция. В структуру актуально­го Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это система приписываемых себе качеств. Актуальное Я играет огромную роль в жизнедеятельности человека, мотивирует активность; де­терминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми и т. д.

Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Динамическое Я меняется в зависимости от достижения успехов или неудач личности. Центральное место в структу­ре динамического Я занимают притязания личности; ее идентификация; представления желательных статусов и ролей.

Идеальное Я включает представление человека о том типе личности, ка­ким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, иден­тификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится.

Будущее, или возможное, Я — представление индивида о том, каким он может стать. К своему будущему Я человек в определенной мере идет не­произвольно, помимо своего желания и идеального Я.

Представляемое Я — это такие образы и маски, которые индивид де­монстрирует, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные черты, слабо­сти своего реального Я.

Модель, созданная О. А. Белобрыкиной, отражает сущностные характе­ристики самосознания — эмоционально-оценочный, волевой, когнитивный (познавательный) компоненты.

задание. Составьте схему, отражающую структуру самосознания, взяв за ос­нову концепцию одного из ученых.

Исходя из уровневой концепции самосознания, определяется сю урон невое строение, при этом каждый уровень имеет сложную структуру, отражающую разнообразные процессы, модальности Я, механизмы самосознания На органическом уровне самосознание отражает физическое Я чеюнека включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие Самочунсiмне можно рассматривать как некоторые обобщающие характеристики (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортное!и Самочувствие — биологическая характеристика самоотношения человека, оно не определяет поступки человека, но может влиять на выбор того или иного поступка и форму поведения. На индивидуальном уровне Я-образ отражает степень соответствия- несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осо­знавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с опре­деленной группой людей — половой, возрастной, этнической, профессио­нальной и др. Идентификация может быть различной по полноте — по од­ному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер. На социальном уровне люди проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенным правилам и нормам общества. Но система пред­писаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и от­ветственность за него и являются критериями личностного уровня самосо­знания. Выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то во имя более ценного и значимого. Его осуществление требует и различных личностных проявлений, иногда противоречащих друг другу (быть мягким и требова­тельным, принимать решения и быть осторожным, выбирать между профес­сиональным долгом и личными симпатиями). Конфликтный смысл может восприниматься личностью сознательно как необходимость выбора либо пе­реживаться как субъективная трудность в виде слабоосознанного ощущения внутреннего дискомфорта.

Таким образом, в психологии структурными компонентами самосозна­ния называются когнитивный (Я-образы), эмоционально-оценочный (самоотношение), поведенческий (регулятивный) компоненты. Анализ подходов к структуре самосознания не только позволяет определить его сложность и многоплановость, но и разрабатывать различные методы его изучения и развития. Одним из таких методов является тренинг самосознания, в ходе которого происходит уточнение, конкретизация и расширение системы зна­ний о себе, своего Я-образа, выработка позитивного самоотношения, адек­ватное оценивание своих возможностей и потенциала и закрепление соб­ственной Я-концепции в конкретных ситуациях

1.4.2.2. Самоопределение личности

Самосознание личности тесно связано с самоопределением В само­определении слипаются в единую смысловую систему обобщенные пред­ставления о мире и о себе самом, определяется смысл существования.

Наиболее глубоко вопросы самоопределения исследованы психологами. В отечественной психологической науке можно выделить классический и постклассический направления изучения самоопределения. В рамках клас­сического направления установлены три подхода к установлению сути лич­ностного самоопределения.

В первом случае психологи, изучая личностное самоопределение, дела­ют акцент на нахождении личностью своей «внутренней сути». В работахН. С. Пряжникова личностное самоопределение описывается как «нахождение самобытного “образа я”, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей». Т. М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом лич­ностном опыте. Данные авторы ставят на первое место в личностном самоопределении познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней.

Во втором случае психологи описывают процесс личностного самоопре­деления через осуществление выбора. Так, JI. И. Божович считает, что лич­ностное самоопределение предполагает выбор будущего пути, М. М. Шибаева — выбор способов и форм реализации жизненной концепции, Е. Ф. Сафин — выбор цели и способов ее достижения.

В третьем случае личностное самоопределение рассматривается как процесс, который подразумевает поиск цели и смысла своего существо­вания, формирование у индивида осознания цели и смысла жизни относи­тельно ценностей, существующих в обществе, с целью выделения и обосно­вания для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции.

Согласно постклассическому системному подходу все понятия, содер­жащие «само-», предполагают «нечто идущее из внутреннего, нечто само­причинное, изнутри побуждаемое и регулируемое». Однако самосознание личности формируется под действием социальной среды, созданных в обществе норм, правил, ценностей Вступая в нормированную социальную дея­тельность, человек попадает в ситуацию, требующую самоопределения.

Важным вкладом отечественных психологов в разработку проблем са­мосознания и самоопределения личности явилось установление их взаи­мосвязи, которая прослеживается при описании механизмов реализации са­мосознания. Учеными выделены основные признаки процесса самоопреде­ления:

1) установление человеком своих особенностей, черт, качеств, возмож­ностей, способностей;

2) выбор человеком критериев, норм оценки себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей;

3) определение имеющихся к настоящему времени качеств, соответ­ствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя;

4) построение своих целей, задач, планов (близких, отдаленных) для раз­вития у себя необходимых качеств, принятия себя;

5) предвосхищение своих потенциальных качеств, соответствующих нормам завтрашнего дня.

По сути, процесс самоопределения длится у человека всю жизнь: чело­век ищет ответы на вопросы: кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения являются изменения, которые он осуществляет в своей жизни: меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, ценностные установки и др. Однако для этого личность должна об­ладать определенным уровнем зрелости. Важно разграничивать понятия взрослости и зрелости. Взрослость — это скорее количественная характери­стика человека, отражающая число прожитых лет, а зрелость — качествен­ная характеристика способности переводить накопленный жизненный опыт в достижения. Зрелость представляет собой акмеологический критерий раз­вития человека, это интегральное качество, результат, возникающий в про­цессе развития и взросления человека в социальной среде

В чем проявляется взаимосвязь самосознания и самоопределения?

На практике для гармоничного самоопределения, кроме соответствую­щей потребности, человеку необходима способность к самопознанию и са­моанализу, рефлексии.

Структурными элементами самоопределения являются разные его ви­ды— личностное, социальное, профессиональное и другие виды самоопре­деления находятся в тесной взаимосвязи

Жизненное самоопределение (определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе нот само­определения), по-видимому, находится в основе других, особенно стратегического самоопределения. Оно начинается практически е рожден

Наши рекомендации