Дефектация металлических корпусов судов.
1. Организация и методика проведения дефектации металлических корпусов судов
Общие положения Дефектация корпусов может выполняться в полном или частичном объеме. Дефектация корпусов в полном объеме проводится специальными комиссиями при очередных освидетельствованиях (перед средним и капитальным ремонтами), а также в случаях необходимости при всех остальных освидетельствованиях. Выполняется в процессе предварительной дефекта-ции судна на плаву или во время периодического слипования (докования), либо в процессе заводского этапа дефектации непосредственно перед началом ремонта. Результаты дефектации представляются на согласование инспектору Российского Речного Регистра (в дальнейшем - Регистру).
В состав комиссии по дефектации корпусов, назначаемой приказом предприятия-исполнителя ремонта, входят:
а) представитель технического отдела - председатель, осуществляет общее руководство работой комиссии, оформляет всю техническую документацию и отвечает за полноту, качество и сроки дефектации;
б) представитель службы судового хозяйства пароходства - заместитель председателя, отвечает за планируемую после ремонта оценку технического состояния и станавливаемый объем ремонта;
в) мастер ОТК завода - выполняет замеры параметров дефектов и оформление технической документации;
г) капитан или механик судна - участвует в проведении подготовительных работ к дефектации, информирует комиссию о наличии и расположении дефектов, выполняет их замеры;
д) производственный мастер завода - организует выполнение подготовительных работ к дефектации, проводит осмотр и замеры параметров дефектов.
Перед первым средним ремонтом после постройки судна и при отсутствии видимого износа замеры остаточных толщин связей корпуса могут не производиться.
Дефектация корпусов в частичном объеме проводится между средними ремонтами (перед промежуточными видами ремонта) и выполняется администрацией судна и владельцем флота для проверки правильности включения в ремонтную ведомость дефектов, требующих устранения. В необходимых случаях к частичной дефектации привлекается представители производственного цеха, ОТК и Регистра.
Нормы допускаемых остаточных толщин и местных остаточных деформаций в Правилах Регистра назначены с учетом разделения судов на 2 группы:
1) суда длиной > 50 м, суда смешанного плавания независимо от длины;
2) все остальные суда.
Классификация дефектов корпусных конструкций Основными дефектами, подлежащими выявлению при дефектации корпусов, являются различные виды износа связей от коррозии и истирания, местные остаточные деформации корпусных конструкций, недопустимые дефекты (по устаревшей терминологии - повреждения) и прочие дефекты.
Для износов связей от коррозии и истирания, отражаемых в документах по дефектации, Правилами Регистра установлена следующая единая терминология в зависимости от степени и характера поражения поверхности:
а) местный износ - частичный износ, охватывающий отдельные участки поверхности связи;
б) сплошной износ - общий износ, охватывающий всю поверхность связи;
в) равномерный износ - сплошной общий износ с утонением, одинаковым по всей поверхности связи;
г) неравномерньй износ - сплошной износ с утонением, различным по всей поверхности связи;
д) язвенный износ - местный износ связи от коррозии в виде отдельных раковин (пятен, язв, точек).
К местным остаточным деформациям связей корпуса, возникающим от воздействия внешних нагрузок (соударения с судами, причалами, льдом, топляками, подводными препятствиями, падающим при погрузке грузом и т. п.), относятся вмятины, бухтины, гофрировки (ребристости) и кромочные деформации.
Под вмятинами понимаются остаточные прогибы листов обшивки корпуса совместно с балками судового набора.
Бухтинами считаются отдельно расположенные остаточные прогибы листов обшивки между балками судового набора.
Гофрировками являются остаточные прогибы листов обшивки между несколькими последовательно расположенными балками судового набора.
Под кромочными деформациями понимается смятие у стенок рамного набора или переборок кромок, примыкающих к наружной обшивке корпуса или настилу грузовой палубы.
К основным видам недопустимых дефектов связей корпуса, выявляемых при дефектации, относятся:
а) дефекты, нормируемые параметры которых превышают допустимые Правилами Регистра величины;
б) общий остаточный прогиб (перегиб) корпуса, сопровождавшийся разрывами, трещинами, потерей устойчивости балок продольного набора и их книц, комингсов люков, резкими поперечными складками палубного настила, обшивки днища, бортов или другими признаками наметившегося
перелома корпуса;
в) любые нарушения целостности непроницаемых связей корпуса (проломы, пробоины, трещины, сквозная коррозия и т. п.);
г) разрывы и трещины балок набора и сварных швов, соединяющих балки между собой и с обшивкой;
д) любая водотечность корпуса и непроницаемых переборок (и, в первую очередь, превышающая возможности осушительной системы);
е) неоднократно повторяющиеся многочисленные трещины вибрационного характера наружной обшивки и других ответственных конструкций корпуса;
ж) потеря устойчивости балок рамного и холостого набора, пиллерсов и раскосов грузовой палубы;
з) погнутость или разрывы выступающих частей корпуса, мешающие эксплуатации судна.
К прочим дефектам, которые не влияют на оценку технического состояния корпуса в процессе эксплуатации, но учитываются при дефекта-ции для устранения при среднем ремонте, относятся цементные заделки водотечности, износ стыковых и угловых сварных швов, деформация выступающих частей корпуса, не мешающие эксплуатации судна и не влияющие на общую прочность корпуса, отдельные глубокие язвы коррозии связей и др.
Подготовка корпуса судна к дефектации Если дефектация корпуса проводится в процессе предварительной дефектации судна (на плаву или во время очередного слипования по графику), то рабочими судоремонтного предприятия с привлечением экипажа вскрываются слани, выполняется зачистка и осушение грузовых трюмов, топливных, балластных и сухих цистерн и отсеков в объемах, необходимых для дефектации.
Места измерения износа связей зачищаются от продуктов коррозии и старой краски. На поперечных переборках и рамных связях бортов или палубы для удобства дефектовщиков наносится мелом или краской нумерация шпангоутов.
Если дефектация корпуса проводится при заводском этапе дефекта-ции судна непосредственно перед началом среднего или капитального ремонтов, то зачищенное и принятое на отстой судно поднимается на слип и устанавливается на отведенном стапельном месте, как правило, на ровный киль. Из отсеков удаляются имеющиеся цементные и другие временные заделки водотечности. При этом также места измерения износа связей зачищаются от продуктов коррозии и старой краски, а на бортах наносится нумерация шпангоутов.
Администрация судна предоставляет комиссии документацию предыдущей дефектации и ремонта корпуса и акты его освидетельствования Регистром.
В необходимых случаях до подъема судна на слип снимаются замеры его осадок для промера состояния упругой линии и выявления возможного наличия наметившегося перелома корпуса.
Документация, оформляемая при дефектации корпусов
В процессе дефектации и по ее итогам комиссией составляются следующие документы:
а) таблицы замеров, которые являются рабочими накопительными документами для записи результатов замеров и расчетов при дефектации и оформляются отдельно: по износу связей корпуса; по вмятинам; по бухтинам, гофрировкам (ребристости); по
недопустимым и прочим дефектам;
б) растяжка наружной обшивки корпуса с нанесенными на нее условными обозначениями (в масштабе чертежа) дефектами. При необходимости дополнительно заполняются растяжки настилов палуб, второго дна, обшивки внутренних бортов и непроницаемых переборок. Для судов длиной до 20 м растяжки наружной обшивки допускается не оформлять;
в) акт дефектации, который содержит минимальные сведения о судне и сводные итоги дефектации, включающие оценку технического состояния корпуса:
после предыдущего среднего ремонта;
устанавливаемую перед предстоящим средним ремонтом;
планируемую владельцем на следующий межремонтный период (до следующего среднего ремонта);
суммарный перечень объемов работ, необходимых для подтверждения надежности планируемой оценки;
заключение инспектора Регистра о согласовании результатов дефек-тации, подготовленных к очередному освидетельствованию.
По результатам дефектации устанавливают одну из двух оценок технического состояния корпуса: годное и негодное. Нормы оценок технического состояния основных элементов приведены в Правилах Регистра.
После согласования Регистром документация по дефектации корпуса передается по одному экземпляру администрации судна, техническому отделу предприятия и Регистру.
При приемке судна из ремонта выполненные объемы работ по корпусу наносятся условными обозначениями на растяжку наружной обшивки, которая может многократно использоваться при всех последующих ремонтах и должна сохраняться на весь срок службы судна.
Все работы, связанные с подготовкой материалов по определению технического состояния корпуса судна (определение износов и деформаций, расчеты, составление растяжки, таблиц износов и т. п.) должны выполнять судовладельцы и предприятия.
Для серийных судов, корпуса которых подвергаются КР или модернизации, а также для судов, общая прочность которых вызывает сомнения, в составе соответствующей проектной документации на ремонт Регистру должны быть представлены расчеты общей прочности корпуса с учетом износов, деформаций и введенных подкреплений.
2. Определение технического состояния корпуса по износу связей
Методика определения износа основных связей корпуса
Износ элементов связи следует определять не менее, чем в двух характерных сечениях в средней части (0,5L) корпуса и по одному сечению в каждой оконечности (0,25L).
Для судов длиной до 50 м допускается принимать по одному сечению как в оконечностях, так и в средней части.
Достаточность количества сечений должна быть определена комиссией и Регистром в зависимости от конструктивных особенностей и возраста судна, вида износа, условий эксплуатации и т.п.
Для всех серийных судов длиной более 50 м должна быть разработана «Схема дефектации корпуса» с назначением поперечных сечений и координат мест замера износов элементов связей. Схема должна быть разработана с учетом следующих указаний, которые правомерны и для остальных судов:
а) поперечные сечения, выбранные для определения износов элементов связей, должны быть наиболее характерными в отношении прочности корпуса (ослабленные большими вырезами, имеющие минимальные площади поперечных сечений и др.);
б) в технических требованиях схемы следует оговорить необходимость измерения остаточных толщин в дополнительных местах, если внешним осмотром или по результатам предыдущих дефектаций будут выявлены участки элементов связей, имеющие повышенный износ по сравнению с сечениями, предусмотренными схемой. В случаях замены наружной обшивки в сечениях, предусмотренных схемой, при последую-
щих дефектациях измерения остаточных толщин должны быть произведены в ближайших к ним сечениях, не имевших замененных листов;
в) для судов, перевозящих жидкие грузы, следует дополнительно измерять износы корпусных конструкций в отсеках, имеющих в процессе эксплуатации наибольшее газовое пространство, а также в отсеках, через которые производится налив и слив груза;
г) для судов, постоянно эксплуатирующихся на мелководье, швартующихся у необорудованного берега, судов, на которых грузовые работы выполняются механизированными способами, с помощью грейфера, а также других судов, связи которых подвержены повышенному износу, участки для измерения следует выбирать в местах примыкания набора к обшивке и настилу;
д) износ каждой группы связей (в поперечном сечении) должен быть
определен для всех элементов этой группы, но допускается определить не
менее чем для пяти элементов палубы, днища, второго дна и не менее чем
для трех элементов наружных и внутренних бортов и переборок. У корпуса существуют следующие группы связей: группа связей палубы, днища, второго дна, бортов и переборок.
Измерение средних остаточных толщин элементов групп связей производить весовым, микрометрическим, ультразвуковым и другими по согласованию с Регистром методами, обеспечивающими надлежащую точность.
Микрометрический метод обладает всем комплексом недостатков, присущих весовому методу (необходим подъем судна на слип, разрушается целостность корпуса засверловкой отверстий, требуется восстановление целостности и герметичности связей после дефектации) и по этим соображениям его использование должно ограничиваться.
Вместе с тем он продолжает применяться из-за простоты и доступности процесса измерения, хотя и не обладает высокой точностью.
Применение микрометрического метода не рекомендуется при повышенном язвенном и неравномерном износе связей.
При ультразвуковом методе определения средней остаточной толщины на дефектуемых элементах связей выбираются участки по аналогии спредыдущим методом, на котором зачищаются три площадки размером 200x200 мм. Щупом (искателем) ультразвукового толщиномера должно быть выполнено не менее 10 измеренийПлощадки зачищаются торцевой фрезой или плоским шабером до чистого металла, а для создания надежного акустического контакта с щупом перед измерением смазываются минеральным маслом.
При технически исправном состоянии измерительного прибора и соответствующей квалификации дефектовщика ультразвуковой метод измерения остаточных толщин связей является наиболее эффективным и предпочтительным, позволяющим выполнять односторонние измерения без подъема судна на слип и разрушения связей при дефектации с точностью, удовлетворяющей требованиям Регистра.
Ультразвуковой метод при дефектации дает несколько заниженные остаточные толщины связей из-за их утонения при обработке площадок для измерения.
При наличии на поверхности измерения язв глубиной 1,5 мм и более необходимо учесть язвенный износ.
Измерение остаточных толщин элементов набора (стенки, пояска) производится теми же методами и средствами измерения, что и обшивки. Толщины элементов набора, где это технически возможно, измеряются штангенциркулем, микрометром и т.п. Количество измеряемых связей определяется на основании внешнего осмотра в зависимости от степени неравномерности износа однородных связей. На элементах набора, сохранивших строительную окраску, измерение остаточных толщин допускается не производить.
Если внешним осмотром установлен значительный износ связи из по-лособульба, то процент износа должен быть определен весовым методом. Для этого необходимо вырезать участок полособульба, отделив его от обшивки с таким расчетом, чтобы после обработки на станке получить образец размерами 200 мм по длине и уменьшенным на 20 мм по высоте.
После очистки образец взвешивают.
3. Определение оценки технического состояния корпуса по износу основных связей
Все замеры средних остаточных толщин элементов групп связей по каждому контрольному сечению и дополнительным местам измерения в процессе дефектации заносятся в табл. 2.3, а после дефектации переносятся на подготовленную растяжку наружной обшивки корпуса.
Оценка технического состояния по износу групп связей во всех контрольных сечениях определяется непосредственно в таблице замеров путем сравнения величин износа К с допустимыми средними износами Кдоппо нормам Регистра.
Если при дефектации будет установлено, что отдельные элементы (скуловой пояс, обшивка вблизи стенок рамного набора и др.) имеют повышенный местный износ, превышающий допустимую норму среднего износа для соответствующей оценки группы связей более чем на 10% или остаточная толщина в районе наиболее развитых язв будет меньше 1,5 мм, то предъявляется требование о замене этих листов или заварке язв независимо от оценки по группе связи.
Если наибольший износ сосредотачивается вдоль линии крепления балок набора, остаточная толщина определяется по наиболее изношенному поперечному сечению (в зоне приварки балок, но не далее 15 мм от ее стенки, вдоль линии наибольшего износа на листе и т. п.).
Если местный повышенный износ в районе сварных швов вдоль поперечных балок будет устранен путем наплавки или иным, согласованным с Регистром, способом, окончательная оценка технического состояния корпуса после ремонта производится по результатам замеров, выполненных вне зоны повышенной местной коррозии.
Общая оценка технического состояния корпуса по износу принимается наихудшей из полученных по группам связей во всех контрольных сечениях.
5. Дефектация недопустимых и прочих дефектов
По всем недопустимым дефектам (повреждениям) и прочим дефектам при дефектации устанавливается необходимость их устранения, метод ремонта и размеры связей, требующих ремонта (по обшивке и набору).
Все данные дефектации заносятся в таблицу замеров и на растяжку наружной обшивки корпуса для последующего определения объема ремонтных работ и включения в ведомость СР и КР судна.
Оценка технического состояния корпуса по всем недопустимым дефектам устанавливается негодное с учетом требований Регистра.
По прочим дефектам выставляется требование об их устранении в процессе СР и КР (см. Правила Регистра)
6. Назначение планируемой оценки технического состояния корпуса после ремонта
Общие положения. Общая оценка технического состояния корпуса перед ремонтом устанавливается по наихудшей оценке, определяемой износом основных групп связей корпуса, местными остаточными деформациями и другими дефектами, недопустимыми по нормам Регистра.
Эта оценка, устанавливаемая непосредственно перед ремонтом, не отражает реального технического состояния корпуса, а указывает на наличие износа отдельных связей корпуса и ряда недопустимых дефектов, устранение которых необходимо для восстановления технического состояния корпуса до уровня планируемой оценки на следующий межремонтный период.
Стратегия назначения планируемой после ремонта оценки технического состояния должна удовлетворять одновременно решению трех трудно совместимых задач:
а) чтобы оценка технического состояния была наиболее высокой, но реальной с учетом общего технического состояния судна;
б) чтобы объем ремонта, необходимый для повышения оценки технического состояния до уровня планируемой, был минимальным;
в) чтобы планируемая оценка технического состояния корпуса была надежной (и особенно по подводной части корпуса) на весь период эксплуатации до следующего СР, что, кроме аварийных случаев, исключает потребность слипования и замены связей при промежуточных видах ремонта и в процессе эксплуатации.
При решении этих задач следует иметь в виду, что стремление к необоснованному повышению оценок технического состояния корпусов ведет к значительному возрастанию объемов ремонта, расхода металла, к перерасходу амортизационных отчислений на ремонт флота и к перегрузке корпусоремонтных цехов.
Также необходимо учитывать, что при повышении предремонтной оценки до планируемой определяющее влияние на увеличение объемов ремонта оказывают не местные деформации и недопустимые дефекты (они остаются в большинстве случаев на мало изменяемом уровне), а из-носы групп связей К, поэтому планируемую после ремонта оценку выбирают именно по этому показателю.
Методика выбора планируемой оценки
Наиболее обоснованными ориентирами для выбора планируемой после ремонта оценки являются:
оценка, установленная после предыдущего среднего ремонта;
преобладающая оценка из всех достигаемых группами связей к следующему среднему ремонту.
Если планировать оценку, которая была после предыдущего среднего ремонта, например годное, то по всем контрольным сечениям выбираются группы связей с достигаемыми к следующему СР оценками негодное и только по этим группам связей выполняется пересчет оценок на годное с назначением в них замены наиболее изношенных элементов (заменяемому поясу или его части проставляется износ Кэл= 0).
Надежность оценки годное будет обеспечена, если средний износ каждой группы связей К не будет превышать допустимой величины по нормам Регистра для планируемой оценки годное, а износ любого из оставляемых элементов Кэл, не будет превышать нормы для этой оценки на 10% к концу следующего межремонтного периода.
Правилами ремонта судов установлены предельные ограничения по замене связей при ремонте корпусов (от общей массы металлического корпуса и надстроек); при ТР - до 3%; при СР - до 8%; при КР - до 20%.
Необходимо отметить, что эти нормы несколько устарели, хотя они и ориентируют на ограничение расхода стали, но по современным понятиям являются очень «мягкими» и совсем не учитывают (не ограничивают) размеры трудовых затрат. В практической работе судоремонтных заводов эти нормы рекомендуется применять как предельно допустимые для каждой группы связей, но не по массе металла, а по площади сменяемой обшивки.
Этим критерием и пользуются при окончательном выборе планируемой после ремонта оценки. В единичных обоснованных случаях решение об увеличении доли заменяемой обшивки принимает владелец флота на уровне Министерства (например, для полной смены настила второго дна и т.п.).
7. Определение объема ремонта
Общие положения. Минимальный объем ремонта, необходимый для обеспечения планируемой после ремонта оценки технического состояния корпуса и ее надежности на период эксплуатации судна до следующего СР определяется в таблицах замеров по данным измерениям линейных и габаритных размеров дефектов в процессе дефектации.
В графе «Объем ремонта» каждой таблицы измерения для каждой группы связей или дефекта в наиболее кратком виде заносится следующая информация:
а) название связи или дефекта (пояс обшивки, рамная или холостая балка
набора, вмятина, бухтина, гофрировка, трещина, коррозия язвами и т. п.);
б) координаты дефекта (палуба, днище, борт и т.д., № - № шп.);
в) вид ремонта (замена, правка, заварка, подварка, наплавка);
г) толщина связи s, мм, или номер профиля;
д) длина связи (дефекта) l0п.м., или площадь связи (дефекта) f= 1эльэл, м,
где 1эли ьэл- габаритные размеры подлежащего ремонту участка или дефекта, измеряемые по линиям, параллельным стыкам и пазам обшивки.
Последовательность определения объема ремонта
Сначала определяется объем ремонта по недопустимым и прочим дефектам, подлежащим обязательному устранению, а также по бухтинам, гофрировке и вмятинам, получившим по нормам для заградительных параметров оценку негодное. В конце этих таблиц подсчитывается суммарный итог, сгруппированный отдельно по видам работ, видам и толщинам связей (это будет неизменная составляющая общего объема ремонта).
Затем для планирования оценки годное, подсчитывается для неё ожидаемый объем ремонта по износу связей.
Длина заменяемых элементов (поясов или их наиболее изношенных частей) берется по длине участков корпуса, на которые распространяются замеры остаточных толщин в каждом контрольном сечении (или уточняется непосредственно на корпусе судна при дополнительном осмотре).
Ширина элементов (поясов) берется по чертежу растяжки наружной обшивки.
Общий объем ремонта по корпусу получается суммированием итогов по всем таблицам замеров и вместе с установленными оценками заносится в «Акт дефектации».
При определении общего объема ремонта необходимо следить, чтобы в разных таблицах замеров повторно не включались объемы ремонта по устранению дефектов, расположенных на поясах обшивки, подлежащих замене по износу.
Все документы дефектации подписываются комиссией и представляются Регистру для согласования.