Некоторые соображения по выбору кранов
Краны с решетчатыми стрелами с гибким подвесом имеют более пологие грузовые характеристики и большие грузовые моменты по сравнению с кранами с телескопическими подпорными стрелами, вес которых превышает в 2-4 раза вес решетчатой стрелы одинаковой длины и грузоподъемности.
Для продолжительной работы на объекте предпочтительны гусеничные краны. Однако, надо знать, что гусеничный ход монтажным кранам обеспечивает не проходимость, а возможность работы без выносных опор и передвижение с грузом массой до 80% от предельного. Гусеничному крану для безаварийной работы в большей степени, чем пневмоколесному. требуется твердый грунт и настилы из железобетонных плит или из инвентарных стальных листов толщиной 25-40 мм по слою песка или щебня,
При движении гусеничного крана с предельным грузом, до 75% от общей массы крана и груза приходится на ленивец и на один следующий за ним каток на каждой гусенице. Это обстоятельство надо учитывать при устройстве основания под гусеничные краны.
Аутригерные краны передают через свои металлические подушки выносных опор давление 30-60 кг/см2. Для исключения продавливания грунта, имеющего, как правило, несущую способность 2-4 кг/см2, нужно во много раз увеличить площадь опирания за счет бруса, шпал, железобетонных или стальных плит.
Пневмоколесные краны имеют преимущество перед гусеничными при частых перемещениях на значительные расстояния в пределах объекта, хотя проигрывают им в связи с ограниченными возможностями при работе без выносных опор.
Автокраны и краны на шасси автомобильного типа предназначены для работы на рассредоточенных объектах, нужны при частых выездах с одного объекта на другой и к местам погрузки и выгрузки грузов.
Телескопические краны весьма эффективны для разовых работ, связанных с подъемом грузов на большую высоту, для погрузки, выгрузки и работе на объектах с малой продолжительностью крановых работ.
Практическая грузоподъемность импортных телескопических кранов составляет от 60 до 75% от указанной фирмой максимальной, реализовать которую на практике не представляется возможным из-за малого вылета, развитого опорного контура и небольшой длины основной стрелы.
Для сооружения пролетных строений из монолитного бетона весьма эффективны новые мобильные башенные краны с кареткой на стреле, небольшой от 1 до 4 т грузоподъемности с вылетом от 30 до 40 м, высотой подъема крюка от 15 до 25м, без кабины машиниста, управляемые крановщиком с переносного пульта.
Некоторые сведения из правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
ПУБЭГК-1994г МПС.
По сравнению с действовавшими до 1994 г., в новых правилах значительно (в 1,15-1,55 раз) снижены коэффициенты запаса прочности крановых канатов в зависимости от места их работы на основе новой классификации длительности и групп режимов работы крановых механизмов.
Канаты лебедок грузоподъемных кранов должны удовлетворять условию: , где S - максимальное натяжение каната, кгс; F0 — разрывное усилие каната в целом, кгс: , F - суммарное разрывное усилие проволок каната; Zр - минимальный коэффициент запаса прочности по виду кранов.
Для всех кранов, кроме стреловых самоходных, коэффициент запаса Zр устанавливается по режиму нагрузки М при работе механизмов подъема крюка, изменения вылета стрелы, передвижения каретки (грузовые, стреловые, тяговые канаты).
С 1994 г. Группа режима | До 1994 г. Режим работы крана | С 1994 г. Zp | До 1994 г. К |
МЗ | легкий | 3,55 | 5,0 |
М4 | средний | 4,0 | 5,5 |
М5 | тяжелый | 4,5 | 6,0 |
М6 | весьма тяжелый | 5,6 | 6,0 |
Для вантов (растяжек) стрел
МЗ - ZP=3,0 K=3,5 | М5 - ZP=4,0 К=3,5 |
М4 - Zр=3,5 K=3,5 | M6-ZP=4,5 K=3,5 |
Для стреловых самоходных кранов коэффициент запаса Zp зависит от класса использования механизма А и группы режима работы М.
А4 - соответствует длительной эксплуатации при интенсивной работе;
A3 - соответствует средней длительности и интенсивности;
А1 - соответствует малозагруженным или не предназначенным для длительной эксплуатации механизмам.
Для грузовых канатов | Для стреловых канатов | ||||||
А | М | Zр | К | А | М | Zр | К |
А1 | МЗ | 5.55 | 5,0 | A1 | М2 | 3,35 | |
A3 | М4 | 4,0 | 5,5 | A3 | МЗ | 3,55 | |
А4 | M5 | 4,5 | 6,0 | А4 | МЗ | 3,55 |
Для вантов Zp=3,0 для всех А и М.
Zp =9,0 для канатов лебедок для подъема людей.
Коэффициент запаса торможения К механизмов подъема груза и стрелы составляет по нормам до 1994 г. для режимов работы крана:
легкого - 1,5; среднего - 1,75; тяжелого - 2,0; весьма тяжелого - 2,5
Правилами 1994 г, для всех классов и групп режимов работы механизмов установлен Кт=l,5.
Большая часть строительных кранов малой и средней грузоподъемности соответствует среднему режиму по старым нормам или классу A3 и группам режимов М4, МЗ.
Краны большой грузоподъемности, как правило, относятся к легкому режиму, грейферные краны - к тяжелому.
Снижение коэффициента запаса позволяет изготовителям увеличить нагрузки на канаты и поднять грузовые характеристики. Однако, при этом повышается ответственность всех причастных к эксплуатации кранов за четкое исполнение регламентов, правил и инструкций с учетом уровня и качества грузоподъемной машины, конкретного завода-изготовителя.
В инструкции по эксплуатации стреловых самоходных кранов указаны требования к рабочим площадкам. Как правило, площадки должны быть твердыми грунтовыми (укатанными, утрамбованными) или с асфальтовым покрытием, допускающими удельное давление 8-10 кг/см2. Если естественное основание не отвечает этим критериям, то следует подходовую часть - при перемещении крана с грузом - или под аутригеры укладывать стальные или железобетонные плиты. Стальной инвентарный настил, толщиной 25-30 мм под гусеничные краны и 20-25 мм - под пневмоколесные, обладает большой укрывистостью (на 1 м2 площади вес от 150 до 235 кг, против 375-625 кг/м2 для плит толщиной от 15 до 25 см), более удобен (практически заподлицо с грунтом, строповка за отверстия, легко подвинуть, соединить при необходимости, быстро укладывается и снимается) и долговечен (в MO-114 эксплуатируется более 15 лет).
Кран должен устанавливаться на все выносные опоры независимо от угла поворота стрелы.
При установке крана вблизи нераскрепленного котлована, ближайшие выносные опоры должны отстоять от линии его контура по дну не менее расстояния, равного 1,5-2,0 его глубины при песчаных, непрочных грунтах, и 0,7-1,0 глубины при прочных глинистых.
При наличии креплений в ППР должно быть указано допускаемое расстояние от выносных опор крана до бровки котлована.