Некоторые соображения по выбору кранов

Краны с решетчатыми стрелами с гибким подвесом имеют более пологие грузовые характеристики и большие грузовые моменты по сравнению с кранами с телескопическими под­порными стрелами, вес которых превышает в 2-4 раза вес решетчатой стрелы одинаковой длины и грузоподъемности.

Для продолжительной работы на объекте предпочтительны гусеничные краны. Однако, надо знать, что гусеничный ход монтажным кранам обеспечивает не проходимость, а возмож­ность работы без выносных опор и передвижение с грузом мас­сой до 80% от предельного. Гусеничному крану для безаварий­ной работы в большей степени, чем пневмоколесному. требуется твердый грунт и настилы из железобетонных плит или из инвентарных стальных листов толщиной 25-40 мм по слою песка или щебня,

При движении гусеничного крана с предельным грузом, до 75% от общей массы крана и груза приходится на ленивец и на один следующий за ним каток на каждой гусенице. Это обстоятель­ство надо учитывать при устройстве основания под гусенич­ные краны.

Аутригерные краны передают через свои металлические по­душки выносных опор давление 30-60 кг/см2. Для исключения продавливания грунта, имеющего, как правило, несущую способность 2-4 кг/см2, нужно во много раз увеличить площадь опирания за счет бруса, шпал, железобе­тонных или стальных плит.

Пневмоколесные краны имеют преимущество перед гусе­ничными при частых перемещениях на значительные рассто­яния в пределах объекта, хотя проигрывают им в связи с огра­ниченными возможностями при работе без выносных опор.

Автокраны и краны на шасси автомобильного типа предназначены для работы на рассредоточенных объектах, нужны при частых выездах с одного объекта на другой и к местам погруз­ки и выгрузки грузов.

Телескопические краны весьма эффективны для разовых работ, связанных с подъемом грузов на большую высоту, для погрузки, выгрузки и работе на объектах с малой продолжи­тельностью крановых работ.

Практическая грузоподъемность импортных телескопических кранов составляет от 60 до 75% от указанной фирмой макси­мальной, реализовать которую на практике не представляется возможным из-за малого вылета, развитого опорного контура и небольшой длины основной стрелы.

Для сооружения пролетных строений из монолитного бе­тона весьма эффективны новые мобильные башенные краны с кареткой на стреле, небольшой от 1 до 4 т грузоподъемности с вылетом от 30 до 40 м, высотой подъема крюка от 15 до 25м, без кабины машиниста, управляемые крановщиком с перенос­ного пульта.

Некоторые сведения из правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

ПУБЭГК-1994г МПС.

По сравнению с действовавшими до 1994 г., в новых пра­вилах значительно (в 1,15-1,55 раз) снижены коэффициенты запаса прочности крановых канатов в зависимости от места их работы на основе новой классификации длительности и групп режимов работы крановых механизмов.

Канаты лебедок грузоподъемных кранов должны удовлетворять условию: Некоторые соображения по выбору кранов - student2.ru , где S - максимальное натяжение каната, кгс; F0 — разрывное усилие каната в целом, кгс: Некоторые соображения по выбору кранов - student2.ru , F - суммарное разрывное усилие прово­лок каната; Zр - минимальный коэффициент запаса прочно­сти по виду кранов.

Для всех кранов, кроме стреловых самоходных, коэффици­ент запаса Zр устанавливается по режиму нагрузки М при ра­боте механизмов подъема крюка, изменения вылета стрелы, передвижения каретки (грузовые, стреловые, тяговые кана­ты).

С 1994 г. Группа режима До 1994 г. Режим работы крана С 1994 г. Zp До 1994 г. К
МЗ легкий 3,55 5,0
М4 средний 4,0 5,5
М5 тяжелый 4,5 6,0
М6 весьма тяжелый 5,6 6,0

Для вантов (растяжек) стрел

МЗ - ZP=3,0 K=3,5 М5 - ZP=4,0 К=3,5
М4 - Zр=3,5 K=3,5 M6-ZP=4,5 K=3,5

Для стреловых самоходных кранов коэффициент запаса Zp зависит от класса использования механизма А и группы ре­жима работы М.

А4 - соответствует длительной эксплуатации при интен­сивной работе;

A3 - соответствует средней длительности и интенсив­ности;

А1 - соответствует малозагруженным или не предназна­ченным для длительной эксплуатации механизмам.

Для грузовых канатов Для стреловых канатов
А М Zр К А М Zр К
А1 МЗ 5.55 5,0 A1 М2 3,35
A3 М4 4,0 5,5 A3 МЗ 3,55
А4 M5 4,5 6,0 А4 МЗ 3,55

Для вантов Zp=3,0 для всех А и М.

Zp =9,0 для канатов лебедок для подъема людей.

Коэффициент запаса торможения К механизмов подъема груза и стрелы составляет по нормам до 1994 г. для режимов работы крана:

легкого - 1,5; среднего - 1,75; тяжелого - 2,0; весьма тяжелого - 2,5

Правилами 1994 г, для всех классов и групп режимов рабо­ты механизмов установлен Кт=l,5.

Большая часть строительных кранов малой и средней гру­зоподъемности соответствует среднему режиму по старым нормам или классу A3 и группам режимов М4, МЗ.

Краны большой грузоподъемности, как правило, относят­ся к легкому режиму, грейферные краны - к тяжелому.

Снижение коэффициента запаса позволяет изготовителям увеличить нагрузки на канаты и поднять грузовые характери­стики. Однако, при этом повышается ответственность всех причастных к эксплуатации кранов за четкое исполнение рег­ламентов, правил и инструкций с учетом уровня и качества грузоподъемной машины, конкретного завода-изготовителя.

В инструкции по эксплуатации стреловых самоходных кра­нов указаны требования к рабочим площадкам. Как правило, площадки должны быть твердыми грунтовыми (укатанными, ут­рамбованными) или с асфальтовым покрытием, допускающи­ми удельное давление 8-10 кг/см2. Если естественное основа­ние не отвечает этим критериям, то следует подходовую часть - при перемещении крана с грузом - или под аутригеры укладывать стальные или железобетонные плиты. Стальной ин­вентарный настил, толщиной 25-30 мм под гусеничные краны и 20-25 мм - под пневмоколесные, обладает большой укрывистостью (на 1 м2 площади вес от 150 до 235 кг, против 375-625 кг/м2 для плит толщиной от 15 до 25 см), более удобен (практически заподлицо с грунтом, строповка за отверстия, легко подвинуть, соединить при необходимости, быстро ук­ладывается и снимается) и долговечен (в MO-114 эксплуати­руется более 15 лет).

Кран должен устанавливаться на все выносные опоры не­зависимо от угла поворота стрелы.

При установке крана вблизи нераскрепленного котлована, ближайшие выносные опоры должны отстоять от линии его контура по дну не менее расстояния, равного 1,5-2,0 его глу­бины при песчаных, непрочных грунтах, и 0,7-1,0 глубины при прочных глинистых.

При наличии креплений в ППР должно быть указано до­пускаемое расстояние от выносных опор крана до бровки кот­лована.

Наши рекомендации