Классификация рисков существованию
Мы будем использовать следующие 4 категории для классификации рисков существованию[69]:
Взрывы (Bangs) — Возникшая на Земле разумная жизнь истребляется в результате относительно внезапной катастрофы, могущей произойти как в результате несчастного случая, так и намеренно.
Сужения (Crunches) — Способность человечества развиться в постчеловечество необратимо повреждена[70], хотя люди продолжают каким-то образом жить.
Скрипы (Shrieks) — Некая форма постчеловечества будет достигнута, но это будет только чрезвычайно узкая доля спектра возможного и желаемого.
Всхлипы (Whimpers) — Постчеловеческая цивилизация возникает, но развивается в направлении, ведущем постепенно, но безвозвратно к полному исчезновению вещей, которые мы ценим, или к состоянию, где эти ценности реализуются только в малой степени от того уровня, который бы мог быть достигнут.
Вооруженные такой классификацией, мы можем начать анализировать наиболее вероятные сценарии в каждой категории. Определения также прояснятся по мере нашего продвижения.
Взрывы
Это — наиболее очевидная форма глобальных рисков. Понять эту концепцию легче всего. Ниже описываются некоторые наиболее возможные пути взрывного[71] завершения существования мира. Я попытался расположить их в порядке возрастания (по моей оценке) вероятности стать причиной истребления возникшей на Земле разумной жизни; но мое намерение в отношении упорядочивания было, скорее, создать базис для дальнейшей дискуссии, чем сделать некие однозначные утверждения.
Преднамеренное злоупотребление нанотехнологиями
В своей зрелой форме молекулярная нанотехнология позволит создавать самовоспроизводящихся роботов размеров с бактерию, которые смогут питаться нечистотами или другой органической материей (Drexler 1985, 1992; Merkle et al. 1991: 187—195; Freitas 2000). Такие репликаторы могут съесть биосферу или разрушить ее другими способами, такими, как отравление ее, сжигание ее или блокирование солнечного света. Человек с преступными намерениями, обладающий этой нанотехнологией, может вызвать истребление разумной жизни на Земле, выпустив таких наноботов в окружающую среду[72].
Технология для создания деструктивных наноботов кажется значительно более простой, чем технология создания эффективной защиты от такой атаки (глобальной нанотехнологической иммунной системы, «активного щита» (Drexler 1985)). Поэтому, скорее всего, будет период уязвимости, в течение которого необходимо не допустить попадания этих технологий в неправильные руки. Также эти технологии могут оказаться трудными для управления ими, поскольку не требуют редких радиоактивных изотопов или огромных, легко обнаруживаемых заводов, как это имеет место при производстве ядерного оружия (Drexler 1985).
Даже если эффективная защита от ограниченной нанотехнологической атаки будет создана до того, как опасные репликаторы будут разработаны и приобретены склонными к самоубийству режимами или террористами, все еще остается опасность гонки вооружений между государствами, владеющими нанотехнологиями. Утверждается (Gubrud 2000), что молекулярное производство приведет к большей нестабильности гонки вооружений и к большей нестабильности в отношении кризисов, чем ядерные вооружения. Нестабильность гонки вооружений означает, что для каждой соревнующейся стороны будут доминировать стремления усилить свое вооружение, приводящее к стремительному раскручиванию гонки вооружений. Нестабильность в отношении кризисов означает, что для каждой стороны главным стремлением будет ударить первым. Два приблизительно одинаково сильных противника, приобретя нанотехнологическое оружие, начнут, с этой точки зрения, массовое производство и конструирование вооружений, которое продолжится до тех пор, пока не случится кризис и не начнется война, потенциально способная вызвать всеобщее окончательное уничтожение. То, что эта гонка вооружений могла бы быть предсказана, не является гарантией того, что международная система безопасности будет создана вовремя — чтобы предупредить эту катастрофу. Ядерная гонка вооружений между СССР и США была предсказана, но, тем не менее, случилась.
Ядерный холокост
США и Россия по-прежнему имеют огромные запасы ядерных вооружений. Но приведет ли полноценная ядерная война к реальному истреблению человечества? Отметьте, что:
(а) для того, чтобы это стало риском существованию, достаточно, чтобы мы не были уверены, что этого не случится.
(б) климатические эффекты широкомасштабной ядерной войны малоизвестны (есть вероятность ядерной зимы).
(в) будущие гонки вооружений между странами не могут быть исключены, и это может привести к возникновению еще больших арсеналов, чем те, что существовали в разгар холодной войны. Мировой запас плутония устойчиво возрастает и достиг величины в 2 000 тонн, что примерно в десять раз больше, чем остается в боеголовках (Leslie 1996: 26). Даже если некоторые люди переживут кратковременные эффекты ядерной войны, она может привести к коллапсу цивилизации. Человеческая раса, живущая в условиях каменного века, может быть (а может и не быть) более стойкой к вымиранию, чем другие виды животных.