Указатель практик и обсуждений
Аджна чакра, кн. II, стр. 650
Амароли, кн. II, стр. 214
Анахата чакра, кн. II, стр. 555
Асаны. Благотворное действие, кн. II, стр. 222
Асаны. Введение, кн. I, стр. 92
Асаны. Правила и приготовления, кн. I, стр. 100
Бинду, кн. III, стр. 47
Бхакти йога:
Часть 1, кн. II, стр. 192
Часть 2, кн. II, стр. 244
Часть 3, кн. II, стр. 296
Часть 4, кн. II, стр. 342
Вегетарианство, кн. I, стр. 428
Вишуддхи чакра, кн. II, стр. 623
Джняна йога, кн. III, стр. 156
Диета и пищеварение, кн. I, стр. 361
Искусство и наука расслабления, кн. I, стр. 63
Йога. Путь к совершенству, кн. III, стр. 468
Карма йога:
Часть 1, кн. I, стр. 656
Часть 2, кн. II, стр. 8
Крийя‑йога. Введение, кн. I, стр. 18
Крийя‑йога:
Часть 1, кн. III, стр. 17
Часть 2, кн. III, стр. 66
Крийя‑йога. Подготовка и правила, кн. III, стр. 27
Манипура чакра, кн. II, стр. 508
Медитация. Введение, кн. I, стр. 396
Медитация. Правила практики, кн. I, стр. 409
Медитация и ум, кн. I, стр. 439
Мозг, кн. II, стр. 478
Муладхара чакра, кн. II, стр. 405
Натуропатия, кн. III, стр. 108
Обзор Книги III, кн. III, стр. 9
Осознание. Введение, кн. I, стр. 179
Первопричина напряженности, кн. I, стр. 119
Прана. Введение, кн. I, стр. 158
Пранаяма, кн. 1, стр. 223
Пранаяма. Дыхание, кн. I, стр. 50
Пранаяма. Правила, кн. I, стр. 234
Психический символ, кн. III, стр. 272
Равновесие жизни:
Часть 1, кн. II, стр. 532
Часть 2, кн. II, стр. 590
Расстройства пищеварения, кн. I, стр. 496
Сатсанг, кн. III, стр. 348
Сахасрара, кн. III, стр. 63
Свадхистхана чакра, кн. II, стр. 452
Структура йоги, кн. I, стр. 310
Тантра, кн. II, стр. 64
Тантра. Янтры, кн. II, стр. 119
Тратака и сосредоточение, кн. I, стр. 644
Устранение психологических проблем:
Часть 1, кн. I, стр. 507
Часть 2, кн. I, стр. 552
Часть 3, кн. I, стр. 606
Чакры:
Часть 1, кн. II, стр. 386
Часть 2, кн. II, стр. 437
Часть 3, кн. II, стр. 500
Что такое йога?, кн. I, стр. 250
Шивалингам, кн. II, стр. 285
Практики Хатха‑йоги
Агнисар крийя, кн. I, стр. 324
Багхи крийя, кн. I, стр. 206
Басти, кн. III, стр. 244
Вама наули, кн. III, стр. 177
Ваман дхоути, кн. I, стр. 196
Варисар дхоути, кн. I, стр. 676
Вастра дхоути, кн. III, стр. 329
Ватасара дхоути, кн. I, стр. 293
Вахнисар дхоути, кн. I, стр. 324
Вьягхра крийя
Гаджа карма, кн. I, стр. 196
Ганеша крийя, кн. II, стр. 141
Гхрита нети, кн. I, стр. 579
Дакшина наули, кн. III, стр. 179
Данта дхоути, кн. I, стр. 84
Данта мула дхоути, кн. I, стр. 84
Джала нети, кн. I, стр. 31
Джихва мула дхоути, кн. I, стр. 83
Дугха нети, кн. I, стр. 579
Кайя кальпа, кн. I, стр. 676
Капал рандхра дхоути, кн. I, стр. 83
Кунджал крийя, кн. I, стр. 196
Кунджара крийя, кн. I, стр. 196
Лагху шанкхапракшалана, кн. I, стр. 676
Мадхьяма наули, кн. III, стр. 176
Мула шодхана, кн. II, стр. 140
Наули:
Стадия 1, кн. III, стр. 173
Стадия 2, кн. III, стр. 211
Свамутра нети, кн. II, стр. 221
Сутра нети, кн. I, стр. 573
Тонизирующие техники для глаз, кн. I, стр. 84
Чакрикарма, кн. II, стр. 141
Чакшу дхоути, кн. I, стр. 84
Шанкхапракшалана, кн. I, стр. 676
Практики Асан
Ардха баддха падмоттанасана, кн. III, стр. 360
Ардха матсиендрасана, кн. I, стр. 582
Ардха падма пасчимоттанасана, кн. II, стр. 417
Ардха падмасана, кн. I, стр. 391
Ардха шалабхасана, кн. I, стр. 529
Ашва санчалана асана, кн. III, стр. 215
Ашва санчаланасана (стадии 4 и 9 сурья намаскар), кн. I, стр. 276
Аштанга намаскар (стадия 6 сурья намаскар), кн. I, стр. 278
Баддха йони асана, кн. II, стр. 378
Баддха падмасана, кн. II, стр. 156
Бака дхьянасана, кн. III, стр. 262
Бхуджангасана, кн. I, стр. 209
Бхуджангасана (стадия 7 сурья намаскар), кн. I, стр. 278
Ваджрасана, кн. I, стр. 17З
Вайю нишкасана, кн. I, стр. 344
Ватаянасана, кн. III, стр. 362
Вирасана, кн. I, стр. 392
Вьягхрасана, кн. I, стр. 338
Вороний шаг, кн. I, стр. 45
Вращение колена, кн. I, стр. 43
Вращение мельницы, кн. I, стр. 45
Гарбхасана, кн. III, стр. 306
Гарудасана, кн. II, стр. 362
Гомукхасана, кн. III, стр. 257
Гупта падмасана, кн. III, стр. 302
Дви пада кандхарасана, кн. III, стр. 477
Движение шеи, кн. I, стр. 47
Двиконасана, кн. I, стр. 695
Джану сиршасана, кн. II, стр. 413
Динамическая пада хастасана, кн. III, стр. 131
Динамическая пасчимоттанасана, кн. II, стр. 45
Динамическое кручение позвоночника, кн. I, стр. 46
Доласана, кн. I, стр. 697
Дханурасана, кн. II, стр. 227
Дхануракаршанасана, кн. III, стр. 259
Йога мудрасана, кн. II, стр. 149
Кагасана, кн. I, стр. 45
Кандхарасана, кн. II, стр. 324
Кати чакрасана, кн. I, стр. 636
Кручение лодыжки, кн. I, стр. 41
Куккутасана, кн. III, стр. 308
Курмасана, кн. III, стр. 335
Лоласана, кн. III, стр. 303
Маюрасана, кн. III, стр. 182
Макарасана, кн. I, стр. 156
Марджариасана, кн. I, стр. 109
Матсьясана, кн. II, стр. 457
Меру вакрасана, кн. I, стр. 220
Мерудандасана, кн. III, стр. 216
Наданусандхана асана, кн. II, стр. 333
Наукасана, кн. I, стр. 74
Нираламба пасчимоттанасана, кн. III, стр. 218
Нираламба сарвангасана, кн. II, стр. 278
Паванмуктасана, кн. I, стр. 152
Пада ангустхасана, кн. III, стр. 128
Пада ангуштхасана, кн. III, стр. 399
Пада прасар пасчимоттанасана, кн. II, стр. 46
Пада хастасана, кн. III, стр. 122
Пададирасана, кн. II, стр. 613
Падахастасана (стадии 3 и 10 сурья намаскар), кн. I, стр. 275
Падма маюрасана, кн. III, стр. 188
Падма сарвангасана, кн. II, стр. 277
Падмасана, кн. I, стр. 384
Парватасана, кн. III, стр. 304
Парватасана (стадии 5 и 8 сурья намаскар), кн. I, стр. 277
Пасчимоттанасана, кн. II, стр. 35
Пашини мудра, кн. II, стр. 670
Полная бабочка, кн. I, стр. 342
Полубабочка, кн. I, стр. 41
Пранамасана (стадии 1 и 12 сурья намаскар), кн. I, стр. 275
Предмедитативные упражнения, кн. I, стр. 40
Пурна матсиендрасана, кн. III, стр. 479
Колка дров, кн. I, стр. 343
Сайтхалиасана, кн. I, стр. 107
Саламба сиршасана, кн. III, стр. 432
Сантоланасана, кн. III, стр. 396
Сарал дханурасана, кн. II, стр. 230
Сарвангасана, кн. II, стр. 255
Сарпасана, кн. I, стр. 216
Свастикасана, кн. I, стр. 390
Сету асана, кн. III, стр. 84
Сиддха йони асана, кн. I, стр. 388
Сиддхасана, кн. I, стр. 386
Симха крийя, кн. I, стр. 142
Симхасана, кн. I, стр. 386
Сиршасана:
Часть 1, кн. II, стр. 514
Часть 2, кн. II, стр. 563
Стоячие асаны, кн. I, стр. 690
Сукхасана, кн. I, стр. 112
Супта ваджрасана, кн. II, стр. 463
Сурья намаскар, кн. I, стр. 268
Тадасана, кн. I, стр. 632
Тирьяка бхуджангасана, кн. I, стр. 637
Тирьяка тадасана, кн. I, стр. 634
Триконасана, кн. I, стр. 690
Ударакаршанасана, кн. I, стр. 639
Урдхва падмасана, кн. III, стр. 436
Уттан падасана, кн. I, стр. 335
Уттханасана, кн. I, стр. 44
Уттхита джану сиршасана, кн. III, стр. 129
Уттхита хаста мерудандасана, кн. III, стр. 217
Уштрасана, кн. I, стр. 331
Халасана и варианты, кн. II, стр. 665
Хануманасана, кн. III, стр. 481
Хаста уттханасана (стадии 2 и 11 сурья намаскар), кн. I, стр. 275
Чакрасана, кн. III, стр. 87
Шавасана:
Часть 1, кн. I, стр. 75
Часть 2, кн. I, стр. 133
Шалабхасана, кн. I, стр. 525
Шанкхапракшалана асана, кн. I, стр. 632
Шашанкасана и варианты, кн. I, стр. 147
Шашанк‑бхуджангасана, кн. I, стр. 214
Эка пада пранамасана, кн. III, стр. 395
Эка пада сирасана, кн. III, стр. 338
Практики пранаямы
Антар кумбхака, кн. I, стр. 466
Бахир кумбхака, кн. I, стр. 699
Брюшное дыхание, кн. I, стр. 58
Бхастрика пранаяма, кн. III, стр. 133
Бхрамари пранаяма, кн. II, стр. 334
Верхнее дыхание, кн. I, стр. 60
Дыхание йогов, кн. I, стр. 61
Каки мудра, кн. III, стр. 369
Капалабхати, кн. III, стр. 440
Кевала кумбхака (определение), кн. I, стр. 642
Мурчха пранаяма, кн. III, стр. 221
Нади шодхана пранаяма:
стадия 1, кн. I, стр. 174
стадия 2, кн. I, стр. 237
стадия 2 (усложненная), кн. I, стр. 298
стадия 3 (с антар кумбхакой), кн. I, стр. 466
стадия 4 (с бахир кумбхакой), кн. I, стр. 699
стадия 4 с джаландхара бандха (антар кумбхака), кн. II, стр. 170
стадия 4 с джаландхара бандха (антар и бахир кумбхака), кн. II, стр. 283
стадия 4 с уддияна бандха, кн. II, стр. 372
стадия 4 с мула бандха, кн. II, стр. 427
стадия 4 с маха бандха, кн. II, стр. 579
Самавета пранаяма, кн. I, стр. 115
Среднее дыхание, кн. I, стр. 59
Сурья бхеда пранаяма, кн. III, стр. 341
Уджайи пранаяма, кн. I, стр. 346
Уджайи пранаяма с АУМ, кн. III, стр. 402
Чатуртха пранаяма, кн. III, стр. 484
Шитали пранаяма, кн. III, стр. 365
Шиткари пранаяма, кн. III, стр. 367
Мудры и бандхи
Агочари мудра, кн. I, стр. 473
Ашвини мудра, кн. II, стр. 279
Бхайрава мудра, кн. II, стр. 49
Бхучари мудра, кн. I, стр. 592
Ваджроли мудра, кн. III, стр. 317
Джняна мудра, кн. I, стр. 460
Джаландхара бандха, кн. II, стр. 159
Йони мудра, кн. II, стр. 377
Каки мудра, кн. III, стр. 369
Кхечари мудра, кн. I, стр. 347
Маха бандха, кн. II, стр. 579
Махайони мудра, кн. II, стр. 50
Мула бандха, кн. II, стр. 421
Набхо мудра, кн. I, стр. 347
Насикагра дришти, кн. I, стр. 174
Насикагра мудра, кн. I, стр. 174
Уддияна бандха, кн. II, стр. 365
Унмани мудра, кн. III, стр. 79
Чин мудра, кн. I, стр. 462
Чинмайя мудра, кн. I, стр. 462
Шамбхави мудра, кн. I, стр. 533
Шанкха мудра, кн. II, стр. 48
Шанмукхи мудра, кн. II, стр. 377
Шунья мудра, кн. II, стр. 50
Медитативные практики
Аджапа джапа:
стадия 1, кн. II, стр. 466
стадия 2, кн. II, стр. 523
стадия 3, кн. II, стр. 581
стадия 4, кн. II, стр. 631
стадия 5, кн. II, стр. 676
Анахата шуддхи, кн. II, стр. 560
Антар мауна:
стадия 1, кн. III, м92
стадия 2, кн. III, стр. 144
стадия 3, кн. III, стр. 190
стадия 4, кн. III, стр. 226
стадия 5, кн. III, стр. 265
стадия 6, кн. III, стр. 310
Анулома вилома, кн. I, стр. 302
Байкхари джапа, кн. II, стр. 180
Вак шуддхи, кн. II, стр. 184
Вишуддхи шуддхи, кн. II, стр. 628
Джапа сахита дхьяна, кн. II, стр. 238
Джапа:
Часть 1, кн. II, стр. 172
Часть 2, кн. II, стр. 236
Ида и пингала шуддхи, кн. II, стр. 617
Йога‑нидра:
Часть 1, кн. III, стр. 372
Часть 2, кн. III, стр. 404
Часть 3, кн. III, стр. 446
Часть 4, кн.Ш, стр. 488
Кайя стхаирьям, кн. I, стр. 419
Ликхит джапа, кн. II, стр. 239
Манасик джапа, кн. II, стр. 181
Нада йога:
Часть 1, кн. II, стр. 329
Часть 2, кн. II, стр. 374
Нахождение аджна чакры, кн. II, стр. 661
Нахождение анахата чакры, кн. II, стр. 559
Нахождение вишуддхи чакры, кн. II, стр. 628
Нахождение муладхара чакры, кн. II, стр. 409
Нахождение свадхистхана чакры, кн. II, стр. 454
Прана шуддхи, кн. I, стр. 302
Произнесение АУМ, кн. I, стр. 702
Джапа пульса, кн. II, стр. 185
Сумирани джапа, кн. II, стр. 239
Тратака:
стадия 1, кн. I, стр. 484
стадия 2, кн. I, стр. 537
стадия 3, кн. I, стр. 595
Трикути джапа, кн. II, стр. 186
Трикути сандхалам, кн. II, стр. 662
Упаншу джапа, кн. II, стр. 181
Чакра шуддхи, кн. II, стр. 560
Чанкраманам, кн. III, стр. 297
Чидакаша дхарана, кн. II, стр. 53
Практики крийя‑йоги
1. Випарита карани мудра, кн. III, стр. 34
2. Чакра анусандхана, кн. III, стр. 40
3. Нада санчалана, кн. III, стр. 79
4. Паван санчалана, кн.Ш, стр. 116
5. Шабда санчалана, кн. III, стр. 167
6. Маха мудра, кн. III, стр. 200
7. Маха бхеда мудра, кн. III, стр. 234
8. Мандуки мудра, кн. III, стр. 286
9. Тадан крийя, кн. III, стр. 292
10. Наумукхи, кн. III, стр. 316
11. Шакти чалини, кн. III, стр. 323
12. Шамбхави, кн. III, стр. 352
13. Амрит пан, кн. III, стр. 356
14. Чакра бхедан, кн. III, стр. 386
15. Сушумна даршана, кн. III, стр. 389
16. Прана ахути, кн. III, стр. 426
17. Уттхан, кн. III, стр. 429
18. Сварупа даршана, кн. III, стр. 470
19. Линга санчалана, кн. III, стр. 471
20. Дхьяна, кн. III, стр. 473
www.e-puzzle.ru
[1]На самом деле Р.Вильгельм не понял практики, описанной в этом тексте, и дал в корне неверную интерпретацию. Адекватный перевод этого текста готовится к печати.
[2]Более подробно о сушумне см.: книга II, урок 22, тема 1.
[3]Книга II, урок 14, тема 3.
[4]Книга III, урок 26, тема 2.
[5]Мы рекомендуем вам обратиться к предыдущему обсуждению, озаглавленному «Устранение психологических проблем»: часть 1 — книга I, урок 9, тема 2; часть 2 — книга I, урок 10, тема 2; часть 3 — книга I, урок 11, тема 1.
[6]Муладхара чакра — книга II, урок 19, тема 2.
Свадхистхана чакра — книга II, урок 20, тема 3.
Манипура чакра — книга II, урок 21, тема 3.
Анахата чакра — книга II, урок 22, тема 2.
Вишуддхи чакра — книга II, урок 23, тема 3.
Аджна чакра — книга II, урок 24, тема 2.
[7]Книга II, урок 20, тема 5.
[8]Книга I, урок 1, тема 2.
[9]Книга I, урок 5, тема 2.
[10]Книга I, урок 7, тема 2.
[11]Книга III, урок 25, тема 5.
[12]Более подробно об иде и пингале см. в разделе «Равновесие жизни»: часть 1 — книга II, урок 22, тема 1; часть 2 — книга II, урок 23, тема 1.
[13]Книга II, урок 23, тема 2.
[14]Подробнее о диете см. тему 3 этого урока.
[15]Сиршасана: часть 1 — книга II, урок 21, тема 4; часть 2 — книга II, урок 22, тема 3.
[16]Книга II, урок 16, тема 2.
[17]Книга I, урок 6, тема 5.
[18]Манипура — книга II, урок 21, тема 3.
Вишуддхи — книга II, урок 23, тема 3.
Аджна — книга II, урок 24, тема 2.
[19]См. тему 5 этого урока.
[20]Книга III, урок 26, тема 1.
[21]Книга I, урок 7, тема 2.
[22]Книга I, урок 7, тема 2.
[23]Книга I, урок 2, тема 5.
[24]Книга I, урок 1, тема 3.
[25]Книга III, урок 26, тема 3.
[26]Книга II, урок 24, тема 2.
[27]Как указывали многие авторы, более подходящим (и понятным современному читателю) является понятие «виртуальности». Некоторые физики проводят параллель между «шунья» и вакуумом Дирака — миром виртуальных частиц с нулевой энергией. Подробнее о параллелях между современной физикой и восточным мистицизмом можно прочитать в книге Фритьофа Капры «Дао физики», (пер.).
[28]Современному читателю может быть понятна метафора «сингулярности» — безразмерной точки, из которой в результате Большою Взрыва родилась Вселенная, (пер.).
[29]Согласно Тибетской Книге Мертвых, бинду, или «неразрушимая капля» — это именно та вечная сущность человека (или любого существа), которая сохраняется от перерождения к перерождению, (пер.).
[30]Тибетская Книга Мертвых подробно описывает путь инволюции, который включает в себя прохождение через промежуточные состояния бардо (своего рода загробный мир, который, однако, существует только в сознании). Это прохождение может закончиться новым перерождением («вхождением в чрево») либо освобождением, если человек осознает, что миры бардо — это порождения его собственного ума. Путь инволюции проходит каждый умерший человек. Согласно идеям восточного мистицизма, направление осознания по пути инволюции, или «смерть до смерти», позволяет избежать очередного перерождения и выйти из круга рождений и смертей: «кто умирает до смерти, тот не умирает, когда приходит смерть». Это означает не бессмертие и не продолжение индивидуального существования на другом уровне (в Царстве Небесном), а вечное бытие в единстве с абсолютом (обожение). (пер.).
[31]Именно поэтому теоретическая физика постепенно подходит к альтернативному описанию реальности в виде единого квантового поля, которое существует вне пространства‑времени в качестве фундаментального субстрата, отдельными проявлениями которого являются элементарные частицы, атомы и т.д. Наиболее смелые ученые даже утверждают, что это единое нелокальное поле (квантово‑волновая функция) имеет информационную природу, таким образом возвращаясь, на новом уровне, к вечной мудрости духовных традиций, (пер.).
[32]Многие авторы указывали на сходство этого представления с идеей Большого Взрыва. Согласно теории космолога Стивена Хокинга, волновая функция вселенной («сокровенное из сокровенного») существовала до Большого Взрыва в «мнимом времени», (пер.).
[33]Подробнее об этом см.: книга II, урок 22, тема 1; книга II, урок 23, тема 1.
[34]Книга II, урок 23, тема 3.
[35]Книга II, урок 20, тема 2.
[36]И здесь напрашивается параллель с современной физикой, в которой также считается, что фундаментальная реальность выражает себя через нематериальную квантово‑волновую функцию («тонкую вибрацию»), (пер.).
[37]Книга II, урок 17, тема 4 и книга II, урок 18, тема 5.
[38]Тема 4 этого урока.
[39]Тема 4 этого урока.
[40]Интересно отметить, что знаменитый нейрофизиолог сэр Джон Экклз высказал гипотезу, согласно которой человеческий моз1 взаимодействует с нематериальным миром сознания через посредство особых нейроанатомических структур — «колоночных модулей» новой коры, расположенных в верхней части черепа, то есть в области макушки; он полагал, что такое взаимодействие может иметь квантово‑волновую природу. Сахасрару можно метафорически сравнить с квантово‑волновой функцией, которая является нелокальной (то есть существует везде и всегда, в любой точке пространства и времени) и не поддается физическому описанию (может быть описана только математически в пространстве мнимых чисел) Интересно также, что положение точки бинду соответствует структурам мозга, ответственным за активацию других отделов мозга, в том числе «модулей» новой коры. В свою очередь, аджна чакра находится в области древних структур ствола мозга, также играющих важную регулирующую роль в функционировании мозга и нервной системы в целом (центральной, симпатической и парасимпатической), — еще один знаменитый нейрофизиолог Уайлдер Пенфильд даже называл их «центрэнцефалическим регулятором» и считал центром осознания. В таком случае, не исключено, что практики крийя‑йоги, связанные с перемещением осознания по «психическим каналам», действительно могут приводить к специфической активации упомянутых мозговых структур и установлению связи с нематериальным (информационным?) миром сознания — сахасрарой, или квантово‑волновой функцией, (пер.).
[41]Английское слово «awareness», которое в русскоязычной литературе принято переводить как «осознание», буквально означает «осведомленность», то есть, по‑русски, «знание о чем‑либо». Однако в английском языке оно имеет и более узкое значение «личное знание, не доступное никому другому» — то есть чисто субъективное переживание, которое не обязательно выражено словами , или представлено понятийному сознанию (в духовных традициях — уму). Когда объект осведомленности выражен понятиями (представлен уму), в английском языке используется термин «conscious awareness» — буквально «сознательная осведомленность». Дело в том, что в большинстве европейских языков слово «сознание» (consciousness) генетически связано со словом «совесть» (conscience), первоначально означавшим знание, потенциально доступное всем (отсюда муки совести: «а вдруг об этом узнают?!»; понятие совести как «сверхэго» появилось гораздо позже, с распространением монотеизма — «Бог всеведущ»). Поэтому для обозначения «интимной» разновидности сознания стали использовать термин «awareness» — осведомленность. Таким образом, можно «быть осведомленным» о том, что выходит за пределы любых понятий (как бинду или сахасрара). Это и есть состояние, соответствующее второму из приведенных определений: совершенное внутреннее молчание (отсутствие понятий) и повышенный уровень бодрствования (осведомленность о всем происходящем без его называния). освидетельствование» — более ограниченный термин, означающий состояние, в котором понятия существуют, но не имеют эмоциональных ассоциаций, приводящих к отождествлению с ними (мысли приходят, какое‑то время остаются, а потом уходят). Авторы не упоминают о третьем определении осознания, которое считается вершиной духовной практики в буддизме и в некоторых других традициях — осознание как осведомленность о внутренних и внешних событиях а о своей осведомленности о них как о процессе, то есть осведомленность об объектах сознания и о состоянии сознания. Согласно Тибетской Книге Мертвых, именно такое осознание ведет к освобождению (выходу из круга рождений и смертей), (пер.).
[42]Более подробное объяснение осознания см. в: книга I, урок 1, тема 1; книга I, урок 3, тема 5.
[43]Бхакти йога: часть 1 — книга II, урок15, тема 1; часть 2 — книга II, урок 16, тема 1; часть 3 — книга II, урок 17, тема 1; часть 4 — книга II, урок 18, тема 1.
[44]Карма йога: часть 1 — книга I, урок 12, тема 1; часть 2 — книга II, урок 13, тема 1.
[45]Джняна йога: часть 1 — книга III, урок 28, тема 1.
[46]В йоге (и в других духовных традициях) «реальность» означает не «окружающую действительность», а прежде всего, реальность переживаемого опыта, которая может отличаться от «окружающей действительности» или даже вообще не иметь с ней ничего общего. В восточном мистицизме «окружающая действительность» называется майей — иллюзией. Современные исследователи сознания называют ее «реальностью консенсуса» или «обусловленной реальностью». В середине XX в. антропологи Сепир и Уорф эмпирически обнаружили, а философ Куэйн теоретически сформулировал принцип «лингвистической относительности», согласно которому воспринимаемая нами «окружающая действительность» определяется понятиями нашего естественного языка Это означает, что мы не воспринимаем то, для чего у нас нет понятий, — не потому, что физически или психологически не способны на это (хотя механизмы блокирования «иррелевантного» опыта действуют уже на уровне органов чувств — см. книгу Р.Грегори «Разумный глаз», вышедшую в издательстве «Мир» в середине 1960‑х гг.), а потому, что наш ум сразу же навязывает нам понятия, хотя бы отдаленно соответствующие отдельным характеристикам опыта, в результате чего мы воспринимаем не то, что есть на самом деле, а то, что хочет увидеть, услышать, почувствовать наш ум. Эта функция ума представляет собой условный рефлекс, который вырабатывается у нас в процессе воспитания параллельно с усвоением естественного языка, за счет поощрения «правильного» и наказания «неправильного» восприятия и поведения окружающим обществом (родителями, учителями и т.д.). В результате такого обусловливания мы склонны называть «трансцендентным» — то есть запредельным — то, что на самом деле является «имманентным», присущим нашей подлинной природе. Вот почему для самопознания — познания глубинных аспектов нашего бытия, для которых у нас нет понятий — необходимы устранение обусловливания и отказ от любых заранее усвоенных понятий, (пер.).
[47]Мы подробно описали эти два психических канала в теме 4 урока 25 книги III.
[48]Книга I, урок 7, тема 2.
[49]Книга I, урок 7, тема 2.
[50]Книга 1, урок 6, тема 5.
[51]Книга III, урок 27, тема 2.
[52]Книга II, урок 14, тема 5.
[53]И, что еще хуже, повредить спинной мозг и навсегда остаться прикованным к постели из‑за паралича ног. (пер.).
[54]Читатели без труда узнают в этой асане классический «мостик» из спортивной и художественной гимнастики, хотя там он выполняется из другого исходного положения; кстати, поза колеса (прогиб с захватом лодыжек руками) входит в число обязательных фигур художественной гимнастики для спортсменок высокого уровня, (пер.).
[55]Книга II, урок 15, тема 4.
[56]Книга I, урок 6, тема 3.
[57]Книга I, урок 4, тема 2.
[58]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[59]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[60]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[61]Подробнее о традиционных медитативных асанах см.: книга I, урок 2, тема 5; книга I, урок 7, тема 2.
[62]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[63]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[64]Эти данные значительно устарели. В настоящее время только в официальной медицине используются как минимум сотни препаратов растительного происхождения, (пер.).
[65]Виноградная диета не подходит для жителей средних широт, потребляющих большое количество дрожжевого хлеба, поскольку вызывает у них усиленное газообразование и вздутие живота, которое обусловлено процессами дрожжевого брожения в кишечнике. Взамен виноградной диеты можно с успехом использовать яблочную (пер.).
[66]Гомеопатия — буквально «лечение подобным» — исходит из постулата, что вещества, которые в относительно больших количествах ядовиты, в чрезвычайно малых количествах обладают лечебным действием. В настоящее время предложен ряд теорий, пытающихся объяснить эффективность гомеопатического лечения, в том числе и такие, в которых предполагается изменение физико‑химических свойств воды под действием бесконечно малых (до нескольких молекул) количеств тех или иных биологически активных веществ О современном состоянии исследований в этой области можно узнать из записи беседы с профессором Е.Бурлаковой на Веб‑странице телепередачи Александра Гордона, (пер.).
[67]Книга III, урок 26, тема 3.
[68]Книга I, урок 7, тема 2.
[69]Книга I, урок 8, тема 3.
[70]Книга I, урок 6, тема 5.
[71]Книга III, урок 26, тема 3.
[72]Книга I, урок 6, тема 5.
[73]Книга III, урок 28, тема 2.
[74]Книга III, урок 26, тема 3.
[75]Книга II, урок 13, тема 2.
[76]Книга II, урок 13, тема 2.
[77]Книга II, урок 13, тема 3.
[78]Книга I, урок 5, тема 2.
[79]Книга I, урок 2, тема 6.
[80]Книга I, урок 6, тема 5.
[81]Книга II, урок 17, тема 4.
[82]Подробно о нади шодхана см.: книга I, урок 3, тема 4.
[83]Эти элементы соответствуют основным природным стихиям: капха — воде, питта — огню, а вата — воздуху (пер.).
[84]Книга II, урок 20, тема 2.
[85]Книга I, урок 7, тема 2.
[86]Книга II, урок 14, тема 3.
[87]Книга II, урок 19, тема 4.
[88]Книга I, урок 1, тема 2.
[89]Более подробно о процессе дыхания см.: книга I, урок 1, тема 4.
[90]Книга III, урок 26, тема 5.
[91]Книга III, урок 26, тема 5.
[92]Книга III, урок 26, тема 5.
[93]Книга III, урок 28, тема 5.
[94]Непереводимая игра слов: имеется в виду, что человек пришел к мастеру дзэн с «ничто»; то есть «ничто», понимаемое как нечто существующее (обозначаемое существительным), также представляет собой предубеждение. Поэтому мастер говорит — «отбрось его», (пер.).
[95]Например, Уильям Джемс приводит в своей книге «Принципы психологии» такое высказывание Моцарта: «Я могу увидеть все произведение единым взором в уме, как будто это прекрасная картина... таким образом я слышу его в своем воображении вовсе не как последовательность... но как бы все сразу», (пер.).
[96]Трудно судить, насколько Эйнштейн был «одержим загадкой времени и пространства», но идея теории относительности действительно пришла к нему как озарение — причем в буквальном смысле, в форме зрительного образа. Как пишет его биограф, Эйнштейн однажды засмотрелся в темном сарае на солнечный луч, который проникал через отверстие в стене (или в крыше), образуя на полу пятнышко света. Эйнштейн представил себе, как это пятнышко, представляющее собой верхушку светового луча, со скоростью света движется во вселенной, и внезапно буквально «увидел», как выглядит вселенная с точки зрения наблюдателя, находящегося в этом пятнышке (современному физику, наверное, скорее пришла бы на ум аналогия серфингиста, несущегося на гребне световой волны). Так или иначе, но именно это озарение (или, если угодно, мистическое переживание) привело к созданию специальной теории относительности, (пер.).
[97]Еше более красноречивая формулировка этого положения принадлежит Нильсу Бору, который сформулировал принцип дополнительности: «Противоположностью тривиальной истины является ложь, но противоположностью глубокой истины может быть столь же глубокая истина».(пер.).
[98]Разумеется, это относится только к двоичной, или Аристотелевой логике, поскольку, в принципе, возможна многозначная логика, с которой согласуются любые Феномены. Примером может служить квантовая логика, учитывающая принцип дополнительности, (пер.).
[99]См. книги Раманы Махариши, Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара, Пападжи (Пунджаджи).
[100]Аджапа джапа, стадия 1: книга II, урок 20, тема 5.
[101]Книга III, урок 27, тема 2.
[102]Книга I, урок 7, тема 2.
[103]Книга III, урок 27, тема 2.
[104]Книга III, урок 29, тема 1.
[105]Книга III, урок 27, тема 2.
[106]Книга III, урок 29, тема 1.
[107]Более подробно о шаткармах см.: книга I, урок 10, тема 3.
[108]Сутра нети — книга I, урок 10, тема 3.
Тратака: стадия 1 — книга I, урок 8, тема 6; стадия 2 — книга 1, урок 9, тема 6; стадия 3 — книга I, урок 10, тема 7.
[109]Книга III, урок 29, тема 2.
[110]Книга I, урок 6, тема 2.
[111]Книга II, урок 18, тема 3.
[112]Возможно, допущена ошибка при иллюстрации, поскольку положение рук на рисунке не соответствует описанию (кисти лежат на тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях), (пер.).
[113]Книга III, урок 29, тема 2.
[114]Книга III, урок 29, тема 2.
[115]Книга II, урок 18, тема 3.
[116]Книга I, урок 3, тема 1.
[117]Книга II, урок 15, тема 2.
[118]Книга III, урок 30, тема 2.
[119]Книга I, урок 3, тема 1.
[120]Книга I, урок 7, тема 2.
[121]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5.
[122]Нетрудно заметить, что третья стадия антар мауны, по существу, аналогична методу свободных ассоциаций в классическом психоанализе. «Исчерпание» всплывающих подсознательных мыслей в психоанализе называется «проработкой», (пер.).
[123]Этот метод ввел в практику психоанализа К.Г.Юнг под названием «управляемое воображение». Суть метода состоит в том, чтобы стараться непосредственно ощущать более глубокий смысл выбранной вами мысли, не передаваемый ее словесным содержанием (т.е. ее значением). Дело в том, что значение всегда несет на себе оттенок позиции третьего лица (даже если вы думаете о себе), в то время как смысл является глубоко личным, то есть выражает позицию первого лица. Если вы ощущаете непосредственный смысл, то он автоматически порождает образы, которые также обладают свойством вызывать ассоциации, однако на гораздо более глубоком уровне. Эти образные ассоциации, в свою очередь, порождают новые словесные мысли и так далее. С помощью такого метода можно извлекать из подсознания (или бессознательного) очень глубоко укорененные конфликты, например, связанные с событиями детства или даже младенчества. Интересно, что образные ассоциации нередко имеют мифологическую природу и связаны с так называемыми «архетипами коллективного бессознательного», к числу которых принадлежат фигуры благостных и гневных божеств, ангелов, демонов, мудрецов, святых и т.д. То есть ваш глубинный конфликт может предстать, например, в форме битвы сил Добра и Зла либо опасного путешествия по неизведанной территории. Об этом необходимо помнить при выполнении любой практики, связанной с манипулированием образами и изменением состояния сознания, иначе порождения вашего собственного ума могут вызвать у вас шок или даже психическое расстройство, (пер.).
[124]Книга II, урок 13, тема 5.
[125]Именно поэтому более эффективно разрешать глубинные психологические конфликты на уровне образов. При использовании метода управляемого воображения и сходных техник не требуется ни малейшего подавления, поскольку происходит глубинное постижение истинной природы конфликта на уровне непосредственно ощущаемого смысла , а затем и ее сознательное понимание (пер.).
[126]Антар мауна: стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5.
[127]Книга III, урок 30, тема 1.
[128]Книга I, урок 6, тема 5.
[129]Книга III, урок 26, тема 3.
[130]Книга I, урок 6, тема 5.
[131]Книга I, урок 9, тема 5.
[132]Книга II, урок 19, тема 4.
[133]Книга I, урок 7, тема 2.
[134]Книга III, урок 28, тема 2.
[135]Книга III, урок 30, тема 1.
[136]Книга III, урок 28, тема 3.
[137]Книга III, урок 28, тема 3.
[138]Книга III, урок 30, тема 2.
[139]Книга III, урок 32, тема 2.
[140]Более подробно о пасчимоттанасане см.: книга II, урок 13, тема 2.
[141]Книга I, урок 2, тема 5 и книга I, урок 7, тема 2.
[142]Книга I, урок 6, тема 5.
[143]Книга I, урок 9, тема 5.
[144]Книга I, урок 6, тема 5.
[145]Книга III, урок 26, тема 3.
[146]Книга I, урок 6, тема 5.
[147]Книга I, урок 9, тема 5.
[148]Книга II, урок 14, тема 3.
[149]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5.
[150]Джапа: часть 1 — книга II, урок 14, тема 5; часть 2 — книга II, урок 15, тема 6.
Уджайи пранаяма — книга I, урок 6, тема 5.
Кайя стхаирьям — книга I, урок 7, тема 6.
[151]Джапа: часть 1 — книга II, урок 14, тема 5; часть 2 — книга II, урок 15, тема 6.
Уджайи пранаяма — книга I, урок 6, тема 5.
Кайя стхаирьям — книга I, урок 7, тема 6.
[152]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5.
[153]Антар мауна, стадия 5: книга III, урок 30, тема 4.
[154]Книга III, урок 29, тема 1.
[155]Книга I, урок 6, тема 5.
[156]Книга I, урок 6, тема 5.
[157]Книга III, урок 26, тема 3.
[158]Книга II, урок 19, тема 4.
[159]Книга I, урок 8, тема 5.
[160]Книга II, урок 14, тема 3.
[161]Книга II, урок 18, тема 3.
[162]Книга 1, урок 7, тема 2.
[163]Книга III, урок 29, тема 1.
[164]Книга III, урок 29, тема 1.
[165]Книга III, урок 31, тема 3.
[166]Книга I, урок 1, тема 2.
[167]Басти широко упоминается в традиционных текстах Аюрведы, однако там этот термин относится к промыванию и очищению толстой кишки различными травяными чаями и настоями Следовательно, вода не втягивается в задний проход, а вводится туда с помощью каких‑либо приспособлений (как в случае обычной медицинской клизмы) См.. например, Васант Лад, «Домашние средства Аюрведы», М., «Саттва», 2000.
[168]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.
[169]Книга II, урок 16, тема 3.
[170]Книга III, урок 27, тема 4.
[171]Книга II, урок 18, тема 3.
[172]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.
[173]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.
[174]Кни<