Указатель практик и обсуждений

Аджна чакра, кн. II, стр. 650

Амароли, кн. II, стр. 214

Анахата чакра, кн. II, стр. 555

Асаны. Благотворное действие, кн. II, стр. 222

Асаны. Введение, кн. I, стр. 92

Асаны. Правила и приготовления, кн. I, стр. 100

Бинду, кн. III, стр. 47

Бхакти йога:

Часть 1, кн. II, стр. 192

Часть 2, кн. II, стр. 244

Часть 3, кн. II, стр. 296

Часть 4, кн. II, стр. 342

Вегетарианство, кн. I, стр. 428

Вишуддхи чакра, кн. II, стр. 623

Джняна йога, кн. III, стр. 156

Диета и пищеварение, кн. I, стр. 361

Искусство и наука расслабления, кн. I, стр. 63

Йога. Путь к совершенству, кн. III, стр. 468

Карма йога:

Часть 1, кн. I, стр. 656

Часть 2, кн. II, стр. 8

Крийя‑йога. Введение, кн. I, стр. 18

Крийя‑йога:

Часть 1, кн. III, стр. 17

Часть 2, кн. III, стр. 66

Крийя‑йога. Подготовка и правила, кн. III, стр. 27

Манипура чакра, кн. II, стр. 508

Медитация. Введение, кн. I, стр. 396

Медитация. Правила практики, кн. I, стр. 409

Медитация и ум, кн. I, стр. 439

Мозг, кн. II, стр. 478

Муладхара чакра, кн. II, стр. 405

Натуропатия, кн. III, стр. 108

Обзор Книги III, кн. III, стр. 9

Осознание. Введение, кн. I, стр. 179

Первопричина напряженности, кн. I, стр. 119

Прана. Введение, кн. I, стр. 158

Пранаяма, кн. 1, стр. 223

Пранаяма. Дыхание, кн. I, стр. 50

Пранаяма. Правила, кн. I, стр. 234

Психический символ, кн. III, стр. 272

Равновесие жизни:

Часть 1, кн. II, стр. 532

Часть 2, кн. II, стр. 590

Расстройства пищеварения, кн. I, стр. 496

Сатсанг, кн. III, стр. 348

Сахасрара, кн. III, стр. 63

Свадхистхана чакра, кн. II, стр. 452

Структура йоги, кн. I, стр. 310

Тантра, кн. II, стр. 64

Тантра. Янтры, кн. II, стр. 119

Тратака и сосредоточение, кн. I, стр. 644

Устранение психологических проблем:

Часть 1, кн. I, стр. 507

Часть 2, кн. I, стр. 552

Часть 3, кн. I, стр. 606

Чакры:

Часть 1, кн. II, стр. 386

Часть 2, кн. II, стр. 437

Часть 3, кн. II, стр. 500

Что такое йога?, кн. I, стр. 250

Шивалингам, кн. II, стр. 285

Практики Хатха‑йоги

Агнисар крийя, кн. I, стр. 324

Багхи крийя, кн. I, стр. 206

Басти, кн. III, стр. 244

Вама наули, кн. III, стр. 177

Ваман дхоути, кн. I, стр. 196

Варисар дхоути, кн. I, стр. 676

Вастра дхоути, кн. III, стр. 329

Ватасара дхоути, кн. I, стр. 293

Вахнисар дхоути, кн. I, стр. 324

Вьягхра крийя

Гаджа карма, кн. I, стр. 196

Ганеша крийя, кн. II, стр. 141

Гхрита нети, кн. I, стр. 579

Дакшина наули, кн. III, стр. 179

Данта дхоути, кн. I, стр. 84

Данта мула дхоути, кн. I, стр. 84

Джала нети, кн. I, стр. 31

Джихва мула дхоути, кн. I, стр. 83

Дугха нети, кн. I, стр. 579

Кайя кальпа, кн. I, стр. 676

Капал рандхра дхоути, кн. I, стр. 83

Кунджал крийя, кн. I, стр. 196

Кунджара крийя, кн. I, стр. 196

Лагху шанкхапракшалана, кн. I, стр. 676

Мадхьяма наули, кн. III, стр. 176

Мула шодхана, кн. II, стр. 140

Наули:

Стадия 1, кн. III, стр. 173

Стадия 2, кн. III, стр. 211

Свамутра нети, кн. II, стр. 221

Сутра нети, кн. I, стр. 573

Тонизирующие техники для глаз, кн. I, стр. 84

Чакрикарма, кн. II, стр. 141

Чакшу дхоути, кн. I, стр. 84

Шанкхапракшалана, кн. I, стр. 676

Практики Асан

Ардха баддха падмоттанасана, кн. III, стр. 360

Ардха матсиендрасана, кн. I, стр. 582

Ардха падма пасчимоттанасана, кн. II, стр. 417

Ардха падмасана, кн. I, стр. 391

Ардха шалабхасана, кн. I, стр. 529

Ашва санчалана асана, кн. III, стр. 215

Ашва санчаланасана (стадии 4 и 9 сурья намаскар), кн. I, стр. 276

Аштанга намаскар (стадия 6 сурья намаскар), кн. I, стр. 278

Баддха йони асана, кн. II, стр. 378

Баддха падмасана, кн. II, стр. 156

Бака дхьянасана, кн. III, стр. 262

Бхуджангасана, кн. I, стр. 209

Бхуджангасана (стадия 7 сурья намаскар), кн. I, стр. 278

Ваджрасана, кн. I, стр. 17З

Вайю нишкасана, кн. I, стр. 344

Ватаянасана, кн. III, стр. 362

Вирасана, кн. I, стр. 392

Вьягхрасана, кн. I, стр. 338

Вороний шаг, кн. I, стр. 45

Вращение колена, кн. I, стр. 43

Вращение мельницы, кн. I, стр. 45

Гарбхасана, кн. III, стр. 306

Гарудасана, кн. II, стр. 362

Гомукхасана, кн. III, стр. 257

Гупта падмасана, кн. III, стр. 302

Дви пада кандхарасана, кн. III, стр. 477

Движение шеи, кн. I, стр. 47

Двиконасана, кн. I, стр. 695

Джану сиршасана, кн. II, стр. 413

Динамическая пада хастасана, кн. III, стр. 131

Динамическая пасчимоттанасана, кн. II, стр. 45

Динамическое кручение позвоночника, кн. I, стр. 46

Доласана, кн. I, стр. 697

Дханурасана, кн. II, стр. 227

Дхануракаршанасана, кн. III, стр. 259

Йога мудрасана, кн. II, стр. 149

Кагасана, кн. I, стр. 45

Кандхарасана, кн. II, стр. 324

Кати чакрасана, кн. I, стр. 636

Кручение лодыжки, кн. I, стр. 41

Куккутасана, кн. III, стр. 308

Курмасана, кн. III, стр. 335

Лоласана, кн. III, стр. 303

Маюрасана, кн. III, стр. 182

Макарасана, кн. I, стр. 156

Марджариасана, кн. I, стр. 109

Матсьясана, кн. II, стр. 457

Меру вакрасана, кн. I, стр. 220

Мерудандасана, кн. III, стр. 216

Наданусандхана асана, кн. II, стр. 333

Наукасана, кн. I, стр. 74

Нираламба пасчимоттанасана, кн. III, стр. 218

Нираламба сарвангасана, кн. II, стр. 278

Паванмуктасана, кн. I, стр. 152

Пада ангустхасана, кн. III, стр. 128

Пада ангуштхасана, кн. III, стр. 399

Пада прасар пасчимоттанасана, кн. II, стр. 46

Пада хастасана, кн. III, стр. 122

Пададирасана, кн. II, стр. 613

Падахастасана (стадии 3 и 10 сурья намаскар), кн. I, стр. 275

Падма маюрасана, кн. III, стр. 188

Падма сарвангасана, кн. II, стр. 277

Падмасана, кн. I, стр. 384

Парватасана, кн. III, стр. 304

Парватасана (стадии 5 и 8 сурья намаскар), кн. I, стр. 277

Пасчимоттанасана, кн. II, стр. 35

Пашини мудра, кн. II, стр. 670

Полная бабочка, кн. I, стр. 342

Полубабочка, кн. I, стр. 41

Пранамасана (стадии 1 и 12 сурья намаскар), кн. I, стр. 275

Предмедитативные упражнения, кн. I, стр. 40

Пурна матсиендрасана, кн. III, стр. 479

Колка дров, кн. I, стр. 343

Сайтхалиасана, кн. I, стр. 107

Саламба сиршасана, кн. III, стр. 432

Сантоланасана, кн. III, стр. 396

Сарал дханурасана, кн. II, стр. 230

Сарвангасана, кн. II, стр. 255

Сарпасана, кн. I, стр. 216

Свастикасана, кн. I, стр. 390

Сету асана, кн. III, стр. 84

Сиддха йони асана, кн. I, стр. 388

Сиддхасана, кн. I, стр. 386

Симха крийя, кн. I, стр. 142

Симхасана, кн. I, стр. 386

Сиршасана:

Часть 1, кн. II, стр. 514

Часть 2, кн. II, стр. 563

Стоячие асаны, кн. I, стр. 690

Сукхасана, кн. I, стр. 112

Супта ваджрасана, кн. II, стр. 463

Сурья намаскар, кн. I, стр. 268

Тадасана, кн. I, стр. 632

Тирьяка бхуджангасана, кн. I, стр. 637

Тирьяка тадасана, кн. I, стр. 634

Триконасана, кн. I, стр. 690

Ударакаршанасана, кн. I, стр. 639

Урдхва падмасана, кн. III, стр. 436

Уттан падасана, кн. I, стр. 335

Уттханасана, кн. I, стр. 44

Уттхита джану сиршасана, кн. III, стр. 129

Уттхита хаста мерудандасана, кн. III, стр. 217

Уштрасана, кн. I, стр. 331

Халасана и варианты, кн. II, стр. 665

Хануманасана, кн. III, стр. 481

Хаста уттханасана (стадии 2 и 11 сурья намаскар), кн. I, стр. 275

Чакрасана, кн. III, стр. 87

Шавасана:

Часть 1, кн. I, стр. 75

Часть 2, кн. I, стр. 133

Шалабхасана, кн. I, стр. 525

Шанкхапракшалана асана, кн. I, стр. 632

Шашанкасана и варианты, кн. I, стр. 147

Шашанк‑бхуджангасана, кн. I, стр. 214

Эка пада пранамасана, кн. III, стр. 395

Эка пада сирасана, кн. III, стр. 338

Практики пранаямы

Антар кумбхака, кн. I, стр. 466

Бахир кумбхака, кн. I, стр. 699

Брюшное дыхание, кн. I, стр. 58

Бхастрика пранаяма, кн. III, стр. 133

Бхрамари пранаяма, кн. II, стр. 334

Верхнее дыхание, кн. I, стр. 60

Дыхание йогов, кн. I, стр. 61

Каки мудра, кн. III, стр. 369

Капалабхати, кн. III, стр. 440

Кевала кумбхака (определение), кн. I, стр. 642

Мурчха пранаяма, кн. III, стр. 221

Нади шодхана пранаяма:

стадия 1, кн. I, стр. 174

стадия 2, кн. I, стр. 237

стадия 2 (усложненная), кн. I, стр. 298

стадия 3 (с антар кумбхакой), кн. I, стр. 466

стадия 4 (с бахир кумбхакой), кн. I, стр. 699

стадия 4 с джаландхара бандха (антар кумбхака), кн. II, стр. 170

стадия 4 с джаландхара бандха (антар и бахир кумбхака), кн. II, стр. 283

стадия 4 с уддияна бандха, кн. II, стр. 372

стадия 4 с мула бандха, кн. II, стр. 427

стадия 4 с маха бандха, кн. II, стр. 579

Самавета пранаяма, кн. I, стр. 115

Среднее дыхание, кн. I, стр. 59

Сурья бхеда пранаяма, кн. III, стр. 341

Уджайи пранаяма, кн. I, стр. 346

Уджайи пранаяма с АУМ, кн. III, стр. 402

Чатуртха пранаяма, кн. III, стр. 484

Шитали пранаяма, кн. III, стр. 365

Шиткари пранаяма, кн. III, стр. 367

Мудры и бандхи

Агочари мудра, кн. I, стр. 473

Ашвини мудра, кн. II, стр. 279

Бхайрава мудра, кн. II, стр. 49

Бхучари мудра, кн. I, стр. 592

Ваджроли мудра, кн. III, стр. 317

Джняна мудра, кн. I, стр. 460

Джаландхара бандха, кн. II, стр. 159

Йони мудра, кн. II, стр. 377

Каки мудра, кн. III, стр. 369

Кхечари мудра, кн. I, стр. 347

Маха бандха, кн. II, стр. 579

Махайони мудра, кн. II, стр. 50

Мула бандха, кн. II, стр. 421

Набхо мудра, кн. I, стр. 347

Насикагра дришти, кн. I, стр. 174

Насикагра мудра, кн. I, стр. 174

Уддияна бандха, кн. II, стр. 365

Унмани мудра, кн. III, стр. 79

Чин мудра, кн. I, стр. 462

Чинмайя мудра, кн. I, стр. 462

Шамбхави мудра, кн. I, стр. 533

Шанкха мудра, кн. II, стр. 48

Шанмукхи мудра, кн. II, стр. 377

Шунья мудра, кн. II, стр. 50

Медитативные практики

Аджапа джапа:

стадия 1, кн. II, стр. 466

стадия 2, кн. II, стр. 523

стадия 3, кн. II, стр. 581

стадия 4, кн. II, стр. 631

стадия 5, кн. II, стр. 676

Анахата шуддхи, кн. II, стр. 560

Антар мауна:

стадия 1, кн. III, м92

стадия 2, кн. III, стр. 144

стадия 3, кн. III, стр. 190

стадия 4, кн. III, стр. 226

стадия 5, кн. III, стр. 265

стадия 6, кн. III, стр. 310

Анулома вилома, кн. I, стр. 302

Байкхари джапа, кн. II, стр. 180

Вак шуддхи, кн. II, стр. 184

Вишуддхи шуддхи, кн. II, стр. 628

Джапа сахита дхьяна, кн. II, стр. 238

Джапа:

Часть 1, кн. II, стр. 172

Часть 2, кн. II, стр. 236

Ида и пингала шуддхи, кн. II, стр. 617

Йога‑нидра:

Часть 1, кн. III, стр. 372

Часть 2, кн. III, стр. 404

Часть 3, кн. III, стр. 446

Часть 4, кн.Ш, стр. 488

Кайя стхаирьям, кн. I, стр. 419

Ликхит джапа, кн. II, стр. 239

Манасик джапа, кн. II, стр. 181

Нада йога:

Часть 1, кн. II, стр. 329

Часть 2, кн. II, стр. 374

Нахождение аджна чакры, кн. II, стр. 661

Нахождение анахата чакры, кн. II, стр. 559

Нахождение вишуддхи чакры, кн. II, стр. 628

Нахождение муладхара чакры, кн. II, стр. 409

Нахождение свадхистхана чакры, кн. II, стр. 454

Прана шуддхи, кн. I, стр. 302

Произнесение АУМ, кн. I, стр. 702

Джапа пульса, кн. II, стр. 185

Сумирани джапа, кн. II, стр. 239

Тратака:

стадия 1, кн. I, стр. 484

стадия 2, кн. I, стр. 537

стадия 3, кн. I, стр. 595

Трикути джапа, кн. II, стр. 186

Трикути сандхалам, кн. II, стр. 662

Упаншу джапа, кн. II, стр. 181

Чакра шуддхи, кн. II, стр. 560

Чанкраманам, кн. III, стр. 297

Чидакаша дхарана, кн. II, стр. 53

Практики крийя‑йоги

1. Випарита карани мудра, кн. III, стр. 34

2. Чакра анусандхана, кн. III, стр. 40

3. Нада санчалана, кн. III, стр. 79

4. Паван санчалана, кн.Ш, стр. 116

5. Шабда санчалана, кн. III, стр. 167

6. Маха мудра, кн. III, стр. 200

7. Маха бхеда мудра, кн. III, стр. 234

8. Мандуки мудра, кн. III, стр. 286

9. Тадан крийя, кн. III, стр. 292

10. Наумукхи, кн. III, стр. 316

11. Шакти чалини, кн. III, стр. 323

12. Шамбхави, кн. III, стр. 352

13. Амрит пан, кн. III, стр. 356

14. Чакра бхедан, кн. III, стр. 386

15. Сушумна даршана, кн. III, стр. 389

16. Прана ахути, кн. III, стр. 426

17. Уттхан, кн. III, стр. 429

18. Сварупа даршана, кн. III, стр. 470

19. Линга санчалана, кн. III, стр. 471

20. Дхьяна, кн. III, стр. 473

www.e-puzzle.ru

[1]На самом деле Р.Вильгельм не понял практики, описанной в этом тексте, и дал в корне неверную интерпретацию. Адекватный перевод этого текста готовится к печати.

[2]Более подробно о сушумне см.: книга II, урок 22, тема 1.

[3]Книга II, урок 14, тема 3.

[4]Книга III, урок 26, тема 2.

[5]Мы рекомендуем вам обратиться к предыдущему обсуждению, озаглавленному «Устранение психологических проблем»: часть 1 — книга I, урок 9, тема 2; часть 2 — книга I, урок 10, тема 2; часть 3 — книга I, урок 11, тема 1.

[6]Муладхара чакра — книга II, урок 19, тема 2.

Свадхистхана чакра — книга II, урок 20, тема 3.

Манипура чакра — книга II, урок 21, тема 3.

Анахата чакра — книга II, урок 22, тема 2.

Вишуддхи чакра — книга II, урок 23, тема 3.

Аджна чакра — книга II, урок 24, тема 2.

[7]Книга II, урок 20, тема 5.

[8]Книга I, урок 1, тема 2.

[9]Книга I, урок 5, тема 2.

[10]Книга I, урок 7, тема 2.

[11]Книга III, урок 25, тема 5.

[12]Более подробно об иде и пингале см. в разделе «Равновесие жизни»: часть 1 — книга II, урок 22, тема 1; часть 2 — книга II, урок 23, тема 1.

[13]Книга II, урок 23, тема 2.

[14]Подробнее о диете см. тему 3 этого урока.

[15]Сиршасана: часть 1 — книга II, урок 21, тема 4; часть 2 — книга II, урок 22, тема 3.

[16]Книга II, урок 16, тема 2.

[17]Книга I, урок 6, тема 5.

[18]Манипура — книга II, урок 21, тема 3.

Вишуддхи — книга II, урок 23, тема 3.

Аджна — книга II, урок 24, тема 2.

[19]См. тему 5 этого урока.

[20]Книга III, урок 26, тема 1.

[21]Книга I, урок 7, тема 2.

[22]Книга I, урок 7, тема 2.

[23]Книга I, урок 2, тема 5.

[24]Книга I, урок 1, тема 3.

[25]Книга III, урок 26, тема 3.

[26]Книга II, урок 24, тема 2.

[27]Как указывали многие авторы, более подходящим (и понятным современному читателю) является понятие «виртуальности». Некоторые физики проводят параллель между «шунья» и вакуумом Дирака — миром виртуальных частиц с нулевой энергией. Подробнее о параллелях между современной физикой и восточным мистицизмом можно прочитать в книге Фритьофа Капры «Дао физики», (пер.).

[28]Современному читателю может быть понятна метафора «сингулярности» — безразмерной точки, из которой в результате Большою Взрыва родилась Вселенная, (пер.).

[29]Согласно Тибетской Книге Мертвых, бинду, или «неразрушимая капля» — это именно та вечная сущность человека (или любого существа), которая сохраняется от перерождения к перерождению, (пер.).

[30]Тибетская Книга Мертвых подробно описывает путь инволюции, который включает в себя прохождение через промежуточные состояния бардо (своего рода загробный мир, который, однако, существует только в сознании). Это прохождение может закончиться новым перерождением («вхождением в чрево») либо освобождением, если человек осознает, что миры бардо — это порождения его собственного ума. Путь инволюции проходит каждый умерший человек. Согласно идеям восточного мистицизма, направление осознания по пути инволюции, или «смерть до смерти», позволяет избежать очередного перерождения и выйти из круга рождений и смертей: «кто умирает до смерти, тот не умирает, когда приходит смерть». Это означает не бессмертие и не продолжение индивидуального существования на другом уровне (в Царстве Небесном), а вечное бытие в единстве с абсолютом (обожение). (пер.).

[31]Именно поэтому теоретическая физика постепенно подходит к альтернативному описанию реальности в виде единого квантового поля, которое существует вне пространства‑времени в качестве фундаментального субстрата, отдельными проявлениями которого являются элементарные частицы, атомы и т.д. Наиболее смелые ученые даже утверждают, что это единое нелокальное поле (квантово‑волновая функция) имеет информационную природу, таким образом возвращаясь, на новом уровне, к вечной мудрости духовных традиций, (пер.).

[32]Многие авторы указывали на сходство этого представления с идеей Большого Взрыва. Согласно теории космолога Стивена Хокинга, волновая функция вселенной («сокровенное из сокровенного») существовала до Большого Взрыва в «мнимом времени», (пер.).

[33]Подробнее об этом см.: книга II, урок 22, тема 1; книга II, урок 23, тема 1.

[34]Книга II, урок 23, тема 3.

[35]Книга II, урок 20, тема 2.

[36]И здесь напрашивается параллель с современной физикой, в которой также считается, что фундаментальная реальность выражает себя через нематериальную квантово‑волновую функцию («тонкую вибрацию»), (пер.).

[37]Книга II, урок 17, тема 4 и книга II, урок 18, тема 5.

[38]Тема 4 этого урока.

[39]Тема 4 этого урока.

[40]Интересно отметить, что знаменитый нейрофизиолог сэр Джон Экклз высказал гипотезу, согласно которой человеческий моз1 взаимодействует с нематериальным миром сознания через посредство особых нейроанатомических структур — «колоночных модулей» новой коры, расположенных в верхней части черепа, то есть в области макушки; он полагал, что такое взаимодействие может иметь квантово‑волновую природу. Сахасрару можно метафорически сравнить с квантово‑волновой функцией, которая является нелокальной (то есть существует везде и всегда, в любой точке пространства и времени) и не поддается физическому описанию (может быть описана только математически в пространстве мнимых чисел) Интересно также, что положение точки бинду соответствует структурам мозга, ответственным за активацию других отделов мозга, в том числе «модулей» новой коры. В свою очередь, аджна чакра находится в области древних структур ствола мозга, также играющих важную регулирующую роль в функционировании мозга и нервной системы в целом (центральной, симпатической и парасимпатической), — еще один знаменитый нейрофизиолог Уайлдер Пенфильд даже называл их «центрэнцефалическим регулятором» и считал центром осознания. В таком случае, не исключено, что практики крийя‑йоги, связанные с перемещением осознания по «психическим каналам», действительно могут приводить к специфической активации упомянутых мозговых структур и установлению связи с нематериальным (информационным?) миром сознания — сахасрарой, или квантово‑волновой функцией, (пер.).

[41]Английское слово «awareness», которое в русскоязычной литературе принято переводить как «осознание», буквально означает «осведомленность», то есть, по‑русски, «знание о чем‑либо». Однако в английском языке оно имеет и более узкое значение «личное знание, не доступное никому другому» — то есть чисто субъективное переживание, которое не обязательно выражено словами , или представлено понятийному сознанию (в духовных традициях — уму). Когда объект осведомленности выражен понятиями (представлен уму), в английском языке используется термин «conscious awareness» — буквально «сознательная осведомленность». Дело в том, что в большинстве европейских языков слово «сознание» (consciousness) генетически связано со словом «совесть» (conscience), первоначально означавшим знание, потенциально доступное всем (отсюда муки совести: «а вдруг об этом узнают?!»; понятие совести как «сверхэго» появилось гораздо позже, с распространением монотеизма — «Бог всеведущ»). Поэтому для обозначения «интимной» разновидности сознания стали использовать термин «awareness» — осведомленность. Таким образом, можно «быть осведомленным» о том, что выходит за пределы любых понятий (как бинду или сахасрара). Это и есть состояние, соответствующее второму из приведенных определений: совершенное внутреннее молчание (отсутствие понятий) и повышенный уровень бодрствования (осведомленность о всем происходящем без его называния). освидетельствование» — более ограниченный термин, означающий состояние, в котором понятия существуют, но не имеют эмоциональных ассоциаций, приводящих к отождествлению с ними (мысли приходят, какое‑то время остаются, а потом уходят). Авторы не упоминают о третьем определении осознания, которое считается вершиной духовной практики в буддизме и в некоторых других традициях — осознание как осведомленность о внутренних и внешних событиях а о своей осведомленности о них как о процессе, то есть осведомленность об объектах сознания и о состоянии сознания. Согласно Тибетской Книге Мертвых, именно такое осознание ведет к освобождению (выходу из круга рождений и смертей), (пер.).

[42]Более подробное объяснение осознания см. в: книга I, урок 1, тема 1; книга I, урок 3, тема 5.

[43]Бхакти йога: часть 1 — книга II, урок15, тема 1; часть 2 — книга II, урок 16, тема 1; часть 3 — книга II, урок 17, тема 1; часть 4 — книга II, урок 18, тема 1.

[44]Карма йога: часть 1 — книга I, урок 12, тема 1; часть 2 — книга II, урок 13, тема 1.

[45]Джняна йога: часть 1 — книга III, урок 28, тема 1.

[46]В йоге (и в других духовных традициях) «реальность» означает не «окружающую действительность», а прежде всего, реальность переживаемого опыта, которая может отличаться от «окружающей действительности» или даже вообще не иметь с ней ничего общего. В восточном мистицизме «окружающая действительность» называется майей — иллюзией. Современные исследователи сознания называют ее «реальностью консенсуса» или «обусловленной реальностью». В середине XX в. антропологи Сепир и Уорф эмпирически обнаружили, а философ Куэйн теоретически сформулировал принцип «лингвистической относительности», согласно которому воспринимаемая нами «окружающая действительность» определяется понятиями нашего естественного языка Это означает, что мы не воспринимаем то, для чего у нас нет понятий, — не потому, что физически или психологически не способны на это (хотя механизмы блокирования «иррелевантного» опыта действуют уже на уровне органов чувств — см. книгу Р.Грегори «Разумный глаз», вышедшую в издательстве «Мир» в середине 1960‑х гг.), а потому, что наш ум сразу же навязывает нам понятия, хотя бы отдаленно соответствующие отдельным характеристикам опыта, в результате чего мы воспринимаем не то, что есть на самом деле, а то, что хочет увидеть, услышать, почувствовать наш ум. Эта функция ума представляет собой условный рефлекс, который вырабатывается у нас в процессе воспитания параллельно с усвоением естественного языка, за счет поощрения «правильного» и наказания «неправильного» восприятия и поведения окружающим обществом (родителями, учителями и т.д.). В результате такого обусловливания мы склонны называть «трансцендентным» — то есть запредельным — то, что на самом деле является «имманентным», присущим нашей подлинной природе. Вот почему для самопознания — познания глубинных аспектов нашего бытия, для которых у нас нет понятий — необходимы устранение обусловливания и отказ от любых заранее усвоенных понятий, (пер.).

[47]Мы подробно описали эти два психических канала в теме 4 урока 25 книги III.

[48]Книга I, урок 7, тема 2.

[49]Книга I, урок 7, тема 2.

[50]Книга 1, урок 6, тема 5.

[51]Книга III, урок 27, тема 2.

[52]Книга II, урок 14, тема 5.

[53]И, что еще хуже, повредить спинной мозг и навсегда остаться прикованным к постели из‑за паралича ног. (пер.).

[54]Читатели без труда узнают в этой асане классический «мостик» из спортивной и художественной гимнастики, хотя там он выполняется из другого исходного положения; кстати, поза колеса (прогиб с захватом лодыжек руками) входит в число обязательных фигур художественной гимнастики для спортсменок высокого уровня, (пер.).

[55]Книга II, урок 15, тема 4.

[56]Книга I, урок 6, тема 3.

[57]Книга I, урок 4, тема 2.

[58]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.

[59]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.

[60]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.

[61]Подробнее о традиционных медитативных асанах см.: книга I, урок 2, тема 5; книга I, урок 7, тема 2.

[62]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.

[63]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.

[64]Эти данные значительно устарели. В настоящее время только в официальной медицине используются как минимум сотни препаратов растительного происхождения, (пер.).

[65]Виноградная диета не подходит для жителей средних широт, потребляющих большое количество дрожжевого хлеба, поскольку вызывает у них усиленное газообразование и вздутие живота, которое обусловлено процессами дрожжевого брожения в кишечнике. Взамен виноградной диеты можно с успехом использовать яблочную (пер.).

[66]Гомеопатия — буквально «лечение подобным» — исходит из постулата, что вещества, которые в относительно больших количествах ядовиты, в чрезвычайно малых количествах обладают лечебным действием. В настоящее время предложен ряд теорий, пытающихся объяснить эффективность гомеопатического лечения, в том числе и такие, в которых предполагается изменение физико‑химических свойств воды под действием бесконечно малых (до нескольких молекул) количеств тех или иных биологически активных веществ О современном состоянии исследований в этой области можно узнать из записи беседы с профессором Е.Бурлаковой на Веб‑странице телепередачи Александра Гордона, (пер.).

[67]Книга III, урок 26, тема 3.

[68]Книга I, урок 7, тема 2.

[69]Книга I, урок 8, тема 3.

[70]Книга I, урок 6, тема 5.

[71]Книга III, урок 26, тема 3.

[72]Книга I, урок 6, тема 5.

[73]Книга III, урок 28, тема 2.

[74]Книга III, урок 26, тема 3.

[75]Книга II, урок 13, тема 2.

[76]Книга II, урок 13, тема 2.

[77]Книга II, урок 13, тема 3.

[78]Книга I, урок 5, тема 2.

[79]Книга I, урок 2, тема 6.

[80]Книга I, урок 6, тема 5.

[81]Книга II, урок 17, тема 4.

[82]Подробно о нади шодхана см.: книга I, урок 3, тема 4.

[83]Эти элементы соответствуют основным природным стихиям: капха — воде, питта — огню, а вата — воздуху (пер.).

[84]Книга II, урок 20, тема 2.

[85]Книга I, урок 7, тема 2.

[86]Книга II, урок 14, тема 3.

[87]Книга II, урок 19, тема 4.

[88]Книга I, урок 1, тема 2.

[89]Более подробно о процессе дыхания см.: книга I, урок 1, тема 4.

[90]Книга III, урок 26, тема 5.

[91]Книга III, урок 26, тема 5.

[92]Книга III, урок 26, тема 5.

[93]Книга III, урок 28, тема 5.

[94]Непереводимая игра слов: имеется в виду, что человек пришел к мастеру дзэн с «ничто»; то есть «ничто», понимаемое как нечто существующее (обозначаемое существительным), также представляет собой предубеждение. Поэтому мастер говорит — «отбрось его», (пер.).

[95]Например, Уильям Джемс приводит в своей книге «Принципы психологии» такое высказывание Моцарта: «Я могу увидеть все произведение единым взором в уме, как будто это прекрасная картина... таким образом я слышу его в своем воображении вовсе не как последовательность... но как бы все сразу», (пер.).

[96]Трудно судить, насколько Эйнштейн был «одержим загадкой времени и пространства», но идея теории относительности действительно пришла к нему как озарение — причем в буквальном смысле, в форме зрительного образа. Как пишет его биограф, Эйнштейн однажды засмотрелся в темном сарае на солнечный луч, который проникал через отверстие в стене (или в крыше), образуя на полу пятнышко света. Эйнштейн представил себе, как это пятнышко, представляющее собой верхушку светового луча, со скоростью света движется во вселенной, и внезапно буквально «увидел», как выглядит вселенная с точки зрения наблюдателя, находящегося в этом пятнышке (современному физику, наверное, скорее пришла бы на ум аналогия серфингиста, несущегося на гребне световой волны). Так или иначе, но именно это озарение (или, если угодно, мистическое переживание) привело к созданию специальной теории относительности, (пер.).

[97]Еше более красноречивая формулировка этого положения принадлежит Нильсу Бору, который сформулировал принцип дополнительности: «Противоположностью тривиальной истины является ложь, но противоположностью глубокой истины может быть столь же глубокая истина».(пер.).

[98]Разумеется, это относится только к двоичной, или Аристотелевой логике, поскольку, в принципе, возможна многозначная логика, с которой согласуются любые Феномены. Примером может служить квантовая логика, учитывающая принцип дополнительности, (пер.).

[99]См. книги Раманы Махариши, Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара, Пападжи (Пунджаджи).

[100]Аджапа джапа, стадия 1: книга II, урок 20, тема 5.

[101]Книга III, урок 27, тема 2.

[102]Книга I, урок 7, тема 2.

[103]Книга III, урок 27, тема 2.

[104]Книга III, урок 29, тема 1.

[105]Книга III, урок 27, тема 2.

[106]Книга III, урок 29, тема 1.

[107]Более подробно о шаткармах см.: книга I, урок 10, тема 3.

[108]Сутра нети — книга I, урок 10, тема 3.

Тратака: стадия 1 — книга I, урок 8, тема 6; стадия 2 — книга 1, урок 9, тема 6; стадия 3 — книга I, урок 10, тема 7.

[109]Книга III, урок 29, тема 2.

[110]Книга I, урок 6, тема 2.

[111]Книга II, урок 18, тема 3.

[112]Возможно, допущена ошибка при иллюстрации, поскольку положение рук на рисунке не соответствует описанию (кисти лежат на тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях), (пер.).

[113]Книга III, урок 29, тема 2.

[114]Книга III, урок 29, тема 2.

[115]Книга II, урок 18, тема 3.

[116]Книга I, урок 3, тема 1.

[117]Книга II, урок 15, тема 2.

[118]Книга III, урок 30, тема 2.

[119]Книга I, урок 3, тема 1.

[120]Книга I, урок 7, тема 2.

[121]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5.

[122]Нетрудно заметить, что третья стадия антар мауны, по существу, аналогична методу свободных ассоциаций в классическом психоанализе. «Исчерпание» всплывающих подсознательных мыслей в психоанализе называется «проработкой», (пер.).

[123]Этот метод ввел в практику психоанализа К.Г.Юнг под названием «управляемое воображение». Суть метода состоит в том, чтобы стараться непосредственно ощущать более глубокий смысл выбранной вами мысли, не передаваемый ее словесным содержанием (т.е. ее значением). Дело в том, что значение всегда несет на себе оттенок позиции третьего лица (даже если вы думаете о себе), в то время как смысл является глубоко личным, то есть выражает позицию первого лица. Если вы ощущаете непосредственный смысл, то он автоматически порождает образы, которые также обладают свойством вызывать ассоциации, однако на гораздо более глубоком уровне. Эти образные ассоциации, в свою очередь, порождают новые словесные мысли и так далее. С помощью такого метода можно извлекать из подсознания (или бессознательного) очень глубоко укорененные конфликты, например, связанные с событиями детства или даже младенчества. Интересно, что образные ассоциации нередко имеют мифологическую природу и связаны с так называемыми «архетипами коллективного бессознательного», к числу которых принадлежат фигуры благостных и гневных божеств, ангелов, демонов, мудрецов, святых и т.д. То есть ваш глубинный конфликт может предстать, например, в форме битвы сил Добра и Зла либо опасного путешествия по неизведанной территории. Об этом необходимо помнить при выполнении любой практики, связанной с манипулированием образами и изменением состояния сознания, иначе порождения вашего собственного ума могут вызвать у вас шок или даже психическое расстройство, (пер.).

[124]Книга II, урок 13, тема 5.

[125]Именно поэтому более эффективно разрешать глубинные психологические конфликты на уровне образов. При использовании метода управляемого воображения и сходных техник не требуется ни малейшего подавления, поскольку происходит глубинное постижение истинной природы конфликта на уровне непосредственно ощущаемого смысла , а затем и ее сознательное понимание (пер.).

[126]Антар мауна: стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5.

[127]Книга III, урок 30, тема 1.

[128]Книга I, урок 6, тема 5.

[129]Книга III, урок 26, тема 3.

[130]Книга I, урок 6, тема 5.

[131]Книга I, урок 9, тема 5.

[132]Книга II, урок 19, тема 4.

[133]Книга I, урок 7, тема 2.

[134]Книга III, урок 28, тема 2.

[135]Книга III, урок 30, тема 1.

[136]Книга III, урок 28, тема 3.

[137]Книга III, урок 28, тема 3.

[138]Книга III, урок 30, тема 2.

[139]Книга III, урок 32, тема 2.

[140]Более подробно о пасчимоттанасане см.: книга II, урок 13, тема 2.

[141]Книга I, урок 2, тема 5 и книга I, урок 7, тема 2.

[142]Книга I, урок 6, тема 5.

[143]Книга I, урок 9, тема 5.

[144]Книга I, урок 6, тема 5.

[145]Книга III, урок 26, тема 3.

[146]Книга I, урок 6, тема 5.

[147]Книга I, урок 9, тема 5.

[148]Книга II, урок 14, тема 3.

[149]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5.

[150]Джапа: часть 1 — книга II, урок 14, тема 5; часть 2 — книга II, урок 15, тема 6.

Уджайи пранаяма — книга I, урок 6, тема 5.

Кайя стхаирьям — книга I, урок 7, тема 6.

[151]Джапа: часть 1 — книга II, урок 14, тема 5; часть 2 — книга II, урок 15, тема 6.

Уджайи пранаяма — книга I, урок 6, тема 5.

Кайя стхаирьям — книга I, урок 7, тема 6.

[152]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5.

[153]Антар мауна, стадия 5: книга III, урок 30, тема 4.

[154]Книга III, урок 29, тема 1.

[155]Книга I, урок 6, тема 5.

[156]Книга I, урок 6, тема 5.

[157]Книга III, урок 26, тема 3.

[158]Книга II, урок 19, тема 4.

[159]Книга I, урок 8, тема 5.

[160]Книга II, урок 14, тема 3.

[161]Книга II, урок 18, тема 3.

[162]Книга 1, урок 7, тема 2.

[163]Книга III, урок 29, тема 1.

[164]Книга III, урок 29, тема 1.

[165]Книга III, урок 31, тема 3.

[166]Книга I, урок 1, тема 2.

[167]Басти широко упоминается в традиционных текстах Аюрведы, однако там этот термин относится к промыванию и очищению толстой кишки различными травяными чаями и настоями Следовательно, вода не втягивается в задний проход, а вводится туда с помощью каких‑либо приспособлений (как в случае обычной медицинской клизмы) См.. например, Васант Лад, «Домашние средства Аюрведы», М., «Саттва», 2000.

[168]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.

[169]Книга II, урок 16, тема 3.

[170]Книга III, урок 27, тема 4.

[171]Книга II, урок 18, тема 3.

[172]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.

[173]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.

[174]Кни<

Наши рекомендации