Гармонизация пранических потоков
Классические тексты йоги, например Йога Чудамани Упанишада и Ягьявалкья Самхита, объясняют, что в пранической конституции человека имеется 72 000 нади (биоплазменных проводящих путей). В других текстах говорится, что их даже больше; на самом деле, их точное число не имеет значения. Эти нади играют роль контролирующей среды и основы физического тела. Недавно пранические потоки были сфотографированы с помощью метода Кирлиан, и современная наука постепенно начинает признавать важные функции пранического тела.
Йога‑нидра помогает гармонизировать пранические потоки во всей структуре человека. Это особенно верно в отношении стадии кругового движения осознания через различные физические части тела. Именно ум управляет праной, и простое мысленное осознание той или иной части тела вызывает поток праны в эту область. Круговое движение осознания через различные части тела последовательно вызывает поток праны поочередно в каждую область. Это ведет к пробуждению и гармонизации пранических потоков во всей человеческой структуре. Уже один этот фактор помогает устранять или облегчать болезни и улучшать здоровье. Он повышает жизнеспособность всего организма, поскольку она зависит от плавного течения праны. Практика йога‑нидры имеет глубокие следствия.
Йога‑нидру можно назвать «йогической акупунктурой». Вследствие своего мощного влияния на течения праны в теле она служит хорошей предварительной практикой для обретения контроля над праной (прана видья).
Йога‑нидра и психическая болезнь
В мире огромное число людей, которых относят к категории «психически больных». Иными словами, они страдают недугами, именуемыми шизофренией, меланхолией, неврозом и т.п. В действительности, все зависит от степени, поскольку все мы психически больны — одни больше, другие меньше. Психическая (умственная) болезнь, указывающая на дисгармонию в уме, сколь бы мала она ни была, исчезает только с началом самореализации.
Причиной умственной болезни служат беспорядок или расстройство в уме, возможно, в форме страхов, конфликтов и т.п. От них можно систематически и постепенно избавляться в ходе практики йога‑нидры. В достаточно глубоких состояниях расслабления человек начинает сталкиваться с видениями, подсознательными воспоминаниями, травмами детства и так далее. Этот процесс можно назвать сознательным сновидением. Вы можете видеть демонов, драконов, призраков, но, главным образом, более странные вещи, чем можно выдумать, и, определенно, слишком странные, чтобы их можно было описать словами. Некоторые из них могут быть приятными, другие — очень неприятными, но все они представляют конфликты вашего ума. Вы должны быть свидетелем. Чувствуйте, что эти видения существуют отдельно от вас. Таким образом они не будут подвергаться повторному подавлению.
Столкновение с этими умственными впечатлениями ведет к нейтрализации их эмоционального содержания. Ум постепенно освобождается от этих эмоционально заряженных подсознательных узлов. Он становится более расслабленным. Умственная болезнь постепенно исчезает, как призрак в ночи.
Йога‑нидру можно использовать и для избавления от психосоматических заболеваний. Некоторое время назад мы столкнулись с интересным случаем. Одна женщина была неспособна шевелить пальцами обеих рук. Она утратила контроль над мышцами и нервами. Так продолжалось без каких‑либо улучшений в течение нескольких лет. Затем она пришла в наш ашрам и стала регулярно заниматься йога‑нидрой. Во время стадии визуализации ее просили представлять себе, что она держит топор и рубит дерево, колет дрова и т.д., то есть выполняет действия, требующие использования рук. Это повторялось в течение многих сеансов практики йога‑нидры. Со временем, она обнаружила, что может физически использовать свои пальцы так же, как зрительно представляла себе это в уме. Избавившись от своего умственного блока, она снова начала жить нормальной, активной жизнью.
Йога‑нидра выявляет все комплексы. Она устраняет все психические узлы. Ее могут использовать психиатры при работе с пациентами, и ее также можно практиковать самостоятельно. Мы рекомендуем использовать йога‑нидру в психиатрических больницах и в психотерапевтической практике по всему миру, поскольку она, несомненно, показала свою полезность в этой области.
Йога‑нидра как система обучения
Мы считаем йога‑нидру мощным методом повышения эффективности процесса обучения. Она могла бы быть системой обучения будущего. Она не только помогает пробуждать источник знания, скрытый в каждом человеке, но и повышает способность усвоения данных из внешних источников.
Дети проводят большую часть своего времени в школе, подвергаясь воздействию непрерывного потока фактов и цифр, большинство из которых не имеют никакого отношения к их жизни. Понятно, что многие дети невнимательны и усваивают мало из того, что им преподает учитель. Большинству читателей эта ситуация знакома по собственному опыту. В то же время, дети от природы сообразительны и восприимчивы. Это подразумевает, что в неспособности быть внимательными и усваивать информацию виноваты не сами дети, а система образования.
Дети (равно как и взрослые) лучше всего учатся в ситуации творческого участия. Но в современном мире большая часть времени, которую ребенок проводит в школе, посвящена запоминанию фактов и цифр. Если этот механический процесс можно было бы сократить, то оставалось бы больше времени для других вещей, и не исключено, что время обучения в школе можно было бы значительно сократить. Ребенок бы учился большему и был счастливее — да и учитель тоже. Именно здесь пригодится практика йога‑нидры: ее можно использовать для ускорения процесса «зубрежки» и запоминания основных правил и фактов языков, математики, естествознания и так далее. Это бы оставляло больше времени для более творческих занятий.
Многие взрослые жаждут более высокого образования, хотят изучать иностранный язык или, возможно, какой‑то специальный предмет. Вместо того чтобы тратить годы, посвящая бесконечные вечера медленному усвоению фактов и цифр, весь этот процесс можно ускорить с помощью йога‑нидры.
Как происходит этот процесс? Основной метод состоит в том, чтобы 10‑15 минут практиковать йога‑нидру перед началом классных занятий. Учащиеся становятся более расслабленными, внимательными и восприимчивыми. Факты и цифры, которые дает учитель, минуют сознательные блоки в уме и проникают прямо в подсознательный ум. Все данные прочно запечатлеваются в уме и остаются там навсегда.
Этот метод в настоящее время используется, например, в Институте суггестологии в Болгарии, которым руководит доктор Георгий Лозанов. Он называет этот метод «суггестопедией». В нем используется техника йоги под названием шавасана, представляющая собой упрощенную форму йога‑нидры. Доктор Лозанов полагает, что процесс обучения можно ускорить в 50 раз, при лучшем усвоении материала и практическом отсутствии усилий со стороны учащихся. Многочисленные проверки в условиях строгого контроля показали возможность успешного применения этого метода. Например, протоколы Института свидетельствуют о том, что сотни людей усвоили двухгодичный курс иностранного языка за двадцать дней. Другие группы достигли таких же успехов в усвоении основ математики, физики, химии, биологии и т.д. за считанные недели. Метод используют люди из всех слоев общества, в том числе студенты, профессора и домохозяйки.
Предлагаемое ниже описание суггестопедии взято из книги под названием «Психические открытия за железным занавесом», написанной Шейлой Острандер и Линн Шредер.[336]
«В типичной классной комнате в Институте двенадцать человек — студенты, домохозяйки, рабочие, специалисты, старые и молодые — расслабляются в наклонных креслах, напоминающих сиденья самолета. Комната похожа скорее на гостиную, нежели на класс. Освещение приглушено, чтобы усилить успокаивающее действие. Учащиеся слушают музыку — нежную, убаюкивающую музыку. Они выглядят так, будто сидят на концерте и полностью погружены в гармонию звуков.
В действительности, это урок французского языка. На фоне Брамса и Бетховена, голос преподавателя порой кажется деловым, как будто распоряжающимся о выполнении работы, порой мягким и успокаивающим, а затем неожиданно твердым и командным. Ее голос повторяет в особом ритме и с особой интонацией французские слова, выражения и их переводы. Но учащиеся, в действительности, не слушают ее. Им было дано указание не обращать никакого внимания и не думать о том, слышат ли они преподавателя. «Расслабляйтесь». Не думайте ни о чем. Сознательный ум должен быть полностью занят музыкой.
На следующий день удивленные студенты обнаруживают, что несмотря на свою уверенность в том, что они ничему не научились, они помнят и могут легко читать, писать и произносить от 120 до 150 новых слов, усвоенных за двухчасовой урок. Точно так же, самая трудная часть языкового курса — правила грамматики — безболезненно укореняется в уме убаюканных музыкой учащихся. Менее чем за два месяца учащиеся, до этого совершенно не знавшие языка, усваивают от двух до трех тысяч слов и хорошо владеют грамматикой. Проверки год спустя показывают, что они по‑прежнему знают весь материал, который изучили столь невероятно легко».
Это лишь один пример современных исследований методов обучения. Это указание на будущее, и оно близкородственно йога‑нидре.
Йога‑нидра расслабляет ум и позволяет ему впитывать знание, как губка впитывает воду. Процесс обучения не вызывает физической или умственной усталости; в действительности, он не требует усилия и доставляет удовольствие. Если он может увеличить способности к запоминанию в 50 раз, то есть на 5 000%, то его вполне стоит применять в широких масштабах.
Йога‑нидра нуждается в полном изучении применительно к образованию. Нам бы хотелось, чтобы йога‑нидра наряду с другими методами йоги применялась в школе и была включена в ежедневный учебный план. Мы уже знаем несколько передовых учителей, которые проводят с детьми перед началом урока короткий сеанс йога‑нидры продолжительностью около пяти минут. Они обнаружили, что широта внимания, увлеченность и интерес детей действительно значительно улучшаются. Короткий сеанс йога‑нидры вполне оправдан. Йога‑нидра поможет преобразовать «фабрики фактов», каковыми считаются школы и колледжи, в центры творчества. Йога‑нидра и связанные с ней техники могут помочь совершить переворот в обучении во всем мире.