Випарита карани мудра (крийя номер 1)

Слово випарита на санскрите означает «перевернутый»; карани означает «сделать»; а мудра означает «психическая позиция». Следовательно, название этой крийи можно перевести как «перевернутая психическая позиция». В традиционных текстах эта практика иногда называется «випарита кари мудра», что означает то же самое.

Упоминания в текстах

Випарита карани мудра является одной из немногих практик крийя‑йоги, которые упоминаются в различных традиционных текстах тантра йоги. Наиболее полное описание дается в тексте Хатха Йога Прадипика следующим образом:

«Выделение луны (бинду) — нектар бессмертия (амрита) — обычно пожирается огнем солнца (манипура чакры). Он стекает вниз и приводит к старению тела. Есть чудесная техника, способная обращать вспять этот процесс; ей следует учиться у гуру, и ее никогда нельзя понять посредством чтения даже тысячи текстов. Практика называется випарита мудра, и положения бинду и солнца (манипуры) меняются на противоположные (то есть тело принимает перевернутое положение). Солнце удерживается вверху, а луна внизу».

(шлоки 77, 78, 79)

Бинду — это особая точка, через которую сознание проявляется и выражается во всех сотворенных объектах[11]. То же применимо и к человеку: это прямой канал, жизненно важная линия. Именно через бинду человек получает и энергию, и блаженство. У большинства людей эта энергия направлена нездоровым образом, на дисгармоничную жизнь во внешнем мире, на эгоистические и мирские стремления, выражающиеся через посредство манипура чакры. Это ведет к духовной смерти. Человек утрачивает контакт со своим источником; он живет слепо. Випарита карани мудра и, по существу, все практики йоги, обращают этот процесс вспять, так что осознание человека снова направляется через бинду к источнику жизни. То есть осознание возрастает. Это ведет к обновлению всего человеческого существа. Это ведет к блаженству. Это ведет к мудрости. Это называется нивритти марга (возвращение к источнику); положения солнца и луны меняются на противоположные. Обычное течение нектара вниз от луны к солнцу соответствует павритти марге (пути деятельности в мире). Павритти марга представляет жизнь большинства людей. В духовной жизни эту ситуацию необходимо обратить вспять, чтобы преобразовать путь павритти в путь нивритти. Этот процесс символизирует випарита карани мудра.

Випарита карани мудра имеет не только символическое значение. Она представляет собой метод преобразования энергии из более грубых в более тонкие формы. По этой причине она включена в последовательность практик крийя‑йоги.

Обоснование

Випарита карани мудра стоит первой в последовательности практик крийя‑йоги по разным причинам. Одна из самых очевидных причин состоит в том, что она физически уравновешивает потоки дыхания иды и пингалы в ноздрях[12]. Это равновесие чрезвычайно важно в духовной жизни и должно достигаться на всех уровнях, от физического до более тонких уровней ума. В Уроке 23 мы описывали физические методы достижения равновесия потоков дыхания иды и пингалы[13]. В технике 1, именуемой пададирасаной, мы объясняли, что давление в подмышках быстро и эффективно вызывает требуемое равновесие. Випарита карани мудра вызывает тот же результат в конечной позе, так как в ней предплечья плотно прижимаются к туловищу, чтобы поддерживать вес тела. Это равновесие потоков дыхания через обе ноздри необходимо в медитативных практиках, так как оно помогает идти по узкой грани между чрезмерной интроверсией и поглощенностью психическим миром (ида), и противоположной крайностью — увлечением внешним миром (пингала). Практикуя випарита карани мудру, вы сами обнаружите, что потоки дыхания действительно быстро уравновешиваются. Когда Достигается такое равновесие, последующие крийи становятся гораздо более мощными. В тексте Хатха Йога Прадипика далее говорится:

«Регулярная практика випарита карани мудры усиливает пищеварительный огонь; поэтому практикующему необходимо иметь дополнительную пищу. При недостаточном питании усиленный пищеварительный огонь будет истощать тело».

(шлоки80, 81)

Это предостережение применимо ко всем практикам крийя‑йоги. Следует быть осторожным с диетой[14]. В приведенной выше цитате содержится предупреждение о том, что скорость обмена веществ может возрасти; следовательно, может оказаться необходимым увеличить количество потребляемой пищи, чтобы избежать потери веса. Читателю следует руководствоваться собственным здравым смыслом и регулировать количество потребляемой пищи в соответствии с преобладающими потребностями.

«Вначале тело следует держать в перевернутом положении только в течение короткого времени. Продолжительность можно постепенно увеличивать день ото дня. После шести месяцев ежедневной практики морщины и седые волосы исчезнут».

(шлока 82)

Этот совет в большей степени относится к длительным периодам практики, от получаса и более. В крийя‑йоге имеется установленное время, которое не следует превышать.

В текстах випарита карани мудра упоминается не как составная часть крийя‑йоги. Она дается просто как техника.

Еще одна причина для того, чтобы делать випарита карани мудру первой, связана с тем, что она усиливает бодрствование. То есть перевертывание тела усиливает кровоснабжение мозга и повышает бдительность. В результате человек способен делать последующие крийи более правильно, с большим осознанием, и не засыпая. Випарита карани мудра действует на мозг аналогично сиршасане, хотя менее сильно[15].

Положение тела

Тело должно быть в перевернутом положении, как показано на рисунке.

Положите на пол одеяло.

Лягте на спину, вытянув ноги и держа их вместе.

Положите руки по бокам, ладонями вверх.

Расслабьте все тело.

Сделайте глубокий вдох и затем поднимите обе ноги, держа их прямыми и соединенными вместе. Заведите ноги за голову.

Затем, нажимая руками на пол, поднимите ягодицы и заведите ноги дальше за голову.

Согните руки в локтях и положите кисти на бедра. Туловище должно опираться на руки. Поднимите ноги в вертикальное положение. Держите глаза закрытыми и как можно больше расслабьте все тело.

Таково положение тела для практики випарита карани мудры. Примечание: в отличие от сарвангасаны, в конечной позе не следует прижимать подбородок к груди[16].

Випарита карани мудра (крийя номер 1) - student2.ru

Положение рук

Вначале вам может оказаться трудно сохранять конечную позу тела в течение всей практики крийи. Ваши руки, вероятно, начнут ныть. С дальнейшей тренировкой эта проблема не будет возникать; однако до тех пор вам следует, по мере необходимости, подстраивать положение тела и рук.

При обычном методе поддержки тела в перевернутом положении бедра находятся между большим и указательным пальцами каждой руки. Спустя короткое время руки начинают ныть. Лучший метод поддержки тела состоит в том, чтобы позволить вершинам бедер покоиться на ладонях. То есть ладони имеют форму чаши, и бедра опираются на основания ладоней вблизи запястий. Это положение ясно показано на рисунке. Такое положение рук поможет вам оставаться в конечной позе в течение всего периода практики, не испытывая чрезмерной боли и неудобства.

Вспомогательные техники

Для того чтобы выполнять випарита карани мудру, вы должны быть полностью знакомы с уджайи пранаямой[17]. Кроме того, у вас должна быть развита чувствительность к активирующим точкам манипуры, вишуддхи и аджны, желательно, в результате освоения соответствующих техник[18].

В ходе практики вам будет нужно находить активирующую точку бинду на затылке[19], а также направлять свое внимание на активирующую точку сахасрары. Она символически изображается в центре верхушки головы, и ее достаточно легко находить мысленно[20].

Техника выполнения

Примите перевернутое положение тела.

Поставьте ноги совершенно вертикально.

Закройте глаза.

Как можно больше расслабьте тело.

Выполняйте уджайи пранаяму.

Зафиксируйте свое осознание на активирующей точке манипура чакры в позвоночнике; это исходная позиция первого цикла.

Делая вдох, постарайтесь почувствовать поток праны, движущийся от манипура чакры к вишуддхи чакре.

Вам следует представлять себе эту прану, движущуюся по позвоночному каналу, в виде горячего плавного потока амриты (нектара).

Пусть нектар собирается в вишуддхи чакре.

Задержите дыхание на несколько секунд и почувствуйте, как нектар остывает в вишуддхи.

Затем выдыхая, чувствуйте, как прана движется из вишуддхи, по очереди проходя через аджну и бинду, так что она, в конечном итоге, достигает сахасрары.

Вы должны чувствовать, что прана проталкивается через эти активирующие точки силой выходящего дыхания.

Когда прана и осознание достигают сахасрары, это окончание первого цикла.

Сразу же переносите свое осознание обратно в манипуру и начинайте второй цикл.

Всего следует проделать 21 полный цикл.

Затем переходите к крийе номер 2.

Наши рекомендации