Понятие «Инновация», «Улучшение», «Новшество». Отличия.

Инновация – первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического производственного решения.

Улучшение – (незначительные изменения, вносимые в процесс) сдвиг внутри системы, не приводящий к существенным изменениям. Не затрагивает нормальное существование системы, характеризуется относительно небольшим воздействием на динамику развития приложения.

Новшество – потенциальная инновация, новое решение, до её коммерциализации.

Понятие «Коммерциализация», «Изобретение». Фазы новшеств.

Коммерциализация – практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.

Изобретение – новое техническое решение.

Изобретения и новшества становятся инновацией после их коммерциализации.

Фазы:

1. Фаза открытия – период, предшествующий изобретению, стадия функциональных исследований.

2. Фаза творчества – период между открытием и изобретением.

3. Фаза воплощения – период между изобретением и началом разработки в широком масштабе.

4. Фаза разработки – время, необходимое для разработки, стадия проведения опытно-конструкторских работ.

5. Фаза цикла – технологических нововведений в конкретных областях.

6. Фаза делового цикла – цикл принятия нововведения потребителем.

Общая классификация инноваций.

Основные группы инноваций:

1. Сфера приложения (применения);

2. Характер потребности (создающие новые потребности, развивающие);

3. Предмет приложения (инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновация-рынки);

4. Степень радикальности (базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации);

5. Глубина изменений (регенерированные, первичных свойств, количественные, адаптивные);

6. Причина возникновения (стратегические, реактивные);

7. Характер воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы (архитектурные, революционные, нишесоздающие и регулярные);

8. Масштаб распространения (применение в одной или же в нескольких отрослях);

9. Роль в процессе производства (основные, дополняющие);

10. Характер связи с научным знанием (восходящие и нисходящие).

Понятия «инновация-продукт», «инновация-процесс», «инновация-сервис». Связь между ними.

Инновация-продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия.

Инновация-процесс – техническая, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта.

Инновация-сервис – инновация, связанная с обслуживанием процессов, использованием продуктов за пределами предприятия.

Классификация инноваций по уровню изменений. Понятия «базисные инновации», «системные инновации», «улучшающие инновации», «псевдоинновации».

Базисные инновации – инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах. Наиболее инвестируемые и удлинительные.

Системные инновации – представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами.

Улучшающие инновации – это малые, но важные изменения продуктов, процессов или сервисов.

Псевдоинновации – внешнее изменение продуктов или процессов, не приводящих к изменению потребительских характеристик.

Классификация инноваций по влиянию на возможности фирмы. Понятие «архитектурные инновации», «революционные инновации», «нишесоздающие инновации», «регулярные инновации».

Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности фирмы. Могут сохранять или разрушать эти возможности.

Архитектурные инновации – инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов.

Революционные инновации – приводят к устареванию продуктово-технических возможностей, но не разрушают рыночно-продуктовые связи.

Нишесоздающие инновации – сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают рыночно-продуктовые связи.

Регулярные инновации – консервируют, как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи.

Наши рекомендации