Вопрос №2. Технология личностно-ориентированного коллективно-творческого дела.

Личностно-ориентированные коллективно-творческие дела ведут свое происхождение от теории и практики коммунарского воспитания (иначе «педагогики заботы», коллективно-творческой деятельности) И.П. Иванова. Такие дела вполне гармонично сочетаются с проведением педагогами-воспитателями разнообразных воспитательных мероприятий, несмотря на то, что позиции педагога-воспитателя и воспитанника в делах и мероприятиях существенно различаются. В первом случае реализуются субъект-субъектные отношения, во втором же преобладает субъект-объектный характер отношений. Однако практика использования личностно-ориентированных коллективно-творческих дел требует последовательности и системности, не допускает «одноразовости» дела. Последовательность и системность обеспечивает постепенную передачу ответственности за организацию своего досуга, творчества, труда от педагогов воспитанникам, готовность последних действовать самостоятельно.

Анализируя теорию и практику «педагогики заботы», С.Д. Поляков выделил ряд ключевых идей:

- Коллективная организация деятельности являет собой такой способ организации деятельности, когда все члены коллектива втягиваются в планирование, подготовку, свершение, обсуждение совместных дел.

- Коллективное творчество предполагает организацию и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения с выдумкой, игрой, импровизацией.

- Коллективное целеполагание является важнейшим условием успешности воспитания, так как именно в целеполагании могут быть реализованы как интересы группы, так и интересы каждого ее участника, а участие в целеполагании обуславливает субъектность участника совместной деятельности.

- Ситуации-образцы позволяют педагогам-воспитателям и воспитанникам опираться на конкретные, вынесенные из своего жизненного опыта эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения. Они представляют собой ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, когда ребята и взрослые живут повышенно интенсивной, напряженной коллективной жизнью.

- Эмоциональное насыщение жизни коллектива реализуется в ходе широкого использования символов и ритуалов.

- Общественная направленность деятельности обеспечивает перевод воспитанника из позиции потребителя в позицию созидателя.

В целом же коллективно-творческое дело реализуется по определенному алгоритму (6 «П» по И.П. Иванову):

подготовительная работа,

постановка цели,

планирование,

проведение,

подведение итогов,

последействие.

Методика организации коллективно-творческих дел широко известна педагогам и подробно описана в книге И.П. Иванова «Энциклопедия коллективно-творческих дел». Поэтому основное внимание мы уделим тому, чтобы придать этой технологии личностно-ориентированный характер.

По мнению С.Д. Полякова, личностно-ориентированное коллективно-творческое дело отличается подчеркнутой добровольностью участия; акцентировкой авторства идей, предложений при совместном планировании; возможностью выбора ролей, поручений, форм объединения с другими участниками дела; совместным анализом значимости прошедшего дела для каждого члена группы.

Логика использования коллективно-творческих дел предполагает движение от дел, направленных «внутрь» учреждения, к «внешним» делам, полезным или радостным для окружающего мира, а затем к осуществлению социальных проектов и акций силами воспитанников. Коллективно-творческие дела становятся способом функционирования детского самоуправления.

Внедрение технологии личностно-ориентированного творческого дела не требует существенного изменения цикла мероприятий и праздников в учреждении. Технология позволяет изменить содержание этих праздников, сделать их совместным делом взрослых и детей.

Личностно-ориентированный характер дел означает, чтобы в процессе дела каждый воспитанник может реализовать собственные интересы и потребности. Это требует дополнительных усилий от педагога-воспитателя. Ведь в процессе коллективного целеполагания воспитанники приобретают опыт постановки целей совместной деятельности, но не учатся ставить собственные цели. Между тем опыт целеполагания и рефлексии собственных изменений является важным залогом развития субъектности воспитанника. Этот опыт позволит ему эффективно проектировать собственную взрослую жизнь, действовать целеустремленно и ответственно.

Поэтому мы рекомендуем ряд приемов, направленных на определение воспитанниками смыслов и целей собственного участия в совместной деятельности.

Прием «Цветик-семицветик» был придуман и впервые использован нами (О.В. Миновская, Д.Б. Грибков) в опытно-экспериментальной работе в феврале 2006 года в работе с воспитанниками малочисленного детского дома. Это проходило в ходе подготовки мероприятия, посвященному празднику 8 марта. Подготовка праздника шла в режиме коллективно-творческой деятельности. Перед тем, как перейти к непосредственной организации дела, мы предложили воспитанникам индивидуальные «цветики-семицветики». Они представляли собой бумажные цветки разного цвета с семью лепестками каждый. Воспитанник мог написать на каждом лепестке все свои желания касательно праздника (от одного до семи желаний). Для заполнения волшебного цветка воспитанникам были даны одни сутки. Затем лепестки собирались и хранились в шкатулке.

Педагоги не предъявляли никаких требований или ограничений к тому, как сформулированы желания, то есть форма была свободной. Условие состояло лишь в том, что желания должны касаться праздника. Педагоги следили за тем, чтобы желания формулировались как можно конкретнее, а воспитанники в ходе дела не забывали о своих желаниях и прилагали усилия для их достижения. «Цветик-семицветик» мог остаться на руках у воспитанника, чтобы напоминать ему о его целях. По заявке воспитанника педагог мог оставить в тайне его записи, а мог прочесть сам или опубликовать для других воспитанников, особенно если исполнение желания требовало помощи других.

По окончании мероприятия педагоги-воспитатели проводили с воспитанниками оценку и осмысление того, как исполнились желания. Беседы проходили как в групповом, так и в индивидуальном режиме. Особое внимание уделялось оценке собственных усилий воспитанника в ходе исполнения его желаний.

«Цветик-семицветик» проводился несколько раз при организации коллективно-творческих дел. Затем его сменял следующий прием – «Новогодний шар» (проводился накануне Нового года). Здесь воспитанники писали желания уже не на одно мероприятие, а на полгода – с Нового года до июня. За несколько дней до Нового года каждый из них получал новогодний шар и вкладывал в него записку, где излагал свои желания. Затем шары вешались на елку, а после праздника раздавались детям. Прочая логика работы была аналогична методике «Цветик-семицветик».

Методика «Магазин успеха» разработан педагогами лагеря ролевых игр «Кентавр»(Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, Н.А. Сенченко). Проводится в несколько дней. Сначала организуется огонек «Черное и белое». Здесь дети, общаясь, могут осмыслить и сформулировать, какими личностными ресурсами обладает каждый из них. Каждому из участников предлагается написать на черных и белых карточках качества собственной личности. На черных – недостатки, на белых – достоинства, умения, возможности. Затем группа оценивает «сильные» стороны каждого участника (оценки фиксируются на второй белой карточке). При этом оцениваемый выходит из кабинета. По его возвращении педагог озвучивает оценки группы и торжественно вручает карточку подростку. Заключительным действием огонька являются «Советы постороннего». Педагог собирает в коробочку все черные карточки и зачитывает то, что на них написано (без указания авторства). Школьники предлагают советы по преодолению названного недостатка.

Обязательным требованием к проведению огонька является добровольность участия в обсуждении. Воспитанники, не желаюшие, чтобы группа их оценивала, могут отказаться от данной процедуры. Другим важным условием является создание положительного микроклимата, обеспечение взаимодоверия и взаимопринятия друг друга всеми участниками огонька.

С белыми карточками на другой день школьники отправляются в «Магазин Успеха», где каждый может определиться в собственных желаниях и целях на предстоящий учебный год или мероприятие. «Магазина Успеха» состоит из трех отделов, расположенных в трех помещениях. В первой секции – «Самоутверждение» представлены такие товары - «успехи»: «Стать лидером среди ребят», «Получить в школе грамоту за свои достижения», «Добиться признания со стороны одноклассников» и прочее. Отдел «Самосовершенствование» предлагает «Улучшение отношений со сверстниками», «Развитие выдержанности в общении с другими людьми», «Научиться придумывать» и т.д. В третьем отделе – «Самореализация» – можно приобрести возможности «Проявить свои музыкальные способности», «Создать шедевр изобразительного искусства» и т.п. Предлагаемые успехи должны быть красочно оформлены на альбомных листах и вывешены в витринах «отделов».

Рассмотрев предлагаемые «товары», воспитанники могут совершать покупки. «Деньгами» выступают качества личности, оформленные на «белых карточках» во время огонька «Черное и белое». На оборотной стороне каждого товара стоит «цена» – перечень качеств, необходимых для достижения данного успеха. Продавцом выступает педагог. В процессе торговой сделки он уточняет важность приобретения покупателем выбранного «товара», предлагает выбрать иной «успех». «Цена» может оказаться высока и «товар не по карману». В таком случае покупателю предоставляется возможность доказать, что он имеет необходимые качества и умения. Например, человек, претендующий на покупку «Успех артиста», может исполнить экспромтом какой-либо номер.

Есть осложнения в применении коллективного творческого воспитания, если мы не обеспечиваем ее личностно ориентированный характер. Это, во-первых, проблема «догматизма», которая обычно встает перед педагогами, использующими КТД достаточно давно. Привыкнув работать по этой методике в традиционном ключе (что приводило раньше к успеху!), они не видят ее теперешних противоречий - интересы коллектива как раньше или интересы личности сегодня. Ведь ребенок не обязан участвовать, он может лишь захотеть.

Вторая проблема - проблема «высокой планки» более присуща педагогам, проявившим интерес к методике сравнительно недавно и полагающим, что она может (и должна) решить все проблемы воспитания сразу же и целиком. То есть дети сразу станут активными, инициативными, самостоятельными и творческими. Ожидания должны быть оправданными и реальными. Многие учителя успешно осваивают «механическую», «техническую» стороны КТВ, но оставляют неизменным стиль отношений с ребятами. Ведь намного проще сделать все быстро самому и раздать детям задания (сделать их исполнителями), чем придумывать и создавать все вместе с ними, прислушиваться к их идеям.

Наши рекомендации