Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки

Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки

Доктор педагогических наук, профессорЮ.В. Верхошанский

22.04.1998

Ключевые слова: спортивная тренировка, теория, методология, принципиальная модель.

Подготовка спортсмена - это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы [32, 43, 57,70,72-74,77,88,92].

Спортивное мастерство - это прежде всего искусство движения, и воспитание (подготовка) спортсмена осуществляется в процессе и на основе специализированной двигательной активности. Поэтому рост спортивного мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. его способностью достигать требуемого уровня физической мощности и выдерживать ту тренировочную нагрузку, которая необходима для совершенствования этой способности. Следовательно, методические принципы тренировки наряду с воспитательной направленностью должны выражать и биологическую сущность процесса становления мастерства [10-13, 94-97, 102,106, 107].

Это отнюдь не означает призыва к биологизации теории и методики спортивной тренировки, но подчеркивает специфику спорта, заключающуюся в том, что процесс воспитания ведется на уровне высоких и предельных физических и психических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им - здоровье человека. Именно поэтому биологический аспект должен иметь приоритет в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения тренировки [10, 12, 13, 18,67,84-86,93, 104].

В статье формулируется содержательно-логическая основа современной научной теории и методологии спортивной тренировки (ТиМ СТ). В связи с лимитом места рассматриваются лишь ее общие контуры и та ее часть, которая непосредственно связана с принципами и технологией построения системы тренировки. Более подробное изложение всех этих вопросов имеется в работах автора, приведенных в библиографическом разделе статьи.

Какой должна быть ТиМ СТ

Теперь задается вопрос ТиМ СТ: каковы должны быть состав и организация средств и методов по всем разделам тренировки, чтобы повысить "выходную" мощность работы организма в конкретном спортивном упражнении? Вот здесь и проверяется как научная, так и практическая ценность теории ТиМ СТ. Если она по своему содержанию адекватна сути и потребностям спортивной практики, то тренер найдет в ней достаточные основания к ответу на интересующие его вопросы, в том числе: каковы должны быть методическая концепция подготовки спортсмена, генеральная стратегическая линия и программа его тренировки (см. рис. 2) в том конкретном режиме мощности работы организма, который присущ данному виду спорта и данному уровню мастерства спортсмена. Ниже я вернусь к этим понятиям, а сейчас обратимся к следующей схеме (рис. 4), которая развивает идею, представленную на предыдущей иллюстрации, и конкретизирует требования к содержанию ТиМ СТ, но теперь уже с учетом необходимости знания физиологии мышечной деятельности.

Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки - student2.ru

Рис. 4. Схема, иллюстрирующая роль биологического знания для теории и методологии спортивной тренировки

Схема подчеркивает, что ТиМ СТ может предложить объективные и существенные основания к выбору тренирующих воздействий и их организации лишь исходя как из представлений о моторной специфике конкретного вида спорта, так и из знания функциональных и адаптационных возможностей организма. Только в этом случае она может дать надежные рекомендации для совершенствования функции и структуры физиологических систем организма, а также для соответствующего совершенствования технического мастерства, необходимого для изменения его внешних взаимодействий в условиях конкретной спортивной деятельности [10-13,94-97, 99]. Причем, исходя из особенностей адаптационного процесса, она должна прежде всего классифицировать и разделить все известные в спортивной практике средства и методы тренировки на две основные группы: интенсивные (для интенсификации функций организма) и экстенсивные (для активизации морфологических перестроек в организме) и предложить методические рекомендации к их использованию в системе тренировки [13,14,99,106,107].

Основные разделы ТиМ СТ

Здесь речь пойдет главным образом о центральной части ТиМ СТ, относящейся непосредственно к феномену тренинга и рассматривающей преимущественно ее научно-прикладные аспекты. Социальные, воспитательные и дидактические, врачебно-гигиенические, образовательные, материально-технические и другие стороны спортивной деятельности достаточно подробно освещены в других работах [43, 57, 72-74,77].

Итак современная научная ТиМ СТ должна включать в себя следующие основные разделы: теорию тренинга, теорию тренировочной нагрузки, теорию спортивной техники, теорию построения тренировки, теорию программирования тренировки, теорию управления тренировочным процессом.

Теория тренинга. Тренинг-основная содержательная часть тренировочного процесса, преимущественно обеспечивающая феномен морфофункциональной специализации организма спортсмена и повышение уровня его специфической работоспособности [10,95,99,101]. Теория тренинга концентрирует в себе систему знаний о факторах и условиях, детерминирующих переход организма из одного состояния в другое под влиянием тренирующих воздействий. Теория тренинга целиком базируется на биологическом знании, главным образом на закономерностях срочной и долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и изучении физиологического механизма феномена "тренирующее воздействие-тренировочный эффект" [10,11,18,19,44,67, 71,81,85,89,99].

Теория тренировочной нагрузки рассматривает тренировочную нагрузку как физиологическую категорию, как физиологическую меру воздействия на организм специализированной мышечной работы, отражаемой в организме в виде конкретных морфофункциональных приспособительных реакций той или иной глубины и сохраняемости [10-13,71,89,99,105,108,109]. Содержит объективные основания (принципы, условия, рекомендации) к созданию оптимальных условий в тренировке для реализации феномена тренинга (определение содержания, объема и организации тренирующих воздействий на всех уровнях и во всех формах построения тренировочного процесса). Базируется на объективных тенденциях в динамике состояния спортсмена в зависимости от задаваемой тренировочной нагрузки [10,11, 14,16,48,69,100].

Теория спортивной техники включает и рассматривает два принципиальных понятия: спортивная техника и спортивно-техническое мастерство. Первое имеет в виду систему движений, присущих конкретному спортивному упражнению, ее двигательный состав и структуру и целиком принадлежит биомеханике [8, 10,27,70]. Второе относится к методике тренировки и подразумевает умение спортсмена эффективно использовать моторный потенциал в условиях тренировки и соревнований и понимается не как состояние, которое может быть достигнуто однажды, а как текущий результат непрерывного и нескончаемого движения от менее совершенного к более совершенному [10,11].

Теория построения тренировки - комплекс теоретико-методических знаний, относящихся к правилам (принципам) организации тренировочного процесса на всех его уровнях. Опирается на закономерности адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и специфические закономерности ПССМ и МФС организма [8-13,94-97,99,100,108,109]. Содержит основания и рекомендации к созданию оптимальных условий для реализации этих закономерностей и соответствующую принципиальную модель (модели) построения системы тренировки в разных формах ее организации (см. далее).

Теория программирования тренировки разрабатывает объективные основания (принципиальные установки) к упорядочению содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена, календарем соревнований и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени [ 10, 11,44,48,68,94-97,99,108,109].

Теория управления тренировочным процессом содержит основания и рекомендации к организации контроля за ходом тренировочного процесса, а также коррекции его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности и заранее заданными эталонами и моделями [2,5,10, 42, 44, 62,82,99,108,109].

Литература

1. Андрис Э.Р., Давыденко С.Л. Повышение спортивной работоспособности велосипедистов методом концентрированных силовых упражнений: Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Скоростно-силовая подготовка высококвалифицированных спортсменов".- М., 1989, 9.

2. Антонова Т.М. Управление специальной силовой подготовкой прыгунов в длину в годичном цикле, - Канд. дис. М., 3. Балвачев Н.В. и др. Эволюция системы планирования и пути повышения ее эффективности в спортивных играх и единоборствах // Теор. и практ. физ. культ. 1986, 4, 13-15.

4. Бережной С.Ю. Структура ударного микроцикла тяжелоатлетов высокой квалификации в зависимости от этапа подготовки. Канд. дис. М. 1989.

5. Вайцеховский С.М., Сангин М.И. Контроль за динамикой специальной силовой подготовленности квалифицированных пловцов. Теор. и практ. физ. культ. 1984, 6, 7-11.

6. Васильева В.В. Сосудистые реакции у спортсменов. - М.; ФиС. 1971.

7. Верхошанская Н.Ю. Скоростно-силовая подготовки теннисистов применительно к игровым передвижениям: Канд.

8. Верхошанский Ю.В. Закономерности процесса становления спортивного мастерства // Теор. и практ. физ. культ., 1966, 11, 18-21.

9. Верхошанский Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства // Теор. и практ. физ. культ., 1970, 6, 4-9.

10. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985

11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.

12. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле.// Теор. и практ. физ. культ. 1991, 2, 24-31.

13. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. // Теор. и практ. физ. культ. 1993, 8, 21-28.

14. Верхошанский Ю.В. и др. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом. // Теор. и практ. физ. культ., 1982, 1, 14-19.

15. Верхошанский Ю.В., Виру А.А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам // физиология человека, 1987, т.13, 5, 811-818.

16. Верхошанский Ю.В., Залеев Е.Н. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле. // Научн.-спорт. вести. 1989, б, 3-8.

17. Верхошанский Ю.В., Тихонов В.В. и др. Программирование тренировочных нагрузок по силовой подготовке хоккеистов в годичном цикле. - М.: Госкомспорт СССР, 1990.

18. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки, - М., Наука, 1981.

19. Волков Н.И. Биохимия спорта. В кн.: Биохимия / Под ред. В.В, Меньшикова и Н.И. Волкова. М., 1986, 267-383.

20. Врублевский Е.П. Специальная силовая подготовка барьеристок в годичном цикле. Автореф. канд. дис. М., 1985.

21. Ганченко И.О. Построение тренировочного процесса тяжелоатлетов на основе контроля за уровнем скоростно-силовой и технической подготовленности. - Канд. дис. М., 1987.

22. Гелылут Г.Я. Влияние тренировочных нагрузок базового мезоцикла на динамику спортивной работоспособности лыжников-гонщиков. //Теор. и практ. физ. культ. 1984, 1, 8-10.

23. Голубев Ю.В. Влияние концентрированного распределения тренировочных нагрузок силового характера на динамику некоторых психологических черт личности юных спортсменов. В сб.: "Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов в циклических видах спорта". - М., 1984, 72-78.

24. Гречман В.В. Распределение тренировочных нагрузок скоростно-силового характера в подготовительном периоде тренировки высококвалифицированных конькобежцев-спринтеров. - Канд.дисс. М., 1991.

25. Грузенкин В.И. Структура тренировочных нагрузок десятиборцев высокой квалификации в подготовительном периоде. - Автореф. канд. дисс. М., 1990.

26. Денискин В.Н. Скоростно-силовая подготовка тяжелоатлетов высокой квалификации на предсоревновательном этапе. Канд. дис. М., 1978.

27. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М., ФиС. 1971.

28. Дрюков В.А. Особенности адаптации к различным тренировочным программам у высококвалифицированных пятиборцев.- В сб.: "Режимы тренировочных нагрузок". Киев, 1982, 24-26.

29. Дубинин Г.В. Методические приемы повышения экономичности бега на средние и длинные дистанции у спортсменов. Канд. дис. М.,1988.

30. Душенков В.Д. Соотношение специальных тренировочных средств физической и технической подготовки у прыгунов с шестом в годичном цикле. Канд. дисс. М., 1989.

31. Жданович Л.Н. Зависимость динамики силовых возможностей квалифицированных бегунов на средние дистанции от распределения средств силовой подготовки в годичном цикле. Автореф. канд.дисс. Киев. 1986.

32. Желязков Ц. Теория и методика на спортната тренировка. - София, 1981.

33. Зверник В.И. Оптимизация спортивной тренировки в плавании. - Научн.- спорт, вестн. 1980, 3, 25-27.

34. Кабачкова П.И. и др. Концентрированное распределение тренировочных нагрузок силового характера в подготовке юных лыжниц-гонщиц. Теор. и практ. физ. культ. 1982, 12, 23-26.

35. Кассиль Г.Н. и др. Гуморально-гормональные механизмы регуляции функций при спортивной деятельности. - М., Наука, 1978.

36. Керимов Н.А., Керимов Ф.А. Методика повышения уровня специальной физической подготовки борцов // В сб.: "Научные основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов" - М., 1986, 214.

37. Князева Н.А. Особенности подготовки спринтеров-девушек на этапе начальной спортивной специализации. Автореф. канд. дисс. М., 1983.

38. Коптев О.В. Скоростно-силовая подготовка дзюдоисток высших разрядов. Автореф. канд. дисс. - М., 1991.

39. Куделин А.Б. Определение рациональных форм построения мезоциклов тренировочного процесса в спортивном плавании// Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Развитие выносливости в циклических видах спорта".- М., 1987. 29.

40. Ларионов А.С. Сочетание видов подготовки у лыжников-двоеборцев старших разрядов на различных этапах тренировочного цикла. Автореф. канд. дисс. Л., 1983.

41. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле. Канд. дисс. М., 1982.

42. Мартынов B.C., Чернышев Г.Г. Исследование эффективности методики комплексного и раздельного развития силы и выносливости лыжников-гонщиков. - Научн. -спорт, вестн.- 1990. 1. 8-10.

43. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. Москва, 1977.

44. Мелленберг Г.В., Сайдхужин Г.Р. Региональные двигательные принципы повышения качества циклического тренировочного процесса с направленностью на развитие выносливости // Теор. и практ. физ. культ. 1991, 4, 23-34.

45. Минкявичус Р.К. Соотношение тренировочных средств в годичном цикле подготовки девушек 16-18 лет в академической гребле. Автореф. канд. дисс. - М., 1985.

46. Мироненко И.Н. Распределение основных средств специальной подготовки прыгунов тройным прыжком в годичном цикле. Канд. дисс. - М., 1983.

47. Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов //Теор. и практ. физ. культ. 1988, 3, 23-26.

48. Моделирование системы построения тренировки в годичном цикле. Научная информация. Научн. ред. Ю.В. Верхошанский - М., 1979.

49. Наралиев А.М. Факторная структура и методика совершенствования скоростно-силовой подготовленности волейболистов. Канд. дисс. - М., 1987.

50. Нарскин Г.И. Структура тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности квалифицированных бегунов на средние дистанции в годичном цикле тренировок. Автореф. канд. дисс. Минск, 1988.

51. Никаноров А.Н. Основные направления совершенствования системы тренировки юных гребцов на байдарках и каноэ в возрасте 15-17 лет. Теор. и практ. физ. культ. 1990, 4, 47-50.

52. Никитин С.В. Эффективность методов специальной силовой подготовки квалифицированных прыгунов в высоту в подготовительном периоде. Канд. дисс. М., 1985.

53. Никитушкин В.Г. Концентрированное распределение нагрузок силовой направленности юных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции. //В. сб.:"Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов в циклических видах спорта" М., 1984. 51-62.

54. Ноур А.М., Левин Р.Я. Распределение скоростно-силовых упражнений в подготовительном периоде тренировки квалифицированных велосипедистов-шоссейников // Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Скоростно-силовая подготовка высококвалифицированных спортсменов".- М., 1989, 67.

55. Ночевная Н.Н. Применение сопряженного метода физической подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики. Автореф. канд. дисс. - М., 1990.

56. Озеров В.А., Иванов В.В. Эффективность методов тренировки при совершенствовании специальной выносливости футболистов. Теор. и практ. физ. культ. 1989, 4, 34-36.

57. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М., ФиС. 1970.

58. Озолинь П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам. - Рига. 1984.

59. Паленый В.И. Динамика показателей специальной физической подготовленности как критерий управления тренировочным процессом в беге на выносливость. Автореф. канд. дисс. Омск. 1990.

60. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. - Наука. М., 1983,

61. Подейко В.В. и др. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных велосипедистов-шоссейников на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям // Теор. и практ. физ. культ. 1990, 4. 18-21.

62. Полищук Д.А. и др. Оптимизация управления процессом спортивной тренировки велосипедистов на основе изучения структуры соревновательной деятельности // Теор. и практ, физ. культ. 1990, 4, 32-38.

63. Птушкин Г.М. Распределение специальных силовых нагрузок в соревновательном периоде при подготовке квалифицированных гребцов на байдарках // Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Развитие выносливости в циклических видах спорта" - М., 1987, 62-63.

64. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // В кн.: "Физиология адаптационных процессов", - М., Наука, 1986. 124-221.

65. Рудокене Н.М. Эффективные методы специальной силовой подготовки юных пловцов. Автореф. канд. дисс. - М.,.

66. Семенов С.П., Васильев О.И. Пути совершенствования силовых возможностей у гребцов на байдарках и каноэ в подготовительном периоде // Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Научные основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов". - М., 1986, 286.

67. Сергеев Ю.П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки // Научн.-спорт, вести. 1980, 5, 14-19.

68. Сиренко В.А. Построение круглогодичной тренировки на основе учета взаимосвязи динамики развития функциональной подготовленности и специальной выносливости бегунов на средние дистанции. // Теор. и практ. физ. культ. 1990. 4. 21-24.

69. Совершенствование системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации. Принципы построения тренировки в годичном цикле. Сост. и научн. ред. Ю.В. Верхошанский - М., 1980.

70. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Под общ. ред. В.М. Дьячкова. - М., 1980.

71. Сонькин В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений // Теор. и практ. физ. культ. 1991, 2, 32-39.

72. Теория и методика физического воспитания ( под общ. ред. А.Д. Новикова и Л.П. Матвеева). - М., ФиС, 1970.

73. Теория спорта, (под ред. В.Н. Платонова). Киев, 1987.

74. Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, тренировка, воспитание).- М., ФиС. 1967.

75. Турченюк Т.Ю. Структура тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки байдарочниц. Автореф. канд. дис. М., 1991.

76. Умаров Х.Ю. Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки прыгунов с шестом высокой квалификации. Автореф. канд. дисс. М., 1986.

77. Учение о тренировке (под общ. ред. Д. Харре). - М., ФиС, 1971.

78. Хайдарлиу С.Х. Функциональная биохимия адаптации. Кишинев, 1984.

79. Хачатрян О.В. Управление тренировочным процессом десятиборцев высокой квалификации на основе контроля уровня их скоростно-силовой подготовленности. Канд. дисс. - М., 1984.

80. Юшко Б.Н. и др. Планирование тренировочных нагрузок и динамика функциональной подготовленности легкоатлетов-спринтеров. //Теор. и практ. физ. культ. 1987, 11, 31-34.

81. Яковлев Н.Н. Химия движения. Молекулярные основы мышечной деятельности. - Наука, 1983.

82. Яковлев Н.Н. Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы // Теор. и практ. физ. культ. - 1976, 4 21-25.

83. Яценко Л.И. и др. Организация тренировочного процесса с учетом особенностей соревновательной деятельности гребцов. //Теор. и практ. физ. культ. - 1989, 9, 26-30.

84. Brooks G.A., Fahey T.D. Physiology: Human Bioenergetics and Applications. New York, John Wiley and Sons, 1984.

85. Fox E.L. Sports Physiology. Second Edition, W.B. Saunders Company, 1984.

86. Fox E.L., Matthew's O.K. The Physiological Basis of Physical Education and Athletics. 3-rd edit. Phyladelphia. Saunders Co, 1981.

87. Hohmann A. Grundiagen der Trainingssteuerung in Sportspiel. Czwalina Verlag Hamburg, 1994.

88. Martin D. et al. Handbuch Trainingslehre. Verlag Hofmann Schorndorf, 1993.

89. Neumann С. L'adattamento nell'allenamento della resistenza. - SdS - Rivista di Cultura Sportiva, 1994, 30, 60-64.

90. Noble B.J. Physiology of Exercise and Sport, Mosby Company, 1986.

91. Siff M., Verkhoshansky Y. Super Training. University of the Witwatersrand, Johannesburg, S. Africa, 1994.

92. Tschiene P. II cicio annuale d'allenamento. SdS - Rivista di Cultura Sportiva, 1985, 4(2), 16-21.

93. Tschiene P. Die Prioritat des biologischen Aspekts in der Theorie des Trainings. Leistungssport, 1991, N.6, 5-11.

94. Verchosanskiy Y. La programmazione e 1'organizzazione del processo di allenamento. Societ" Stampa Sportiva. Italia,

95. Verhoshansky Y. Programming and Organization of training. Sportiving Press, Livonia, Michigan. USA, 1988, 164 pp.

96. Verjoshanski Y. La programacion у la organizacion del proceso de entrenamiento. Barselona. Spain, 1988, 242 pp.

97. Verjoshanski Y. Entrenamiento deportivo. Planification у Programacion. Deportes Tecnicas, Adiciones Martinez Roca, Barselona, Spain, 1990, 166 pp.

98. Verkhoshansky Yu. Preparacao de forca espesial. Grupo Palestra Sport. Rio de Janeiro, 1995.

99. Verkhoshanski Yu. Topical problems of the modern theory and methodology of sports training // Coaching and Sport Science Journal, 1996, 1:4, 2-10.

100. Verkhoshansky Yu. Speed training for high level athletes. - New Studies in Athletics, 1996, 2-3, 39-49.

101. Verkhoshansky Yu. Mezzi e metodi per 1'allenamento della forza esplosiva. Tutto sul metodo d'urto. - Societ" Stampa Sportiva, Roma, 1997.

102. Verkboschanskij Y., Viru A. Einige Gesetzmassigkeiten der Langfristigen Adaptation des Organismus von Sportlern an korperliche Belastungen. - Leistungssport, 1990, 3, 10-13.

103. Vervoorn C. Neuro-endocrine aspects of exercise and training. Cip - Gegevens Koninklijke Bibliothek, Den Haag, Netherlands, 1992.

104. Viru А.А. Hormones in muscular activity: adaptive effect of hormones in exercise. CRC Press, Boca Raton, 1985.

105. Viru A. Alcuni aspetti attuali della teoria dell'allenamento. SdS - Rivista di Cultura Sportiva, 1992, N. 27, 2-14.

106. Werchoschanski Y. Effective trainiren. Neue Wege zur Planing und Organisation des Trainingsprozesses. - Sportverlag Berlin. Germany, 1988, 168 pp.

107. Werchoshanski Y. Z/entrainement efficace. Pour une programmation efficace de 1'entrainement. - Presses Universitaires de France. France, 1992, 184 pp.

108. Werchoshanskij Yu. Ein neues Trainingssystem fur zyklische Sportarten, Philippka - Verlag, Berlin, 1992.

109. Werchoshanskij Yu. Ein neues Trainingssystem fur zyklische Sportarten. Philippka - Verlag, Berlin, 1995.

1 В ряде прежних работ использовалось название "большой тренировочный цикл" [12, 13].

2 Не следует отождествлять этот блок с традиционным, т.н. предсоревновательным, этапом.

Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки

Доктор педагогических наук, профессорЮ.В. Верхошанский

22.04.1998

Ключевые слова: спортивная тренировка, теория, методология, принципиальная модель.

Подготовка спортсмена - это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы [32, 43, 57,70,72-74,77,88,92].

Спортивное мастерство - это прежде всего искусство движения, и воспитание (подготовка) спортсмена осуществляется в процессе и на основе специализированной двигательной активности. Поэтому рост спортивного мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. его способностью достигать требуемого уровня физической мощности и выдерживать ту тренировочную нагрузку, которая необходима для совершенствования этой способности. Следовательно, методические принципы тренировки наряду с воспитательной направленностью должны выражать и биологическую сущность процесса становления мастерства [10-13, 94-97, 102,106, 107].

Это отнюдь не означает призыва к биологизации теории и методики спортивной тренировки, но подчеркивает специфику спорта, заключающуюся в том, что процесс воспитания ведется на уровне высоких и предельных физических и психических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им - здоровье человека. Именно поэтому биологический аспект должен иметь приоритет в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения тренировки [10, 12, 13, 18,67,84-86,93, 104].

В статье формулируется содержательно-логическая основа современной научной теории и методологии спортивной тренировки (ТиМ СТ). В связи с лимитом места рассматриваются лишь ее общие контуры и та ее часть, которая непосредственно связана с принципами и технологией построения системы тренировки. Более подробное изложение всех этих вопросов имеется в работах автора, приведенных в библиографическом разделе статьи.

Наши рекомендации