К внутренней среде фирмы относятся подсистемы

научного сопровождения

целевая,

обеспечивающая,

управляемая

управляющая - которые в совокупности составляют систему инновационного менеджмента.

Подсистема научного сопровождения состоит из следующих компонентов: экономические законы и законы организации, научные подходы к инновационному менеджменту, функции и методы менеджмента.

Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств и формирование портфеля инноваций. Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау. Новшества могут быть как покупными, так и собственными. Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки.

2.3. Особенности развития инновационного процесса

Условия развития инновационного процесса формируются под воздействием двух основных направлений:

- влияние рынка на деятельность разработчиков новой техники, на процедуру присвоения им части дополнительной прибыли от реализации новшества, на конкуренцию в области технологических разработок и на отбор наиболее интересных продуктов и процессов;

- государственное регулирование инновационных процессов, связанных с вы­сокими технологиями. Необходимо использовать такие методы, как: прямое ориентирование НИОКР, метод государственных и ведомственных стандартов и их внедрение.

-

В настоящее время разработана государственная программа, которая определяет цели и задачи развития инновационной деятельности.

Три этапа создания нормативных условий для развития инновационной деятельности:

1. Первый этап сопровождается структурными сдвигами, связанными со свертыванием экономически неэффективных производств и перераспределением их ресурсов в новые, более эффективные отрасли. Основной задачей государственного регулирования в данном случае является поддержка новых эффективных производств, стабилизация социальной обстановки, сохранение ос­новных систем жизнеобеспечения, создание новых эффективных производств.

2. Основная цель второго этапа - экономический подъем, возрастание темпов развития производства России, что возможно только на основе устойчивого роста экономики. Здесь необходимо реализовать политически эффективные инновационные проекты. Использование такой системы может дать 70-80 % от общего вклада в конечные результаты.

3. На третьем этапе происходит разработка новых технических усовершенствований, рычагов и стимулов для реализации инновационных проектов на основе экспертизы. Важным условием развития инновационного производства является использование и анализ инновационных процессов в конкретных условиях.

В современном мире в настоящее время существуют три тенденции, оказывающие влияние на развитие инновационных процессов и тесно переплетающиеся между собой:

развитие новых технологий,

глобализация предложения и спроса,

индивидуализация и динамизм поведения покупателей.

Важнейшими структурами национальных систем развитых стран являются корпорации предпринимательского сектора. Именно они финансируют исследования и, одновременно воплощая в реальные технологии и продукты научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответствен­ность за технический прогресс. На их долю в настоящее время приходится большая часть финансирования науки.

Главное правило инновационного процесса: «Развитие технологий - основная движущая сила экономического роста». Поэтому инновационная деятельность сегодня должна учитывать следующее:

• новая технология приходит не одна, а в связке с другими;

• каждая связка состоит из целого ряда взаимодополняемых базовых технологий;

• каждая базовая технология является ядром ряда прикладных технологий;

• базовые технологии - основа новых отраслей промышленности;

• прикладные технологии используются для модернизации отрасли и их ис­пользование обязательно для предпринимательства.

Практический опыт реструктуризации российских инновационных пред­приятий и организаций позволяет выделить существенные особенности инно­вационного процесса на современном этапе:

• каждое внедрение инноваций имеет признаки уникальности;

• не существует изолированных инноваций;

• одни инновации порождают серии последующих инноваций (экономические, технические, социальные, психологические инновации тесно связаны между собой и взаимно продвигают друг друга);

• инновации являются необходимым элементом самоорганизации и активного развития предприятий;

• любая инновация требует повышенных усилий, большого напряжения, причем чем выше степень ее радикальности, тем большая подготовка требуется для ее реализации и выше затраты материальных и интеллектуальных ресурсов;

• инновации, имеющие спрос, осуществляются быстрее, чем вводимые адми­нистративно;

• для успешного продвижения инновации необходимы новая идея, инициатив­ный предприниматель и достаточные инвестиции;

• степень экономического эффекта от реализации инноваций адекватна степе­ни риска (чем выше риск, тем выше потенциальные эффекты от распростра­нения инноваций);

• чем выше порядок инновации, тем выше требования к управлению иннова­ционными процессами;

• для успешной реализации инноваций необходимо достижение критической массы ее составляющих (людей-новаторов, предложений, идей, изобретений, ноу-хау для перехода к новым поколениям технологий, продуктов, структур, форм хозяйствования);

• успешнее внедряются инновации предприятиями-лидерами, организациями, ожидающими ухудшения ситуации, и предприятиями, находящимися в со­стоянии кризиса.

Управление деятельностью людей требует от менеджера исключительно высокого профессионализма, широкого арсенала используемых приемов, управленческих и предпринимательских методов. С внедрением инновационно­го менеджмента как науки сейчас связываются огромные экономические дос­тижения, технические и технологические изменения, новые подходы к научно-производственному развитию, формирование творческой индивидуальности и многое другое.

Использование возможностей современного инновационного менедж­мента должно приносить фирме огромный хозяйственный эффект при относи­тельно минимальных затратах. Инновационный менеджмент выступает в каче­стве важного фактора решения научно-производственных и социальных про­блем в трудовых коллективах и общества в целом. Поэтому интерес к иннова­ционному менеджменту в нашей стране очень высок. Хозяйственные условия в России сегодня сильно отличаются от условий государств развитого капита­лизма, поэтому использование потенциала инновационного менеджмента должно максимально учитывать особенности, традиции и специфику всей стра­ны в целом, каждого региона и отдельного трудового коллектива.

Контрольные вопросы

1. Что называется инновационным процессом?

2. Перечислите этапы инновационного процесса.

3. Какие существуют формы инновационного процесса?

4. Кто является субъектами инновационного процесса?

5. Какие сферы деятельности охватывает инновационный процесс?

6. Какой этап инновационного процесса направлен на получение новых науч­ных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей?

7. Какой этап связан с разработкой нового вида продукции?

8. На каком этапе осуществляется практическая реализация результатов инно­вационной деятельности?

9. Что необходимо для организации процесса управления инновационной дея­тельностью?

10. В чем различие новшеств, инноваций и видоизменений в продуктах и тех­нологических процессах?

11. Какие факторы инновационной среды влияют на управление фирмой на­прямую, а какие - косвенно?

12. Назовите основные компоненты внешней среды инновационной фирмы.

13. Какими факторами характеризуется макросреда фирмы?

14. Какой системой отраслей характеризуется мезосфера региона?

15. Какие факторы относятся к микросреде фирмы?

16. Перечислите внутренние факторы, влияющие непосредственно на иннова­ционную деятельность предприятия.

Глава 3. Государственное регулирование инновационной деятельности

Государственная инновационная политика Управление инновационной политикой на предприятии Регулирование инновационной деятельности в России Зарубежный опыт государственного регулирования Управление патентно-лицензионной деятельностью инновационной фирмы Информационное обеспечение и статистика инноваций Перечень основных методов инновационного менеджмента

3.1. Государственная инновационная политика

Государственная инновационная политика - это составная часть социаль­но-экономической политики, которая выражает отношение государства к инно­вационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В нашей стране всё большее внимание уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития: ориентирование и поддержка науч­ных исследований; регулирование направлений научно-технического развития; защита отечественной промышленности, повышение её конкурентоспособности; совершенствование системы стимулирования научно-технического развития; лицензионно-патентное право; поддержка регулирования; разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и её оценка; совершенствова­ние методов управления научно-техническим развитием; выбор приоритетных направлений развития науки и техники РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности; совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения; реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам; охрана прав интеллек­туальной собственности; формирование единых систем стандартизации, обеспе­чения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, па­тентно-лицензионного дела и управление ими; установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Россий­ской федерации являются: создание экономических, правовых и организацион­ных условий для инновационной деятельности; повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропро­изводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций; содействие активации инновационной деятельности, а также разви­тию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; расширение государственной инновационной деятельности, повышение эффек­тивности использования государственных ресурсов, направленных на развитие инновационной деятельности; содействие расширению взаимодействия субъек­тов РФ при осуществлении инновационной деятельности; осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы госу­дарственного регулирования должна иметь: чётко определённые цели; органы управления, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; ин­формационную систему, формирующую информационный образ объекта регули­рования и достаточную для реализации функции управления; инструменты регу­лирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управле­ния воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

3.2. Управление инновационной политикой на предприятии

К началу ХХ1 века в России стали происходить серьёзные изменения форм и методов управления инновациями, и это должно облегчить приспособление предприятий к постоянным изменениям внешней среды.

В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инно­вациями на предприятиях:

• сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвида­цией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевоору­жение, обновление производства и продукции;

• нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники;

• резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллекти­вов, школ и институтов, широкомасштабная «утечка мозгов» за рубеж;

• отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и социально-организационных структур.

• чрезмерная длительность инновационных процессов во времени;

• ограниченность распространения инноваций;

• чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объёме;

• отсутствие заинтересованности в инновациях;

• практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ тех­нического перевооружения и модернизации производства за последние 10 лет, развал отраслевой академической и вузовской науки, отсутствие разум­ной промышленной и научно-технической политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоёмкого сектора.

Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инноваци­онных программ и проектов предприятия. Существуют два подхода к разработ­ке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения иннова­ции на предприятии:

1. Подход, при котором движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их дей­ствия стимулируются возможностью получения временных значительных при­былей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью быстрого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, пре­рывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.

2. Подход, при котором процесс внедрения и последующего распростране­ния инноваций связан прежде всего с возможностью первоначального обеспе­чения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совме­стно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание зна­чительно большей доли рынка, что должно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у пред­приятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в рас­чёт принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развёртывания сопряжённых производств.

На практике, при разработке научно-технической политики предприятия выделяют 4 функциональные области управления инновациями:

1) исследования и разработки;

2) управление качеством и сертификация в соответствии с составом и объёмом элементов ГОСТа;

3) создание обновлённой производственной базы;

4) освоение рынка инноваций.

Создание обновлённой производственной базы представляет собой свое­образный план технического перевооружения, но составленный в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемо­сти, рентабельности, чистой приведённой стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.

На практике, при формировании научно-технической политики предпри­ятия, принятие решений о необходимости реализации инновации и выпуске на её основе нового изделия является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения.

Каждая вновь появляющаяся идея является результатом выявления новой потребности, например идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса.

3.3. Регулирование инновационной деятельности в России

В России уже введён ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направ­ленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производст­венных фондов, освоение новой техники и технологии. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий (МП), действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет в качестве амортизационных отчислений. Созданы специализированные государ­ственные органы - Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпри­нимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринима­тельства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соот­ветствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правитель­ством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки ма­лого предпринимательства, включающая разработку программы развития и ре­конструкции МП, осваивающих новые технологии. Центральное место в систе­ме прямого государственного финансирования занимает финансирование НИ-ОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ас­сигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосудар­ственному секторам на собственные инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулиро­вание инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инно­вационной политики. В этом аспекте весьма важен закон РФ «О науке и госу­дарственной научно-технической политике» от 23.08.96 г. Этот закон опреде­лил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного работника; закре­пил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воз­действия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отразил правовые основы регулирования международ­ного научного и научно-технического сотрудничества. Министерство промыш­ленности, науки и технологии РФ является центральным органом исполнитель­ной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию госу­дарственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннау­ки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка госу­дарственных научно-технических программ и проектов; методическое руково­дство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических про­грамм; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной дея­тельности; формирование соответствующих систем экономического стимули­рования и организационных структур; создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований; обеспечение формирова­ния государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др. Министерство экономического развития и торговли РФ в рам­ках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и её регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики. Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит ис­пользования финансовых ресурсов.

3.4. Зарубежный опыт государственного регулирования

Объектом исследования в данном вопросе являются в основном страны, входящие в технологическое ядро мирового развития: США, Япония, Германия, Англия, Франция. Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются: Американский научный фонд (курирует фунда­ментальные исследования); американский научный совет (курирует промышлен­ность и университеты); национальное бюро стандартов; национальный институт здравоохранения; министерство обороны; национальный центр промышленных исследований; национальная академия наук; национальная техническая акаде­мия; американская ассоциация содействия развитию науки. Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные финансируются из фе­дерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации; 46 % - федеральное правительство; остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По данным национального научного фонда США, на современном эта­пе НТП возросла роль в НИР малого бизнеса. Мелкие и средние фирмы (с чис­ленностью до 500 человек) за последние два десятилетия выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с числом занятых более 10-ти тысяч человек). В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобре­тений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собст­венностью федерального правительства. Деятельность инвестиционных фондов носит филантропический характер. Они ставят своей целью финансовую под­держку как мелких фирм-инноваторов, так и отдельных изобретателей-одиночек. Важную роль в инвестировании малых фирм играет национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занима­ется выдачей им грантов - безвозмездных целевых субсидий. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных пере­довых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государст­венная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организаци­ям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Существуют меры моральной поддержки, сре­ди которых можно назвать вручение выдающимся учёным и инноваторам госу­дарственных наград, присвоение почётных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посе­щение руководителями государства ведущих инновационных организаций, уча­стие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государ­ственных мероприятиях, поддержку самоорганизации научно-технического со­общества и т.д. Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует от­метить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путём сокращения налогооблагаемой базы, так и путём уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовое законодательство действует уже более 100 лет. Неудивительно, что страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Япо­нии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности. Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Проводится Государственная политика, которая направлена на превращение Японии из им­портёра лицензий в экспортёра. Долгосрочная цель Японии - превращение страны из «имитатора» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритет­ное направление имеют информационные системы, механотроника, биотехно­логии, новые материалы. Особенностями развития японской экономики явля­ются дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектрон­ной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы ус­луг. В результате активной инновационной деятельности Япония занимает пер­вое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использо­вания ресурсов, темпам экономического роста среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения. Долговременная программа науч­но-технического развития страны, осуществляет стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. Германия, Франция, Англия вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной ве­личине затрат на НИОКР.

Особенностями стран Евросоюза являются: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов земли; высокая плотность народонаселения; высокий тех­нологический уровень производства и информатизации; уважительное отноше­ние к образованию, культуре, здоровому образу жизни, историческим традици­ям; государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные то­вары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; развитие наукоёмких отраслей народно­го хозяйства. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновацион­ной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евро­союза относятся:

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого бизнеса;

- прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, произво­дящих наукоёмкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение про­цессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Первый раздел плана - «Кооперация между странами в области инноваций» - предусматривает создание и функционирование консал­тинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями - специфи­ческой инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне. Вто­рой раздел плана посвящён координации её выполнения. Третий - созданию сис­темы передачи информации по инновациям и технологиям, совершенствованию патентной системы, унификации и стандартизации. Четвёртый - мероприятиям по повышению инновационного потенциала менее развитых стран.

3.5. Управление патентно-лицензионной деятельностью инновационной фирмы

Пражская конвенция (1883 г.) по охране промышленной собственности и регулированию использования патентов положила начало правовому обеспече­нию защиты отечественного приоритета на изобретение. Наше государство присоединилось к ней 1 июля 1965 г.

Важное значение при патентовании изобретений имеет дата первона­чальной заявки на патентование в одной из стран-участников конвенции, по ней определяется новизна изобретений.

В России вопросы патентной защиты осуществляются Государственным патентным ведомством РФ в соответствии с Патентным законом РФ от 23 сен­тября 1992 г. Он регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, которые возникают в связи с созданием, право­вой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышлен­ных образцов.

Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование. Патент на изобретение действует в течение 20-ти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствии с Законом считается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы.

Патентное ведомство одновременно с публикацией сведений о выдаче патента вносит сведения об изобретении, полезной модели или промышленном образце в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ или Государственный реестр промышленных образцов РФ и выдаёт патент лицу, на имя которого он испрашивается.

Интеллектуальной собственностью предприятий называется авторское право сотрудников, которое добровольно передано ими предприятию для использования и защиты, а также в его промышленную собственность.

Авторское право распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения. Это значит, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или иным образом использовать охраняемые правом объекты.

Основными нормативными актами, регулирующими права предприятий в сфере нематериальных активов, являются: Патентный закон РФ, Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров, Закон РФ об охране интегральных микросхем, Закон РФ о правовой охране программ для электронных вычислительных машин, Гражданский ко­декс РФ и др.

Объекты интеллектуальной собственности могут быть предметами купли-продажи, например, на патентные права, секреты производства и технологии ноу-хау.

Под ноу-хау понимаются не являющиеся общеизвестными и практически применимые в производстве и хозяйственной деятельности различного рода технические, коммерческие, производственно-экономические знания и опыт, включая методы, способы и навыки, необходимые для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов и изделий, создания научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки и использования технологических процессов, методы и способы лечения, знания и опыт административного, организационного, управленческого, экономического, финансового и иного порядка.

25 сентября 1998 г. был принят Федеральный закон № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензия - решение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности (использовать изобретение, защищённое патентом, технические зна­ния, технологические и конструкторские секреты и др.) при обязательном со­блюдении лицензионных требований и условий, выдаётся юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию и является объектом договора о продаже (покупке), согласно которому владелец патента выдает контрагенту лицензию на использование своих прав на патент, ноу-хау и т.д.

Лицензионные требования и условия - это совокупность установленных правовыми акта требований и условий, выполнение которых лицензиатом обя­зательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с законом к таким требованиям и условиям относятся:

1) соблюдение законодательства РФ, экологических, гигиенических, противо­пожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности;

2) квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в ча­стности, квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

3) требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в ко­тором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Лицензирование осуществляется путём принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения - договора.

По характеру и объёму прав на использование лицензии подразделяются на следующие виды:

- простые (правом использования патента обладают лицензиат и лицензиа-

тор);

- полные (лицензиат использует патент один);

- бесплатные (возможность использовать ноу-хау в различных областях дея­тельности).

Лицензионный договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без неё считается недействительным.

3.6. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Информационное обеспечение системы менеджмента - одна из важней­ших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фак­тором обоснованности принимаемого решения и эффективности функциониро­вания системы.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её.

2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью симво­лов.

3. Канал - средство передачи информации.

4. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интер­претирует её.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать ка­нал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Взаимосвязанные этапы могут быть следующими:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Предлагается следующая классификация информации:

1) по объекту - показатели качества товара, его ресурсоёмкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента - информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;

3) по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;

4) по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

5) по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

6) по режиму передачи - данная в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определённые сроки;

7) по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

8) по стадиям жизненного цикла объекта - по стадии стратегического марке­тинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства

и т. д.;

9) по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Идея классификации информации используется при её кодировании. Основные требования к качеству информации:

- своевременность;

- достоверность;

- достаточность;

- надёжность;

- комплексность системы информации;

- правовая корректность информации;

- многократность использования;

- высокая скорость сбора, обработки и передачи;

- возможность кодирования;

Наши рекомендации