Тема 11. Работа с общественностью
в социономической деятельности[176]
1. Связь с общественностью как базовый принцип деятельности современных организаций.
2. Специфика связи с общественностью как метода социальной работы.
3. Современная дискуссия о сути и роли метода связи с общественностью в практике социальной работы.
1. Связь с общественностью (от англ. public relations – “работа с общественностью”) – метод социальной работы, возникший в США и получивший широкое распространение в последние десятилетия. В отличие от индивидуальной помощи и создания групп социальной терапии, использование этого метода позволило расширить масштабы социальной работы среди населения, ибо под общественностью здесь понимается население улицы, района, города, церковная община, социум в целом. Приверженцы этого метода акцентируют внимание на том, что, по сути, любая проблема – общественная и потому для ее эффективного решения или предупреждения необходима работа с обществом в целом.
В конце концов, успех любой организации зависит именно от связи с общественностью, которую лучшие в мире организации рассматривают как базовый принцип своей деятельности[177]. Для социальной работы, в силу специфики ее предметной области, связь с общественностью приобретает особое звучание. Действительно, как отмечает Н.С. Данакин, если бы пришлось искать символ социальной работы, то наиболее подходящим была бы Ирида – богиня радуги, посредница между богами и людьми[178]. Социальная работа, как уже говорилось, немыслима без элемента посредничества. Причем этот элемент оказывается не второстепенным, а центральным. Посреднический характер социальной работы – это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на человека и решение его жизненных проблем. Необходимость посредничества между человеком и разного рода институтами возникает в том случае, когда человек не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Соционом усиливает волю обратившегося к нему человека и побуждает встречную волю инстанции войти в положение оказавшихся в трудной жизненной ситуации человека или группы людей.
Связь с общественностью – одна из базовых технологий социальной работы, позволяющая использовать многие другие методы и приемы: анкетирование, наблюдение и т.д. При анализе данной технологии основной акцент будет сделан на использовании СМИ, что обусловлено той ролью, которую играют они в современном обществе, а также тем, что до последнего времени сотрудники социальных служб России не продемонстрировали желания или умения профессионально взаимодействовать с ними. Вместе с тем в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности “Социальная работа” постулируется, что соционом должен знать специфику работы в различной социальной среде, уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт, обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой – между различными общественными и государственными структурами, обеспечивая связь между семьей и обществом, применяя научные представления о путях предупреждения и коррекции социальных девиаций.
2. В самом общем виде соционом выступает как посредник между конкретным клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента к этому социуму, а с другой – преодолению отчужденности социума от реальных забот людей. Данная задача – исключительной сложности. Для ее решения необходимо на первом этапе как минимум быть услышанным, а это требует наличия хорошей репутации, признания.
Следует иметь в виду, что одна из наиболее контактных аудиторий, которой специалисты по связям с общественностью должны уделять особое внимание, – персонал самой социальной службы. Каждый ее сотрудник является передатчиком информации во внешнюю среду, т.е. как бы создает имидж своей организации. Значит, объясняя персоналу исключительную роль каждого специалиста, мы прививаем ему определенный тип поведения. Эффективна лишь та организация, сотрудники которой отождествляют себя с ней, ощущают ответственность за ее деятельность. Для достижения этого некоторые организации выпускают печатные издания для внутреннего пользования, имеющие пропагандистский, информационный уклон. Участвуя в выпуске подобных изданий, сотрудники организации включаются в совместную деятельность, проникаются устремлениями организации, осознавая важность своей роли в ее работе. Одновременно соответствующую совокупность сообщений получают и СМИ. Цель этой работы – создание благоприятного внутриорганизационного климата, общественного мнения и завоевания расположения, основанного на доверии. Необходимо помнить, что хорошую репутацию трудно завоевать и легко потерять.
В работе с персоналом организации как с важной контактной аудиторией, частью общества значительную роль играют проведение социального исследования обстановки в организации и выяснение на этой основе необходимости сохранения или изменения осуществляемой до сих пор политики. Такое исследование предупреждает субъективизм в деятельности руководства. Возможными этапами исследования могут быть:
– выяснение степени отождествления себя с организацией;
– выявление конфликтных ситуаций и в случае необходимости предложение мер по их разрешению;
– анализ взаимоотношений сотрудников с администрацией, общественными объединениями, изучение мнения персонала о руководстве;
– изучение приемов пересмотра заработной платы и продвижения по службе сотрудников;
– определение того, насколько хорошо персонал знает свою организацию, ее цели, миссию, как определяет положительные или отрицательные стороны работы в этом учреждении, имеет ли достаточную информацию об его деятельности;
– выяснение степени удобства рабочих мест, что позволяет работать с полной отдачей сил;
– изучение ситуаций, при которых возникает большее число проблем, установление причин этого;
– установление степени доверия сотрудников по отношению к их организации.
Профессионализм в работе с персоналом организации во многом предопределяет и эффективность работы с общественностью, ибо эта деятельность осуществляется сотрудниками организации.
Пресса – одновременно и средство передачи информации, и аудитория, требующая особого внимания специалистов по связям с общественностью. Необходимо постоянно держать прессу в курсе того, что волнует персонал организации, хотя бы потому, что это знание порождает понимание и ответственное поведение во взаимодействии с ней. Незнание же порождает в лучшем случае нейтральное, в худшем – безответственное поведение. К тому же следует учитывать огромное влияние СМИ на современное общество. Подчеркнем, что в последние годы наблюдается явный рост влияния масс-медиа на потенциальных партнеров, союзников, спонсоров, клиентов социальных организаций.
Планируя работу со СМИ, важно помнить, что несвоевременная информация, ее дефицит порождают слухи, которые подчас трудно контролировать. Чтобы организовать высококачественную информацию, важно отражать мнение разных людей, исходя из того, что в процессе социальной работы взаимодействуют клиенты, специалисты социальной службы, конкуренты, спонсоры и другие люди и организации. Необходимо постоянное сотрудничество, при котором выдаваемая информация превращается в сведения, не только соответствующие целям и политике социальной службы, но и интересам СМИ, их аудитории. Необходимо учитывать, что далеко не сразу СМИ, а с их помощью общество в целом “услышат глас” социальных служб, тем более осознают необходимость и значимость своего участия в решении проблем специалистов этих служб. Это невозможно хотя бы в силу недостаточного знания о работе социальных служб, наличия типовых, ситуативных стереотипов, специфики современного этапа деятельности социальных служб: даже сами профессионалы порой не имеют четкого представления о сути социальной работы, ее перспективах.
Ф. Нилендер в книге “Связь с общественностью” дает ряд рекомендаций относительно установления эффективной связи с прессой:
1) сообщение для печати должно соответствовать принятым нормам, быть точным и понятным;
2) предпочтительно передавать информацию заблаговременно, чтобы облегчить работу журналиста, дать ему время для изучения и анализа этой информации;
3) сообщение должно быть объективным, высказывание собственного мнения допустимо лишь в случае, если это соответствует цели статьи;
4) не следует пренебрегать общением с журналистами;
5) нельзя упрекать журналистов, если переданная им информация не опубликована ими;
6) информация должна быть передана определенному сотруднику редакции;
7) по просьбе прессы желательно сообщать о необычных или неприятных фактах, однако предварительно следует продумать эти сообщения и придать им нужный оттенок.
Используя технологии связи с общественностью, можно создавать или изменять общественное мнение. При создании определенного имиджа организации, установлении и развитии сотрудничества с общественностью нежелательно использовать набор стандартных методов, применяемых другими организациями. Но это не исключает изучения их идей и опыта.
Так, для того чтобы быть замеченным другими, используется прием “корпоративный имидж”: коммуникационным путем с помощью каких-то опознавательных знаков, элементов (эмблем, униформы, фирменных бланков, плакатов и т.п.) добиваются того, чтобы данная организация отличалась от других; социальная служба избирает свой образ в зависимости от намечаемой стратегии.
Другой прием – паблисити – неличностное стимулирование желательного поведения посредством публикаций, которое не оплачивается определенным спонсором.
Реклама (лат. reklamare – “выкрикивать”) в социальной работе – это: а) информирование об услугах, различных их видах с целью оповещения клиента и создания спроса на эти услуги; б) распространение сведений о ком-либо и чем-либо с целью обретения популярности. Таким образом, цель рекламы – это стремление убедить ее потребителя в необходимости определенного поведения: обращение к определенному виду социальных услуг, обращение к услугам данного учреждения, спонсорская активность и т.п.
Существует множество видов рекламы: пригласительный билет, бланк письма, визитка, вывеска на здании, газетная реклама, книжная закладка, календарь, рекламная листовка, обложка, полиэтиленовый, реклама на транспорте, сувенир-реклама и др. Наиболее эффективна реклама при одновременном использовании разнообразных ее видов.
Типовые разделы рекламы следующие: графическая часть, слоган (рекламный девиз, лозунг, зачин), информационный блок, диапазон предлагаемых услуг, побуждение потенциального клиента (спонсора, партнера) к действию, адрес и связь, элементы фирменного стиля. Профессионалы давно научились объединять достоинства графики и текста и компенсировать их недостатки. Более того, чего нельзя или трудно добиться с помощью текста, легко удается выполнить в графике.
Так, для того чтобы подчеркнуть солидность и основательность учреждения, что в тексте сделать сложно (ибо читатели перенасытились обещаниями типа “мы надежные помощники”, “мы с вами везде и всегда”, “мы гарантируем высокое качество обслуживания”, “аналогов не имеет”), можно попытаться использовать графику – например, расположить текст на фоне здания, в котором и размещена социальная служба (в случае, если оно хорошо известно в городе).
После графического решения проблемы необходимо обратиться к слогану, поскольку, как показывает опыт, большинство потребителей рекламы акцентируют внимание именно на графике и слогане, а не тексте рекламы. Назначение слогана – побуждение к действию, ибо наше внутреннее “Я” требует точных инструкций: “Каждого обратившегося – поддержим”, “Центр “Семья” – надежный партнер” и т.п. Желательно избегать чрезмерно щедрых обещаний.
Для выявления того, что ценностно и значимо для клиентов, потенциальных союзников, возможно, спонсоров, а также их стереотипов, нередко используется субъективный опыт рекламиста. Это оправдывает себя, если последний сам является потенциальным спонсором или клиентом, например. Однако стереотип специалиста может не совпадать со стереотипом основной массы клиентов, потенциальных союзников организации.
Другой прием – выявление устойчивых тем, интересующих читателей газет, телезрителей, клиентов социальной службы. Для этого некоторые специалисты еженедельно проводят своего рода телефонный опрос горожан на предмет наличия новостей (о гостях, поездках, событиях за неделю) и таким образом определяют темы, постоянно вызывающие интерес, – на них и надо обратить внимание профессионалу. Как заметил в свое время Д. Карнеги, несмотря на то что он сам любит клубнику, отправляясь на рыбалку, он берет с собой червяков, ибо их предпочитают рыбы.
Нужно, чтобы рекламируемое поведение так или иначе способствовало решению проблем клиента. Например, в рекламной антитабачной кампании, проводимой Государственным управлением просвещения Великобритании и адресованной школьникам, использовались такие плакаты:
1) Первая девушка: “Как вы целуете курящего юношу?” Вторая девушка: “Как можно короче”.
2) Первая девушка: “Почему курящие ребята такие слабаки?” Вторая девушка: “Да они думают, что вот эта сигарета уже делает их мужчинами…”
3) Юноша: “Итак, ты даешь мне отставку?” Девушка: “Да, ведь между мною и тобой стоит дымовая завеса”.
Важной частью связи с общественностью является работа с благотворительными учреждениями, спонсорами (включая потенциальных). В ситуации, когда социальная поляризация в России продолжается, растет число лиц и социальных групп, нуждающихся в разных видах помощи, многие социальные службы стали обращаться к возможностям благотворительности. Россия как бы разделилась на тех, кому нужно помогать, и тех, кто должен помогать. Но четких и корректных критериев принадлежности к этим категориям не существует. Важно найти также и оптимальные формы благотворительности, поскольку простая раздача социальных благ, как говорилось ранее, не решает социальных проблем, а порой даже развращает людей, способствуя формированию “культуры пособий”, иждивенчеству.
Благотворительность – нравственная обязанность имущего помочь неимущему. Соционом помогает “донорам” решать подобные задачи своевременно и эффективно. При этом важно понять, какая именно социальная проблема подвигает потенциального “донора” на благотворительность. Не менее важно рассказать этому “донору”, на что будут использованы его деньги, и дать понять, что откладывать помощь нельзя. Иначе говоря, используется принцип срочности. Практика свидетельствует об эффективности также такого принципа, как “просить у многих о немногом”.
Стимулирование общественной благотворительности, активности предпринимателей, отдельных лиц и организаций – кропотливая, каждодневная работа. СМИ – средство привлечения общественного внимания к социальным проблемам, а также возможность эффективной рекламы благотворительной деятельности тех или иных организаций, социальных групп, отдельных лиц, направленной на своевременное решение общественных проблем.
Идеальной рекламы, нравящейся всем и всегда, не существует. Но любую рекламу можно улучшить. И.Л. Викентьев предлагает серию контрольных вопросов для проверки эффективности рекламы:
1) Не отвлекает ли реклама внимание читателей от рекламируемого поведения?
2) Какую психологическую позицию, по предложению автора рекламы, должен занять потенциальный клиент, спонсор и т.д.?
3) С кем сравнивается читатель (возвышающий или снижающий образ)?
4) Какие выразительные средства используются в рекламном тексте:
– повторы (желательно иметь не более 2-4 повторов одного элемента);
– ритм;
– риторические вопросы;
– диалог;
– темп произношения рекламного текста;
– отсутствие “заумных” фраз;
– ассоциации, как желательные, так и, возможно, нежелательные, которые могут возникать у читателя?
Так, название “Лада” для нашей машины марки “Жигули”, поставляемой на экспорт, объясняется тем, что в европейских языках слово “жиголо” означает “сутенер, мужчина, живущий на содержании”.
5) Побуждает ли к действию текст рекламы?
6) Существует ли понятная схема (последовательность, алгоритм) действий, к кому конкретно, когда и как обратиться?
7) Указаны ли адрес и маршрутная схема (если рекламируется организация)?
На разных этапах жизненного цикла организации, общественного развития в целом осуществляются разные программы связи с общественностью. Их цели определяются интересами организации и направлены на тех лиц, которые зависят от ее деятельности, влияют на нее.
Проанализируем возможный вариант программы паблисити.
Профессиональное составление данной программы начинается с определения ее причины и цели. Важно решить, что побудило разработчика данной программы к действиям. Для этого целесообразно ответить на ряд вопросов:
1) Почему паблисити потребовалось именно сейчас?
2) Что именно побудило вас обратиться к паблисити:
а) желание, чтобы о недавно возникшей социальной службе узнали как можно больше людей;
б) знаменательная дата в жизни вашей организации;
в) необходимость оказания экстренной помощи кому-то из клиентов или жителей города?
Причин может быть большое множество. Ответы на следующие вопросы помогут прояснить и установить наиболее общие цели паблисити:
1) Начинаете ли вы свое дело, в связи с чем стремитесь привлечь первых клиентов, приобрести свою нишу на рынке социальных услуг?
2) Требуются ли вам новые союзники, спонсоры?
3) Необходимо ли вам, чтобы ваша служба стала известна более широкому кругу населения района, города, страны?
4) Не поменяла ли ваша организация адрес, номер телефона?
5) Не собирается ли ваша организация отметить какое-либо важное событие?
6) Нет ли необходимости расширить сферу взаимодействия со смежными организациями, благотворительными учреждениями?
7) Не стремитесь ли вы поддержать какое-то событие или бойкотировать его?
8) Не желаете ли вы принять участие в мероприятии, проводимом в вашей местности (демонстрации, благотворительной акции)?
9) Не хотите ли вы расширить масштабы своей деятельности?
10) Испытываете ли вы необходимость установить своих потенциальных клиентов, спонсоров?
11) Действительно ли вы хотите достичь поставленной цели?
12) Не нужно ли вам с помощью паблисити облегчить работу своей организации?
13) Нет ли нужды сократить число “звонков вежливости”, необходимых для поддержания хороших отношений со знакомыми вам людьми?
14) Не нуждается ли имидж вашей организации в улучшении?
15) Нет ли необходимости улучшить репутацию вашей службы?
16) Нет ли у вас серьезных (или потенциально серьезных) проблем, которые можно было бы преодолеть с помощью паблисити?
Уточнив причину необходимости паблисити, вы определите свои цели и избавитесь от ненужной работы. Возможные цели программы паблисити:
– максимальное воздействие на благотворительные организации, потенциальных спонсоров, результатом которого должно быть установление и развитие сотрудничества с названными учреждениями, предприятиями;
– повышение репутации данной организации; улучшение имиджа социальной службы за счет повышения ее эффективности;
– публикация материалов о специфике социальной работы, уникальности и исключительности ее роли в трансформирующемся обществе.
Планируя паблисити, необходимо помнить, что общественность – не некая аморфная масса, а люди определенного возраста, социального статуса, имеющие собственную систему ценностей и т.д. Иначе говоря, важно обращаться к конкретным людям, для которых ваша информация значима или может быть таковой. Чтобы информация получила наибольшую известность, рекомендуется публиковать ее в газетах, имеющих наибольший тираж; менее крупных ежедневных газетах и еженедельниках, профессиональных газетах и журналах; воскресных, прочих приложениях.
Следует тщательно проанализировать характер сообщений, публикуемых в газетах, особенно информацию о других организациях, их деятельности. Важно определить, почему именно эти сообщения были опубликованы, что привлекло к ним внимание журналистов: информация, сюжет или интересная личность? Помещен ли этот материал в отделе новостей или выходит под специальной рубрикой? Что это за рубрика? Словом, изучается не только то, что напечатано, но и почему это напечатано. Несмотря на все различия, которые присущи разным газетам, у них есть общая черта: они издаются для читателей, интересы которых безграничны.
Рекомендуется знать авторов статей, посвященных интересующим вас вопросам, регулярно читать специальные колонки и очерки в газетах и журналах. Не менее важно работать напрямую с самыми влиятельными изданиями, стремиться скооперироваться с ними, чтобы они чаще упоминали о вашей организации, волнующих вас проблемах, вашей деятельности.
Для распространения информации о социальной службе по всей стране можно воспользоваться выпуском четырехстраничного релиза (от англ. relase – «выпускать, разрешать, публиковать»), т.е. официальным заявлением для печати, украшенным фирменными виньетками. Пресс-релизы могут содержать предложения новых видов деятельности, услуг для клиента; их описание; фото ведущих специалистов; проблемные сообщения.
Информационный релиз составляется по принципу разговора со знающим и благожелательным собеседником, который спрашивает, что нового в вашей организации. Самым важным является первый абзац, содержащий главную информацию, самые последние новости. В последующих абзацах уточняется, объясняется и подробно рассказывается о том, что было упомянуто в первом абзаце. Форма изложения должна напоминать рассказ очевидца.
Неотъемлемой составляющей программы паблисити являются данные об истории социальной службы, даже если эта служба возникла вчера. При этом нельзя полагаться только на свою память, поскольку исторические факты со временем искажаются и забываются. Имеет смысл порыться в подшивках старых газет, разыскать письма, контракты, фото – все, что имеет отношение к организации. Важно обратить внимание на необычные и интересные события, связанные с возникновением социальной службы. Не менее важно найти то, что особенно удивит ищущего[179]. Это будет наиболее ценной частью паблисити.
Воспоминания сотрудников организации – важный источник информации. Имеет смысл составить список всех руководителей организации или людей, внесших значимый вклад в ее деятельность, с указанием их титулов и должностей. Ветераны труда могут многое рассказать о жизни организации. Не следует жалеть времени на общение с ними. В результате очень многие вещи станут восприниматься совсем под другим углом зрения, и отражение в паблисити этого нового восприятия нередко приносит успех организации, привлекает внимание к ней со стороны других лиц и учреждений.
Иногда программа паблисити включает в себя проведение вечеров отдыха для разных организаций, социальных групп, профессионалов, в зависимости от целей программы. Например, вечер для представителей прессы, посвященный Дню журналиста (возможно, организованный для пенсионеров-журналистов), или для женщин в Международный женский день, День семьи и т.д. Желательно, чтобы на этом вечере самые влиятельные редакторы и журналисты, профессионально освещающие социальные проблемы, познакомились с деятельностью данного учреждения. Можно установить стенды с наиболее подходящей для данного случая информацией о деятельности организации, волнующих ее проблемах.
Гостям можно раздать сувениры, которые будут постоянно напоминать о данной организации (настольный календарь, например). В комплект презентации для прессы можно включить фото, на котором представлены виды деятельности, социальных услуг, оказываемых населению данной службой; информацию, почему именно данные услуги предоставляются населению.
Своеобразна технология работы с телевидением. С одной стороны, это могущественное средство влияния на людей, охватывающее огромную аудиторию (особенно в нашей стране, где выбор телевизионных каналов невелик и у каждого телеканала имеется огромное количество зрителей). С другой стороны, это весьма дорогостоящий носитель информации (а чтобы реклама была эффективной, сообщение должно прозвучать несколько раз и в удобное для телезрителей время). Чтобы добиться поддержки со стороны телевидения на территории региона, страны, важно представить на телевидение сценарий, подробно рассказывающий о работе данного учреждения, его планах и возможностях.
Иначе говоря, для того, чтобы волнующий специалиста факт, ситуация заинтересовали население курируемого района, социум в целом, побудили их к действию, целесообразно, может быть, обратить внимание на существование конфликта между различными эмпирическими данными либо между теорией и практикой, между планами данной службы и других организаций города. Например, население района, в котором доминируют пожилые люди, страдает от необустроенной рекреационной территории, а также нарушения норм озеленения. Администрация района дает разрешение за разрешением на возведение в этом районе многоэтажных гаражей, автостоянок, игнорируя коллективные обращения пенсионеров района в соответствующие властные структуры. Задача соционома в такой ситуации – опираясь на общественность, профессионально довести до сведения потенциальных союзников, органов власти и управления соответствующую информацию, дабы она была в конечном счете воспринята как их проблема, породила желание решить существующую задачу.
Добиться хорошего результата невозможно без сохранения благополучного организационного имиджа с помощью связи с общественностью. Разумеется, людей раздражают разные обстоятельства: одних – конфликты; других – общественные условия, которые они стремятся улучшить; третьих – определенные аспекты их собственной жизни, которые они пытаются исправить или понять. Поэтому, чтобы завладеть вниманием каждого (в идеале), специалист должен формулировать проблему, используя разные стили. Такие задачи по плечу профессионалам, имеющим хорошую репутацию, известным широкой общественности, воспринимаемым наиболее влиятельными лицами, организациями как сила, с которой нельзя не считаться.
3. Проходящие в последнее время дискуссии о сути и роли метода связи с общественностью в практике социальной работы выявили три концептуальные позиции. Работа с общественностью должна:
во-первых, быть средством координации традиционных методов осуществления профессиональной деятельности и кооперации организаторов социальной работы;
во-вторых, она должна рассматриваться как социально-политическое средство удовлетворения интересов и потребностей населения;
в-третьих, она должна стимулировать изменение имеющихся потребностей, ожиданий и интересов граждан.
Клиенты должны понимать наличие тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, должны принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на предупреждение и урегулирование социальных коллизий.
Темы рефератов
1. История становления метода связи с общественностью.
2. Реклама в работе с общественностью.
3. Способы взаимодействия со СМИ в социальной работе.
4. Презентация деятельности как актуальная проблема социальной службы.
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте социономические контексты использования понятия “связи с общественностью”.
2. Назовите типичные техники связи с общественностью как метода социономической деятельности.
3. Как связаны реклама и связь с общественностью в социальной работе?
4. Проанализируйте типичные способы работы со СМИ в социономической деятельности.
Задачи и упражнения
1. Допустим, у вас – руководителя социальной службы – есть список реальных и потенциальных ее клиентов. Он абсолютно достоверен? Информация не дублируется? Нет никаких “мертвых душ”? А явных ошибок? Тогда скажите, когда последний раз вы обращались к ним по телефону? Если это имело место более 6 месяцев назад, возможно, пора позвонить им? О чем вы будете говорить со своим потенциальным клиентом в этот раз? Проиграйте в парах (один участник – потенциальный клиент, другой – соционом) данный разговор, акцентируя внимание на роли соционома.
2. Завершите следующее предложение: “У специалиста по работе с общественностью всегда должна быть наготове информация, предназначенная…”
3. Е. Джеймс и Т. Хант, говоря о важном значении работы с общественностью современных организаций, выделяют пять целей, которых достигают организации, делающие упор на показ успехов своей деятельности и получение от нее выгод (См.: Кабреро, Х.Д. Связи с общественностью… – С. 42). Являются ли цели, которые ставят перед собой предприятия в работе с общественностью, идентичными целям социальных служб в соответствующей деятельности? Назовите типичные цели, которые ставят перед собой социальные службы в работе с общественностью.