Тема 10. Групповая социальная работа

Человек принимает новую систему убеждений и ценностей вследствие принятия принадлежности к группе.

К. Левин

1. Понятие “групповая социальная работа”.

2. Теоретическая база групповой социальной работы.

3. Организация и этапы групповой социальной работы.

4. Эффективность групповой социальной работы.

1.Социальная работа с группой – метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения[165]. В настоящее время от 6 до 10% социальных работников применяют этот метод как основной. Однако поскольку семью можно определить как “наиболее влиятельную группу”, а организацию – как совокупность нескольких малых групп, на практике любой социальный работник в той или иной мере имеет дело с группой.

Под методом групповой работы будем понимать совместную деятельность людей с близкими интересами и проблемами, которые, работая в небольших группах над определенными задачами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. В отличие от психотерапевтических групп, цели групповой социальной работы не обязательно заключаются в решении эмоциональных проблем. В качестве таких целей может быть обмен информацией, развитие практических или социальных умений, изменение ценностных ориентаций, перестройка асоциального поведения в позитивном направлении[166].

Заметим, что первые определения групповой работы предполагали ценностную установку на осуществление социальных перемен[167]. И действительно, именно групповая работа традиционно связывала социальную работу с проведением социальных реформ в интересах угнетенных, в то время как индивидуальная работа в большинстве случаев переносила центр внимания на собственно психическую жизнь. Как отмечает Г. Вильсон, на раннем этапе профессионалы “с болью сознавали, что обслуживаемые ими люди испытывают лишения, и никогда не упускали из виду тот факт, что институциональные изменения являются необходимым условием действительного облегчения страданий”[168]. Традиционно задачами групповой работы были оказание помощи угнетенным людям и проведение социальных реформ. В 50-х гг. ХХ в. исследователей стали интересовать связь метода групповой социальной работы с другими методами, место, занимаемое этим методом в социономической деятельности. В конце же 50-х – начале 60-х гг. были достигнуты успехи в области теории, выразившиеся в разработке самостоятельных моделей конкретной практической работы с группами.

Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США[169], групповая работа используется: 1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов; 2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности); 3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста; 4) для утверждения личности; 5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности; 6) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.

В.Н. Макаревич так определяет назначение групповой работы (правда, без акцентирования внимания на социальной работе): 1) решение сложных проблем; 2) формирование сплоченного коллектива, создание “сыгранной команды”; 3) поиск и реализация благоприятных возможностей; 4) организация процесса обучения, обмен опытом; 5) личностное и профессиональное самоопределение участников работы и т.д.

 

Существуют разнообразные классификации анализируемых групп: открытые и закрытые, краткосрочные и долгосрочные, мужские и женские, смешанные, детские и взрослые, другие. В открытые, например, разрешается вхождение новых членов в любое время в течение существования группы. Закрытые же включают только тех, кто отобран при формировании группы.

Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные) и созданные для достижении какой-либо внешней по отношению к группе цели. Во втором случае достаточно уместен метод номинальных групп[170].

Внутренне ориентированные группы, в свою очередь, разделяются на два типа: а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации); б) группы, цель которых – исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Каждый из этих типов групп дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой.

В группах социализации цель социальной работы – помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). Группы ресоциализации также решают две задачи: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.

В количественном отношении группа не должна насчитывать менее трех человек. В противном случае не могут быть достигнуты развернутая кооперация, специализация, другие групповые эффекты. Чем меньше группа, тем быстрее и успешнее она может решить поставленную задачу. Практика показывает, что деятельность группы из двух-трех человек может оказаться эффективнее, чем деятельность индивидуального работника. В группе, насчитывающей свыше семи человек, возникают проблемы социотехнического свойства, связанные с регулированием внутригрупповых процессов. Такая группа менее управляема и распадается на отдельные микрогруппы. Работа замедляется, а общение становится более поверхностным.

Желательно, чтобы группа была однородной по возрастному составу и уровню интеллекта (который не должен быть низким). По половому составу группа может насчитывать 40% мужчин и 60% женщин или наоборот. При комплектовании группы важно учитывать и такие качественные критерии, как компетентность и профессионализм в области решаемой проблемы, заинтересованность в решаемой задаче, добровольность участия, хорошие или нейтральные взаимоотношения.

В силу сказанного к факторам, способствующим групповой работе, отнесем следующие: адекватность состава группы решаемой проблеме, значимость этой проблемы для всех участников группы, соответствие используемых методов групповым нормам и характеру решаемой задачи, оптимальный состав и численность группы, гармоничное распределение ролей. Заметим, что оптимальность условий не всегда означает их благоприятность. Иногда группа работает лучше и становится более сплоченной, а ее участники чувствуют себя эмоционально более вовлеченными, если у группы имеется “враг”. Некоторые специалисты в этой связи имеют склонность набирать очки, порождая образ внешнего врага.

К факторам, препятствующим групповой работе, соответственно, следует отнести: незначительность решаемой задачи; слишком жесткие условия существования группы; наличие плохого лидера; неэффективные способы ведения группы; состав группы, не подходящий для решения задачи; редкость и недостаточная продолжительность встреч; надежда на быстрый и легкий успех; необоснованная надежда на соционома.

Решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной и потенциально решаемой. Результаты должны быть полезными для всех (например “12 шагов” Анонимных алкоголиков).

Что касается продолжительности работы группы, то на практике она варьируется. В обычном типовом режиме группа работает по часу-два (три-четыре часа) в день и собирается один раз в неделю. Группы людей, проживающих в стационарных учреждениях, могут общаться чаще. Не обязательно встречаться “раз в неделю”, экспериментирование поощряется. Изменение дней и времени, продолжительности встреч возможно. Выбор конкретного варианта зависит от характера и срочности решаемой задачи, состава группы, условий, в которых она функционирует. По мере решения стоящих перед группой задач она может изменить режим работы, поставить перед собой новые задачи или завершить работу.

В подростковых группах нередко речь идет о “несправедливых родителях”, “плохих учителях”, об отношениях со сверстниками, лицами противоположного пола. Во взрослых группах нередко рассматриваются проблемы бедности, голода и болезней, смысла жизни. Супружеские пары обсуждают свое “безразличие” к ситуации, в которой оказались дети, независимость, проблемы детско-родительских отношений.

Подчеркнем, что независимо от типа группы и избранного подхода групповая работа будет социальной, если, во-первых, сосредоточить внимание на оказании помощи ее участникам в развитии системы взаимопомощи. Это требует поощрения общения между ними. Во-вторых, соционом должен понимать характер и содержание группового процесса, уважать его, поскольку он сам по себе является мощной движущей силой для достижения перемен, и использовать все это для достижения целей группы, помогать в этом ее участникам. В-третьих, специалист призван стремиться повысить способность членов группы действовать независимо (это не относится к группам детей или умственно ограниченных взрослых, в которых оказывается помощь в обеспечении автономности, насколько это возможно). Суть такой установки передает фраза: “Встреча с социальным работником является лишь эпизодом в жизни клиента”. В-четвертых, важно помочь членам группы осознать свою общность к моменту прекращения деятельности этой группы. Это может достигаться по-разному, вербально или невербально, например через общие воспоминания или через какой-то заключительный аккорд[171].

Соционом может вести своего рода дневник вхождения в группу и составлять отчет о данном процессе, носящий для других участников группы конфиденциальный характер. Ведение данной документации служит (наряду с функцией отчетности) средством накопления опыта, повышения квалификации. С разрешения участников группы возможно использование диктофона и видеозаписи в контексте развития социальных навыков участников группы (посредством обсуждения соответствующих материалов на собраниях группы).

Словом, соционому необходимо тщательно подготовиться к работе с группой. Дж. Вильсон, суммируя необходимые знания, которыми должны обладать специалисты, организующие групповую социальную работу, говорит о максимальном понимании динамики трех составляющих: группы, отдельных людей и социальной обстановки. Социальный работник должен представлять допустимые рамки воздействия на поведение группы и людей. Важно иметь в виду, что все группы различны, поскольку люди неодинаковы, не похожа и обстановка в разных случаях. Наконец, цели каждой группы различны, хотя их деятельность может быть и аналогичной по характеру и организации.

Групповые методы в социальной работе начали применяться в конце XIX в., когда и в западных странах, и в России получили распространение работные дома, “общежития”, создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Сотрудники подобных учреждений первыми стали осуществлять социальную работу с группой. В это время появился интерес к теоретическому определению феномена группы.

Окончательное признание групповая работа как метод социономической деятельности получила в 30-х гг. XX в., когда была создана Национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936 г.) и начал издаваться журнал “Группы в образовании, рекреации и социальной работе”.

В России метод групповой работы стал активно использоваться социологами с конца 70-х гг. ХХ в. (прежде всего специалистами в области управленческого консультирования)[172], а после институционализации социальной работы в 90-х гг. ХХ в. – в социальной работе).

2. Одним из первых исследований в анализируемой области стала работа Г. Лебона “Толпа”, в которой рассматривался процесс распространения инфекционных заболеваний в группе. Важный вклад в разработку теории внесли также Ч. Кули, создавший понятие “первичная группа”, 3. Фрейд, изучавший проблему эмоциональной реакции группы на лидера, Г. Зиммель, исследовавший влияние размера группы на характер взаимоотношений ее членов. Большое влияние на раннюю теорию групп оказали работы П. Кропоткина, противопоставившего дарвиновской идее борьбы за существование принцип сотрудничества как основной фактор, способствующий выживанию человечества. Кропоткин описал всемирную историю как эволюцию добровольной кооперации от первобытного племени до современных профсоюзов. Источниками теории групп могут быть названы работы М. Фолетт, Д. Дьюи, А.С. Макаренко и др.

В настоящее время теоретическая база социальной работы с группами включает в себя положения таких школ, как теория поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем. Базовым для всех групповых теорий является положение об искусственности отделения человека от его окружения. С этой точки зрения человека можно рассматривать как обособленного индивида только в ограниченном физиологическом смысле. Люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, главным образом в группе.

В рамках теории поля группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему.

Теория социального обменапредставляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории, люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен.

Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие “система”, некоторые теоретики уделяют ему особое внимание. Согласно общей теории систем, у истоков которой – Л. фон Берталанфи и А. Богданов, любая группа является системой, включающей в себя ряд определенным образом связанных элементов. В свою очередь, данная система – элемент другой, более широкой, системы, получившей название релевантная внешняя среда (см. тему “Современные модели практики социальной работы”). Система и ее внешняя среда взаимоопределяют друг друга. Поэтому предметом пристального внимания организатора групповой работы должна быть группа во внешней среде. Т. Парсонс, например, и другие сторонники функционализма изучали специфику проявления качеств систем в малых группах, рассматривали такие вопросы, как влияние различных частей системы друг на друга, поддержание традиций в системе и приспособление систем к своему окружению.

3. Группа, как и индивид, проходит несколько стадий развития. В научной литературе описан ряд процедур коллективного поиска решений. Так, алгоритм решения групповых проблем может включать в себя два этапа: 1) формирование проблем; 2) решение проблем. В свою очередь, последний этап можно разделить на стадии, каждая из которых предусматривает ряд процедур для ответа на типовые вопросы: а) аналитическая стадия(Чего можно достигнуть в идеальном случае при решении проблемы? Какие имеются помехи и в чем они проявляются? Что является причиной помех? Каким образом можно устранить помехи?); б) оперативная стадия (Какие параметры системы нужно изменить, чтобы решить проблему? Нельзя ли решить проблему, изменяя окружающую среду? Как подобные проблемы решаются в других группах? Как решалась бы проблема, если надо было бы достигнуть противоположного результата?); в) синкретическая стадия (Как будут меняться другие параметры системы, если изменится один из них? Какие изменения в окружающей среде нужно будет осуществить? Какими иными способами сможет функционировать измененная группа? Можно ли использовать данное решение для иных целей?).

Я. Лейман определяет следующие этапы групповой работы: 1) уточнение решаемой проблемы, более глубокое осознание объективного противоречия, порождающего данную проблему; 2) уточнение направления общей деятельности, ее планирование; 3) исследование (анализ) проблемы; 4) выработка альтернативных решений, их оценка, планирование; 5) обсуждение альтернатив с руководством, выбор оптимального варианта решения.

В.Н. Макаревич в процессе развития группы выделяет такие стадии: формирование группы, конфликт, консолидация и эффективная работа. Подчеркнем, что фактически все специалисты обращают внимание на исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам лучше узнать друг друга, подбодрить молчунов и сдержать слишком активных. Важно, чтобы все запомнили имена друг друга. Для этого используются различные процедуры знакомства: официальная (например, каждый называет свое имя); обыгрывание своего имени; техника комплимента, “снежного кома” и другие. Выбор процедуры знакомства определяется спецификой группы, решаемых ею задач, приоритетами специалиста по социальной работе.

Важно иметь в виду и другое: идеальных способов организации знакомства не существует. Каждый способ имеет свои достоинства и подводные камни. Не менее важно и то, что во время знакомства проявляются особенности человека, обусловленные его предыдущим социальным опытом.

В теоретическом плане выполнение участниками ритуала знакомства означает признание ими наличия общих интересов, демонстрацию готовности принять участие в работе. После завершения данной процедуры у каждого участника появляются один-три знакомых со знаком “плюс” и один-три знакомых со знаком “минус”.

Заметим, что первые непосредственные впечатления от членов группы могут быть негативными. Почему? “Мои соображения таковы, – отвечал К. Роджерс на поставленный им же вопрос, – во-первых, это прекрасный способ проверить свободу в группе и можно ли группе доверять. Действительно ли здесь можно выражать свои чувства – положительные и отрицательные? Безопасно ли здесь или меня здесь накажут? Во-вторых, глубокие положительные чувства выражать труднее и опаснее, чем отрицательные. Если я признаюсь Вам в любви, я становлюсь ранимым и открытым для унизительного отказа. Если же я выражу свою ненависть к Вам, я в худшем случае подвергнусь ответному нападению, против которого можно защититься”[173]. Как бы там ни было, отрицательные чувства проявляются первыми.

Стадия конфликта, соперничества тоже представляет опасность для соционома. В любой группе наблюдается явное расхождение (различие) интересов ее членов. В группе с узкими, четко определенными целями некоторые участники могут испытывать иные потребности, отличные от потребностей других членов группы. Даже при наличии общей проблемы некоторые участники группы могут не идентифицировать себя с другими, не чувствовать “общую почву”. Группа – “микрокосм” общества. Различие своих интересов и интересов других отражает индивидуальное противостояние с другими, существующее в обществе.

Задача соционома на этапе конфликта – помочь членам группы осознать необходимость согласованной работы, преодолеть “полосу штормов”, активизировать осмысление происходящего, сориентировать членов группы на взаимную поддержку.

Помощь группе в выработке норм и способов взаимодействия, а отдельным ее участникам – в самоопределении, нахождении своего места, соответствующего их потребностям и склонностям, осуществляется специалистом на стадии консолидации. Возможно, на этой стадии (хотя зачастую и на начальном этапе групповой работы) вырабатывается кодекс общения участников групповой работы, который может включать следующие правила:

1) слушай внимательно все выступления;

2) не критикуй высказываемые идеи;

3) воспринимай все предложения положительно;

4) не перебивай выступающего, соблюдай тишину;

5) избегай дебатов и философских рассуждений;

6) не стесняйся высказывать свое мнение – самое простое предложение бывает гениальным;

7) не ошибается тот, кто ничего не делает;

8) соблюдай личные права членов группы:

– право выдвигать идею,

– право отстаивать свою точку зрения,

– право на обдумывание,

– право на пересмотр, уточнение своей позиции, выдвижение нового предложения;

9) не обижайся;

10) будь доброжелательным;

11) не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими;

12) каждый член группы ответственен за результативность работы, успех и неудачу делим поровну.

Предложенный вариант кодекса общения обсуждается всеми участниками группы, которые в знак его признания ставят на нем свою подпись, и после проигрывания ключевых правил общения (что возможно, например, в группе подростков, молодежи) кодекс вывешивается на одной из стен комнаты, в которой находится группа.

Когда группа начинает работать и потребность в социальном работнике ослабевает, ему следует отойти в тень, передоверив свои организаторские и методологические функции другим участникам. Если же специалист будет продолжать претендовать на прежнюю доминирующую роль, группа может его изгнать. Некоторые профессионалы сознательно используют эту драматическую концовку, чтобы помочь группе обрести автономию и сплотиться.

Активная деятельность соционома прекращается, когда успешная содержательная работа уже налажена и группа принимает первые эффективные решения. Возникает иллюзия, что специалист не был нужен, что группа добилась всего самостоятельно. Парадокс заключается в том, что это убеждение необходимо поддержать. Некоторые профессионалы придерживаются строгого правила: не вмешиваться в содержательную работу группы, поскольку специалист не должен подсказывать готовые решения проблем. Группа должна найти их сама.

Каждый специалист использует свои методы ведения группы. Стиль работы определяется уровнем и спецификой образования этого специалиста, опытом, складом характера: одни предпочитают жесткость, авторитарность, замыкая (по модели “звезда”) на себе все процессы и охотно выступая в качестве критика и проблемизатора; другие вмешиваются в работу группы лишь по просьбе ее участников; третьи сразу устанавливают партнерские отношения, подчеркивая, что групповая работа – это процесс взаимного обучения соционома и клиента. В зависимости от задач, поставленных перед группой, ситуации и состава участников эффективным может оказаться любой стиль. Важно, чтобы он помогал людям найти себя, сплотиться и предложить интересные идеи. Во всех случаях следует вести себя естественно, поскольку любая фальшь затрудняет работу.

Наконец, независимо от типа группы, стиля поведения, избранного социономом, его основная функция в группе – посредничество. Социальный работник всегда имеет дело одновременно с двумя клиентами: индивидом и группой. Как только начинается групповой процесс, соционом вступает во взаимодействие и с каждым в отдельности, и с группой в целом. Работа с индивидами в группе включает в себя прежде всего оказание помощи человеку в выражении своих мыслей и чувств. При этом задача специалиста – обеспечить слушание рассказчика другими членами группы, вызвать у них ответные чувства, реакцию. Иногда проблема индивида болезненна для других членов группы, вызывает у них отрицательные эмоции, затруднена для их восприятия.

Однако какие бы процессы ни происходили в группе, соционом должен уделять внимание одновременно и индивиду, и группе. В общем случае эти две области работы соответствуют обязанностям соционома: помочь индивиду и группе активно взаимодействовать друг с другом и помочь группе функционировать более эффективно, чтобы потенциал взаимопомощи раскрылся полностью. Разумеется, соционом осуществляет в группе множество и других ролей, но роль посредника – главная.

4. Наиболее важный результат групповой работы – преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований – переосмысление жизненных ценностей. Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке, по выражению В.Н. Макаревича, и задуматься, может быть, впервые за долгое время, над смыслом собственной жизни. Содействие этому процессу со стороны специалиста получило название “аксикреация” – порождение, “выращивание” у человека или группы новых или регенерация и переосмысление старых ценностей. Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка, исправление) ценностей.

Специалист, который ориентирован на работу с личностными ценностями, должен помнить, что побудить членов группы к “выращиванию” ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы. Такую заинтересованность специалиста обозначим как первый принцип аксикреации. Далее, и это будет второй из анализируемых нами принципов, в процессе аксикреации социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг – сохранять возможность контроля над ситуацией, особенно если она приобретает деструктивную направленность.

В-третьих, аксикреацию не следует форсировать. Она должна органично проявляться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как ее искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного “погружения” и темпах работы. Поскольку аксикреация происходит неравномерно, от социального работника требуются большая психологическая гибкость, внимание; готовность переключиться на другие режимы межличностного взаимодействия.

Наконец, и это будет четвертый в нашем перечне принцип аксикреации, не следует в полной мере выявлять и вербально оформлять актуализируемые в групповой работе ценности.

Таким образом, преимущество групповой работы перед индивидуальной – получение “добавочного продукта” за счет достижения и использования так называемого синергетического эффекта: результат групповой работы превышает просто сумму результатов работы ее отдельных членов, участники чувствуют себя комфортно, уверенно, их активность повышается, и происходит качественный скачок результативности. Синергетический эффект получается за счет разделения труда; специализации, координации, интеграции, за счет фасилитационного воздействия одних членов группы на других. Устойчивый синергетический эффект достигается на этапе достаточной зрелости группы.

Что касается эффективности групповой социальной работы, то подчеркнем, что в конечном счете специалист призван организовать среди участников группы систему взаимопомощи. Разумеется, идея группы как системы взаимопомощи привлекательна. Однако как может группа людей, имеющих один и тот же набор знаний, помочь друг другу? Не является ли она чем-то вроде библейского выражения “слепой ведет слепого”? Могут ли клиенты делиться своими интимными проблемами с незнакомыми, в сущности, людьми? Как быть с принудительной силой, которой обладает группа? Эти и другие вопросы вполне закономерны.

Действительно, если просто собрать людей вместе, то нет никакой гарантии проявления их потенциала. Масса препятствий блокирует возможности членов группы понять друг друга и предложить помощь. Все участники группы придерживаются собственных взглядов на групповую работу, базирующихся на прошлом опыте, а поскольку большая часть этого опыта весьма неплодотворна, задача соционома – помочь членам группы создать условия для совместной работы. Соционом призван попытаться помочь членам группы развить требуемые для совместной деятельности навыки (используя при этом, в том числе, уже описанные выше приемы и процедуры). Создание группы для продуктивной работы с использованием взаимопомощи – сложный процесс, на протяжении которого члены группы должны преодолеть много собственных стереотипов о человеческой природе, взаимопомощи и т.д. Каждый из них нуждается в поддержке специалиста. Самое главное, что должен делать этот специалист, – это демонстрировать уверенность в успехе совместной деятельности. Вера в силу группы – это необходимый фактор достижения успеха.

Наиболее важный способ оказания членами группы помощи друг другу – это обмен относящейся к делу информацией. Собственный жизненный опыт каждого члена группы (знания, взгляды, ценности и т.д.) может помочь другим ее участникам. Соционом также делится информацией, которая в сочетании с информацией других является богатым источником для размышлений.

Во время обмена мнениями по поводу обсуждаемой проблемы возникают серьезные дискуссии, поскольку члены группы могут представить идеи на обсуждение группы. Группа в данном случае – место, где мнения людей сталкиваются и зачастую изменяются. В этой связи заметим, что организовать дискуссию не очень просто. Для этого нужно обладать культурой совместной работы (формируемой, в том числе, с помощью принятия упомянутого выше кодекса общения).

Каждый член группы придерживается определенных норм поведения и запретов. На начальной стадии совместной деятельности разговор на темы “власть”, “зависимость”, “секс” рассматривается как нарушение запрета. Одна из задач соционома – помочь другим выработать новые нормы и свободно обсуждать запретные темы. В течение работы уровень эмоционального комфорта возрастает, и первый член группы, готовый рискнуть и принять участие в трудной для обсуждения области, показывает остальным ее членам пример преодоления табу – они как бы получают разрешение вторгнуться в область, считавшуюся ранее запретной. Во время обсуждения запретных тем члены группы видят эмоции других и зачастую осознают, что переживают то же самое. Каждый обнаруживает, что он не одинок в своих чувствах, что члены группы находятся в одной лодке. Это делает людей более раскрепощенными и открытыми.

Способность выражать свои чувства обусловливает развитие сопереживания, что является важнейшим оздоровительным элементом групповой работы. Пытаясь понять чувства других людей, члены группы начинают иначе воспринимать собственные. Наконец, группа обеспечивает “тренировку” соответствующих качеств и идей, выработку новых способов коммуникации и осознание некоторых качеств, от которых необходимо избавиться для достижения успеха.

Последний аспект группового взаимодействия, на который необходимо, на наш взгляд, обратить внимание, получил название “наша сила в численности”. Некоторые поступки легче совершить, чувствуя поддержку группы; страх и неуверенность легче преодолеть, действуя сообща, поскольку мужество одного многократно усиливается мужеством других.

Таким образом, группа – это не просто некое количество людей, собравшихся вместе, а система, характеризующаяся общностью чувств, наличием особой атмосферы, которая выражается в словах, мимике, жестах, позе.

К сожалению, групповые процессы часто изнуряют и обескураживают ее участников, так как порой они ориентируются на первоначально полученные ответы, вместо того чтобы продолжать творческий непрерывный поиск. Члены группы иногда не способны сойти с “наезженной колеи, смешивают проблему с ее решением и наоборот”[174].

Знаете ли вы группу, которая не нашла “решения” еще до уяснения проблемы; не испытала нажима со стороны шумных, энергичных участников, доминирующих в группе; не отвергла оригинальные идеи по причинам социального положения, авторитета, возраста, пола их авторов? Не испытала отсутствия творческой мысли и чувства незавершенности, в результате чего ее участники пережили разочарование?

Человек может испытывать и проявлять по отношению к остальным членам группы теплоту, любовь, понимание, но вне группы ему трудно так же вести себя с окружающими людьми; гораздо проще демонстрировать прежнюю холодность, чем пытаться как-то изменить отношения. Вместе с тем удовлетворенность групповой деятельностью вызывает желание следовать полученным результатам. Вот как один из участников описал изменения, произошедшие в его жизни в результате работы в группе: “Во-первых, внутренние изменения: я возмужал. Во-вторых, внешние. Я стал свободнее общаться… с людьми вообще. Я понял свое внутреннее “Я”, осознал свои чувства, а потому стал доступнее и понятнее для окружающих. Если бы меня спросили: “Ну, а что же оказалось самым важным, заметным событием в жизни после группы?”, я бы сказал так: “Пожалуй, перемена в себе. Скорее, даже не перемена, а “лепка” себя как личности. Я понял, что я такое, какой я”[175].

Групповая работа – один из методов социальной работы, одно из самых успешных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности, чувства реальности, отчужденности, характерных для многих людей, живущих в современном обществе. Групповая работа способствует большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать, пробовать новое, большему сопротивлению насаждаемому официозу.

Темы рефератов

1. Теория социального обмена как научная основа групповой социальной работы.

2. Особенности начального этапа групповой социальной работы.

3. Соционом как посредник в организации групповой социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое групповая социальная работа как метод социономической деятельности?

2. Назовите известные вам социономические контексты использования понятия групповая социальная работа.

3. Какова теоретическая база метода групповой социальной работы?

4. Проанализируйте типичные техники групповой социальной работы.

5. Каковы критерии эффективности групповой социальной работы?

Задачи и упражнения

1. Некоторые специалисты, ведущие группу, предлагают ее участникам те или иные упражнения, другие действия фразой: “А сейчас мы все…” Какие профессиональные ошибки допускаются в подобных случаях социономами-посредниками?

2. “Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто-то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда более меня способны успешно проводить терапию”, – постулировал в работе “О групповой психотерапии” К. Роджерс. Разделяете ли вы точку зрения этого ученого? Аргументируйте свою позицию в данном вопросе.

3. Докажите, что упражнение “Позитивный анализ ситуации” – одна из техник групповой социальной работы. Суть упражнения: каждый участник выбирает самую напряженную для него ситуацию, бывшую на данном собрании группы. Анализ ситуации проводится в тройках поочередно каждым из участников при поддержке и контроле двух других по алгоритму позитивного мышления (Технологии социально-психологических тренингов / под ред. С.А. Беличевой. – М., 2001. – Разд. 4):

– дать ситуации полезное название;

– выявить ресурсы (Что мне удалось?);

– ситуация как учитель (Что важного открыла для меня эта ситуация? Чему она меня научила? Кого и за что я могу поблагодарить? Что я им скажу?);

– ступенька прогресса – выработка достижимых продуктивных решений по улучшению ситуации (Что мне еще надо сделать?).

Наши рекомендации