Уровень механизации (автоматизации) производственных процессов
Уп = Упм + Упр (11)
где Упм – уровень механизации производственных процессов при ме-
ханизированном способе труда, %;
Упр – уровень механизации производственных процессов при ме-
ханизированно-ручном способе труда, %.
Упм = Рм ∙ К ∙ П ∙ 100/[Рм ∙ К ∙ П + (1 – Умт /100)], % (12)
Упр = Рмр ∙ И ∙ П ∙ 100/[ Рмр ∙ И ∙ П + (1 – Умр /100)], % (13)
где П – коэффициент производительности оборудования.
Коэффициент производительности оборудования П выражает отношение затрат времени на выполнение операций или процесса вручную к затратам времени при применении данного оборудования. Он равен или больше 1.
1.2.2. Уровень механизации (автоматизации) по предприятию
Степень охвата основных и вспомогательных рабочих механизированным (автоматизированным) трудом
С = (Рм + Рмр) ∙ 100 / (Рм + Рмр + Рр), % (14)
где Рм – число рабочих на предприятии, выполняющих работу механизированным способом;
Рмр – число рабочих на предприятии, выполняющих работу механизированно-ручным способом;
Рр – число рабочих на предприятии, выполняющих работу ручным способом.
Уровень механизированного труда в общих трудовых затратах
Ум = Умт + Умр (15)
Умт = (Умт1∙ Рм1 + Умт2 ∙ Рм2 + …+ Умтn Рмn) / Р (16)
Умр = (Умр1 ∙ Рмр1 + Умр2 ∙ Рмр2 + … + Умрn ∙ Рмрn) / Р (17)
где Умт1, Умт2, … Умтn – уровни механизированного труда в общих трудозатратах по производственным участкам;
Умр1, Умр2, … Умрn – уровни еханизировано-ручного труда в общих трудовых затратах по производственным участкам;
Рм1, Рм2, … Рмn – число рабочих подразделений, выполняющих работу механизированным способом;
Рмр1, Рмр2, … Рмрn – число рабочих подразделений, выполняющих работу еханизировано-ручным способом;
Р – общее число рабочих на предприятии.
Уровень механизации (автоматизации) производственных процессов
Уп = Упм + Упр (18)
Упм = (Упм1∙ Рм1 + Упм2∙ Рм2 + …+ Упмn ∙ Рмn) / Р (19)
Упр = (Упр1∙ Рмр1 + Упр2∙ Рмр2 + … + Упрn ∙ Рмрn) / Р (20)
где Упм1, Упм2, … Упмn – уровни механизации производственных процессов по производственным участкам при механизированном способе труда;
Упр1, Упр2, … Упрn – уровни механизации производственных процессов по производственным участкам при механизированно-ручном способе труда.
1.3. Основные аспекты механизации работ на АТП и АРП
При разработке мероприятий по механизации приходится учитывать многие факторы и условия, характеризующие общие положения и местные особенности производства ТО и ТР на АТП и АРП.
К общим факторам относятся особенности работ, входящих в комплексы ТО и ремонта автомобилей, характеристика и эффективность использования современного оборудования и специализированного инструмента, специализации рабочих постов и т. п.
Важнейшими особенностями процессов ТО и ремонта при рассмотрении их с позиций механизации являются следующие:
· большое число различных по назначению и способам выполнения операций и работ;
· исполнение большинства операций одним рабочим;
· перечень операций и их трудоемкость по каждому автомобилю неодинаковы, индивидуальны, различаются они и при выполнении каждого последующего одноименного вида ТО одного и того же автомобиля;
· для проведения всего комплекса операций и работ ТО и ремонта на любом предприятии необходимо иметь значительный парк технологического оборудования и специализированного инструмента, большое число различных по устройству и специализации рабочих постов, рабочих различных профессий и квалификации. Многое, в том числе дорогостоящее оборудование, используется эпизодически, по мере возникновения необходимости его применения.
К особенностям местных условий производства, которые приходится учитывать при разработке мероприятий по механизации работ ТО и ремонта, относятся:
· имеющийся парк подвижного состава и его структура по типам и моделям автомобилей;
· действующая в рамках предприятия система организации, управления производством и технологии ТО и ремонта;
· имеющиеся производственные площади, планировки и размещение зон и участков, рабочих постов и мест;
· план перспективного развития предприятия и производста ТО и ремонта.
Исходя из этих особенностей можно сформулировать следующие положения и принципы:
· механизация как неотъемлемая часть процесса ТО и ремонта осуществлена в той или иной степени на каждом предприятии, вопрос в том, насколько она совершенна и удовлетворяет современным требованиям производства, предусматриваемым перспективами его развития;
· механизация в ряде случаев не может ограничиваться только заменой ручного труда машинным, она должна осуществляться также с целью повышения качества работ, лучшего использования скрытых резервов производства. Замены морально устаревшего малопроизводительного оборудования более современным, экономного расходования сырья, материалов, энергии и т. д.;
· не все работы ТО и ремонта могут быть охвачены механизацией, в то же время, замена ручного труда машинным не всегда влечет за собой значительный технико-экономический эффект;
· максимальная загрузка для некоторого технологического оборудования не является решающим фактором при оценке эффективности мероприятий по механизации работ;
· в зависимости от степени технической вооруженности, совершенства организации и технологии ТО и ремонта, а также планируемого развития производства механизация может осуществляться путем приобретения и установки недостающего оборудования, предусмотренного технологической документацией, или увеличением числа одноименного оборудования, либо внедрения нового высокопроизводительного, способного заменить несколько образцов оборудования одинакового назначения;
· разработка и осуществление мероприятий по механизации ТО и ремонта представляет собой разноплановую, комплексную задачу, решение которой должно проводиться в тесной взаимосвязи с существующими на предприятии технологическими процессами, особенностями производства, имеющимися производственными площадями и планировками зон и участков, постов, наличным парком технологического оборудования, другими возможностями предприятия, перспективами его развития;
· содержание, задачи и конечные цели механизации устанавливают на каждом предприятии индивидуально на основании определения потребностей в механизации. Потребности определяются в результате изучения процессов ТО и ремонта, анализа имеющихся недостатков. В зависимости от потребности мероприятия по механизации могут охватывать отдельные операции или их группы, виды работ или их комплексы, а при предполагаемом коренном изменении технологии, строительстве новых производственных корпусов – весь технологический процесс ТО и ремонта;
· при локальной механизации работ ТО и ремонта непременным условием должно быть гармоничное сочетание новых мероприятий с существующими на предприятии процессами;
· независимо от масштабов, задач и конечных результатов осуществляемой механизации каждому мероприятию должна быть дана оценка его технико-экономической эффективности;
· главными критериями оценки мероприятий по механизации работ вне зависимости от решаемых задач и конечных результатов могут быть следующие: экономические (при сокращении потребности в рабочих, материалах, энергии и др.), выражающиеся в финансовых единицах измерения, и технические (при повышении качества ТО и ремонта, безопасности работы, улучшения условий труда и др.), выражающиеся в соответствующих единицах измерения, например, сокращении числа несчастных случаев, профессиональных заболеваний и др. Все технические критерии могут быть пересчитаны и переведены в экономические, но при разработке мероприятий, характеризующихся техническими критериями, экономический эффект не является первостепенным.
Перечисленные принципы и правила можно принимать за исходные при разработке мероприятий по механизации работ на АТП и АРП.
1.4. Влияние уровней механизации на показатели деятельности предприятия
Перед началом проведения работ по механизации технологических процессов ТО и ремонта автомобилей особое значение имеет оценка конечных результатов механизации, т. е. ее влияние на показатели деятельности предприятия.
В 1980 г. НИИАТом были проведены исследования влияния уровня механизации на такие показатели как число ремонтных рабочих на 100 автомобилей, коэффициент технической готовности αт парка автомобилей, коэффициент выпуска парка αв, расход запасных частей и топливно-смазочных материалов. При этом уровень механизации оценивался приведенной стоимостью технологического оборудования на 100 автомобилей.
Для сравнительной оценки были обследованы 40 грузовых и 40 пассажирских АТП со списочным подвижным составом от 65 до 716 ед.
Результаты проведенного анализа приведены на рис. 1, 2, 3.
Рис. 1. Влияние уровня механизации на число ремонтных
рабочих на 100 автомобилей
(1 – грузовые АТП, 2 – пассажирские АТП)
Рис. 2. Влияние уровня механизации на коэффициент
технической готовности
Рис. 3. Влияние уровня механизации на коэффициент выпуска
С ростом уровня механизации значительно уменьшается число ремонтных рабочих на 100 автомобилей, резко возрастают коэффициенты технической готовности и выпуска парка (за счет сокращения дней простоев в ремонте и ожидании ремонта).
В то же время не установлено сколько-нибудь значительного влияния уровня механизации на расход запасных частей и топливно-смазочных материалов.
1.5. Перспективы повышения уровня механизации работ
В настоящее время фактические уровни механизации технологических процессов ТО и ремонта на АТП и АРП недостаточно высоки и составляют порядка 20…30%, что свидетельствует о значительных резервах роста уровня механизации.
Практическая нерешенность задачи осуществления комплексной механизации технологических процессов предопределяет высокую перспективность проведения работ в этом направлении.
Повышение уровня механизации АТП должно проводиться по следующим основным направлениям:
· расширение номенклатуры и увеличение объемов производства технологического оборудования до требуемых размеров с целью полного оснащения им АТП и АРП в соответствии с требованиями нормативных документов;
· создание систем (комплексов) оборудования, прежде всего таких, которые позволили бы осуществить наиболее полную механизацию технологических процессов ТО и ремонта;
· значительное улучшение качества и повышение технического уровня выпускаемого технологического оборудования;
· улучшение эксплуатационной технологичности выпускаемого автомобильного подвижного состава;
· усиление мер организационно-технического характера, направленных на более эффективное использование оборудования;
· улучшение использования технологического оборудования за счет повышения его загрузки, увеличения сменности работы, организация планово-предупредительного ТО и ремонта оборудования и централизованного ремонта наиболее сложных образцов оборудования;
· повсеместное внедрение средств малой механизации;
· разработка целевой комплексной программы технического перевооружения предприятий в области механизации ТО и ремонта.
Из изложенного ясно, что решение вопроса повышения уровня механизации ТО и ремонта является многоплановой задачей, решение которой дает огромный технико-экономический и социальный эффект.