Автотранспортных и авторемонтных предприятий
Автотранспортных и авторемонтных предприятий
Электронное учебное пособие
Рекомендовано в качестве учебного пособия
учебно-методической комиссией направления
23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-технологических
машин и комплексов»
Кемерово 2015
Рецензенты:
Стенин Д. В. – доцент, к. т. н. кафедры эксплуатации автомобилей
Подгорный А. И. – доцент, к. т. н., заведующий кафедрой эксплуатации автомобилей, председатель УМК направления 23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-техноло-гических машин и комплексов»
Андреева Надежда Александровна.Механизация технологических процессов автотранспортных и авторемонтных предприятий: электронное учеб. пособие [Электронный ресурс]: для студентов очной и заочной форм обучения направления 23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» / Н. А. Андреева. – Электрон. дан. – Кемерово : ГУ КузГТУ, 2015.
В учебном пособии приведены все сведения, необходимые для изучения дисциплины «Механизация технологических процессов автотранспортных и авторемонтных предприятий». Предназначено для студентов автомобильных специальностей. |
Ó ГУ КузГТУ
Ó Андреева Н. А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УРОВНИ МЕХАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
И АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Основные понятия и определения по механизации работ. . . 5
1.2. Определение уровней механизации работ. . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3. Основные аспекты механизации работ на АТП и АРП. . . . . . 10
1.4. Влияние уровней механизации на показатели
деятельности предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.5. Перспективы повышения уровня механизации работ. . . . . . 15
ТИПИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ПОТРЕБНОСТЬ В НЕМ АТП И АРП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Обобщенная характеристика и укрупненная классификация
технологического оборудования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Типизация оборудования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.3. Потребные и фактические номенклатура и объем
производства технологического оборудования. . . . . . . . . . . 20
2.4. Определение экономической эффективности внедрения
средств механизации работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРОЕКТИРОВПНИЕ И РАСЧЕТ
ВВЕДЕНИЕ
В обеспечении эксплуатационной надежности автомобильного парка и сокращении расходов на его техническое содержание и эксплуатацию главная роль принадлежит технической службе автотранспортных (АТП) и авторемонтных предприятий (АРП).
Издержки на поддержание автомобильного парка в исправном состоянии значительны и в несколько раз превышают затраты на изготовление автомобилей.
За нормативный срок службы грузового автомобиля затрачивается примерно 85,5% общей трудоемкости работ, на капитальный ремонт (КР) – 11%, а на изготовление – примерно 3,5%.
Одной из основных причин недостатков в работе производственных подразделений АТП и АРП является преобладание ручного труда при техническом обслуживании (ТО) и ремонте (Р) подвижного состава, наличие тяжелых, трудоемких операций и неблагоприятных условий работы исполнителей.
С одной стороны, это свидетельствует о недостаточно высокой эксплуатационной технологичности автомобилей, а с другой стороны – о малой эффективности производственных процессов АТП, недостаточной оснащенности их технологическим оборудованием.
Одной из наиболее важных задач повышения производительности и эффективности производства в условиях ресурсных ограничений, имеющихся на автомобильном транспорте, является совершенствование технологических процессов на основе применения современной и новой техники, т. е. осуществление мероприятий по механизации и автоматизации технологических процессов ТО и Р.
Механизация создает необходимые технические и экономические предпосылки для применения высокопроизводительных методов и совершенных технологий при выполнении работ по ТО и Р автомобилей на АТП и АРП, использования различных средств обустройства рабочих мест, обеспечивающих благоприятные санитарно-технические и безопасные условия труда, а также применения современных систем управления производством.
В настоящее время уровень механизации производственных процессов на АТП и АРП сравнительно невысок и составляет от 15% до 50% по различным видам работ.
УРОВНИ МЕХАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
И АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Основные понятия и определения по механизации работ
Под механизациейтехнологических процессов понимается частичная или полная замена ручного труда человека машинным в той части технологического процесса, в которой происходит непосредственное изменение состояния, формы или качества изделий с сохранением участия человека в управлении машиной.
В зависимости от степени замены ручного труда различают следующие виды механизации (автоматизации) технологических процессов или их систем.
Частичную механизацию (автоматизацию), при которой предусматривается замена части затрат энергии людей затратами энергии неживой природы, исключая (включая) управление.
Полную механизацию (автоматизацию), при которой осуществляется полная замена затрат энергии людей затратами энергии неживой природы, исключая (включая) управление.
Единичную механизацию (автоматизацию), которая является одной первичной составной частью технологического процесса или системы технологических процессов, исключая (включая) управление.
Комплексную механизацию (автоматизацию), которая может быть частичной или полной двух или более первичных составных частей технологического процесса или системы технологических процессов, исключая (включая) управление.
Автоматизация технологического процесса позволяет полностью исключить ручной труд, заменив его машинным, освободить рабочего от оперативного управления механизмами. В функции рабочего входят наблюдение за ходом технологического процесса, выполнение регулировочных работ, а также контроль за качеством.
1.2. Определение уровней механизации работ
Определение фактических уровней механизации (автоматизации) технологических процессов технического обслуживания и ремонта на АТП и АРП имеет большое значение, так как позволяет оценить их фактическое состояние, выявить долю ручного (в том числе тяжелого и неквалифицированного) труда и оборудования с высоким удельным весом ручных приемов, определить наиболее эффективные направления механизации, разработать комплекс мероприятий по повышению уровней механизации. При этом важно проанализировать фактические уровни механизации не только по предприятию в целом, но и для отдельных его подразделений, зон, участков и служб.
Показателями, характеризующими технический уровень предприятия, являются:
· степень охвата основных и вспомогательных рабочих механизированным (автоматизированным) трудом;
· уровень механизированного (автоматизированного) труда в общих трудовых затратах;
· уровень механизации (автоматизации) производственных процессов.
1.2.1. Уровень механизации (автоматизации) по производственным участкам
Степень охвата основных и вспомогательных рабочих механизированным (автоматизированным) трудом
С = См + Смр (1)
где См – степень охвата основных и вспомогательных рабочих механизированным трудом, %;
Cмр – степень охвата основных и вспомогательных рабочих механизированно-ручным трудом, %.
См = Рм ∙ 100/( Рм + Рмр + Рр), % (2)
Смр = Рмр ∙ 100/( Рм + Рмр + Рр), % (3)
где Рм – число рабочих подразделения, выполняющих работу механизированным способом, чел.;
Рмр – число рабочих подразделения, выполняющих работу механизированно-ручным способом, чел.;
Рр – число рабочих подразделения, выполняющих работу ручным способом,чел.;
Р – общее число рабочих производственного подразделения, чел.
Р = Рм + Рмр + Рр (4)
При отнесении работ к тому или иному способу их выполнения следует руководствоваться следующим:
· к механизированному способу относят работы, выполняемые с помощью машин, механизмов, станков, аппаратуры, имеющих электрические, пневматические, гидравлические и другие приводы, а также работы по наблюдению и контролю за действием автоматов, механизмов и поточных линий;
· к механизировано-ручному способу – работы, выполняемые с помощью механизированного инструмента, имеющего различные приводы;
· к ручному способу – работы, выполняемые с помощью простейших орудий труда (гаечных ключей, ручной дрели, ручной электро- и газосварки и т. п.).
Уровень механизированного труда в общих трудовых затратах
Ум = Умт + Умр (5)
где Умт – уровень механизированного труда в общих трудовых затратах, %;
Умр – уровень механизировано-ручного труда в общих трудовых затратах, %.
Умт = Тм ∙ 100/(Тм + Тмр + Тр), % (6)
Умр = Тмр ∙ 100/(Тм + Тмр + Тр), % (7)
Т = Тм + Тмр + Тр (8)
где Тм – трудоемкость механизированного труда, чел.-ч;
Тмр – трудоемкость механизировано-ручного труда, чел.-ч;
Тр – трудоемкость ручного труда, чел.-ч;
Т – общая трудоемкость, чел.-ч.
Для практического определения уровня механизированного и механизировано-ручного способов работ в общих трудозатратах можно использовать выражения:
Умт = Рм ∙ К ∙ 100/Р, % (9)
Умр = Рмр ∙ И ∙ 100/Р, % (10)
где К – коэффициент механизации оборудования;
И – коэффициент простейшей механизации.
Коэффициент механизации оборудования К выражает отношение времени механизированного труда рабочего к общим затратам времени на данном оборудовании или рабочем месте. Время механизированного труда включает основное (машинное) и время, затраченное на выполнение вспомогательных приемов, выполняемых механизированным способом. Он меньше или равен 1 и зависит от характера оборудования и его оснащенности.
Коэффициент простейшей механизации И выражает долю затрат механизировано-ручного труда в общих затратах рабочего времени.
Уровень механизированного труда в общих трудовых затратах, характеризующий фактическую долю механизированного труда, не учитывает производительности оборудования.
Коэффициент запаса
K = K0K1K2K3K4K5K6 (76)
где K0 – гарантированный коэффициент запаса, K0 = 1,5;
K1 – учитывает наличие случайных неровностей на черновых заготовках, что влечет за собой увеличение сил резания. При черновой обработке K1 =1,2, при чистовой и отделочной K1 =1,0;
K2 – учитывает увеличение сил резания от прогрессирующего износа инструмента (табл. 7);
K3 – учитывает увеличение сил резания при прерывистом резании. При прерывистом резании K3 = 1,2, при непрерывном K3 = 1,0;
K4 – характеризует зажимное устройство с точки зрения постоянства развиваемых им сил. Для зажимного устройства прямого действия K4 = 1,0, для устройств самотормозящего типа (ручных) K4 = 1,3;
K5 – характеризует удобство расположения рукоятки в ручных зажимных устройствах. При удобном расположении рукоятки и малом диапазоне угла ее поворота (< 90°) K5 = 1,0. При большом диапазоне угла поворота рукоятки (>90°) K5 = 1,2;
K6 – учитывается только при наличии моментов, стремящихся повернуть изделие и зависит от площади установочной поверхности. При установке изделия на опоры с ограниченной поверхностью контакта K6 = 1,0. При установке изделия на плоскость K6 = 1,5.
Таблица 7
Коэффициент К2
Метод обработки | Компоненты сил резания | К2 | Примечание |
Сверление | Крутящий момент Осевая сила | 1,15 1,0 | Для стали и чугуна |
Предварительное зенкерование (по корке) | Крутящий момент Осевая сила | 1,3 1,2 | Для чугуна |
Чистовое зенкерование | Крутящий момент Осевая сила | 1,2 1,2 | |
Черновое точение и растачивание | Pz Pz Py Py Px Px | 1,0 1,0 1,4 1,2 1,6 1,25 | Для стали Для чугуна Для стали Для чугуна Для стали Для чугуна |
Чистовое точение и растачивание | Pz Pz Py Py Px Px | 1,0 1,05 1,05 1,4 1,0 1,3 | Для стали Для чугуна Для стали Для чугуна Для стали Для чугуна |
Цилиндрическое предварительное и чистовое фрезерование | Окружная сила | 1,6…1,8 1,2…1,4 | Для вязких сталей Для твердых сталей и чугунов |
Торцевое предварительное и чистовое фрезерование | Тангенциальная сила | 1,6…1,8 1,2…1,4 | Для вязких сталей Для твердых сталей и чугунов |
Шлифование | Окружная сила | 1,15…1,2 | |
Протягивание | Осевая сила | 1,5 |
автотранспортных и авторемонтных предприятий
Электронное учебное пособие
Рекомендовано в качестве учебного пособия
учебно-методической комиссией направления
23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-технологических
машин и комплексов»
Кемерово 2015
Рецензенты:
Стенин Д. В. – доцент, к. т. н. кафедры эксплуатации автомобилей
Подгорный А. И. – доцент, к. т. н., заведующий кафедрой эксплуатации автомобилей, председатель УМК направления 23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-техноло-гических машин и комплексов»
Андреева Надежда Александровна.Механизация технологических процессов автотранспортных и авторемонтных предприятий: электронное учеб. пособие [Электронный ресурс]: для студентов очной и заочной форм обучения направления 23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» / Н. А. Андреева. – Электрон. дан. – Кемерово : ГУ КузГТУ, 2015.
В учебном пособии приведены все сведения, необходимые для изучения дисциплины «Механизация технологических процессов автотранспортных и авторемонтных предприятий». Предназначено для студентов автомобильных специальностей. |
Ó ГУ КузГТУ
Ó Андреева Н. А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4