Раздел 6. Пакет презентаций MS PowerPoint

7. Выполните с помощью MS Wordи Power Point следующие задания:

Контрольная работа этого раздела состоит из двух частей.

1-я часть:напишите реферативный отчет на заданную тему. При написании реферата необходимо следовать требованиям, предъявляемым к выполнению 1-й части контрольной работы.

2-я часть: создайте электронный учебник при помощи программного средства изученного при выполнении лабораторного практикума.

Требования к выполнению 1-й части контрольной работы

При выполнении 1-й части контрольной работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Вариант 1-й части контрольной работы (номер реферата) выбирается из приложения 2. настоящих методических указаний;

2. Требования к структуре и оформлению 1-й части контрольной работы приведеныв пункте 2.1. настоящих методических указаний;

3.Реферат предоставляется в печатном виде на сброшюрованных листах формата А4, а также на компакт-диске в формате MicrosoftWord (файл с расширением *.doc, *.rtf); пример оформления титульного листа приведен в приложении 4.

4. Перед выполнением 1-й части контрольной работы следует:

· изучить в целом содержание темы, по части которой пишется реферативный отчет;

· изучить предложенный примерный список литературы (см. Рабочую программу дисциплины «Информатика»);

· отобрать и структурировать материал для реферативного отчета из различных информационных источников;

· выделить ключевые слова темы, которые затем необходимо включить в словарь, и найти их определение в соответствующей литературе;

· составить план реферата.

Требования к выполнению 2-й части контрольной работы

При выполнении 2-й части работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Вариант 2-й части контрольной работы соответствует варианту 1-й части контрольной работы;

2. Требования к структуре электронного учебника приведены в пункте 2.2.1. настоящих методических указаний;

3. Выполненная работа записывается на компакт-диск с 1-ой частью контрольной работы;

4. Перед выполнением 2-й части контрольной работы следует:

· выполнить серию лабораторных работ по изучению технологии созданию электронного средства обучения;

· выполнить проектирование электронного учебника (приложение 2).

Варианты 1-й части контрольной работы

1. Гигиенические и санитарные требования к использованию мультимедийных средств обучения.

2. Банк российских и зарубежных мультимедийных средств обучения, доступных в Internet (ссылки на литературные и Internet источники, достоинства и недостатки, основное содержание – сравнительный анализ).

3. Психолого-педагогические особенности использования технических средств обучения учебном процессе.

4. Программное обеспечение для подготовки итеративных программных продуктов (ссылки на литературные и Internet источники, достоинства и недостатки, основное содержание – сравнительный анализ).

5. Критерии выбора типа проекционного экрана и правила размещения проекционной аппаратуры в учебном помещении.

6. Контролирующие программы, их классификация по видам контроля и по методу формулирования ответов. Вероятность угадывания ответов.

7. Технические средства динамической проекции (аудиовизуальные ТСО), их классификация, принципы работы, дидактические возможности.

8. Проекционные аппараты статической проекции, их классификация, дидактические возможности, устройство, принципы работы.

9. Меловые и маркерные доски, флип-чарты, копи-доски, интерактивные доски; методика работ с ними. Достоинства и недостатки.

10.Дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.

11.Технические средства обучения языку, их классификация, дидактические возможности.

12.Подготовка преподавателя к уроку с применением аудиовизуальных технологий.

13.Психофизиологические особенности восприятия аудиовизуальной информации учащимся разных возрастных групп.

14.Средства обучения по способу формирования представления об окружающей действительности, их классификация, дидактические возможности.

15.Возможности использования средств видеосъемки и видеозаписи в учебном процессе.

16.Компьютерные технологии как средство передачи изображения и звука на расстоянии. Возможности использования сети Internet в обучении.

17.Организация работы в условиях применения аудиовизуальных средств обучения:зоны размещения учащихся, пространственное размещение вспомогательных технических средств обучения, акустическое оформление аудиторий.

18.Мультимедийные средства в обучении и образовании, классификация, дидактические возможности.

19.Дидактические материалы для статического проекционного оборудования.

20.Электронные средства обучения: их классификация, характеристика.

21.Образовательное электронное издание: структуризация и оформление учебного материала.

22.Использование Internet -пейджеров в обучении (обзор пейджеров и методика их использования в обучении; (виды и формы проведения консультаций, занятий и т.п). Рассматривать только текстовое общение.

23.Использование чата в обучении (обзор чатов, посвященных образованию (по предметам, направлениям); аспекты использования чатов в обучении (виды и формы проведения консультаций, семинаров и т.п.).

24.Аудио- и видеоконференции с помощью Internet -пейджеров (обзор технологий (аудио и видео, их особенностей). Методика их использования в обучении; (виды и формы проведения консультаций, занятий и т.п.).

25.Дистанционное обучение в России и за рубежом. Организационные модели дистанционного обучения.

26.Использование форумов в обучении (обзор форумов, посвященных образованию (по предметам, направлениям); аспекты использования форумов в обучении (виды и формы проведения консультаций, семинаров и т.п.).

27.Образовательные порталы (общий и предметный каталог порталов); методика их использования в обучении.

28. Использование FTP серверов в обучении (обзор серверов, методика поиска информации на конкретных примерах); программы просмотра и работы с FTP архивами (Archie, WAIS и др.) их использование в обучении.

29.Функции преподавателя в условиях дистанционного обучения.

30.Аудиторные технические комплексы (принципы организации, виды комплексов, формы и методика проведения занятий).

31.Типология учебных пособий на базе видеоаппаратуры. Учебный видеофильм (особенности, требования, дидактически функции).

32.Методика создания учебной видеозаписи. Кинематографические приемы в видеозаписи.

33.Планирование урока с учетом оптимальности распределения времени применения технических и аудиовизуальных средств обучения. Частота и длительность их применения.

34.Генезис средств обучения.

35.Медиаобразование.

2. Требования к структуре и оформлению контрольной работы

2.1. Требования к структуре и оформлению 1-й части контрольной работы

Требования к структуре реферата

Реферат состоит из следующих обязательных частей:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение (не более 2 страниц, необходимо сформулировать цель и задачи реферата);

4. Основная часть;

5. Заключение не более 2 страниц, сформулировать выводы в соответствии с поставленной целью);

6. Словарь используемых терминов;

7. Список используемых источников (не менее десяти).

Требования к оформлению реферата

При оформлении реферата необходимо руководствоваться требованиями, приведенными ниже:

1. Текст реферата должен быть выполнен в текстовом процессоре MicrosoftWord;

2. Объем реферата – не менее 30 печатных листов;

3. Текст реферата следует размещать на одной стороне бумаги;

4. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм;

5. Страницы реферата нумеруются арабскими цифрами внизу по центру. При этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста, но номер страницы на титульном листе не проставляется;

6. Каждый раздел следует начинать с новой страницы;

7. Введение, основная часть, заключение, словарь основных терминов, список использованных источников должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. При оформлении содержания все заголовки пишутся строчными буквами, начиная с прописной;

8. Заголовки разделов основной части должны быть краткими и соответствовать содержанию. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки на конце, не подчеркивая. Шрифт таких заголовков: TimesNewRoman, 16 пт, полужирный, все буквы – прописные. Переносы слов заголовках не допускаются;

9. Заголовки подразделов, пунктов и т.п. пишут строчными буквами, начиная с прописной, с абзаца. Шрифт таких заголовков: TimesNewRoman, 14 пт, полужирный. Если весь заголовок не вмещается в одну строку, его продолжение пишут с начала следующей строки. Переносы слов и подчеркивание не допускаются;

10. Шрифт основного текста: TimesNewRoman, 14 пт. Абзацы в тексте реферата следует начинают с отступом 1,25 см. выравнивание абзацев по ширине. Междустрочный интервал – полуторный;

11. В тексте реферата не допускаются:

· применение для одного и того же понятия различных терминов;

· использование шрифта с подчёркиванием.

12. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии со следующим примером:

· Ардовская Р. В.Лекции и дистанционное обучение / Р.В. Ардовская // Высшее образование сегодня.-2006. – N 2. – C. 56-59. - Библиогр.: с. 59;

· Альперт В. Исторические тесты по эпохе Петра I [Электронный ресурс] // Рол-реферат: [web-сайт]. 1997. http://www.referat.ru/document/7614. (10.10.05);

· Делла-Росса Р.Г.AdobePhotoshopCS2 для художников/ Р.Г. Делла-Росса, А.Р. Делла-Росса, И.Р. Делла-Росса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005 – 608 с.;

· Долинер Л.И. Информатика. Вводный курс: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 224 с.

2.2. Требования к структуре и оформлению 2-й части контрольной работы

Требования к структуре электронного учебника

Электронный учебник должен состоять из:

· титульного листа (экрана) электронного учебника;

· аннотации (краткая характеристика электронного учебника с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер);

· обращения (представление) автора-разработчика (авторов) курса (с фотографией или с видеофрагментом);

· учебной программы (цели, задачи, содержание, тематический план);

· учебных текстов (структурированных, построенных с учетом требований эргономики);

· иллюстративных материалов (изобразительные (фоторепродукции картин, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, фотопортреты, фотоизображения окружающего мира, рисунки), логико-структурные(таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, гистограммы, графики, макеты, картосхемы);

· вопросов для самоконтроля и самопроверки по каждой теме, главе, разделу и ко всему курсу, обучение которому осуществляется с помощью электронного учебника;

· список рекомендуемой основной и дополнительной литературы по всем темам, включенным в содержание электронного учебника;

· словарь терминов и понятий (глоссарий) по отдельным темам и ко всему курсу в целом; глоссарий должен быть связан гиперссылками с основным текстом электронного учебника;

· хрестоматийных и дополнительных материалов (перечень книг, изданий, статей, нормативных актов, указов, постановлений, если они имеются);

· методических рекомендаций по изучению курса с использованием данного электронного учебника (желательны рекомендации по изучению каждой темы) и организации самостоятельной работы с электронным учебником;

· инструкцию педагогам и учащимся по работе с электронным средством обучения;

· контекстно-зависимую систему помощи.

Требования к учебному тексту

Легкость и удобство восприятия текстовой информации определяется следующим рядом правил:

1. Сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов (не пишите длинно; всегда есть возможность разбить одно длинное предложение на два коротких);

2. Не используйте снисходительных интонаций; даже если вы считаете себя корифеем в данной области, вы должны быть благодарны человеку, использующему вашу программу;

3. Использование слов, сокращений и мультимедиа-объектов, знакомых и понятных обучающемуся. Сокращения должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму;

4. Изложение материала языком, понятным обучающемуся;

5. Наличие кратких и «емких» заголовков, маркированных и нумерованных списков, таблиц, схем; текст и другие объекты должны легко просматриваться;

6. Каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста или мультимедиа-объект;

7. Основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке) абзаца. Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли. Следует обратить особое внимание на мультимедийную заставку ресурса, продумать, на что она настраивает обучающегося;

8. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя сам перемещался в нужном направлении. Содержимое полей должно не «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около его горизонтальных или вертикальных осей. Чтобы подчеркнуть симметрию, содержимое и наименования полей, относящихся к одной группе, должны выравниваться по вертикали. По возможности необходимо выравнивать все логически связанные группы данных;

9. Текст должен, по возможности, помещаться на один – два экрана. Слишком длинный текст (на несколько экранов) заставляет пользователя читать его начало на первом экране и конец – на последнем.

10.Если текстовая часть документа занимает более двух экранов, позаботьтесь о разделении ее на фрагменты, каждый из которых будет иметь свой заголовок. Если же объем текста настолько велик, что фрагменты требуют дальнейшего разбиения, не стесняйтесь использовать подзаголовки более низких уровней;

11.Если раздел занимает более 4 – 5 экранов, то вначале следует сделать список подразделов (меток) и от них организовать локальные ссылки в пределах раздела;

12.Помимо разделения текста с помощью подзаголовков, существуют и другие средства повышения удобочитаемости (табуляция, оформление фрагментов текста в виде списков, подбор соответствующих шрифтов);

13.Следует исключить выделение текста подчеркиванием (там, где нет гиперссылок);

14.Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок;

15.Не используйте для выражения своих мыслей слова, в точном значении которых вы не до конца уверены;

16.Цвет шрифта, как и других элементов страницы, должен соответствовать выбранной цветовой схеме всего приложения. Наиболее яркие цвета целесообразно использовать лишь для тех фрагментов текста, которые, по вашему мнению, должны в первую очередь привлечь внимание обучаемого (но и таких элементов должно быть не много: человеку трудно разделить внимание, к примеру, между верхним левым и правым нижним углами страницы). Для остальной части текста основным остается одно правило: он должен быть хорошо различим на фоне страницы и его должно быть удобно читать.

Требования к представлению иллюстративных материалов

Использование иллюстративных материалов в обучающих программах является наиболее мощным средством формирования общего стиля электронного учебника и его эстетической привлекательности. Однако это средство требует и наиболее аккуратного к себе отношения.

1. Количество и характер иллюстративных материалов, поясняющих текстовый материал, рисунков, помещаемых на страницах курса, определяется рассматриваемой предметной областью.

2. Если излагаемый материал носит абстрактный характер он должен сопровождаться логико-структурными иллюстративными материалами (например, схематичное представление связи между электрическим и магнитным полями полезнее рисунка генератора, создающего поле);

3. Если изучаемый материал имеет прикладную направленность он должен сопровождаться изобразительными иллюстративными материалами (например, при описании видов морских узлов не обойтись без их изображения);

4. Основные варианты включения иллюстративных материалов:

· миниатюры – являются уменьшенной версией изображения, щелкнув мышью на которой обучаемый может перейти к полноразмерному изображению. Применение миниатюр обеспечивает один из вариантов адаптации учебного курса к конкретному пользователю;

· пиктограмма (значок) – представляет собой условное изображение некоторого объекта или понятия, отражающее его сущность или предназначение (например, пиктограмма может обозначать текущий режим работы (тренаж, тестирование, итоговый контроль и т. д.). Еще один распространенный вариант применения пиктограмм – это кнопки, щелчок мышью на которых инициирует некоторое действие (в пределах всего электронного учебника одна и та же пиктограмма обязательно должна иметь один и тот же смысл на всех страницах и во всех режимах работы, иметь единое стилевое оформление, чтобы пользователь однозначно идентифицировал их относительно обычных» изображений);

· для каждого типа изображения необходимо подобрать наиболее эффективный способ его представления. Например, изображения, полученные на основе фотоснимков, включаются в формате JPEG, контурные рисунки с резкими цветовыми переходами – в формате GIF или PNG и т. д.

Требования к структуре материала электронного учебника

1. Электронное учебное пособие должно иметь ключевой экран, на котором должна быть графически представлена схема, отображающая основные этапы обучения. Обучающийся должен иметь возможность распознавать стадию собственного обучения, что и будет достигнуто с помощью данной схемы;

2. Отсутствие нагромождений, четкий порядок во всем; тщательная группировка (структурирование) мультимедиа-информации; объединение отдельных связанных мультимедиа-объектов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности);

3. Вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без прокрутки;

4. Мультимедиа-объекты (графика, видео, звук и т.п.) должны органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала; образное мышление доминирует над словесно-логическим в тех случаях, когда трансляция зрительных сообщений в речевую форму слишком громоздка или вообще невозможна, причем обобщения результатов не требуется – задача имеет конкретный характер; это относится в первую очередь к оперированию сложными образами – объемными формами, цветовыми композициями и т.п.;

5. Инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования; слишком длинные и излишне подробные задания снижают мотивацию обучающегося к продолжению работы с электронным учебным пособием;

6. Рекомендуется использование подробных оглавлений;

7. Эффективность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы все каналы восприятия информации (звуковые, слуховые и зрительные). Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 16%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Требования к организации систем поиска, навигации и гиперссылок

В электронном учебном пособии должны быть включены необходимые функции поиска, правильно расставленные ссылки с ключевыми словами и элементами содержания;

1. Гиперссылки должны быть четко обозначенными и содержать подробную информацию о том, куда они ведут;

2. Следует всегда использовать пояснения к мультимедиа-объектам (картинкам, фотографиям, видео и т.п.), которые предваряли бы загрузку изображений и могли бы избавить школьников от ненужного ожидания в случае, если страничка не содержит необходимого материала;

3. Если навигационная панель выполнена графическими средствами, то рекомендуется ниже данной панели помещать ее текстовую копию – текст всегда загружается быстрее графики, что ускорит навигацию в электронном средстве обучения;

4. Должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок.

2.2.6. Общие требования к пользовательскому интерфейсу

1. Очередной информационный кадр не должен содержать более 9 различных элементов (рисунков, фрагментов текста и т. д.). После того, как человек перестает наблюдать объект, его параметры удерживаются в оперативной памяти ограниченное время. Поэтому, если для восприятия очередного кадра требуется соотнести его с одним из предъявленных ранее, лучше воспроизвести его основные элементы еще раз (либо поместить гиперссылку на требуемый кадр).

2. Плотность расположения данных на экране (или в пределах окна):

· оставлять пустым приблизительно половину экрана (окна);

· оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы;

· оставлять четыре-пять пробелов между столбцами таблицы.

3. Яркостные характеристики. Они определяют размер зоны видения светящегося объекта, а также скорость и безошибочность обработки информации, отображаемой на экране монитора.

Для обеспечения длительной зрительной работоспособности человека яркость наблюдаемых на экране объектов не должна превышать 64 кандел/м2; при этом перепад яркостей в поле зрения обучаемого должен быть не более 1:100.

Необходимо также учитывать, что острота зрения при восприятии светлых объектов в 3-4 раза ниже, чем для темных; светлые объекты на темном фоне обнаруживаются легче, чем темные на светлом.

4. При решении практических задач необходимо учитывать следующие пространственные характеристики объекта:

· основную информацию об объекте несет его контур; время различения и опознания контура объекта увеличивается с увеличением его сложности;

· при различении сложных контуров безошибочность выше, чем при различении простых;

· решающее значение в восприятии формы объектов имеет соотношение «фигура/фон»;

· минимальный размер объекта должен выбираться для заданных уровней контраста и яркости; уменьшение значений этих параметров требует увеличения угловых размеров объекта.

5. При согласовании цветов символов и фона следует учитывать, что восприятие символов максимально для контрастных цветов (т.е. относящихся к противоположным границам спектра). При контрастности менее 60% читаемость символов резко ухудшается. Установлены следующие допустимые комбинации цвета символа с цветом фона (в порядке убывания четкости восприятия):

· синий на белом;

· черный на желтом;

· зеленый на белом;

· черный на белом;

· белый на синем;

· зеленый на красном;

· красный на желтом;

· красный на белом;

· оранжевый на черном;

· черный на пурпурном;

· оранжевый на белом;

· красный на зеленом.

6. Учтите воздействия различных цветов на эмоциональное состояние человека:

· голубой – успокаивает;

· красный – волнует и утомляет;

· зеленый – настраивает на добродушный и безынициативный лад;

· желтый – веселый, оптимистичный, вызывает легкомысленный настрой;

· оранжевый – раскрепощает фантазию;

· фиолетовый – цвет зависти, тревоги, неудовлетворенности;

· коричневый – угнетает умственную активность;

· черный – мрачный, способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок.


Наши рекомендации