Кафедра политической социологии
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра политической социологии
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс
Для специальности № 020300 - Социология
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
I. Предисловие……………………………………………………………….. …3
II. Программа курса «Политические технологии»……..……………….... 4 Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Содержание курса……………………………………………………………….7
Список источников и литературы ……………………………………………..12
Тематический план……………………………………………………………...26
Контрольные вопросы ………………………………………………………….28
III. Планы семинарских (практических) занятий…………………………29
Пояснительная записка………………………………………………………….29
Тематические разделы………………………………………………………….30
IV.Cистема текущего и итогового контроля знаний студентов…………..……………………………………………………………44
Пояснительная записка…………………………………………………………..44
Промежуточные контрольные работы…………………...……………………..47
Темы рефератов………….……………………………………………………….52
V.Рабочая тетрадь студента……….…………………………………………..53
I. Предисловие
Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в связи с ростом динамизма политических процессов, когда повышаются требования к совершенствованию социального управления.
Развитие и активное внедрение политических технологий в политической практике способствует формированию политической технологической культуры. Важным компонентом этой культуры становится инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью, ориентированностью на получение конечного политического и социального результатов, пониманием, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющийся потенциал общества, социальной организации, личности.
В этой связи возникает потребность в специалистах, владеющих концептуальное гуманитарное, стратегическое, технологическое мышлением, способных на практике применять полученное теоретическое знание.
Специальный курс «Политические технологии» объединяет теоретические и прикладные знания разных отраслей науки и направлен на формирование навыков политического анализа и политического конструирования.
УМК специального курса «Политические технологии» предназначен для студентов, обучающихся по специальности № 022300 «Социология» специализации «Политический PR, бизнес PR и реклама» всех форм обучения.
УМК включает в себя программу специального курса, развёрнутый список обязательной и дополнительной литературы, источников в соответствии с тематическими разделами спецкурса, планы семинарских занятий. УМК содержит вопросы и задания к промежуточной аттестации (тестовые задания, тематика реферативных работ) и итоговой аттестации (вопросы итоговой контрольной работы), рабочую тетрадь студента, определяет формы и систему контроля знаний студентов.
В связи с большим объемом литературы, так или иначе релевантной тематике учебной дисциплины, список источников и литературы разбит в соответствии с тематическими разделами курса и предполагает наличие как обязательной, так и дополнительной литературы по каждой теме.
II. ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ».
Пояснительная записка.
Учебно-методический комплекс (УМК) по специальному курсу «Политические технологии» предназначен для студентов, обучающихся по специальности № 022300 «Социология» специализации «Политический PR, бизнес PR и реклама» на 4 курсе социологического факультета для всех форм обучения.
Специальный курс составлен с учетом требований государственного образовательного стандарта, относится к циклу специальных дисциплин, изучение которого рассматривается в контексте социологического знания, на базе изученных ранее курсов «Политология», «Теория государства и права», «Менеджмент», «Теория организаций», «Социальная психология», «Социологии управления».
Предмет спецкурса – политические технологии как способ организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в политической сфере, совокупность приёмов, методов, направленных на определение или преобразование политического или социального объекта, достижение заданного результата.
Цель спецкурса «Политические технологии» – способствовать политической социализации студентов, их способности анализировать политическую действительность, формирование у них практических навыков планирования и проектирования в политическом и социальном пространстве.
В рамках данного курса предусматривается решение следующих задач:
· изучить сущностные характеристик политических технологий и необходимость их применения;
· рассмотреть типы и виды политических технологий в современных условиях;
· изучить теоретические концепции и технологии государственного строительства и местного самоуправления;
· сформировать практические навыки политического анализа у студентов;
· изучить основные способы принятия политических решений в современных демократических политических системах;
· проанализировать методы анализа эффективности PR-кампаний политических партий в избирательных кампаниях;
· освоить технологии разработки стратегии избирательных кампаний.
В результате изучения дисциплины студенты должны:.
1. Освоить научной терминологией и свободно владеть обязательным понятийным аппаратом спецкурса.
2. Знать основные научные идей и фактов, лежащих в основе современного политического анализа.
3. Овладеть навыками анализа и прогнозирования конкретных политических ситуаций.
4. Уметь использовать социологические данные при анализе и прогнозировании политических и электоральных процессов.
5. Приобрести четкие и структурированные представления о методах и алгоритмах основных политических технологий.
6. Уметь использовать современные технологии планирования и проектирования в современном политическом и социальном пространстве.
Учебная работа студентов проводится в виде лекций, семинарских занятий, деловых и ролевых игр, консультаций, различных форм самостоятельной работы. При этом лекция и семинар не дублируются, а взаимно дополняют друг друга, поскольку некоторые вопросы учебного курса не будут рассматриваться на лекциях. Подготовка к семинару связана не только с темой и вопросами плана, но зависит также от формы, места проведения семинара, конкретных заданий, которые студент получит от преподавателя. Это может быть написание доклада, реферата, задания микрогруппам по сбору и обработке материала.
Методы работы. В ходе изучения данного спецкурса широко используются межпредметные связи, обращение к проблематике родственных дисциплин, что способствует овладению студентами соответствующего тезауруса курса «Политические технологии», приобретению прочных знаний по пройденному материалу.
Методами изучения данной дисциплины являются посещение лекций и выступление на семинарских занятий, участие в дискуссиях, самостоятельная работа с источниками и литературой, работа с различными средствами массовой коммуникации (в т.ч. Интернетом), анализ эмпирических данных, находящихся в свободном доступе (статистическая информаций, результаты выборов), написание реферативной работы, выполнение контрольных и тестовых заданий.
Метод создания проблемной ситуации для изучения предложенного материала помогает освоить технологии создания плана социально-политического анализа региона, разработать стратегии политических партий в период избирательной кампании.
Предложенные методы предусматривают самостоятельное изучение дополнительной литературы по курсу и работу с индивидуальными заданиями, а также совместную групповую практическую деятельность в ходе семинаров.
Виды работы. Курс наряду с лекционным материалом содержит большое количество практических занятий, проводимых как в форме классических семинарских занятий с перечнем обсуждаемых вопросов, так и в форме блиц-опросов, деловых игр, тренингов, совместных командных работ и индивидуальных домашних заданий.
В программу курса включен индивидуальный анализ политического позиционирования партий в период избирательных кампаний и межвыборный период и анализ сайтов политических партий и фракций в ГД ФС РФ, законодательных и правовых актов, регламентирующих применение политических технологий в социальной и политической практике.
Групповая интерактивная работа предполагает разработку стратегии избирательной кампании «новой партии».
Система контроля качества усвоения знаний. Контроль качества усвоения знания регулярно проводится как в устной, так и в письменной форме. В целях контроля и оценки знаний, умений студента используются: оценка работы на семинарах, тестирование, подготовка рефератов, выполнение индивидуальных и групповых заданий по темам спецкурса.
Для получения зачета студент должен выступить не менее чем 2/3 семинарских занятий, продемонстрировав владение источниками, указанными в списке литературы; подготовить реферат; выполнить 3 контрольные работы и все тестовые задания.
Для студентов заочной формы обучения, в том числе дистанционной формы контроля знаний студентов, систематически выполняемых самостоятельных заданий, разработана рабочая тетрадь студента.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в курс «Политические технологии» (2 часа)
Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. Сущностные характеристики, специфика и необходимость использования. Типы и виды политических технологий. Способы формирования и этапы политических технологий. Технологическая культура и развитие инновационного типа мышления у специалистов PR. Рынок политических технологий в мире и в России.
Тема 2. Политический анализ (6 часов)
Основные измерения политического анализа. Определение уровней политического анализа, их специфика и соотношение. Генезис профессиональной области и становление специальной дисциплины, особенности методологии и методики прикладного анализа политики. Характеристика политической системы общества как предмет политического анализа на макроуровне. Системный подход Д.Истона. Сравнительный анализ политических режимов. Демократический режим как предмет политического анализа. Политический анализ микроуровня. Методики политического анализа – диагностика политической ситуации, политической напряжённости, политической стабильности.
Тема 3. Технологии государственного строительства. (4 часа).
Формы государства и формы государственного устройства. Консессуальные и мажоритарные демократии (Р.Даль). Расширение демократического ареала и оценка эффективности демократических институтов. Влияние глобализации на проблемы государственного строительства. Суверенизация-десуверенизация. Объединительные и дезинтеграционные процессы в современном мироустройстве. «Глокализация» в современном обществе. Тенденции развития федеративных и унитарных государств, основные подходы к территориальной и региональной политике. Специфика государственного строительства в поли-этнических государствах. Особенности российского федерализма. Самоуправление, его виды в современном обществе, роль органов МСУ в политическом процессе. Разработка и принятие политических решений.Уровни политических решений и основные государственные и политические институты, связанные с процессом принятия политического решения. Трипартизм государственных функций в современной политической системе. Исполнительная и законодательная власть в процессе принятия политических решений. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в парламентских и президентских республиках. Роль институтов гражданского общества в принятии политических решений. Оценка эффективности государственных и политических решений.
Тема 4. Технологии создания и деятельности политических партий (4 часа)
История становления политических партий как социальных институтов и развитие социологии политических партий (М.Острогорский, Р. Михельс, теория олигархизации, марксизм, А.Грамши и неомарксизм). М. Дюверже о бинарной классификации партий: кадровые и массовые. Трехсоставная типология партий: кадровые, массовые, партия избирателей (универсальные). Партийно-политические системы. Типология партийных систем Р.-Ж. Шварценберга.
Политическая партия как субъект политики. Основные функции современных политических партий. Принципы взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах. Современные виды партийных систем.
Развитие и становление многопартийности в России. Многопартийная система в современной России. Общественные организации как форма общественной связи и выражение социальных потребностей и интересов. Типы общественных организаций. Особенности партийно-идеологического спектра в постсоветской России. Причины кризисных явлений в отечественном партстроительстве. Динамика партийных электоральных предпочтений.
Тема 5. Избирательные технологии (6 часов)
Понятие «избирательные технологии». Сравнительный анализ избирательных систем и моделей подсчета голосов. Эволюция и современное состояние российского избирательного законодательства. Проведение избирательной кампании. Этапы избирательной кампании. Планирование избирательной кампании: стратегия и тактика; подходы и принципы проведения избирательной кампании; специфика полевой работы с избирателями. Классические модели электорального поведения и основные факторы электорального поведения. Электоральная динамика и электоральная поддержка основных политических сил в РФ.
Тема 6.Технологии политического лидерства (4часа).
Понятие и типологии политического лидерства. Природа политического лидерства. Структура политического лидерства. Соотношение лидерства и руководства. Конструирование имиджа политика: принципы, подходы, традиции. Структура образа политика и организации в общественном сознании и СМИ: возможности социологического анализа и основные методы. Партийные бренды и их судьба в современной России.
Тема 7. Информационные технологии в современном российском обществе (2 часа).
Политическая коммуникация в информационном пространстве, медиа-менеджемент, медиа - планирование, политический маркетинг: общее и особенное. Формы использования СМИ в политических технологиях. Определение эффективности СМИ в избирательных кампаниях: телевидение, радио, газеты, Интернет. Конструирование мифов как политическая технология. Методы психотехнологий. Регулирование развития и функционирования информационных технологий, правовое поле деятельности СМИ, сети Интернет в современной России.
Тема 8. Манипулятивные технологии в политической и социальной сферах (2 часа).
Манипуляция массовым сознанием как одна из проблем современного общества. Роль СМИ и политической рекламы в манипуляциях общественным сознанием. Технологии «цветных революций» и алгоритм смены политического режима. Административные технологии как манипуляционные технологии.
Тема 2. Политический анализ
Литература:
Обязательная:
1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины / Предисловие Е.Б. Шестопал // Полис. 1997. № 6. С. 174–183. См. также: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81513
2. Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы // Полис. – 2007, № 2. – С.165-179.
3. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Уч. пос.М., 2005. 290 с.
4. Быченков Д.В. Политический риск: проблемы дефиниции и классификации // Общественные науки и современность. 2008. № 3. - С. 123-133.
5. Евстифеев Р.В. Моделирование электорального пространства российских регионов на основе показателей корреляционной близости политических альтернатив // Моделирование в социально-политической сфере: научный альманах. 2007, № 1. - С.23-41.
6. Зазнаев О.И. Индексный анализ полупрезидентских государств Европы и постсоветского пространства // Полис, 2007, № 2. С.8-19
7. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997, 265 с.
8. Зинченко В. В. Cоциально-психологическое измерение политических и экономических трансформаций общества// ПОЛИТЭКС, 2010. № 2. С.42-253
9. Мельвиль А.Ю., Тимофеев И.Н. Россия 2020: альтернативные сценарии и общественные предпочтения// Полис, 2008. – № 4. - с.66-86.
10. Рябушкина В. Современные квазидемократии // ПОЛИТИЯ. 2008 - № 4.- С.105-121.
11. Сравнительные политические исследования России и зарубежных стран / Редкол.: В.В. Лапкин (отв. Ред.) и др. - М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия, 2008. - 287 с.
12. Тилли Ч. Демократия. М.: Институт общественного проектирования, 2007. 263 с.
13. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // ПОЛИС. 2009. - № 2. с.77 -85.
14. Шабров О.Ф. Системный подход и моделирование: общие принципы и специфика применения в политической сфере // Моделирование в социально-политической сфере: научный альманах. 2007, № 1, с.53-67.
Дополнительная:
1. Видоевич З. Либеральный тоталитаризм // Социологические исследования. 2007. № 12. - С. 39-49.
2. Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // ПОЛИС. 2009. - № 2. с.52-59.
3. Дегтярёв А.А.Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки. Полис, 2004. - №4, с.18-39
4. Исследование политических ориентаций / Д.П.Гавра, Н.В. Соколов // Социс.1999. - № 1. – С.66-77.
5. Кынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации // Полис. 2002 № 2, с.16-36.
6. Михалёва Н.А.Парламентские и президентские выборы в России. М, 2007, 190 с.
7. Панов П.В. Институциональные основания устойчивости и фрагментации политического порядка в постсоветской России. Пермь, 2008. – 245 с.
8. Прокофьев А. В. Институциональные факторы трансформации политических режимов Грузии, Киргизии и Украины (начало 2000-х годов) // ПОЛИТЭКС, 2010. № 2. С.116-133
9.
10. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 152 с.
11. Стур. Дж. Открывая демократию заново. Полис, 2003, №5, стр.14-15.
12. Сохань И.П.Деспотия демократии // Социологические исследования. 2008. № 3. - С. 110-118.
13. Шкаратан О.И. К сравнительному анализу влияния цивилизационных различий на социальные процессы в посткоммунистическом мире //
Социологические исследования. 2007. № 10. С. 15-25.
10.Элита в «вертикальном» обществе (материалы круглого стола)// Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 21-38.
Литература на английском языке:
1. Dunn William, Public Policy Analysis: An Introduction. Enlewood Cliffs, Prentice Hall, 2004.
2. Parsons Wayne, Public Policy. An Introduction to the Theory and Practice of Policy Analysis. Cambridge, Edward Elgar, 2005.
3. Dunn William, Public Policy Analysis: An Introduction. Englewood Cliffs, Prentice Hall, 2004.
4. Golub A. Decision Analysis: An Integrated Approach. N.Y., 2007.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Политические технологии»
№ п/п | Наименование темы | Общее кол-во часов | Лекции | Семинары | Самост. работа |
1. | Введение в курс «Политические технологии» | ||||
2. | Политический анализ: | ||||
2.1 | Методы и практики анализа политического | ||||
2.2 | Политический анализ как условие эффективного использования политических технологий | ||||
Государственное строительство | |||||
3.1 | Технологии государственного строительства | ||||
3.2 | Разработка и принятие политических решений | ||||
Политические партии | |||||
4.1 | Технологии создания и деятельности политических партий. | ||||
4.2 | Особенности партстроительства в современной России | ||||
5. | Избирательные технологии | ||||
5.1 | Избирательные технологии и электоральные практики | ||||
5.2 | Избирательные технологии и выборы в РФ: особенности, тенденции, риски | ||||
Политическое лидерство | |||||
6.1 | Технологии политического лидерства. | ||||
6.2 | Бренд и имидж в политической сфере. | ||||
Информационные технологии | |||||
7.1 | Информационные технологии в современном политическом процессе. | ||||
Манипулятивные технологии в политической и социальной сферах | |||||
ИТОГО: |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Типы и виды политических технологий.
2. Определение уровней политического анализа, их специфика и соотношение.
3. Методики политического анализа – диагностика политической ситуации, политической напряжённости, политической стабильности.
4. Формы государства и формы государственного устройства.
5. Типология демократических систем и демократизация в России.
6. Разработка и принятие политических решений.
7. Роль институтов гражданского общества в принятии политических решений.
8. Партийно-политические системы и их типология
9. Развитие и становление многопартийности в России и особенности партийно-идеологического спектра в постсоветской России.
10. Избирательное законодательство в Российской Федерации и его влияние на политический процесс.
11. Проведение избирательной кампании, её этапы и планирование избирательной кампании: стратегия и тактика.
12. Политическое лидерство: структура, типология и конструирование имиджа.
13. Формы использования СМИ в политических технологиях и определение их эффективности в избирательных кампаниях: телевидение, радио, газеты, Интернет.
14. Формы и методы манипулятивных технологий в современном обществе.
III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Пояснительная записка.
Семинарские занятия по курсу «Политические технологии» проводятся со студентами 4 курса всех форм обучения на социологическом факультете, обучающихся по специальности № 022300 «Социология» специализации «Политический PR, бизнес PR и реклама».
Цель семинарских занятий - углубленное изучение и обсуждение лекционного материала, непосредственный контроль за самостоятельной работой студентов с источниками и литературой.
В ходе семинарских занятий студенты приобретают и закрепляют навыки ведения дискуссии и беседы по заявленной тематике, а также овладевают теоретическими знаниями, практическими способами и методами политических технологий.
Существенным при изучении данного курса становится приобретение знаний в области современных политических технологий и их использования в политической и социальной практике, что достигается изучением и обсуждением предложенной литературы к каждому семинарскому занятию.
В ходе работы студенты приобретают первичные навыки политического анализа, основанных на интерпретации эмпирических социологических данных и других источников. Поскольку данный курс предполагает также получение навыков работы с конкретным материалом политической реальности, то часть семинаров проходит в виде деловых игр, социологических практикумов, которые подразумевают самостоятельную подготовки к ним, связанную с поиском эмпирического материала и источниковой базы. Например, анализ политической ситуации в регионе подразумевает знакомства с региональными СМИ, с региональной статистикой, с данными ЦИК и т.д.
Индивидуальная работа студентов включает в себя также проведение сравнительного анализа политических технологий различных партий, избирательных систем, политических режимов, проектирования стратегий избирательных кампаний моделей электорального поведения в избирательных кампаниях. В практическую работу включена разработка методики эффективности PR-кампаний, а также макета исследования социально-политической ситуации в России на примере одного из её субъектов. Тематические разделы семинарских занятий в целом соответствуют теоретической программе курса и дополняют его на основе актуализации проблематики применения политических технологий в политической практике. Тематические разделы дополнены рекомендуемым списком литературы, источников, адресами ресурсов Интернета.
Активная работа студентов на семинарском занятии является одной из основных форм текущего контроля знаний студентов. Для получения зачета студенты должны выступить не менее чем на 2/3 семинарских занятиях, продемонстрировав знакомство с предложенной литературой, подготовить реферат, разработать стратегию избирательной кампании одной из действующих партий в конкретном регионе РФ на конкретно-историческом и статистическом материале и защитить ее в ходе деловой игры.
Для подготовки к семинарским занятиям и дискуссиям студентам рекомендуется обращать внимание на предложенную литературу и электронные ресурсы, использовать имеющуюся информацию о деятельности различных субъектов политики: правительства, парламента, региональных властей, политических партий.
Тематические разделы.
Семинар 1. Политический анализ как условие эффективного использования политических технологий.(4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1.Уровни политического анализа, их специфика и возможности применения.
2. Характеристика политической системы общества: а) политические режимы; б) формы государства в) государственное устройство, г) политическая культура;
3. Методики политического анализа микро-уровня: SWOT-анализ, метод Дельфи, метод оценки политического риска, методики выявления социальной напряженности и др.
Практические задания к семинару:
1. Составить схемы типов государственного политического управления в странах: Австралия, Австрия, Канада, Испания, Великобритания, Иран, Индия, США, Россия, Китай(10 стран можно по выбору студентов, но, чтобы формы были различными)
2. Провести оценку индекса политического риска за 1998, 2008 год. (Business Environment Risk Index) в соответствии с заданием к контрольным работам.
3. Подготовить макет исследования политической жизни современной России на основе методологии, разработанной Г.Л.Артемовым в соответствии с заданием к контрольным работам.
Литература:
Основная:
1. Баранов Н.А. Институционализация в России: особенности национальной модели // Политическая экспертиза, 2007, № 4. С.68-87. // http://www.politex.info/content/view/122/30/
2. Баранов Н. А. Зигзаги постсоветской российской государственности // ПОЛИТЭКС, 2010. № 1. С.49-67.
3. Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система РФ. М., 2007. 32 с.
4. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Уч. пос.М., 2005. 290 с.
5. Быченков Д.В. Политический риск: проблемы дефиниции и классификации //Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 123-133.
6. Даль Р. О демократии. — М, 2000. — С. 131.
7. Дегтярёв А.А.Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки. Полис, , 2004 год, №4
8. Кобзева С.В. Медиа-мониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники// Полис. 2008 - № 1.С.33-50
9. Мамут Л.С. Конституционные основы современной российской государственности //Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 46-57.
10. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997. С.250-340.
11. Нисневич Ю. Аудит политической системы посткоммунистической России. М., 2007, 288 с.
12. Политическая социология: Учебник для вузов/Под редакцией член-корр. РАН Ж.Т.Тощенко. М, 2002, 495 с.
13. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, 2002, 152 с.
14. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., Аспект-Пресс, 2003, 559 с.
15. Стур. Дж. Открывая демократию заново//Полис, 2003, №5, стр.14-15.
16. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. III. - М., 1992. - С.71-72.
Дополнительная:
1. Антонио Негри, Сильвер Лотринге Революционный процесс длится вечно, Интервью Сильвера Лотринге с Антонио Негри// Перевод Анны Неклюдовой. Опубликовано в журнале Artforum, май 2008 №9 (46).// Скепсис - http://scepsis.ru/library/id_2111.html;
2. Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. ¾ С. 125-166.;
3. Круглый стол «Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта» // Полис. 2008 - № 5. – С.55-74.;
4. Михалёва Н.А.Парламентские и президентские выборы в России.М, 2007;
5. Ржешевский Г.А. Демократия: миф, реальность или раскрученный бренд// Полис. 2008 - № 5.с.90-99;
6. Томас Карозерс. Противодействие распространению демократии// Россия в глобальной политике, 2006, № 2 (март/апрель) // Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/numbers/19/5546.html
7. Тощенко Ж. Достойна ли политическая экспертиза своего высокого предназначения? // Власть. 1996. № 4. – С.56-60.
Литература на английском языке.
1.Dunn William, Public Policy Analysis: An Introduction. Enlewood Cliffs, Prentice Hall, 2004
2.Parsons Wayne, Public Policy. An Introduction to the Theory and Practice of Policy Analysis. Cambridge, Edward Elgar, 2005
Семинар 2. Технологии разработки и принятия политических решений.(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности разработки политических решений в странах с разной формой правления.
2. Структура государственного и муниципального управления в странах Европы и Америки
3. Алгоритм разработки и принятия политических решений
4. Оценка эффективности государственной политики и политических решений.
Литература.
Обязательная:
1. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений// Полис, 2003 - № 1. С.159-170.
2. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис. 2002 № 2. С.113-125.
3. Зазнаев О.И. Индексный анализ полупрезидентских государств Европы и постсоветского пространства // Полис. – 2007, № 2. С.146-164.
4. Иванов В. К критике современной теории государства. М.: Территория будущего, 2008. – С. 50- 80.
5. Кынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации // Полис, 2002. № 2. С.126-138.
Дополнительная.
1. Golub A. Decision Analysis: An Integrated Approach. N.Y., 2007.
2. Quade Edward, Analysis for Public Decision. Enlewood Cliffs, 2007
3. Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай // Полис. 2007. № 5. - с.8-25
4. Быченков Д.В.Политический риск: проблемы дефиниции и классификации //Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 123-133.
5. Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. 2007- № 4, с.24-46
6. Демидова Л. Реформы общественного сектора в развитых зарубежных странах // МЭМО. – 1999. - № 11.
7. Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.
8. Забелюк Н.Г. Лоббизм и судебная система США //США-Канада . 2001.-№6.
9. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах // Полис . 1997. - № 3.
10. Кочетков Г.Б. Национальные модели управления // США – Канада. – 2000. - № 12.
11. Майкл Китинг Новый регионализм как возможность // "Россия в глобальной политике". № 4, Июль - Август 2008. // Режим доступа - http://www.globalaffairs.ru/numbers/33/9979.html
12. Макаренко С.А. Эволюция государства-нации: попытка деконструкции // Полис. 2008 - № 1,. -с.142-153.
13. Макаренко Б. Посткоммунистические страны: некоторые итоги трансформации // ПОЛИТИЯ. 2008. - № 3
14. Мусихин Г. Концептуальные изъяны демократии как проблема глобализации // ПОЛИТИЯ. 2008.- № 2.
15. Перегудов С.П. Трипартистские институты на Западе и в России: проблемы обновления //Полис. 2007. № 3. С.78-92.
16. Л.В.Поляков «Суверенная демократия»: политический факт как теоретическая предметность Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 59-68.
17. В.В.Петухов Демократия участия в современной России: потенциал и перспективы развития Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 73-90.
18. Романов А.А. Технологии политики и власти в современной России // Национальные интересы. 2000. № 4. С.12-19.
19. Тарр А. Симметрия и асимметрия в американском федерализме// Политическая экспертиза, 2007, - № 1. С.5-34.
20. Тишков В.А. Российский народ и национальная идентичность// "Россия в глобальной политике". № 4, Июль - Август 2008 . Режим доступа http://www.globalaffairs.ru/numbers/33/9978.html
21. Шаров Ю. Российский федерализм: начаты структурные изменения // Федерализм. 2000. № 3. С.67-80.
22. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. – М., 1992.
Шестопал Е.Б. Разделение властей: политические и психологические аспекты / Полития. 1997. № 2. – С.27-32.
23. Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С.106-115.
Семинар 3. Особенности партийного строительства в современной России(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Эволюция партийно-политической системы в России
2. Идеологический спектр современных политических партий. Динамика электоральных предпочтений.
3. Партия власти как феномен постсоветского развития России.
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Пояснительная записка.
Система контроля и оценки знаний разработана для специального курса «Политические технологии», адресованного студентам, обучающимся по специальности № 020300 «Социология», специализации «Связи с общественностью» социологического факультета РГГУ. Система включает формы текущего и итогового контроля:
Работа в семинарской группе (устно) – форма текущего контроля для оценки освоения литературы и источников по курсы, степени участия студента в обсуждении основных вопросов и проблем учебного курса с применением активных и интерактивных методов обучения.
На семинарском занятии предлагается обсуждение основных вопросов к семинарских занятиям, применение блиц-опросов, деловых игр, совместных командных работ по разработке стратегии избирательной кампании в конкретном регионе, и индивидуальных домашних заданий, в т.ч. проведения политического анализа «Политическая ситуация в Регионе N» (берется конкретный субъект РФ, где в данном семестре проходят выборы в региональное законодательное собрание);
Промежуточное тестирование – предполагает усвоение студентом пройденной части учебного курса, концепций и подходов политических технологий, а также степень знакомства с основа