Особенности функций и методов инновационного
Менеджмента
Целью инновационного развития любых экономических систем различного уровня и назначения является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста хозяйствующих объектов, основанного на передовых технологий, обеспечивающих удержание и развитие конкурентных преимуществ высшего порядка.
Инновационный потенциал развития науки и технологий создает конкурентоспособность высшего порядка. Инновационное развитие предполагает непрерывное обновление продукции, расширение ее разнообразия, совершенствование условий ее производства, методов управления этим производством.
Эта особенность привносит новые проблемы, стоящие перед менеджерами различного уровня управления предприятием. От их квалификации зависит судьба предприятия, а умение проследить за всеми изменениями, происходящими в мире инноваций и бизнеса, касающихся данного предприятия, является уделом только талантливых и высококвалифицированных менеджеров.
Менеджеры подобного класса должны в совершенстве владеть теорией и практикой управления инновационным ростом фирм и предприятий, которые вверены им в управление.
Особую роль здесь играют функции и методы управления инновационными процессами, умение системно применять их в практике хозяйственной деятельности.
Система функций управления инновационной деятельностью имеет вид представленный на рис. 8.
Контур стратегического
управления
|
|
|
Контур тактического управ.
|
| |||||
Контур о Контур оперативного управления
|
Управления
Продукт
|
Рис. 8. Система функций управления инновационной деятельностью
В рамках этой схемы сконцентрировано выполнение стратегических и тактических функций управления инновационным менеджментом, что является одной из особенностей инновационного менеджмента, предполагающего непрерывность процессов внедрения инноваций.
Контур оперативного управления касается отработки режимов функционирования объекта при внедрении конкретно обозначенной инновации, а контур стратегического управления предполагает поиск новых возможностей в связи с появлением новой инновации, способной
улучшить стабилизированный процесс производства после внедрения предыдущей инновации.
Инновационный менеджмент детерминирует принципиально иную психологию менеджера, включающую такие новые методы научно-производственного управления, как применение в процессах принятия решений эвристических процедур, развитие корпоративного управления, основанного на полном доверии к группе менеджеров, ведущих данный объект, расширяющиеся правила делегирования полномочий, тонкий учет факторов психологического управления не только коллективом, но и
каждой личностью, групповые и индивидуальные методы мотивации, расширение системы коммуникаций, непрерывное обеспечение профессионального роста и квалификации работников и др.
Главным компонентом поведения становится не столько целеориентированное рациональное действие, сколько ценностно– ориентированное рациональное действие.
5.3. Принятие решений в инновационном менеджменте
Принятие решений – заключительная процедура в инновационном менеджменте. Именно решения приводят к возможным положительным и отрицательным результатам.
Систематизация управленческих решений предполагает их отнесение к различным уровням менеджмента, функциям управления, формам и методам принятия решений. Они подразделяются на:
- стратегические;
- концептуальные;
- исполнительские.
Концептуальные решения касаются перспектив развития фирмы, ее миссии, поиска стратегических партнеров, инвесторов, проникновения фирмы в новые отрасли, на новые рынки.
Исполнительские решения принимаются менеджерами среднего и низшего уровня. Распределение характера решений и видов деятельности по уровням инновационного менеджмента представлено в Табл. 1.
Таблица 1.
Уровни менеджмента в инно- вационном предприятии | Характер решений и видов деятельности | |||
Стратеги- ческие | Оператив- ные | Распоряже- ния | Исполнитель- ская деятель- ность | |
Высший: руководитель инно-вационного предприятия, его заместители по НИОКР, производству, продажам и т.п | + | + | + | + |
Средний: руководители под- разделений, и административ- ных органов инновационного предприятия | - | + | + | + |
Низший: руководители твор- ческих групп, низовых лабо-раторий, производственных участков | - | - | + | + |
Табл. 1. Распределение характера решений и видов деятельности по уровням инновационного менеджмента
Основные решения принимаются в рамках компетенции полномочий менеджера в пределах функций инновационного менеджмента.
Этапы принятия решения основываются на последовательности вза-имосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информа-ции, понимании альтернативности выбора, при этом особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. При процедуре принятия решения следует ориентироваться на временные, ресурсные, информационные и поведенческие ограничения. Наиболее распространенным процессом принятия решения является пятистадийная схема, основанная на диагнозе проблемы, выработке критериев, выявлении альтернатив, сравнительной оценке альтернатив и окончательном выборе.
Схема пятистадийного процесса принятия решения показана на рис. 9.
Рис. 9. Процесс принятия решений
Чрезвычайно многообразны виды и модели принимаемых решений. Так к видам решений относят интуитивные, эвристические, рутинные, в условиях неопределенности, риска, приближенные, гипотетические, оптимальные, конкурентные, количественные, качественные и др.
По уровню распространения решения бывают индивидуальные, локальные, повторяющиеся, прогнозные, перспективные, глобальные.
По мере усложнения процедуры и объектов принятия решения все более усложняются методы и модели решения. Наиболее широко распространены методы математической статистики, теории игр, теории вероятности, линейное и нелинейное программирование, имитационные модели, теория графов, очереди массового обслуживания, а также теории информационного поиска, автоматического регулирования и т.д.
Виды и модели принимаемых решений в инновационном менеджменте зависят от стадий жизненного цикла инноваций.
Так, на стадии поиска идеи новшества методы принятия решений носят всецело творческий, интуитивный характер и в значительной мере зависят от степени мобилизации познавательных процессов.
Стадия материализации идеи новшества хотя и носит вероятностный характер, но принятие процедур на этой стадии уже состоит из большинства процедур целеориентированного рационального действия.
На более поздних стадиях жизненного цикла внедрения, производства и коммерциализации новшества инновационный менеджмент использует в основном общие методы менеджмента, в том числе основанные на математическом моделировании.
Систематизация методов и моделей инновационного менеджмента затруднена ввиду их многообразия и различной результативности.
Наиболее сложными являются методы прогнозирования на стадии фундаментальных исследований и генерирования идей.
На этих стадиях применяются методы прогнозирования, основанные на экспортных оценках, экстраполяции, аналогии и т.д. Особого внимания заслуживает разработка прогноза методом прогнозного графа, он составляется на основе данных экспертного опроса, результатами которого являются возможные пути решения проблемы.
Суть метода прогнозного графа при разработке идеи конкретного новшества состоит в построении и анализе дерева целей, отражающего обобщенное экспертное суждение о путях реализации научной идеи, оценку необходимых ресурсов, совокупных затрат, вероятности и сроки осуществления задачи и т.д.
Дерево целей имеет, как правило, 5-6 уровней. Число компонентов на каждом уровне и число уровней дерева определяется конкретными условиями: уровнем информации, сложностью объекта, квалификацией экспертов, ресурсными возможностями, необходимой точностью прогноза (см. пример, на рис. 10).
Например, при разработке новой технологии компанией были определены следующие стратегические цели ее использования: создание новой производственной системы для наращивания потенциала организации; упрочение позиции фирмы на рынке конкурентоспособной продукции; на основе конкурентных преимуществ, полученных фирмой при разработке новой технологии, создать предпосылки для дальнейшей экспансии на рынке.
Для реализации этих стратегических целей были сформулированы требования в виде трех задач или трех ветвей первого уровня:
1. Изменить производственную систему по выпуску конкурентоспособной продукции А, Б, В с целью повышения ее качества и производительности;
4. Изменить систему маркетинга на предприятии с целью упрочить позиции фирмы на рынке.
5. Использовать конкурентные преимущества фирмы, обеспечить экспансию фирмы на новые внутренние и внешние рынки сбыта
Нулевой генеральный уровень соответствует стратегическим целям компании.
Первый уровень имеет три ветви, обозначенные выше (1- изменение производственной системы, 2 – изменение системы маркетинга, 3- развитие рынков продаж).
На втором уровне необходимо каждую из задач декомпозировать на составляющие:
|
Уровень «0»
Уров. «1»
Ур. «2»
Ур.»3»
1.1.1. 1.2.1. 1.3.1. 2.1.1. 2.2.1. 2.3.1. 3.1.1. 3.2.1. 3.1.1
1.1.2. 1.2.2. 1.3.2. 2.1.2. 2.2.2. 2.3.2. 3.1.2. 3.2.2. 3.1.2
1.1.3. 1.2.3. 1.3.3. 2.1.3. 2.2.3. 2.3.3. 3.1.3. 3.2.3. 3.1.3
Ур. «i» …………………………………………………………………………
Рис. 10. Пример дерева целей
1.1. Внедрить безотходные замкнутые технологические процессы;
1.2. Автоматизировать главные стадии производственной системы;
1.3. Изменить систему контроля в производстве;
1.1. Изменить систему продаж;
1.2. Применить подробный анализ рыночной конъюнктуры;
1.3. Увеличить объем финансирования маркетинга на 20 %;
1.1. Расширить сегмент на внутриотраслевом рынке;
1.2. Организовать позиционирование продукции на межотраслевом рынке;
1.3. Выйти на один из экспортных рынков.
Третий уровень дерева целей конкретизирует задачи второго уровня, детализирует содержание принятого решения:
1.1.1 Устранить выброс вредных газов;
1.1.2 Внедрить стадию рекуперации твердых отходов;
1.1.3 Организовать замкнутый оборот воды в системе;
2.1.1 Внедрить пробные продажи;
2.1.2 Внедрить льготную продажу населению;
2.1.3 Организовать прямую продажу на территории фирмы;
2.2.2. Исследовать сезонные колебания спроса;
2.2.2. Изучить влияние изменения цен на мировом рынке;
2.2.3 Подробнее рассмотреть действующие тарифы
5.1.1. Расширить сегмент товара А;
5.1.2. Углубить сегмент товара Б;
5.1.3. Попытаться позиционировать товар В на новом рынке;
1.2.1 Позиционировать товар в Западно-Сибирском регионе;
1.2.2 Позиционировать новую модификацию товара Б. Выйти на экспортные рынки.
3.3.1 Продвинуть товар А на центрально-азиатский рынок;
3.3.2 Организовать пробные продажи товаров Б и В на Украине.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
3. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
4. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
5. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
План практических занятий
1. Система функций управления инновационной деятельностью.
2. Система стратегических целей фирмы.
3. Система целей в структуре задач оперативного управления производством
4. Классификация целей инновационного менеджмента
5. Функции цикла управления инновационного менеджмента
6. Исполнительские решения в инновационном менеджменте.
7. Структура процесса принятия решений в инновационном менеджменте.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.
3. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
5. Логистика: Учебное пособие / под ред. Б.А. Аникина.- М.: ИНФРА-М, 1997. – 327 с.
Тема 6. Формы инновационного менеджмента
Лекция № 8
(к.т.н. Старовойтенко О.А.)
План
6.1. Классификация инновационных организаций.
6.2. Сущность инновационных организаций, объединенных понятием
«парк».
6.3. Особенности и значение малых инновационных фирм.
6.4. Научно-технические организации и их соответствие условиям
рынка.
6.1. Классификация инновационных организаций.
Организационные формы инновационного развития тесно связаны с новыми принципами хозяйствования на основе синергизма (параллельного протекания процессов научных исследований, производства и управления) как в централизованных так и децентрализованных структурах. Эта специфика сформировала в зарубежной и отечественной практике три базовые формы организации инновационного процесса:
- административно-хозяйственную;
- программно-целевую;
- инициативную.
Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпорации, объединяющей под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Большинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно- конструкторские разработки, функционируют в промышленности.
Программно-целевая форма организации инновационной деятельности применяется для решения задач научных прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как микроэлектроника, биотехнология, робототехника и другое. Здесь превалирует координационная форма управления целевыми научно-техническими программами, которая предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой.
Инициативная форма организации инновационного процессасостоит в финансировании научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи изобретателям - одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений. Значение подобных экономических и организационных механизмов объясняется спецификой самого инновационного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика степень неопределенности, Здесь главная ставка делается на человеческий фактор.
6.2. Сущность инновационных организаций, объединенных
понятием «парк»
К развитым программно-целевым формам организации взаимодействия фундаментальной науки с производством можно отнести новые формы организации научно-производственной деятельности,процесс формирования которых в различных странах имеет свои характерные особенности. Для данной формы организации инновационной деятельности применяются различные концепции усиления связей между научными исследованиями, с одной стороны, и проектированием и разработкой принципиально новых видов техники, продукции, систем – с другой.
Эти формы можно объединить общим понятием «парк», а также другие формы организации. В этой области встречаются такие понятия, как: «научный парк», «исследовательский парк»,«технологический парк», «технополис», «наукоград», «инновационный центр», «инженерный центр», «университетско - промышленный центр», «университетско -исследовательский центр», предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы, консорциумы, финансово-промышленные группы, инкубаторы.
Каждый из этих терминов несет свою специфическую нагрузку [1].
Термин «Научный парк» употребляется как в широком, так
в узком смысле. В первом случае он относится к рассмат-
риваемому явлению к целом. Во втором случае речь идет о
специально выделяемых относительно больших территориях,
на которых размещаются наукоемкие компании с производ-
ством, основанным на научно-технических разработках
университета или любого другого местного
исследовательского центра.
Исследовательские парки, в отличие от научных парков, не
предусматривают возможности создания производственных
мощностей, позволяющих наращивать производство за преде-
лами технических прототипов.
«Технологический парк» - имеет в своем распоряжении
целую сеть наукоемких фирм, и производств, но вместе с
тем прочные связи с университетами или научно-
исследовательскими институтами не налажены. Его основ-
ной продукцией являются новые малые инновационные
фирмы.
«Технополис»,это научно-промышленный комплекс,
созданный для производства новой прогрессивной продук-
ции или для разработки новых наукоемких технологий на
базе тесных отношений и взаимодействия с университетами
и научно-техническими центрами. Он включает в себя сово-
купность технопарков, инкубаторов и комплекс разно-
образных структур, обеспечивающих жизнь города.
Термин «Наукоград» связан с появлением Федерального
Закона «О статусе наукограда Российской Федерации», всту-
пившего в силу в апреле 1998 г. Наукоград РФ – это муни-
ципальное образование с градообразующим научно -
производственным комплексом.
Научно-производственный комплекс наукограда – это со –
вокупность организаций, осуществляющих научную, научно-
техническую, инновационную деятельность, эксперименталь-
ные разработки, испытания, подготовку кадров в соответ-
ствии с государственными приоритетами развития науки и
техники.
Инновационные центры ориентируются преимуществен-
но на образование в регионе наукоемких предприятий. Их
главное назначение заключается в оказании содействия
преимущественно новым фирмам, связанным с науко-
емкими технологиями.
«Инновационные центры» – технологически активные
комплексы со сложившейся интегрированной структурой,
включающей университеты и научно-производственные
фирмы. В своем составе они содержат: технологические
парки (научный, промышленный, технологический,
инновационный, бизнес-парк,); технополисы; регионы
науки и технологий; инкубаторы инноваций.
Термин «Инженерный центр» касается деятельности
инженерно-технологических и проектно-конструкторских
организаций региона, оказывающих содействие новым
фирмам в постановке продукции на производство.
«Университетско- исследовательские центры»
разрабатывают планы исследований, а также организуют
проведение НИОКР по договорам с заказчиками.
«Университетско- промышленные центры»разраба-
тывают планы исследований, а также организуют
проведение НИОКР по договорам с промышленностью.
«Предпринимательские ассоциации» (промышленного,
исследовательского характеров) способствуют повышению
эффективности хозяйственной деятельности по внедрению
научно-технических и технологических новшеств, созда-
нию тесного взаимодействия между академическо –
вузовским сектором и промышленным производством.
«Стратегические альянсы» способствуют активизации
каналов совершенствования производства и передачи но-
вых технологий, а также осуществление взаимодополня-
ющих функций при проведении научных исследований
и внедрении их результатов.
«Финансово-промышленные группы» решают задачи
усиления регулируемости экономических процессов,
противостояние спаду производства на основе стабилиза-
ции хозяйственных связей и формирования внутренней
конкурентной среды.
«Инкубаторы» – элемент инновационной инфраструк-
туры, комплекс, предоставляющий разносторонние услуги
различным инновационным фирмам, находящимся на
стадии создания и становления.
Для всех структур, именуемых научными парками, характерен ряд общих черт, позволяющих говорить об их особом феномене.
1. Наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка.
2. Наличие инкубатора малого бизнеса, позволяющего ученым, инженерам, начинающим предпринимателям, избегая на первых порах больших материальных затрат, апробировать новые идей и получить квалифицированную помощь в оценке их перспективности.
3. Наличие венчурных фирм или иных источников для льготного финансирования для поддержки перспективных предпринимательских проектов.
4. Наличие всех необходимых экономических условий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а, в отдельных случаях, и исследовательских подразделений крупных промышленных компаний.
5. Выгодное географическое положение.
6. Поддержка со стороны государства.
Из приведенных выше структурных образований, определенный интерес вызывают «технополиси», становление которых в мире происходит очень быстро. Термин «технополис» состоит из двух слов греческого происхождения: «техно» – мастерство, «умение» и «полис» – город, государство.
Сегодня под технополисом понимают особые компактно расположенные современные научно-производственные образования с развитой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для труда и отдыха, для функционирования научно-исследовательских и учебных институтов (организаций), входящих в состав этих образований, а также их предприятий, компаний и фирм, производящих новые виды продукции на базе наукоемких технологий.
Идея технополисов впервые зародилась в Америке в 50-х годах. Сегодня они существуют во всех развитых странах мира.
Существует несколько причин возникновения и интенсивного роста технополисов в странах Западной Европы:
1. Исчерпание ресурсов развития промышленности (автомобилестро-
ения, кораблестроения, металлургии, сталелитейного производства и др.). Возврат конкурентоспособности и рентабельности этих отраслей прежде всего предполагал повышение их наукоемкости при одновременном снижении удельных затрат всех видов ресурсов при производстве продукции.
2. Острая потребность в развитии новых технологий, которые опре-деляли бы экономическое лицо развитых стран в будущем, а также новых наукоемких отраслей производства: электроники, биотехнологии, новых современных материалов, специальной химии, оптики, информационной технологии, индустрии досуга и др.
3. Преодоление недостаточно эффективного взаимодействия между нау-кой и производством, превращение их в заинтересованных партнеров – третья причина зарождения и роста технополисов.
4. Появившаяся потребность реконструкции крупных предприятий и в создании на их базе мелких и средних инновационных компаний
Примеры:
Силиконовая долина в Калифорнии. Лионский и Город науки во Франции.
Берлинский инновационный центр.
Научные и исследовательские парки – Кембриджский – он же инкубатор новых венчурных компаний – весьма разнообразных по видам своей деятельности (исследования, производство, консалтинг).
Технологические парки – Бельгия, Германия, Франция.
Технологические центры – более 400 в США.
Новосибирский научный центр,
Зеленоградский научно-технологический парк,
Томский научно-технологический парк.
В России действует более 60 технопарков.
В середине 2002 г. Государственный совет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом РФ девять основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии, на которые предстоит сделать упор, чтобы наша страна не оказалась на обочине промышленной революции.