Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла.

Жизнециклическая концепция организации демонстрирует особое значение основных исходных принципов концепции, которые требуют изучения экономических объектов и систем с позиции их саморазвития и совершенствования. Этим объясняется тесная связь циклических подходов с системным анализом, на основании чего в процесс управления инновационной деятельностью становится возможным вносить систематичность, комплексность и завершенность. В инновационной деятельности экономические объекты и системы, такие как предприятие, организация, техника и технология, товары и услуги, рассматриваются в иерархической соподчиненности и взаимодействии, как целостная совокупность средств и способов, направленных на непрерывное обновление. Иначе говоря, инновационные процессы различного масштаба и уровня составляют основу развития экономических систем.

Исключительно важное значение в этой ситуации представляет пра-вильное понимание жизненного цикла собственно инновационного процесса, который представлен на рис 5. Только анализ эффективности существующих связей между различными фазами инновационного цикла, определение условий их оптимального функционирования и развития

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Инновационная деятельность и маркетинг

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Научная и научно- Внедрение Рост Замедление

техническая роста

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Спад

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Объем продаж

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Создание новаций Объем

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

 
  Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Этап 1 Этап 2 Этап 3 Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Инвестиции Время Т

 
  Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

НИР НИР ОК

 
  Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Бюджетное Инновационный

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru финансирова- Коммерциализация

ние Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru

Эти явления имеют место на 5-ом этапе жизненного цикла. - student2.ru Рискоинвестиции Инвестиции в

Жизненный цикл

Рис. 5. Жизненный цикл инновационного процесса

позволит говорить о правильности собственно инновационного процесса.

Выделяются следующие стадии (фазы) инновационного процесса:

1) фундаментальная наука;

2) прикладные исследования;

3) опытно-конструкторские разработки;

4) первичное освоение (внедрение);

5) широкое внедрение (собственно распространение нововведе- ния);

6) полное использование;

7) устаревание.

На каждой стадии инновационные процессы имеют различные цели, поэтому для их регулирования применяются различные методы. Роль государства особенно значительна на первых пяти стадиях. При этом на первых трех стадиях речь идет об управлении НИОКР, а в двух последних - об управлении техническим развитием. В шестой фазе управлением занимаются, главным образом, рыночные структуры, а государству принадлежит роль координатора. В седьмой фазе государство готовит “рыночные ниши” для других инноваций посредством “разъяснения” ситуации и инициирования восприятия нового.

3.3. Фундаментальные исследования

Это - выявление, изучение и систематизация объективных явлений и закономерностей развития природы и общества.

Фундаментальные исследования являются исходной базой для прикладных исследований. Фундаментальное исследование - трудовой процесс, направленный на открытие нового, неизвестного прежде явления. Особенность - невозможность заранее определить конечный результат, затраты времени и средств на его достижение, индивидуальный, неповторимый характер исследования.

Фундаментальные исследования в общем виде включают 5 основных этапов:

1) выдвижение предварительной гипотезы, постановка задачи на основе имеющейся информации; установление цели исследования, способов ее достижения, требований и ограничений;

2) создание методики установления истинности гипотезы (анализ задачи, разработка программы эксперимента);

3) организация эксперимента;

4) основной этап - собственно теоретическое исследование (уточнение гипотезы с учетом анализа результатов эксперимента);

5) заключительная фаза - отбор информации для начала научно- производственных циклов (инновационных) - это промежуточное звено между ФИ и прикладными.

Для ФИ характерен межотраслевой, множественный характер результатов.

Конечным результатом фундаментальных исследований является общенаучная информация: открытие законов и закономерностей, категорий и явлений (эффектов), обоснование теорий, принципов и т.д. и путей их использования на практике. Эти результаты воплощаются в публикациях, научных отчетах и докладах, содержащих теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные описания, а также в опытных образцах. На первом этапе эти работы могут выполняться безотносительно к задачам их практического применения (поисковые исследования). На втором (научно-технические исследования) - производится отбор закономерностей, явлений, принципов и т.д. (результатов), пригодных для практической реализации. При этом выявляется техническая возможность и экономическая целесообразность, а также сферы их первоочередного использования.

Фундаментальные исследования могут быть как теоретическими (качественные, например, диалектика, и количественные -математические), так и экспериментальными (изучение свойств твердого тела, жидкости, газа, плазмы, живой природы, общества с помощью физических, химических, биологических, психологических, экономических и т.п. методов).

Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений. Их результаты могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного (30-40 лет) времени. По отношению к процессу создания, разработки и освоения конкретных нововведений они выступают как внешняя структура (условия), определяющая долговременные тенденции научно-технического развития.

3.4. Прикладные исследования.

Прикладные исследования основываются на результатах фундаментальных исследований и включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли). Их продукцией является отраслевая информация: создание технологических регламентов, эскизных проектов и аванпроектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно-экспериментальные работы, связанные с лабораторными и полупроизводственными испытаниями.

Организация прикладных исследований (ПИ) основанная на результатах ФИ, в гораздо большей степени, чем ФИ, строится на регламентированных процедурах, которые включают 4 основных этапа:

1) разработка и утверждение технического задания (ТЗ) включает информационную подготовку, прогностическую оценку значимости, затрат, результатов и эффективности. Разработка программы, способов и схемы исследования, в том числе, этапы и оценку надежности методики исследования. Определяется объем работ, состав исполнителей, сметная калькуляция и проект договора;

2) теоретическое исследование- выдвижение и обоснование гипотезы, классификация факторов и явлений и их анализ, составление схем и вариантов решений математических и материальных моделей; обоснование вариантов решений;

3) экспериментальный этап (опытная проверка);

4) обобщение и оценка результатов НИР.

После рассмотрения технического отчета на научно-техническом совете и учета замечаний работа передается заказчику.

Патентные исследования (ПИ) - основа оценки технического уровня НИР.

ПИ классифицируются по целям:

1) разработка новых средств труда - оборудования, приборов, средств автоматизации;

2) предметов труда - веществ и материалов, товаров;

3) технологических процессов;

4) методов организации производства и труда, систем управления, нормативов и стандартов.

По масштабам использования: (н/х отрасль, подотрасль, предприя-тие).

Организация технико-экономической разработки нововведений на стадии ПИ включает:

· техническое предложение и ТЗ на разработку;

· эскизный проект;

· изготовление лабораторных и опытных образцов (партий);

· создание рабочей документации на опытный образец;

· конструкторские разработки (детали, сборочные единицы, комплекты), конструкторские документы (чертежи, спецификации);

· патентный формуляр;

· внедрение.

Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального поискового исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов и анализ их результатов, формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.

Результат фундаментального исследования часто не принимает материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Их, как показал опыт, невозможно засекретить и присвоить. Общечеловеческому достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.

3.5. Технико-экономические разработки.

Технико-экономические разработки - изготовление (на основе маркетинга, результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки) научно-технической документации для создания новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления. Различаются разработки по видам: конструкторские (создание новых изделий), технологические, проектно-изыскательские (для строительства или реконструкции объектов), организационные (создание новых систем организации производства, труда и управления).

Эта фаза включает опытное производство - изготовление первых образцов изделий, или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию. Проверка результатов конструкторских и технологических разработок в той или иной форме нужна для последующего воспроизведения новшества в более широких масштабах. Для организационных разработок такую же роль играет экспериментальная проверка нововведения в ограниченных масштабах. Хотя по функциональному содержанию разработка и ее опытнаяпроверка существенно различны, во времени они протекают большей частью параллельно. Примерно 60% разработок заканчиваются созданием проектно-конструкторской документации, а 28% - созданием лабораторных, опытных и макетных образцов и схем изделий.

3.6. Первичное (пионерное) освоение нововведений.

Первичное (пионерное) освоение нововведений - это внедрение результатов организационно-технической разработки в производство. Оно включает три случая (варианта):

1) индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых сооружений, технологических процессов и систем управления, практическое использование новых методов;

2) достижение проектной мощности и проектного объема использования новшества;

3) достижение проектной социально-экономической эффективности нововведения.

В первом случае речь идет о техническом освоении, во втором, о производственном и, в третьем, об экономическом освоении, в процессе которого достигаются конечные результаты научно-технического развития.

Освоение нововведения начинается с принятия решения о подготовке производства к новшеству на основе предшествующих испытаний опытных образцов или математических моделей, анализа рыночной конъюнктуры.

Производственно-техническое освоение включает:

· разработку технологического и организационного проекта;

· разработку и утверждение (согласование) цен, технических условий, стандартов, нормалей, норм расходов ресурсов и т.д.;

· конструирование и изготовление оснастки;

· заказ, изготовление и монтаж нового оборудования;

· подготовку строительства;

· строительные и монтажные работы;

· подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для эксплуатации нововведения;

· перестройку организации и оплаты труда.

Организационно-техническая подготовка производства является наиболее трудоемким этапом внедрения, и, в первую очередь, подготовка и переподготовка кадров. Сокращает сроки внедрения система консалтингового и внедренческого сервиса. Заканчивается этот этап освоения изготовлением и испытанием первой промышленной серии (промышленного образца) либо пуском (вводом в эксплуатацию) объекта, принимаемого соответствующей комиссией (заказчиком).

Экономическое освоение заканчивается достижением проектной мощности и экономических показателей: материало- и энергоемкости, производительности труда, себестоимости, рентабельности, фондоотдачи. На этой стадии освоения производятся дополнительные работы по устранению выявленных в процессе производственно-технического освоения недочетов: по повышению квалификации кадров, по увеличению серийности производства, а главное - по более полному учету запросов покупателя (спроса).

Экономическое освоение во многом определяется уровнем организации этого процесса. Активизация человеческого фактора, формирование необходимого (соответствующего) климата нововведения. Цель - сократить сроки внедрения и увеличить масштабы освоения. Это - трудоемкий процесс.

В США затраты на внедрение в 10 раз выше, чем в исследования, и в 3 раза, чем в разработку техники. В фирмах создаются специальные фирмы по внедрению и распространению нововведения.

3.7. Распространение нововведений.

Распространение нововведения, или диффузия есть его экономическое освоение в широком масштабе на предприятиях, где это эффективно. При этом распространяется информация о новшестве (путем рекламы), тиражируется соответствующая документация, новая оснастка, оборудование и т.д.

Проводится обучение кадров, составляются и реализуются бизнес-планы освоения, учитывающие специфику конкретных предприятий и опыт использования нововведения.

На этом этапе имеют место дополнительные разработки, особенно технологические и организационные. А главное - на этом этапе экономический потенциал нововведения превращается в реальный эффект. Распространение новшеств относится к сфере научно-технического развития. В противном случае процесс “исследование-производство” нельзя считать завершенным.

3.8. Эффективное использование и устаревание нововведения.

Фаза жизненного цикла нововведения - его эффективное использование сначала на первом, а затем и на остальных этапах, характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического эффекта от нововведения.

Заключительная фаза – устаревание - завершает весь жизненный цикл нововведения. Она начинается с момента окончания разработки следующего новшества, экономическая, экологическая или социальная эффективность которого делает рациональным его освоение.

3.9. Научно-производственный цикл.

Процесс “исследование - производство” включает два замкнутых цикла:

1) цикл фундаментальных исследований;

2) научно-производственный цикл. Цикл фундаментальных исследований относится к непроизводственной сфере и может иметь своим результатом целый класс нововведений в различных областях. Научно-производственный цикл включает процесс создания, освоения и распространения конкретного нововведения на основании фундаментального исследования.

Наряду с генеральным, целенаправленным движением от науки к производству, немаловажное значение имеет и обратный поток информации, вызывающий необходимость в дополнительных исследованиях и разработках, выборе новых тем фундаментальных исследований, перестройке программ обучения кадров.

Показатель завершенности научно-производственного цикла (Кзав.) отражает долю прикладных исследований, которые завершились освоением и распространением нововведений (РП) на всех участках, где это эффективно:

РП

Кзав. = -------, где

ПИ

РП - количество исследований, которые завершились освоением и распространением;

ПИ - количество всех прикладных исследований.

Для того, чтобы учесть не только число тем ПИ, которые завершились широким внедрением, но и их значимость, целесообразно оценивать темы по сметной стоимости, а не по числу наименований. По данным развитых стран, в первом случае этот коэффициент составляет примерно 0,6, во втором - 0,85. В то же время нельзя считать цикл завершенным, если эффективная разработка отраслевого и межотраслевого значения освоена только на 1-2 предприятиях.

Показатели обновления научно-производственных циклов характеризуют интенсивность замены продукции, оборудования, технологии и т.д. в результате нововведения. В 1985-90 гг. ежегодный темп обновления продукции машиностроения увеличился с 3,1 до 13% (т.е., сколько процентов заменено, обновлено).

Для характеристики качества управления научно-техническим развитием применяют показатель соотношения фактической и нормативной длительности научно-производственного цикла (Кдл.):

Дл. факт.

Кдл. = -------------, где

Дл.норм.

Дл.факт и Дл.норм - соответственно фактическая и нормативная (предельная) длительность цикла в месяцах. Последняя определяется сроками устаревания нововведений. Сокращение продолжительности цикла в масштабах страны на один год дает, например, по машиностроению до 5 млрд. долл. США только прямой экономии.

3.10. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.

Предельная длительность цикла определяется сроками обновления техники в связи с ее экономическим, экологическим и социальным устареванием.

Экономическое устаревание техники характеризуется неудовлетворительным снижением стоимости ее воспроизводства (на основе уменьшения издержек производства и эксплуатации, а также расширением масштабов сбыта и повышением эффективности новых поколений и моделей техники.

Сроки морального износа техники в начале ХХ в. Составляли, в среднем, 30-50 лет, в 30-х годах - 20-25 лет, в 50-х - 12-15 лет, в середине 80-х годов - 7-9 лет. Таким образом, каждые четверть века они сокращались вдвое.

Экологическое устаревание техники обусловлено ее несоответствием новым требованиям охраны окружающей среды (воздушного и водного бассейнов, почвы и т.д.) и использования природных ресурсов.

Социальное устаревание связано с изменением общественной оценки потребительной стоимости техники в процессе ее эксплуатации. Речь идет об эргономических и инженерно-психологических требованиях, направленных на улучшение условий и содержательности труда.

Обновление техники - это намечаемый процесс ее замены на более эффективную с учетом физического износа, экономического, экологического или социального устаревания. Большое значение имеет согласование сроков износа, всех видов устаревания техники, сокращение разрыва между ними. Нет смысла повышать долговечность машины за пределы того срока, когда ее все равно придется заменять по экономическим, экологическим или социальным соображениям.

Устаревание знаний, в отличие от техники, не связано с удешевлением производства. В то же время, выдвижение и обоснование новых технических идей может привести к нецелесообразности разработки ранее сделанных открытий и изобретений в этой области. Срок жизни технических идей в современных условиях составляет 6-8 лет. Прикладные исследования и разработки полностью устаревают за 5-10 лет. Поэтому для того, чтобы период эффективного использования нововведений составлял не менее 1/4 их жизненного цикла (иначе затраты на научно-техническое развитие не окупаются), научно-производственный цикл не должен превышать 1-3-х лет. В США сроки разработки и освоения приборов составляют 6-18, а химических продуктов 30-40 месяцев, а срок строительства промышленных предприятий 16-24 мес. Освоение их мощностей происходит уже в процессе строительства или в течение небольшого пускового периода. В результате смена технологии и номенклатура оборудования происходит за 5-7, а в ведущих отраслях - за 3-5 лет.

Полный цикл крупных нововведений в развитых странах составляет не менее 10 лет. При этом постоянно требуется авансирование денежных средств в крупном масштабе и на продолжительное время.

Предельная длительность цикла определяется, прежде всего, сроками морального износа и обновления продукции, а не спецификой проектирования и подготовки производства конкретных машин. Продолжительность фундаментальных и прикладных исследований сильно различается. Это связано с различиями в сложности нововведения, с уровнем организации работ в данной фирме, с рыночной конъюнктурой и др.

3.11. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.

Оценка использования времени процесса “исследование - производство” производится через соответствующий коэффициент

(Ки-п), который рассчитывается как отношение суммарной трудоемкости фаз исследований и организационно-технических разработок (ФИ+ПИ+Р) к его общей продолжительности (ИП), то есть к периоду от начала исследования до освоения и распространения исследования на все предприятия:

ФИ+ПИ+Р

Ки-п= -----------------, где

ИП

ФИ - фундаментальные исследования,

ПИ - прикладные исследования,

Р - организационно-технические разработки.

Приближение Ки-п к единице указывает на уменьшение непроизводительных потерь времени, связанных с ожиданием решений о начале следующей фазы цикла, а также с сокращением сроков освоения и распространения нововведения, которые в наибольшей степени зависят от организационных факторов и общего уровня квалификации работника и в идеале могут быть сведены к минимуму.

В середине 80-х гг. средняя продолжительность фундаментального исследования в СССР составляла 4,5 года, прикладного - 3,1 года, разработки - 3,0, внедрения и освоения - 6,6 лет, а научно-производственного цикла в целом 8-10 лет. Треть общей продолжительности цикла приходилась на перерывы между фазами, связанные с ожиданием управленческих решений (25%) и материально-технического обеспечения (10%). К началу 90-х гг. срок разработки образцов составлял в среднем 2,2 года. Но каждый третий из них осваивался в производстве через 3 года и более. Почти треть выпускаемых изделий была запущена в серию более 10 лет назад.

3.12. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.

Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла определяется коэффициентом (Кнпц), который рассчитывается как отношение времени эффективного использования нововведения к общей продолжительности жизненного цикла:

Иэф

Кнпц= ---------------------------, где

ПИ+Р+О+РП+И

Иэф - время эффективного использования,

ПИ - прикладные исследования,

Р - разработки,

О - освоение,

РП - распространение,

И - использование.

Увеличение Кнпц свидетельствует об увеличении периода, в течение которого нововведение приносит реальный эффект. Кроме того, величина Кнпц зависит от новизны научно-технического принципа, на котором основано нововведение, от насыщенности рынка и динамики спроса. Наибольший срок эффективного использования (Иэф.) характерен для прогрессивных технологий и техники, основанной на новейших научных открытиях. Кнпц при новой технике, воплощающей открытия и изобретения, основанные на новых технологических принципах, оказывается большим, чем при внедрении техники, материализующей усовершенствования уже известных принципов. Однако, принцип, устаревший в одной сфере, может представлять существенную новизну для другой. В частности, целесообразно использование опыта новейших отраслей оборонной промышленности при производстве гражданской продукции.

В ХIХ в., по данным зарубежных науковедов, только от завершения исследования до начала практического применения его результатов проходило несколько десятилетий. Для фотографии - 112 лет (1727-1839 гг.), для телефона - 56 лет (1820-1876 гг.), радио - 35 лет (1867-1902 гг.) и т.п. В первой половине ХХ в. этот срок сократился до 10-15 лет (радар 1925-1940 гг.), телевидение (1922-1934 гг.), а во второй - до 3-5 лет (транзистор 1948-1953 гг., лазер 1956-1961 гг., интегральные схемы 1958-1961 гг.) и т.д.

Для циклов конца ХIХ в. (получение алюминия, первых синтетических смол и пластических масс, создание автомобиля, промышленное замораживание пищевых продуктов) отношение предпроизводственной части цикла (52 года) к фазе освоения (6 лет) составило 8,7(52/6=8,7); первой половины ХХ в. (самолет, электронные лампы, синтетический каучук, антибиотики, ЭВМ, синтетические волокна, программные станки, полупроводники, атомные станции) - 2,2 (12,8/5,9=2,2), а для второй половины ХХ в. (быстрое замораживание и обезвоживание пищевых продуктов, печатные схемы и т.д.) - 0,7 (3/4,5=0,7).

3.13. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.

На этапах маркетинга и разработки программ и проектов нововведений сокращение длительности цикла - одна из главных проблем экономики нововведений. Основным отрицательным фактором является незавершенность (остановка на стадии опытного образца или первичного внедрения) научно-производственного цикла, которая имеет три причины:

1) устаревание первоначальной научной информации;

2) недостаточная подготовленность разработки к освоению, отсутствие достоверной опытной проверки;

3) недостаточная актуальность самой идеи, отсутствие ясно сформулированной и закрепленной в программе работ и бизнес-плане конечной цели цикла, неудовлетворительный экономический анализ и необоснованное распределение ресурсов между участниками цикла.

Все эти факторы имеют в основном, организационно-экономическую природу. С научными и технологическими проблемами было связано только 13% неудач.

Первый путь - усиление роли маркетинга, анализ потребностей в нововведении по его конечному результату, изучение, прогнозирование и формирование рынка сбыта. Прежде чем разрабатывать и выпускать любую продукцию, надо четко установить: кому и для чего она нужна и в каких условиях будет эксплуатироваться. Создание новой продукции должно всегда начинаться со сбора информации о спросе на нее, о рынке сбыта. При этом согласование интересов производителей и потребителей осуществляется на основе анкетирования, опросных листов. Применяется также метод непосредственного наблюдения на местах эксплуатации, который позволяет разработать нормативы технического обслуживания и ремонта изделий, рекомендации по повышению их надежности, уточнить действительную потребность в дорогостоящих специальных материалах.

Второй путь - разработка комплексной программы, охватывающей все фазы научно-производственного цикла, начиная с разработки технического задания, до организации обслуживания будущего изделия. Эта программа для крупных нововведений предусматривает сотрудничество с зарубежными фирмами и согласованные задания контрагентам на поставку материалов, комплектующих изделий, оборудования и т.д., в том числе и тех, которые к моменту разработки программы не выпускались.

Недоработкаконструкций и технологических процессов - одна из важнейших причин незавершенности циклов. Возникают неизбежные переделки, корректировки технической документации, имеет место низкая надежность данных.

Третий путь - комплексно-совмещенная организация проектирования нововведений. При комплексно-совмещенной организации цикла конструкторы работают совместно со специалистами по маркетингу, технологами и производственниками. Это позволяет передавать проект на последующие стадии не после его окончательного утверждения, а по частям, начиная с наиболее трудоемких для подготовки производства элементов. Техническая документация поступает во все подразделения ритмично и комплектно для соответствующего узла или пускового комплекса. Это требует гораздо более высокой квалификации и ответственности специалистов.

Совмещение стадий проектирования, подготовки и строительства при выделении финансирования на объект в целом, а не только на очередной год, позволяет сократить срок от начала разработки проекта до технического освоения вдвое по сравнению с нормативом.

Четвертый путь -комплексная компьютеризация исследований и разработок. Важнейшим средством ускорения исследований и разработок при одновременном повышении их качества (на основе многовариантных расчетов) является комплексная компьютеризация. Она охватывает замену натурных экспериментов вычислительными (исследование моделей на ЭВМ), автоматизацию эксперимента, поиска информации, вычислительных, чертежных, множительных и оформительских работ, на которые приходится до 70% общей трудоемкости НИОКР. Автоматизированные рабочие места (АРМ), соединенные с централизованными банками данных и оснащенные графопостроителями, сокращают сроки проектирования вчетверо, улучшая на 20-25% технико-экономические показатели нововведения и сокращая число ошибок и переделок. Системы автоматизированного проектирования (АПР) позволяют в короткие сроки выбирать оптимальные структурные, кинематические и эксплуатационные параметры изделия, получать данные о технологических процессах-аналогах на передовых предприятиях с указанием структуры операций, норм расхода материалов и рабочего времени, необходимой оснастки и т.д. Оптимальная конструкция и технология определяют высокое качество и эффективность нового изделия и уменьшают на 20-25% затраты на его изготовление.

Компьютеризация позволяет резко увеличить выпуск техники по индивидуальным заказам, что особенно важно в условиях регулируемой рыночной экономики.

Литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2000., с.200.

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

План практических занятий

1. Нормативно-правовая база инновационного процесса.

2. Сущность инновационного процесса.

3.Исследовательский аппарат инновационной деятельности (структура инновационного процесса, алгоритм инновационного процесса).

4. Фазы и основные этапы жизненного цикла инновационного про-

цесса для продукта, организации, собственно инновационного процесса.

5. Исходный методологический прием анализа «инновационных систем».

6. Иерархия факторов в системе фундаментальных исследований.

7. Иерархия факторов в системе прикладных исследований.

8. Содержание технико-экономических разработок.

9. Механизм первичных (пионерных) освоений нововведений.

10. Условия распространения нововведений.

11. Эффективное использование и устаревание нововведения.

12. Научно-производственный цикл.

15. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.

16. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.

17. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.

18. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.

Литература

1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Сп/б.: Питер, 2000., с.200.

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2001 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Раздел 2. Организация инновационной деятельности

Тема 4. Система инновационного менеджмента

Лекция № 6

(к.т.н. Старовойтенко О.А.)

План

4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект инно-вационного менеджмента.

4.2. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента.

4.3. Национальна система государственного регулирования инно-вационной деятельности.

4.4. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.

4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект

инновационного менеджмента

Все глобальные перемены в жизни общества связаны с инновационной деятельностью. Различают две основные формы инновационного предпринимательства:

- создание, приобретение

Наши рекомендации