Виды инновационных стратегий (ИС) в организации.
ИС-это система долгосрочного распред-я ресурсов между различными вариантами инн развития системы, а также их перераспред-я вследствие изменения внеш и внутр условий ее функц-ния. При разработке ИС следует учитывать след факторы: 1)прогноз экон среды; 2)анализ потенциала предп-я; 3)наукоемкость и технологичность выпускаемой продукции; 4)структура ассортимента прод-и по стадиям жизненного цикла; 5) научно-технич потенциал; 6)научные, инженерно-технич кадры; 7)фин ресурсы. Обычно предп-е не придерживается к-либо ИС в чистом виде.
Виды ИС: 1. Наступательная – хар-на для фирм, основывающих свою деят-сть на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инн фирмам. Отличается выс риском и выс окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Треб-ет выс квалиф-и персонала, спос-ти видеть новые рыноч перспективы
2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Пригодна для круп компаний, имеющих устойч рыноч позицию, уделяющих большое вним-е вопросам произ-ва и маркетинга. Главная функция такой стратегии – активиз-ть соотн-е "затраты - результат" в инн процессе. Требует интенсивных НИОКР.
3. Имитационная – исп-ся фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инн фирмами или фирмами-лидерами.
4. Поглощающая – основыв-ся на приобретении лучших научно-технич рез-тов, получ-х др предпр-ми в ходе НИОКР.
5. Привлечение специалистов - позволяет приобрести опыт, знания, навыки с миним затратами.
6. Приобретение крупными предп-ми малых фирм, работающих над перспект проектами.
41. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).
Государственная система научно-технической информации – совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:
§ всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ
§ всероссийский Центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ
§ российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ
§ всероссийский Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства науки и технологий РФ
§ государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ
§ библиотека РАН
§ библиотека по естественным наукам РАН
§ отраслевые библиотеки.
28. Источники финансирования инноваций.
Фин-е инн деят-ти–это процесс обеспеч-я и использ-я ден ср-в, направляемых на проектиров-е, разработку и орг-цию произв-ва новых видов продукции,на создание и внедрение новой техники,технологии, услуг, работ,разработка и внедрение новых организац-х форм и методов управл-я. Источники финанс-я по видам собств-ти:
1)гос инвестиции (федеральные, субъектов РФ); 2)инвестиции субъектов коммерч и неком деят-сти: а)собств ресурсы фирмы (прибыль, аморт-я, иммобилизация излишков основных и оборотных средств, нематериал активов); б)привлеченные ресурсы (взносы, доходы от продажи акций);
3)инвестиции обществ-х объединений, физ лиц (заемные ср-ва – бюджетные, банковские и коммерч кредиты); 4)иностранные инвестиции.
В РФ существ роль играют 2 фонда: РФФИ (росс фонд фундамет-х исслед-й) и РГИФ (росс гос научный фонд). Финанс-е инн-й гос-вом может осущ-ся через целевые программы. Требования к фин-ю инн программ: право на гос поддержку, срок окупаемости программы не более 2 лет, участие в конкурентном отборе.
Критерии отбора инн программ для целевого финанс-я: 1)пр-мы, запускающие в произв-во продукцию, не имеющую зарубежных аналогов; 2)пр-мы по произ-ву экспортных товаров несырьевых отраслей с доказанным спросом внеш рынка на уровне лучших мировых образцов; 3)пр-мы по произ-ву импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее; 4)пр-мы произ-ва продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке. Гос финанс-е:
-50% при произ-ве прод-и, без аналогов в мире;
-40% при экспорте прод-и обрабатыв промыш-ти;
-30% при импортозамещении потребностей РФ;
-20%при удовлетв-и платежеспос-го спроса в РФ.