Диапазон воспроизводимых частот.

Здесь говорится об области частот, в чьих пределах у данной системы имеется плоская амплитудно-частотная характеристика. Говоря по-другому, может воспроизводить аудиосигнал достоверно. Как известно, органы человеческого слуха воспринимают звук, у которого частота 20 – 20000 Гц. Но звуковой сигнал имеет непростую форму. То есть имеет составляющие с разными частотами. И даже те, которые выходят за рамки слышимого диапазона. Поэтому разработчики, как акустических систем, так и усилителей для более точного воспроизведения пытаются добиться диапазона частот, который будет выходить за рамки 2 0000 Гц. Если же в системе ожидается использование сабвуфера (это когда диапазон воспроизводимых частот равен 2-250 Гц), то у остальной акустики частотный диапазон может низкочастотный интервал не охватывать. Акустическая система в противном случае должна воспроизвести весь звуковой диапазон, а это от 20 до 40000 Гц.

Тип корпуса.

При выборе акустической системы нужно обращать свое внимание на тип корпуса. Корпус бывает: со звуковым лабиринтом, с фазоинвертором, закрытого типа. Корпус закрытого типа является наиболее простым. Он к тому же улучшает у акустической системы переходную характеристику. Но присутствие замкнутого пространства сказывается на повышении частоты нижнего резонанса, а это плохо отражается на передаче пониженных частот. Большая часть современных систем акустики используют корпус с фазоинвертором.

Сам материал корпуса.

Используют, как правило, материал двух видов: дерево или пластик. Пластик является более дешевым материалом, который предлагает присутствие резонансных звучаний, а это в свою очередь не совсем хорошо имеет отражение на качестве звучания. Такое явление в деревянном корпусе снижено в значительной мере, поэтому более предпочтительное, в особенности для низкочастотного блока, чтобы корпус был изготовлен из дерева.

Тип акустики.

Еще одна немаловажная деталь – это тип акустики (полочная или напольная). При выборе напольной акустики, покупатели, как правило, могут рассчитывать на более мощный и глубокий бас, с помощью большого объема у корпуса. Но по такой же причине (благодаря объемам корпуса) намного труднее обеспечить у напольной колонки жесткость корпуса, в отличие от полочной. Для того, чтобы увеличить жесткость используются стяжки, ребра жесткости, внутренние перегородки, нужно применять очень толстый ДСП, что увеличивает стоимость и вес.

Наличие усилителя – пассивная или активная акустическая система.

Для принятия правильного решения при выборе одного или другого решения, нужно знать то, что у активной акустической системы каждая полоса частот ( это каждый динамик, фактически) усиливается отдельным усилителем. Разделительные фильтры являются активными и находятся не на выходе усилителей, а на входе.

Отсюда и появляются некоторые преимущества активной системы акустики в домашних кинотеатрах:

- легче отрегулировать активный фильтр, нежели пассивный. Поэтому он в условиях серийного выпуска обеспечивает намного лучшее качество фильтрации;
- непосредственно к усилителям подключают динамик, что дает лучшее качество звука;
- как правило, у активных систем диапазон воспроизводимых частот более широкий;
- удобство эксплуатации активных колонок повышает регулятор громкости;
- всегда пассивная акустика требует присутствие внешнего усилителя.


Советы для тех людей, которые имеют очень хороший слух или много денег.
Теперь несколько советов для любителей качественного звучания и для меломанов по выбору Хай-Фай комплектов и набору колонок с раздельным усилителем. Повторимся: домашние кинотеатры бюджетных моделей имеют в DVD встроенный ресивер при этом обеспечивая довольно нормальное качество звучания для 95% людей не имея четко выраженных аудиофильских наклонностей.

Усилитель (ресивер)

Выбирать недорогой по цене Хай-Фай усилитель (AV-ресивер - по другому) нужно, предъявив к нему 4 элементарных требования.


Во-первых:минимальная допустимая нагрузка обязаны быть 4 ома, а не 6 или 8. Вы в таком случае не будите, ограничены по допустимым со стороны АС (акустических систем) сопротивлениям нагрузки. Импеданс (АС) полное сопротивление принято указывать числом из ряда 16,8,6,4,2 Ом. Акустика чаще всего бывает 8-, 6- или 4-омная, но импеданс изменяется от частоты и может уменьшиться до одного-двух Ом (в НЧ-области обычно) или же, напротив, вырасти до 30-50 Ом. Считается, что на первом месте должна быть безопасность работы усилителя. Если по каким-либо причинам его выходной каскад выйдет из строя и появится необходимость обращения в сервисный центр, то вам могут отказать в проведении гарантийного ремонта на основании нарушения эксплуатационных правил. Поэтому будет намного правильнее, если ваш AV-ресивер или стереоусилитель «официально» будет готов к работе при минимальной нагрузке в 4 Ома, что будет косвенно означать о качественном блоке питания.
Во-вторых:размеру помещения должна соответствовать максимальная выходная мощность. К примеру, для комнаты, у которой площадь 12-15 кв. метров прекрасно подойдет величина от 30 до 50 Вт на канал. А для помещения в 20-30 кв. метров данная мощность при учете определенных условий будет немногим скромна (страсть к концертным уровням звучания, крайне чувствительная акустическая система). Чтобы не включать регулятор громкости на максимум и по этому поводу не испытывать комплексов неполноценности, не помешает запас мощности. Существует и более серьезный резон: усилитель, который работает на пределе возможностей, является потенциальным источником нелинейных искажений, которые связаны с появлением высоких гармоник, увеличивающих в свою очередь риск испортить ВЧ-динамики. Следовательно, нужно приобретать аппарат мощнее, к примеру, от 100 до 120 Вт на канал. А что же насчет колонок? Такой цифры не нужно пугаться, даже если акустическая система рассчитана на более меньшую мощность, это называется контролирование процесса.
В третьих: приличный усилитель должен иметь для всех каналов выходные винтовые клеммы, а вовсе не отверстия где имеются для кабелей пружинные защелки. Данная нехитрая деталь в конструктивном оформлении указывает на определенный уровень претензий разработчика. Все мы знаем, что при производстве массовых товаров идет счет по каждому элементу. К примеру, лицевая панель выполнена не из пластика, а из металла. Могучие радиаторы и тяжелый трансформатор выходных транзисторов служит в определенном смысле присзнаком Хай-Фай класса.
В четвертых:не всегда нужно стремиться безоговорочно, купить новую модель. Как правило, усилитель, который на складе пролежал год-два безо всякого ущерба на качестве серьезно падает в цене. После первого раза включения питания нужно на пару часов оставить аппарат без подачи сигнала, но под током, чтобы снизилась до нормы утечка электролитических конденсатов. Другое дело – устаревшая модель АВ-ресивера. Тут следует точно знать, какие вам нужны декодеры многоканального звука, а какие не нужны.

Вы недоумеваете, а как же насчет многочисленных технических параметров, которые напечатаны на последнем листе инструкции по эксплуатации мелким шрифтом? Большая часть современных усилительных систем для бюджетного класса имеет близкие характеристики, что значительно делает проще проблему выбора. Естественно, если на покупку усилителя вы желаете потратить намного больше денег, то придется намного дольше размышлять. И напоследок: некоторые детали, с виду малосущественные, могут сильно отразится на ваш выбор. К примеру, соображения эстетического плана. Нужно подумать, а нужен ли вам пульт для дистанционного управления, выход предусилителя, или вход для подключения некого проигрывателя виниловых пластинок?

Шаг 1. Основные возможностиВ головном блоке домашнего кинотеатра, построенного по любой схеме, расположен проигрыватель дисков и процессор многоканального звука.
Проигрыватели дисков могут воспроизводить как DVD, так и CD (обычные аудио и видео). Практически все проигрыватели могут проигрывать записываемые и перезаписываемые компакт-диски CD и CD-R, кроме этого многие модели воспроизводят диски с компьютерными музыкальными файлами MP3 или диски формата Blu-Ray. Некоторые модели могут воспроизводить диски, на которых записаны графические файлы JPEG - Как выбрать домашний кинотеатрэто очень удобно в том случае, когда у вас имеется цифровая фотокамера. Переписав фотографии с карты флэш-памяти на диск с помощью компьютерного CD-рекордера, вы сможете просматривать их прямо на экране телевизора.
Для воспроизведения современных цифровых форматов практически все звуковые процессоры имеют декодеры Dolby Digital и DTS. Самые же «продвинутые» комплекты оснащаются даже более современными декодерами 6.1-канального звука Dolby Digital EX и DTS ES, предназначенными для воспроизведения звука шестью колонками (с дополнительным центральным тыловым каналом).
Также почти все домашние кинотеатры имеют в своем составе цифровые тюнеры, не уступающие по своему качеству тюнерам музыкальных центров. Причем во многих моделях они весьма «навороченные», с возможностью приема радиоданных RDS и множеством дополнительных функций.
Для подключения к телевизору у большинства комплектов предусмотрены как Video, так и S-Video разъемы. Встречаются также DVD-ресиверы с компонентными видеовыходами и разъемами типа SCART. Как выбрать домашний кинотеатрДля подключения внешнего аналогового источника (например, видеомагнитофона) DVD-ресиверы оснащаются аналоговыми стереофоническими аудиовходами. Если же имеется еще и видеовход, то магнитофон не нужно будет напрямую подключать к телевизору, ограничившись лишь его присоединением по аудио и видео к домашнему кинотеатру. Для подключения цифрового источника сигнала (например, спутникового тюнера) DVD-ресиверы оснащаются цифровыми оптическими или коаксиальными входами. Если же они имеют соответствующие цифровые выходы, то появляется возможность подключить к нему цифровое записывающее устройство (мини-дисковую деку или CD-рекордер).
Шаг 2.Как выбирать?Разница в ценах на комплекты домашних кинотеатров может достигать десяти раз при одинаковой (на первый взгляд) функциональности, более того, часто дорогой аппарат обладает даже меньшим количеством возможностей. Основная часть разницы в цене объясняется как уровнем качества сборки, так и мощностью звука. Для удобства мы выделили три группы: нижний ценовой сегмент, средний и выше среднего.

Нижний сегмент
В нижнем ценовом сегменте «коробок» (до $180) трудно выделить заслуживающую внимания модель. Все они воспроизводят «пластмассово-мультимедийный» звук и имеют ограниченную поддержку форматов записи, отличных от DVD. Такие устройства стоит покупать лишь в качестве «дачного» варианта, потому что (как говорится в известной шутке): «Домашний кинотеатр в одной коробке обеспечит суперкачество. Только вот вы в эту коробку не поместитесь…»

Средний сегмент
Как выбрать домашний кинотеатрВ ценовой группе коробочных кинотеатров от $280 до $1200 есть много предложений от известных брендов. Отличие — в дизайне и фирменных «ноу-хау» каждого производителя. В данных моделях стандартом является функция караоке, а также полноценная поддержка «компьютерного» видеоформата DivX (или MPEG4). Практически все такие кинотеатры оснащены FM-тюнером, а некоторые имеют встроенный жесткий диск и поддержку протокола беспроводной связи Wi-Fi, что делает их универсальным центром домашних развлечений.

Сегмент «выше среднего»
Системы ценовой группы свыше $1200 имеют те же технические особенности воспроизведения записи, что и устройства предыдущей группы. Оставив в стороне необычные дизайнерские решения, стоит обратить внимание на возможность автоматизированной установки оборудования в домашней зоне просмотра. Самостоятельно настроить параметры звука, размещая акустику в соответствии с требованиями интерьера, достаточно сложно. На помощь придет система автонастройки звукового поля, которая в автоматическом режиме выставит соотношение усиления во всех шести каналах аудиосистемы, используя в режиме калибровки сигнал с микрофона, размещенного в зоне просмотра (например, на диване).

Сколько колонок необходимо?
Стандартная 5.1-конфигурация — не единственное решение, и возможны варианты. Некоторые производители предлагают театры, укомплектованные лишь двумя фронтальными колонками и сабвуфером. Объемный звук в этом случае обеспечивается посредством специальной обработки сигнала тыловых каналов и последующего его воспроизведения через фронтальные динамики. Как выбрать домашний кинотеатрЧто касается количества каналов, то «максимальным» форматом в ближайшие 2 – 3 года останется восьмиканальный (7.1) звук, когда к «классическому» комплекту 5.1 (два фронтальных и два тыловых канала; сабвуфер для низких частот; центральный канал) добавляются два боковых канала.
Оба формата (и 5.1, и 7.1) требуют достаточного пространства для разнесения колонок, в противном случае либо зона прослушивания будет очень небольшой, либо эффект объемного звука окажется слишком слабо выраженным. Даже для простейших вариантов 5.1 необходимо не менее 10 – 12 кв.м. свободной от лишних предметов зоны просмотра. При этом тыловые системы должны находиться как минимум в полутора метрах позади от сидячих мест. Выполнить это условие даже в достаточно просторной комнате непросто, а выделить для домашнего кинотеатра отдельное помещение большинство покупателей «коробочных» решений просто не могут себе позволить. Поэтому ощутимый выигрыш в качестве звука может дать переход на систему 2.1 (две фронтальные колонки плюс сабвуфер). Единственное условие: это должна быть не обычная стереосистема, а система 2.1 объемного звука.

Правила выбора
Итак, основные правила подбора «коробочных» решений таковы:
1. Оцените место, предназначенное для установки домашнего кинотеатра. Решите, какие колонки вам нужны — те, что можно поставить на пол, или те, которые закрепляются на стене. А может, оптимальным будет «полочный» вариант? Если места под колонки у вас мало, отдайте предпочтение 2.1-канальной конфигурации;
2. Обратите внимание на суммарную мощность системы. Имейте в виду - для комнаты, площадь которой не более 15 квадратных метров, достаточно акустической системы мощностью 50 Вт. Если размеры комнаты от 15 до 30 кв.м., то мощность должна составлять не менее 100 Вт. Для больших помещений – более 30 м², необходима акустическая система мощностью более 150 Вт.
3. Уделите особое вниманию цветовой палитре и дизайну акустической системы, так как в ближайшее время она станет незаменимой частью вашего интерьера. При этом напоминаем, что для получения более качественного звучания корпуса колонок должны быть изготовлены из дерева или, в крайнем случае, из ДСП. Если они будут изготовлены из пластика, то при прослушивании наиболее значимых динамических сцен из-за резонанса вы можете получить вместо широкого спектра звуковых эффектов банальное дребезжание колонок.
4. Если возможно, оцените качество звука приобретаемого кинотеатра на тестовой площадке. Обратите внимание на направленность фронтальных и тыловых динамиков: если она чрезмерно острая, то при просмотре фильма в большой компании обеспечить всем качественный звук будет затруднительно;
5. Оцените состав своей фильмо-фото-фонотеки: система должна поддерживать большинство используемых вами форматов;
6. Желательно приобретать домашний кинотеатр того же производителя, что и ваш телевизор: тогда для всей системы можно будет использовать один пульт ДУ;
7. Обязательно оцените возможность подключения к системе различных внешних источников сигнала.

2. DVD

Чем занять выдавшийся свободным вечер? Посмотреть телевизор? Но там, как назло, нет ничего интересного. Сходить в гости? Но на улице холодно и ветрено. А может, взять свежий DVD с фильмом и насладиться хорошим кино? Было бы неплохо, но вот беда — у вас все еще нет DVD-проигрывателя и вы смотрите кассеты на допотопном видеомагнитофоне. Значит, надо срочно обзаводиться более прогрессивным устройством. Ну а как же запись любимых телепередач, которые идут именно тогда, когда вы заняты? Как же старые видеоархивы? Все решаемо, ведь современный DVD-проигрыватель — это не обязательно только воспроизведение DVD-дисков. Есть модели, совмещенные с классическим видеомагнитофоном; устройства, способные самостоятельно записывать DVD-диски; аппараты, оснащенные жесткими дисками для записи телевизионных программ. Осталось только определиться, что вам нужно, и сделать правильный выбор.

Что такое DVD?

DVD-диск (изначально расшифровывался как Digital Video Disk — цифровой видеодиск, сейчас, учитывая весьма широкую сферу применения, как Digital Versatile Disk — цифровой универсальный диск) пришел на смену аналоговым видеокассетам. Уж больно «капризные» устройства — видеомагнитофоны. Да и качество записи заметно ниже телевизионного вещания. Разработчики DVD учли все недостатки предшественника. Сохранение видео в цифровом формате позволило существенно поднять качество; цифровая звуковая дорожка — записать многоканальный объемный, как в кинотеатре, звук; защита от копирования и разделение на региональные зоны — затруднить нелегальное копирование и распространение фильмов. Ну, а гораздо более простая механика DVD-привода положительно сказалась на надежности устройства. Так что новый цифровой носитель пришелся по душе голливудским студиям и быстро вытеснил обычные видеокассеты с новыми фильмами с полок магазинов. Некоторое время видеомагнитофоны еще «держались» за счет возможности записи программ, но с появлением относительно недорогих пишущих DVD-проигрывателей исчезло и это преимущество устаревшего формата.

Защита DVD-дисков

Поскольку основное назначение DVD — распространение новых фильмов, при разработке стандарта было предусмотрено разделение всех стран на шесть зон. Действительно, в США и Канаде (1-я зона) фильм может выйти на широкие экраны, скажем, в мае, а в июле уже появиться на полках магазинов. Но премьера в России (5-я зона) при этом запланирована только на сентябрь. Как избежать появления релиза на DVD еще до премьеры? Все очень просто: DVD-проигрыватели, продаваемые в США, позволяют проигрывать только диски 1-й зоны, а в России, — только 5-й. Пусть даже штатовский диск попадет в Россию, его все равно нельзя будет воспроизвести. Если же издатель диска не желает вводить ограничения по зонам, ему достаточно указать для диска 0-ю зону (то есть сделать диск мультизональным), и он будет спокойно читаться на любом DVD-проигрывателе.

Хорошо, а как избежать нелегального копирования дисков на видеокассеты или дублирования с помощью компьютера? Для этого цифровые данные на диске шифруются. В результате посмотреть можно, а скопировать — уже нет.

Однако, все эти ограничения достаточно легко обходятся. Если на DVD-проигрывателе установить 0-ю зону (сделать его мультизональным), он будет воспроизводить любые диски вне зависимости от их зоны. Кстати, большинство DVD-плееров, поступающих на наш рынок, сразу настроены на 0-ю зону. Технология шифрования тоже оказалась не без изъянов — есть несколько программ, дешифрующих цифровые данные и снимающих защиту. Плюс сам DVD-проигрыватель может игнорировать защиту.

Ну а если говорить о пиратских дисках, столь любимых нашими соотечественниками, они изначально лишены какой-либо защиты и сами по себе являются мультизональными.

Наши рекомендации