Принципы отбора содержания и организации учебного процесса научно-педагогической практики
Научность - отбор содержания и построение занятий в различных типах образовательных учреждений с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований дидактики;
Креативность - актуализация и стимулирование творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса;
Учет научных интересов магистрантов - практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно- исследовательским интересам магистрантов
Междисциплинарные связи
Научно-педагогическая практика является обязательным видом учебной работы
магистра, входит в раздел «М.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО.
Научно-педагогической практике предшествует изучение дисциплин
циклов ФГОС ВПО, а также курсов по выбору студентов, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Научно-педагогическая практика является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Научно-педагогическая практика базируется на изучении всех дисциплин учебного
плана. Логическая взаимосвязь научно-педагогической практики с другими частями ООП
прослеживается в наличии одинаковых терминов, в соответствующих тезаурусах, схожих
компонентов понятийно терминологических систем, единых общенаучных подходов к
решению возникающих проблем (деятельностный подход, системный анализ).
Основу содержательно-методической взаимосвязи научно-педагогической практики
с другими частями ООП составляет формирование общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечисленных в задачах
практики.
Используемые технологии
На научо-педагогической практике при проведении практических занятий и/или лабораторных работ по конкретной дисциплине магистранты используют все те образовательные и научно-педагогические технологии, которые приведены в рабочей программе дисциплины.
Используют общенаучные и специальные методы научных исследований, современные методики и инновационные технологии подготовки и проведения учебных занятий. Для подготовки и осуществления научного исследования, подготовки и проведения учебных занятий обучающиеся используют широкий арсенал программных продуктов: Adobe Photoshop, CorelDRAW, Adobe Illustrator, Power Point и другое специальное программное обеспечение.
Организация (структура и содержание) научно-педагогической практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Сроки выполнения раздела, этапа и предусмотренных заданий | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля |
Подготовительный | 2 недели | - изучение нормативных документов; - знакомство с различными видами деятельности преподавателей на кафедре; - знакомство с перечнем учебных дисциплин ООП кафедры; - анализ учебно-методической литературы по психологии. - изучение структуры и требований к составлению УМК и РУП. - изучение особенностей проведения различных учебных занятий; | коллоквиум | |
Содержательный | 7 недель | - посещение и анализ учебных занятий других магистрантов; - Анализ УМК и РУП кафедры. - обновление/ усовершенствование отдельных разделов УМК (обновление содержания, список литературы, семинарские занятия, аттестационные материалы, подбор диагностического материала для практических занятий, подбор психологических задач); - Разработка РУП нового курса по выбору, соответствующего профилю магистерской подготовки (премиальные баллы); - разработка вариантов инновационных методик преподавания дисциплин для 1-2 тем лекционных/ семинарских/ практических занятий (варианты ДИ, схемы проведения дискуссий, подбор тематических видео сюжетов и пр.) и их апробация в учебном процессе; -разработка и участие/ проведение методологического семинара для магистров на кафедре. | Анализ учебного занятия магистранта . Рецензия на РУП кафедры. . Разработка тестовых заданий или контрольных работ по 1-2 темам РУП. Материалы по проведению занятий (2 лекции и 2 семинарских/ практических занятия) с использованием инновационных технологий, интерактивных методов обучения и анализ своей педагогической деятельности. Учебно-методические рекомендации к проведению занятий по заданной теме. Пакет диагностических методик с их описанием, текстом, и ключом для обработки. Обоснование использование методики в той или иной теме РУП. Пакет психологических задач и заданий по 1-2 темам РУП. | |
Заключительный | Не позднее 2 дней с момента окончания практики | Подготовка отчета о научно-педагогической практике. | Отчет |
Организация самостоятельной работы студентов
В период прохождения практики магистрант должен ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из образовательных программ; освоить организационные формы и методы обучения на примере деятельности выпускающей кафедры; изучит современные образовательные технологии; получить практические навыки учебно-методической работы (подготовка учебного материала по требуемой тематике к лекциям и семинарам, использование информационных технологий обучения, использование интерактивных методов обучения, разработка/усовершенствование отдельных разделов УМК, разработка РУП новых курсов по выбору, создание аттестационных материалов); изучить учебно-методическую литературу; принять участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку; посещать и участвовать в анализе занятий, проводимых другими магистрантами; участвовать в разработке и проведении тематических методологических семинаров.
Целесообразно за каждым магистрантом закрепить одну дисциплину (РУП или УМК), а также составить индивидуальный план или дневник научно-педагогической практики магистра с указанием этапов, сроков проведения и вида отчетных документов. (Приложение 1).
По итогам прохождения практики проводится заключительная конференция, где магистранты кратко излагают отчет о прохождении практики, представляют собственные наработки для «методической копилки» кафедры, демонстрируют фрагменты использования информационных технологий в обучении. Также зачитываются отзывы научных руководителей о работе магистрантов на НПП. Обсуждаются предложения об усовершенствовании проведения и содержания НПП.
При оценке работы магистранта в период практики научный руководитель исходит из следующих критериев:
● общая систематичность и ответственность работы в ходе практики;
● степень личного участия, самостоятельности и инициативности магистранта;
● качество подготовки и проведения занятий;
● уровень профессиональной культуры и этики;
● своевременная подготовка документов отчетности;
● качество оформления и содержательная полнота отчетных документов.